Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:50, дипломная работа

Краткое описание

Общая характеристика объекта практики………………………………..……….
Организационная структура предприятия…………………………………….….
Организация ведения бухгалтерского учета на предприятии...............................
Структура бухгалтерского аппарата предприятия……..…………………………
Форма организации бухгалтерского учета в организации………………………..
Схема документирования хозяйственных операций……………………………..
Способы наблюдения, измерения и регистрации хозяйственных операций……
Оформление первичных учетных документов……………………………………
Процессы обработки учетной информации……………………………………….
Техническая обработка учетной информации на предприятии………………….
Обработка и группировка учетных данных с помощью вычислительной техники……………………………………………………………………………….
Содержание учетных регистров……………………………………………………
Программы регистрации и обработки бухгалтерских данных…………………..
Автоматизированное рабочее место бухгалтера………………………………….
Организация и проведение инвентаризации………………………………………

Оглавление

Введение.................................
Глава 1. Государственное регулирование экономики..............................
1.1. Понятие «государственное регулирование экономики», его объекты, цели и средства............................
1.2.Модели государственного вмешательства в экономику...........
Глава 2. Цена и ценообразование как объект государственного регулирования экономики..............................
2.1. Понятие цены, ее функции.......................
2.2. Государственное регулирование в области ценообразования.......
2.3. Формы и методы воздействия государства на цены...........
Глава 3. Опыт развитых стран........................
3.1.Ценовая политика развитых стран....................
3.2. Роль государственного регулирования в процессах глобализации и интеграции экономик развитых стран....................
Заключение

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ3.docx

— 160.05 Кб (Скачать)

На рубеже XIX и XX вв. сформировалась неоклассическая экономическая теория, составляющая основание современной экономической науки. Она использует общий подход, методы и инструменты маржиналистской экономической теории XIX века и вместе с тем опирается на методологические и теоретические основы. Происходит отказ от классической теории, так как в основном она бала аналитической, и стремилась изучить сущность экономических явлений их внешние проявления. Экономическая мысль XX века пошла по пути изучения взаимосвязи и взаимодействия экономических явлений. В отличие от классиков неоклассическая школа выдвинула в центр исследований законы ценообразования и взаимосвязь спроса и предложения.

Леон Вальрас (1834—1910), первый автор, создавший теорию общего равновесия, писал, что механизм конкуренции на рынке - это практическое решение проблем обмена с помощью понижения или повышения цен. Если равновесие достигнуто, то оно стабильно. Отсутствие равновесия приводит к повышению цен на товары, предложение которых выше спроса. Продавцы и покупатели сравнивают свои запросы до того, как начинается обмен. Эта информация приходит к организатору рынка (оценщику), который проводит расчет цены равновесия. Все другие способы организации промышленности, помимо свободной конкуренции, — регламентация, тарифы, монополия - менее результативны.

Альфред Маршалл (1842—1924) — одна из наиболее выдающихся личностей в истории экономической мысли. Его работа связана с создание неоклассического направления в экономической теории, выделяет идею экономической свободы, а не конкуренции, от определения которой он воздерживается: «Система экономической свободы, вероятно, предпочтительнее, одновременно с точки зрения материальной и с точки зрения морали, для тех, кто здоров телом и духом». Он считает, что цена в ситуации равновесия устанавливается соотношением спроса и предложения. Рыночное равновесие Маршалл рассматривает как равенство цен предложения и спроса, вводя в экономическую науку категорию «равновесная цена», которая представляет собой точку пересечения кривых спроса (предельной полезности) и предложения (предельных издержек).

Вначале XX века ученые-экономисты, активизировав анализ усилившихся монополистических тенденций в экономике, обрели статус лидеров концепций социального контроля над экономикой, осуществляемого разнообразными методами. Их теории положили начало новому направлению экономической мысли, которое ныне принято называть социально-институциональным, или просто институционализмом.

Институционализм — это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Сформулируем некоторые отличительные особенности институционализма.

Во-первых, экономическая наука не должна заниматься чисто экономическими отношениями. Важно учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: правовых, социальных, психологических, политических. Правила государственного управления представляют не меньший, а возможно и больший интерес, нежели механизм рыночных цен.

Во-вторых, следует изучать не столько функционирование, сколько развитие, трансформацию капиталистического общества. Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы. Проблема безработицы становится, прежде всего, проблемой структурной несбалансированности, и здесь все больше проявляется взаимосвязь экономики и политики.

В-третьих, надо отказаться от анализа экономических отношений с позиций, так называемого экономического человека. Нужны не разрозненные действия отдельных членов общества, а их организация. Против диктата предпринимателей необходимы совместные, скоординированные действия, которые призваны организовать и проводить профсоюзы и государственные органы. Государству надлежит взять под свою опеку экологию, образование, медицину.

