Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:50, дипломная работа

Краткое описание

Общая характеристика объекта практики………………………………..……….
Организационная структура предприятия…………………………………….….
Организация ведения бухгалтерского учета на предприятии...............................
Структура бухгалтерского аппарата предприятия……..…………………………
Форма организации бухгалтерского учета в организации………………………..
Схема документирования хозяйственных операций……………………………..
Способы наблюдения, измерения и регистрации хозяйственных операций……
Оформление первичных учетных документов……………………………………
Процессы обработки учетной информации……………………………………….
Техническая обработка учетной информации на предприятии………………….
Обработка и группировка учетных данных с помощью вычислительной техники……………………………………………………………………………….
Содержание учетных регистров……………………………………………………
Программы регистрации и обработки бухгалтерских данных…………………..
Автоматизированное рабочее место бухгалтера………………………………….
Организация и проведение инвентаризации………………………………………

Оглавление

Введение.................................
Глава 1. Государственное регулирование экономики..............................
1.1. Понятие «государственное регулирование экономики», его объекты, цели и средства............................
1.2.Модели государственного вмешательства в экономику...........
Глава 2. Цена и ценообразование как объект государственного регулирования экономики..............................
2.1. Понятие цены, ее функции.......................
2.2. Государственное регулирование в области ценообразования.......
2.3. Формы и методы воздействия государства на цены...........
Глава 3. Опыт развитых стран........................
3.1.Ценовая политика развитых стран....................
3.2. Роль государственного регулирования в процессах глобализации и интеграции экономик развитых стран....................
Заключение

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ3.docx

— 160.05 Кб (Скачать)

Регулирование цен по величине может также проводиться путем утверждениям  государственными  органами предельного  уровня рентабельности (прибыльности), что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или к цене должно превосходить заданного уровня. Ограничения по уровню рентабельности и декларирование себестоимости обычно вводятся для предприятий-монополистов. В отдельных случаях задается, допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной, базисной.

Отметим, что жесткое воздействие государственных органов на цены посредством регулирования осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в рыночной экономике. Чаще всего в условиях экономики рыночного типа регулирование распространяет сферу своего действия на товары и услуги, имеющие огромное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости).

Договорные цены – это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные рыночные цены формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке.

Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободную рыночную или равновесную цену как цену равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.

Свободные рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на монопольные и демпинговые.

Монопольная цена – это рыночная цена, складывающаяся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Так, в период либерализации цен некоторые крупные российские коммерческие структуры в условиях естественного монопольного положения на рынке устанавливали цены на свою продукцию значительно выше среднего уровня. Монопольные цены используются для извлечения дополнительной прибыли.

Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

Демпинговая цена – это рыночная цена, сознательно заниженная одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся уровнем рыночных цен. Используется как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объемов продаж. К критериям определения демпинговых цен можно отнести цены ниже издержек производства.

Дифференциация цен по стадиям ценообразования.

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены на последующей стадии.

По стадиям ценообразования цены могут быть классифицированы на четыре вида:

  • цена нетто предприятия;
  • отпускная цена предприятия;
  • оптовая цена торгово-закупочной организации;
  • розничная цена торговой организации.

Рассмотрим структуру каждой из них.

 

Рис.1. Структура отпускной цены предприятия

Элементы цены

Себестоимость

Прибыль

Акциз

НДС


 

 

 

 

Цена-нетто формируется на стадии производства товара (услуги), носит промежуточный характер и призвана компенсировать затраты производителя продукции (услуги) на производство и реализацию. Цена-нетто обеспечивает планируемую предприятием прибыль. По ценам-нетто продукция не реализуется.

Отпускная цена включает помимо цены-нетто косвенные налоги – акцизы и налог на добавленную стоимость. Отпускные цены обеспечивают начисление косвенных налогов, составляющих важнейшие статьи доходов федерального бюджета.

Оптовые цены формируются на стадии посредничества и обеспечивают необходимые финансовые условия для финансирования посреднического звена, т.е. это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю. Оптовые цены торгово-закупочной организации – цены, по которым предприятия-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям. В их состав включается отпускная цена предприятия (рис. 1), издержки и прибыль торгово-закупочной организации и косвенные налоги. Издержки и прибыль торгово-закупочной организации составляют величину одноименной надбавки (рис.2).

