Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:50, дипломная работа

Краткое описание

Общая характеристика объекта практики………………………………..……….
Организационная структура предприятия…………………………………….….
Организация ведения бухгалтерского учета на предприятии...............................
Структура бухгалтерского аппарата предприятия……..…………………………
Форма организации бухгалтерского учета в организации………………………..
Схема документирования хозяйственных операций……………………………..
Способы наблюдения, измерения и регистрации хозяйственных операций……
Оформление первичных учетных документов……………………………………
Процессы обработки учетной информации……………………………………….
Техническая обработка учетной информации на предприятии………………….
Обработка и группировка учетных данных с помощью вычислительной техники……………………………………………………………………………….
Содержание учетных регистров……………………………………………………
Программы регистрации и обработки бухгалтерских данных…………………..
Автоматизированное рабочее место бухгалтера………………………………….
Организация и проведение инвентаризации………………………………………

Оглавление

Введение.................................
Глава 1. Государственное регулирование экономики..............................
1.1. Понятие «государственное регулирование экономики», его объекты, цели и средства............................
1.2.Модели государственного вмешательства в экономику...........
Глава 2. Цена и ценообразование как объект государственного регулирования экономики..............................
2.1. Понятие цены, ее функции.......................
2.2. Государственное регулирование в области ценообразования.......
2.3. Формы и методы воздействия государства на цены...........
Глава 3. Опыт развитых стран........................
3.1.Ценовая политика развитых стран....................
3.2. Роль государственного регулирования в процессах глобализации и интеграции экономик развитых стран....................
Заключение

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ3.docx

— 160.05 Кб (Скачать)

Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка. Мировые цены представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. В советской практике мировые цены имели крайне ограниченное применение, так как на внутренних рынках действовали только государственные цены на импортные товары, а хождением иностранной валюты было запрещено. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. По мере становления рыночных отношений в России цены на российских рынках приобрели тенденцию приближаться к мировым, что вызвало рост себестоимости и неконкурентоспособность многих отечественных товаров.

Ну и особую категорию цен представляют цены неофициального, так называемого черного или теневого рынка. Чаще всего это цены на запрещенные в открытой продаже товары либо на дефицитные товары, по разным причинам отсутствующие в данный момент в свободной продаже.

1.6. Методы ценообразования

Рассмотрим три метода установления цен (рис. 4). При методах, основанных на издержках, определяют затраты, а затем добавляют наценку или расчетную норму прибыли и устанавливают цену. При методах, ориентированных на спрос, определяют потребительский спрос при различных уровнях цен и устанавливают цены на уровне, оптимизирующем прибыль. При методах, ориентированных на конкуренцию, цены основаны на действиях конкурентов, при этом нередко придерживаются ценовых стратегий конкурентов, а цены устанавливают на определенный процент выше или ниже цен конкурентов.

Рис. 4. Методы установления цен


 

Как видно из (рис. 4), методы ценообразования, ориентированные на издержки, используются в 50% случаев. Это обусловлено следующими причинами:

  1. данные методы просты - после определения издержек к ним добавляют некоторый процент или норму прибыли.
  1. методы менее рискованны, ибо основаны на известном факторе - затратах. Альтернативный подход - основанный на потребительском спросе - сопряжен с большей неопределенностью, так как прогнозы спроса часто ненадежны.

  1. методы, ориентированные на издержки, способствуют установлению более стабильных во времени цен, потому что основаны на внутренних факторах предприятия - расходах на рабочую силу и доступности материалов.

Но эти преимущества свидетельствуют также о принципиальных недостатках методов, основанных на издержках, поскольку игнорирование потребительского спроса может привести к установлению цены на нереальном уровне. Основываясь исключительно на затратах, производитель, имеющий высокие издержки, рискует установить цены на свои товары выше, чем конкуренты. И наоборот, при низких издержках цены могут оказаться намного ниже тех, которые готовы платить потребители.

Методы, основанные на издержках (затратный подход), можно применять в отраслях со стабильными покупательским спросом и конкуренцией. В этих случаях можно ориентироваться на издержки, уровень прибыли и сумму косвенных налогов в цене.

Чаще всего применяют два метода ценообразования на основе издержек – метод на основе надбавки к себестоимости и метод целевой рентабельности.

Модели ценообразования, ориентированные на издержки.

Любое предприятие должно иметь упорядоченную методику установления цен на продукцию. Основной методический прием состоит в расчете базисного уровня цены и обоснования отклонений (скидок-надбавок), учитывающих цели экономической стратегии предприятия.

На практике используют три основных подхода к определению цены на продукцию и услуги предприятия:

    • затратный подход;
    • ценообразование с ориентацией на спрос;
    • ценообразование с ориентацией на конкуренцию.

