В странах с динамичной, сбалансированной
рыночной экономикой цены регулируются
в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной
и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации
экономики сфера государственного регулирования
сокращается и происходит постепенный
переход к свободному ценообразованию.
Как только на рынке создаются
условия для конкуренции, государственное
регулирование цен зачастую отменяется.
Значительное влияние на уровень
и динамику цен оказывает налоговая система.
От размера налогов напрямую зависит динамика
цен и темпы инфляции. Чем выше налоги,
тем быстрее растут цены, тем шире инфляционный
размах. Любой производитель старается
перенести налог через цену товара на
потребителя. Одновременно государство,
получая большие доходы, увеличивает и
свои расходы. Отсюда для того, чтобы снизить
инфляцию, замедлить рост цен, государство
должно уменьшать налоговые ставки.
Прямые методы контроля за ценами
должны не противопоставляться косвенным,
а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная
политика и связанные с ней меры по косвенному
воздействию на процессы ценообразования
в этом случае дополняются непосредственными
прямыми методами государственного регулирования.
Государство путем установления определенных
режимов движения цен, при помощи «замораживания»
или «блокирования» их на определенном
уровне, посредством контроля над отдельными
статьями издержек производства вмешивается
в решения предприятий и фирм относительно
уровня цен на продукцию.
Эффективность различных методов
установления цен зависит от правильного
выбора условия для их применения. Получивший
распространение в нашей экономике метод
регулирования цен через уровень рентабельности
к издержкам производства практически
не используется в мировой практике, так
как предприятия не заинтересованы в снижении
издержек производства. В то же время уровень
цен за рубежом регулируется через ограничения
получения повышенной рентабельности
на вложенный капитал.
Эффективность государственного
регулирования цен во многом зависит от
его взаимодействия с другими мерами воздействия
на экономику. Так, блокирование цен, введение
фиксированных цен, изменение налоговых
ставок на прибыль, как правило, должны
сочетаться с регулированием заработной
платы.
Как уже отмечалось, одним из
важных направлений государственного
регулирования цен является контроль
за ценами на продукцию предприятий-монополистов.
При этом государственное регулирование
цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами,
введено с целью предупреждения, ограничения
и пресечения нарушений государственной
дисциплины цен и злоупотреблений, связанных
с доминирующим положением товаров на
рынке.
Предприятия-монополисты контролируются
в части соблюдения ими существующих правил
ценообразования и обоснованности получения
прибыли по той номенклатуре товаров,
по которой данные предприятия являются
монополистами.
При этом контроль осуществляется
федеральными или местными органами, на
которые возложены функции регулирования
цен и контроля за их применением. Продукция,
по отношению к которой применяется государственное
регулирование цен, реализуется предприятиями-монополистами
по регулируемым ценам. На остальную продукцию,
товары и услуги устанавливаются свободные
рыночные цены. При нарушении предприятиями-монополистами
антимонопольного законодательства, выражающемся
в необоснованном завышении свободных
цен на свою продукцию, в отношении их
товаров применяется государственное
регулирование цен.
В тех случаях, когда предприятия-монополисты
допускают нарушение государственной
дисциплины цен, к ним применяются меры
экономического и административного воздействия,
предусмотренные Законом РФ «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках». К таким мерам относятся
перечисление в доход бюджета полученной
от завышения цен и тарифов прибыли, а
также штрафы в тех же размерах.
Регулирование цен государством
в России за последние годы было введено
по продукции, которая в конечном счете
определяет общий уровень и динамику цен,
а также по отдельным социальным товарам
и услугам. Цены же на товары, не являющиеся
предметами первой необходимости, например,
меха, ковры, хрусталь, драгоценные металлы,
видеомагнитофоны и др., даже при их монопольном
производстве формируются только исходя
из реального спроса без каких-либо ограничений
их уровней рентабельности и цен.
В Российской Федерации разработан
и действует определенный порядок применения
экономических санкций за нарушение государственной
дисциплины цен, направленный на строгое
соблюдение всеми предприятиями России
действующего законодательства и других
нормативных документов по ценообразованию.
Так, к предприятиям, допустившим при реализации
продукции, товаров и услуг нарушения
государственной дисциплины цен и получившим
в результате этого излишние суммы, применяются
экономические санкции, заключающиеся
в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли
предприятий в доход бюджета. В таком же
размере с предприятия дополнительно
взыскивается штраф.