 

Рис.2. Структура оптовой цены торгово-закупочной организации.

 

Элементы цены

Отпускная цена предприятия

Издержки торгово-закупочной организации

Прибыль торгово-закупочной организации

НДС
 
Надбавка торгово-закупочной организации
Оптовая цена торгово-закупочной организации

Розничные цены – это цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям (населению, предприятиям, организациям). По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления – населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям.

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли (рис.3).

 

 

Рис.3 Структура розничной цены торговой организации

 

Элементы цены

Оптовая цена торгово-закупочной организации

Издержки организации розничной торговли

Прибыль организации розничной торговли

НДС

 

Наценка торговой организации

Розничная цена продукции


Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако, в принципе термин «закупочные цены» может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.

Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие, как уже было упомянуто, виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, тарифы грузового и пассажирского транспорта.

Дифференциация цен по характеру ценовой информации.

Дифференциация цен по характеру ценовой информации строится на учете специфики этой информации. Различают цены:

  • цена фактических сделок;
  • аукционная цена;
  • биржевая цена;
  • справочная цена.

Цена фактических сделок содержит информацию о реальных ценах купли-продажи товаров (услуг) на рынке. Цены фактических сделок в большинстве случаев выступают в качестве надежного индикатора реального состояния того или иного рынка товаров или услуг. По способу установления цены фактических сделок подразделяются на твердые, с последующей фиксацией и подвижные (скользящие) цены.

Твердые цены фактических сделок устанавливаются в момент оформления контракта и не изменяются в течение всего срока его действия.

Подвижные (скользящие) цены фактических сделок определяются в момент заключения контракта, но при этом делается оговорка о их пересмотре. Подвижные цены применяются в основном в долгосрочных контрактах на поставку товаров и при неустойчивости конъюнктуры рынка этих товаров, а также в условиях высокой инфляции.

Аукционные цены информируют участников рынка о возможностях покупки или продажи товаров на аукционе. В качестве начальной цены может быть принята конечная цена предыдущего аукциона. Уровень стартовой цены содержит информацию о стоимости и качестве товара, соотношения конкретных сил продавцов и покупателей. Аукционные цены играют ключевую роль на рынках пушно-меховых изделий, драгоценных камней, антиквариата.

Биржевые цены содержат информацию о результатах биржевых торгов. Цены биржевой торговли информируют о состоянии спроса и предложении на данный товар. Цены биржевой торговли распространяются в основном на массовые сырьевые и продовольственные товары. К ним относятся зерновые и масличные культуры, цветные металлы, лесное сырье и другие.

Справочные цены информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителя (продавца). Носят ориентировочный характер и могут заметно отличаться от цен фактических сделок.

Наряду с охарактеризованными выше основными видами цен в экономической практике применяется ряд других групп цен, выделяемых по самым разнообразным признакам.

В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях, наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как их иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен под влиянием инфляции.

Иногда применяют реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравнимые) цены, то есть цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе. С этой целью устанавливается отношение цен. Чаще всего определяется отношение цен взаимозаменяемых товаров, именуемых субститутами.

В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто определяется предельный уровень таких новых цен в виде лимитных цен.

Применительно к объектам строительной индустрии на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов затрат на создание и оснащение. Такую цену принято называть сметной стоимостью, так как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта.

В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, – ожидаемыми.

Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. В условиях государственного ценообразования прейскурант, ценник был основным первичным ценовым законодательным документом. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом.

В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, смысл и назначение которых ясны из их названия. Любопытно, что согласно экономической теории, исповедовавшейся в советский период российской истории, считалось, что при государственно-плановой системе хозяйствования величина государственных цен, составлявших подавляющее большинство всего ценового арсенала, определяется государственными планами, то есть в хозяйстве действуют плановые цены. В действительности цены не устанавливались планами, а были объектом оперативного управления со стороны государственных органов ценообразования. В то же время государственные планы экономического и социального развития составлялись на определенной ценовой базе, которая была скорее прогнозно-аналитической, чем плановой. Несомненно, что и в экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес - проекты, бизнес-планы, планы фирм, индикативные государственные планы-прогнозы.

Информация о работе Государственное регулирование экономики