Наиболее широко применяется для расчета цены затратный подход, который основан на возмещении изготовителю затрат на производство и реализацию продукции и получении минимальной прибыли:

,

где С – затраты на производство и реализацию одного изделия (себестоимость), р.;

П – прибыль в цене изделия, р.;

НК – сумма косвенных налогов в цене изделия, р.

Затраты на производство и реализацию изделия можно устанавливать различными методами. Традиционно они принимаются равными полной себестоимости изделия (метод полных издержек). Однако, если речь идет об увеличении выпуска продукции, цена на дополнительную продукцию может устанавливаться не на основе ее полной себестоимости (включающей переменные и условно-постоянные расходы), а лишь на части себестоимости - переменных расходах (метод предельных издержек).

Прибыль определяется исходя из норматива рентабельности, принятого предприятием. Обычно она рассчитывается в процентах от полной себестоимости изделия. Но может рассчитываться и по отношению к заработной плате, прямым материальным затратам в себестоимости и другими методами.

Иногда государство регулирует величину прибыли в цене, устанавливая прямые или косвенные ограничения на рентабельность продукции. Косвенные ограничения могут вводиться через систему налогообложения прибыли. Например, предусматривается резкое увеличение ставки налога при превышении показателем рентабельности определенного уровня.

Косвенные налоги в цене изделия в настоящее время имеют форму налога на добавленную стоимость и акциза. В общем случае косвенные налоги могут принимать и другие формы: налога с оборота, с продаж и другие.

Затратная модель является наиболее распространенной, простой и универсальной из всех моделей ценообразования. Ее основой является реальная величина, характеризующая затраты на производство и реализацию изделия. Затратная модель используется для определения нижнего предельного уровня цены, ниже которого производителю не выгодно продавать изделие.

Для определения верхнего предельного уровня цены изделия (лимитной цены) используются следующие модели:

а) модель, учитывающая экономическую эффективность изделия:

,

где - цена базового изделия,

Э - экономический эффект от замены базового изделия новым,

a - доля экономического эффекта, включаемая в цену изделия (0<a<1).

Базовое - это изделие-аналог, выполняющее ту же функцию, что и новое изделие.

Экономический эффект рассчитывается по любой методике, согласованной между продавцом и покупателем. Доля эффекта, включаемая в цену, также устанавливается по соглашению продавца и покупателя.

Эту модель целесообразно применять для установления цены на новую высокоэффективную продукцию производственно-технического назначения.

б) метод, учитывающий технический уровень изделия:

,

где КТУ - коэффициент технического уровня.

Это величина, характеризующая относительное изменение характеристик нового изделия по сравнению с базовым. Единого метода расчета этого коэффициента не существует. Часто он рассчитывается по формуле:

,

где  Хi ,  Хбi - значение i-той характеристики соответственно нового и базового изделия;

ai - весовой коэффициент, характеризующий относительную важность i-ой характеристики.

Состав характеристик и значения весовых коэффициентов устанавливаются экспертными методами. Весовые коэффициенты должны быть положительными, а их сумма равняется единице.

Эту модель целесообразно использовать в том случае, когда характеристики нового изделия существенно повышаются по сравнению с базовым.

Существуют различные модификации рассмотренных моделей цены. На практике также используются и другие виды моделей - статистические, балльные и другие.

В процессе  ценообразования рассмотрены, и другие модели они используются в комплексе. Нижний уровень - минимальное значение цены устанавливается затратным методом. Верхний уровень - максимальное значение цены определяется эффективностью использования продукции у потребителя, платежеспособным спросом, другими факторами. Для его расчета может использоваться, в частности, модель ценообразования, учитывающая технический уровень или экономическую эффективность изделия. Реальная (договорная) цена должна, как правило, находиться между верхним и нижним пределами.

Ценообразование с ориентацией на спрос не всегда успешно применяется на практике. Спрос сложнее определить и выразить в количественных показателях по сравнению с затратами. Поэтому на практике обычно анализируется изменение спроса на продукцию за прошедшие периоды и на этой базе строится прогноз цены. При определении цены на новую продукцию, достоверное представление о кривой спроса по которой отсутствует, предприятие анализирует спрос на  аналогичную продукцию. Оценка спроса ведется обычно при помощи статистических методов, а также путем проведения опросов, интервью.