Наиболее видным представителем “регулируемого” капитализма является экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1846). В чем суть концепции, предложенной Кейнсом?

Во-первых, ее именуют теорией эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

Во-вторых, это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.

В-третьих, это теория, согласно которой государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента (ссудного, банковского) либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может.

 

1.3 Государственное регулирование понятие, роль, методы воздействия.

Государственное регулирование рынка и цен — это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей, не способных пока на равных противостоять экспансии на рынок зарубежных производителей аналогичной продукции.

Государственное регулирование цен можно рассматривать как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики, особое значение которого проявляется по следующим направлениям:

• поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращение монополизации;

• борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен;

• проведение социально ориентированной политики цен;

• обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен.

Таким образом, на макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы и концепции политики цен, а также законодательного и нормативного их обеспечения.

Наряду с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия государства на цены включают в себя: контроль над уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование цен осуществляется с помощью сочетания прямых и косвенных форм и методов.

Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования означает участие государства в лице его административных органов в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установлении определенных правил ценообразования.

В настоящее время все цены, как свободные, так и регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями. Государственное воздействие на их уровень и структуру осуществляется путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Так, государственные органы управления определяют состав затрат, учитываемых в себестоимости продукции (Налоговый кодекс РФ, гл. 25), и расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливают нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

К методам прямого вмешательства государства в процесс ценообразования можно отнести следующие.

1. Замораживание цен (общее, на отдельные группы товаров  или отдельные товары), временный  или частичный запрет на изменение  цен.

Такой подход применяется при сильной инфляции для стабилизации уровня цен.

2. Установление фиксированных  цен и тарифов, решение о введении  которых принимается соответствующими  органами власти. Субъекты ценообразования (предприятия и организации) в  случае введения таких цен  обязаны реализовывать свою продукцию  или услуги по ценам, не превышающим  по своему уровню установленных  фиксированных цен.

3. Установление предельных  цен или коэффициентов, пределов  возможного изменения (роста) цены  за определенный период времени  или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься.

4. Установление предельного  норматива рентабельности. В этом  случае при расчете цены в  ее состав включается прибыль  в размере не больше норматива, размер которого может дифференцироваться  по отраслям и видам продукции. Этот метод применяется при  регулировании цен на продукцию  предприятий-монополистов. Цены на  продукцию, по которой фактическая  рентабельность превышает установленный  уровень, должны быть снижены.

5. Установление фиксированных  цен или предельных размеров  снабженческо-сбытовых и торговых  надбавок, наценок, скидок. Органам  исполнительной власти на местах  разрешено устанавливать предельные  уровни снабженческо-сбытовых и  торговых надбавок на некоторые  виды продукции (лекарственные препараты  и медикаменты, детское питание) и наценок на продукцию собственного  производства (в школьных буфетах  и столовых) на соответствующей  территории и определять порядок  их установления и применения.

6. Декларирование цен. По  решению органов исполнительной  власти может быть введено  декларирование цен (оптовых или  отпускных) на отдельные виды  продукции. В этом случае все  предприятия, производящие данную  продукцию, обязаны представить  в органы ценообразования декларации  об уровне цен для заявительной  регистрации. В свою очередь, органы  ценообразования должны или принять  решение о регистрации цены, либо  отказать в ее регистрации, либо  принять решение об обоснованном  изменении указанной цены.

7. Установление рекомендательных  цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый  уровень, то может применяться  прогрессивное налогообложение  прибыли, полученной от реализации  продукции по завышенным ценам. Такой метод применяется в  некоторых странах (США, Япония).

В целом, защитные меры государства по сдерживанию роста цен могут осуществляться в форме установления правительством верхних пределов цен или прибылей, замораживания цен, установления определенного порядка формирования цен. Для недопущения снижения цен могут устанавливаться минимальные цены, определяться минимально допустимый уровень прибыли, виды затрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен может осуществляться через изменение учетной ставки банковского процента, уровня минимальной заработной платы, проведение определенной налоговой политики и политики доходов. Государство может влиять на цены через сферу денежного обращения, принятие и применение антимонопольных законов путем воздействия на баланс спроса и предложения, а также разработкой эффективной системы таможенных тарифов и пошлин и другие.

Таким образом, в число методов косвенного воздействия государства на цены можно включить:

• регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной заработной платы и разработка системы оплаты труда бюджетников);

• регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию (льготное налогообложение);

• разработку системы мер, способствующих расширению товарного предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя);

• создание условий для развития конкуренции и ограничения монополизации рынка;

• государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест;

Государственное регулирование цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях – в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики и ослабевает по мере выхода страны из кризиса.

Информация о работе Государственное регулирование экономики