К нарушениям государственной
дисциплины цен, в частности, относятся:
- завышение регулируемых государством
цен и тарифов на товары и услуги, в том
числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности,
предельных коэффициентов повышения цен
и тарифов;
- завышение установленных надбавок
(наценок) к ценам и тарифам, начисление
непредусмотренных надбавок, а также сокрытие установленных скидок;
- применение свободных оптовых
(отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок,
не согласованных с потребителями в установленном
порядке;
- завышение цен на продукцию,
по которой из-за конструктивных или технологических
недостатков не достигнуты потребительские
свойства, принятые при согласовании их
уровня.
Контроль за соблюдением государственной
дисциплины цен во всех отраслях экономики
России осуществляется Инспекцией по
ценам Департамента цен Министерства
экономического развития и торговли РФ.
На предприятиях торговли и общественного
питания контроль за ценами осуществляется
также органами Государственной инспекции
по торговле, качеству товаров и защите
прав потребителей в установленном порядке.
Контроль за ценами с применением
экономических санкций за нарушение государственной
дисциплины цен распространяется на все
хозяйствующие субъекты, расположенные
на территории России, включая предприятия
с иностранными инвестициями, осуществляющие
производственную, торговую и иную коммерческую
деятельность.
Следует отметить острую необходимость
прямого государственного контроля прежде
всего над монопольными рынками. Там, где
признана естественной государственная
монополия, например, в оборонной промышленности,
фундаментальной науке и других, уместно
настоящее, полномасштабное администрирование.
Это и текущее, и долгосрочное планирование
производства, издержек и цен, и прямой
контроль над качеством и потребительскими
свойствами товаров и услуг, и гарантированное
материально-техническое снабжение, и
централизованные государственные закупки.
Вполне допустимо административное регулирование
рынков тех товаров неэластичного спроса,
которые относятся к монополии государства.
Оно может осуществляться путем введения
жестких акцизных ставок, планирования
цен или какими-то иными способами.
Мировая практика знает немало
комбинаций различных методов регулирования
рынков. Одни методы – как экономические,
так и административные – выполняют в
политике государства роль несущей конструкции
и направлены на достижение поставленных
целей, а другие выступают в качестве амортизаторов
и предназначены для гашения негативных
эффектов, неизбежно сопровождающих государственное
регулирование рыночной экономики.
1.4. Понятие и функции
цены
Цена – это денежное выражение
стоимости товара. Цена является важнейшим
элементом рыночного механизма, отражая
как потребительскую стоимость товара
для потребителей, так и затраты производителя
по изготовлению товара и продвижению
его на рынке. Цена является важнейшим
фактором, определяющим финансовые результаты
деятельности предприятия. Цена должна
компенсировать затраты на производство
и реализацию продукции, а также обеспечивать
прибыль ее изготовителю. Величина прибыли
должна быть достаточной для выполнения
обязательств перед бюджетом, учредителями,
для финансирования производственного
и социального развития предприятия.
Основными факторами, способствующими
усилению роли цен, выступают: увеличение
размеров хозяйствующих субъектов и усложнение
форм их деятельности в условиях рынка;
неустойчивость макроэкономической конъюнктуры;
усиление конкуренции на рынке; снижение
рентабельности и общей экономической
эффективности промышленного производства.
Состояние, уровень, динамика и соотношение
цен существенно влияет на жизнеспособность
субъектов экономики. Прежде всего, цены
оказывают воздействие на платежеспособный
спрос, уровень доходов, направление денежных
потоков, и инвестиционную активность
предприятий.
Однако действующая система
цен не всегда учитывает соотношение потребительской
стоимости товара и потребительского
рынка. Рынок начинает насыщаться товарами,
возникает и развивается конкуренция.
Поэтому особую важность приобретают
качество и конкурентоспособность продукции
и грамотная политика ценообразования.
Выделяют четыре функции цены:
- учетная,
- стимулирующая,
- регулирующая,
- распределительная.
Учетная функция цены позволяет
измерить потребительскую стоимость и,
одновременно, затраты на производство
продукции и определить затраты на ее
продвижение на рынке. С помощью цены можно
сравнивать затраты на производство аналогичной
продукции на разных предприятиях. При
установившейся рыночной цене прибыль
предприятия целиком зависит от себестоимости
продукции (то есть от затрат на ее производство).