Ценообразование с ориентацией на конкуренцию принято обычно среди крупных производителей, которые приглашаются к участию в торгах на поставку определенных видов изделий. Предложения на тендеры с указанием наименьшей цены предприятия-поставщики представляют заранее в запечатанном конверте к определенному сроку. Такая форма представления цены необходима для соблюдения условий и правил добросовестной конкуренции. Победитель тендера - предприятие, предложившее минимальную цену поставки изделия, не имеет права увеличивать первоначальную цену. Поэтому при установлении наименьшей цены предприятия основываются на собственных затратах и анализе возможностей конкурентов.

1.7. Корректировка базисных цен

При формировании ценовой политики предприятия обычно выделяют два этапа:

1 этап – Определение базисной цены, то есть цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов.

2 этап – Корректировка базисной  цены.

Необходимость корректировки базисных цен определяется:

- обеспечением приспособления  предприятия к меняющимся условиям  рынка (пассивная ценовая политика);

- возможностью активного воздействия  на рынок, завоеванием лидерства  по показателям доли рынка, качеству  товара (активная ценовая политика).

Цель корректировки - установление цен, позволяющих в максимальной степени достичь цели экономической политики (стратегии и тактики) предприятия на рынке. В практике предприятий, функционирующих в условиях конкурентного рынка, широко распространен метод ценообразования (метод корректировки базисных цен), заключающийся в установлении скидок-надбавок к базисным ценам.

Скидки-надбавки устанавливаются предприятием в зависимости от качества товара, конкурентного статуса фирмы на рынке, целей ценовой политики. Они могут быть явными и скрытыми. В последнем случае имеет место ценовая дискриминация.

В странах с развитыми рыночными отношениями предприятия используют множество видов скидок-надбавок. В их числе:

1. Скидки-надбавки за изменение  качества товара по сравнению  с базисным уровнем (качеством  товара, установленным в прейскуранте). Как правило, это открытые (явные) скидки-надбавки, но иногда они принимают вид скрытых. Примером последнего может быть продажа заинтересованным лицам товара высшего качества по цене низшего.

В отдельных, определенных ранее случаях скидки-надбавки в зависимости от качества могут быть реализованы в виде стратегии «снятия сливок»;

2. Скидки-надбавки за условия  поставки и размер партии продукции. Оптовому покупателю могут представляться  льготы в виде коммерческого  кредита (отсрочки платежа), прямого  снижения цены, скидки по транспортным  расходам и другие. Крупные партии товаров и прямые (кооперированные) поставки могут реализовываться по договорным ценам. Величина последних составляет коммерческую тайну предприятия.

Величина скидок-надбавок непосредственно зависит от ценовой эластичности товара. Предельным вариантом скидок с целью увеличения объема продаж является «стратегия прорыва»;

3. Корректировка по уровню рыночных  цен на аналогичные товары  принципиально сходна с корректировкой  по уровню качества и условиям  поставки. Отличия заключаются в  том, что фирма учитывает политику  конкурентов в отношении «скидок-надбавок». Корректировка по уровню цен  конкурентов может выражаться  скидкой или надбавкой в зависимости  от ценовой политики предприятия. Как уже отмечалось, учет уровня цен на аналогичные товары необходим во всех решениях по ценообразованию;

4. Скидки-надбавки на продукцию, изготавливаемую по индивидуальным  заказам, учитывают дополнительные  издержки (экономию) в связи с  отклонениями от стандартного  качества и условий поставки  товара. В состав дополнительных  издержек включаются затраты  на проведение НИОКР;

5. Скидки-надбавки за имидж (торговую  марку) фирмы. Фирмы-лидеры могут  использовать надбавки, поскольку  при прочих равных условиях  имидж фирмы ассоциируется у  потребителя с более высоким  качеством. Аутсайдеры рынка вынуждены  для обеспечения конкурентоспособности  товара снижать цены по сравнению  с ценами лидера на товар  того же качества.

6. Скидки-надбавки за условия  оплаты: при полной предварительной  оплате – максимальная скидка, но если товар берется на  реализацию – цена его выше  на стоимость кредитных ресурсов  за предоставленный товарный  кредит.

7. Скидки за бизнес-партнерство  предоставляются в том случае, когда предприятия являются партнерами  по производству или р6еализации  продукции в течение длительного  периода, например, более 3-х лет.

 

Глава 2. Предприятие как элемент рыночной экономики.

 

Функционирование предприятия в условиях рыночной экономики определяется, с одной стороны объективно действующими законами рынка (законы спроса и предложения, закон убывающей доходности и др.), с другой – устанавливаемыми  государством мерами и нормами правового регулирования и контроля. Правовые нормы регулируют отношения между предприятиями, и их отношения с государством. Уровень вмешательства государства в экономику  существенно различается в разных странах  в зависимости от историко-национальных традиций, политической системы и от особенностей социально-экономического положения страны.

Информация о работе Государственное регулирование экономики