Стимулирующая функция цены
определяет условия для экономически
выгодного производства продукции:
а) если спрос на продукцию есть
– ее производят, если нет – то ее не производят;
б) если цена меньше себестоимости,
то производство не выгодно. В таком случае
надо или совершенствовать производство
и снижать себестоимость продукции, или
повысить качество продукции и тем самым
увеличить ее потребительские свойства,
а, следовательно, и цену, или переходить
на производство другой продукции.
Следовательно, цена отражает
качество продукции, стимулирует производителей
на повышение качества продукции.
Регулирующая функция цены
проявляется в том, что она позволяет регулировать
как спрос на продукцию, так и развитие
предложения продукции. Данная функция
цены влияет на координацию взаимоотношений
между производителями продукции и ее
потребителями.
Распределительная функция
цены проявляется в перераспределении
прибыли в пользу предприятий, выпускающих
конкурентоспособную продукцию (при одинаковых
ценах на аналогичную продукцию более
низкого качества и том же уровне затрат
на ее производство или при большей доле
затрат в цене продукции, выпускаемой
конкурентами). Это позволяет успешно
работающим предприятиям накопить прибыль,
направить ее в инвестиции и еще более
укрепиться на рынке.
1.5. Дифференциация
цен
Цены дифференцируются по ряду критериев:
- по степени участия государства в ценообразовании;
- по стадиям ценообразования;
- по характеру ценовой информации.
Дифференциация цен по степени участия
государства в ценообразовании.
По степени и способу регулирования цены
разделяются на группы:
1. фиксированные (назначаемые);
2. регулируемые (изменяемые);
3. договорные (контрактные);
4. свободные (рыночные).
Фиксированные цены назначаются государственными
органами, их уровень фиксируется документально.
Ни производители, ни продавцы товара
не обладают правом изменить величину
такой цены в какую-либо сторону, такое
изменение преследуется по закону. В централизованно
управляемой экономике фиксированные
цены имеют широкое распространение, они
известны под названием государственные.
Государственные органы обладают монопольным
правом назначать и изменять государственные
цены, повышать или снижать их. В основе
государственного (фиксированного) ценообразования
обычно лежит затратный принцип, то есть
цена рассчитывается как сумма затрат
на производство и обращение единицы продукции,
к которым прибавляется нормативная прибыль
или из которых вычитается государственная
ценовая дотация.
Регулируемые цены называются так потому,
что их величина регулируется государственными
органами. При регулировании воздействие
со стороны государства на цены носит
ограниченный, косвенный характер, осуществляется
посредством воздействия на изменение
спроса или предложения товара. К примеру,
при необходимости установления более
высокой цены на товар в целях стимулирования
развития данного вида производства государство
может уменьшить налоги, уплачиваемые
покупателями, потребителями этой группы
товаров, что приведет к расширению спроса
на товар и соответственно к повышению
цен на него. Таким же образом можно способствовать
снижению цен. Иногда регулирование сводится
к ограничению величины цен на определенные
группы товаров верхним пределом в целях
расширения покупательной способности
потребителей или нижним пределом в целях
стимулирования развития производства.
Однако и тот, и другой путь имеют ряд
существенных недостатков, что и приводит
к редкому использованию этого метода.
Все дело в том, что государство, устанавливая,
например, верхний предел цены, устанавливает
его на более низком уровне, чем равновесный
уровень цены, что приводит к сокращению
предложения и росту спроса на товар. Итогом
такого установления цены является превышение
спроса над предложением товаров, то есть
товарный дефицит. Следовательно, естественное
желание покупателя купить недостающий
товар даже по более высокой цене, это
порождает черный рынок, на котором цены
будут выше равновесных из-за дополнительных
издержек продавцов, которые нелегальным
путем продают товар (взятки, затраты,
связанные с приобретением товара). В этом
случае страдают как покупатели, которые
в условиях нерегулируемости цен покупали
бы товар в конечном счете дешевле, так
и само государство, так как в условиях
созданного дефицита оно занимается распределительными
функциями, печатанием талонов, карточек,
что приводит к дополнительным денежным
затратам и социальным коллизиям.