Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Учитывая, что центр тяжести государственной поддержки аграрного сектора переместился на региональный уровень, усиливается значение мер регулирования агропромышленного производства в регионах РФ. По мнению ученых и политиков, реформы в аграрной сфере тормозятся именно на региональном уровне. Масштабы государственной поддержки в России невелики в сравнении с зарубежными странами, и это еще один аргумент в необходимости решения проблемы эффективной работы ограниченных бюджетных ассигнований в агропромышленном комплексе региона.

Оглавление

Введение
1. Значение государственной поддержки сельского хозяйства
1.1 Роль агропромышленного комплекса в экономике России и других стран
1.2 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства
2. Государственная поддержка сельского хозяйства
2.1 Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства
2.2 Основные причины разрушения сельскохозяйственного производства
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 годы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 118.96 Кб (Скачать)

Существенное отличие  сельскохозяйственного производства от большинства секторов экономики  заключается в том, что оно  менее эффективно по сравнению с  ними. Вложенный в него капитал  приносит меньшую прибыль. Поэтому  низкодоходное сельское хозяйство  не в состоянии на равных (по сравнению  с промышленностью) участвовать  в межотраслевой конкуренции  без внешней поддержки.

Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве внедряется и проявляется медленнее, чем  в промышленности. [2]

Сельское хозяйство отличается консервативностью и неэластичностью, неадекватностью реагирования на условия  и требования рынка. Так, при повышении  спроса на сельхозпродукцию особенности  сельскохозяйственного производства не дают возможности быстро отреагировать  и увеличить выпуск продукции. Имеется  ряд ограничений по увеличению темпов роста сельхозпроизводства. Нельзя существенно увеличить площадь  обрабатываемых земель, даже при условии  увеличения инвестиций. Это связано  с естественной ограниченностью  сельскохозяйственных угодий. Рост поголовья  скота, особенного маточного, связан с  довольно длительным для многих видов  животных временным периодом его  выращивания. Так, чтобы вырастить  дойное стадо для производства молока требуется около трех лет. Чтобы  создать плодоносящий сад, требуется  более пяти лет, виноградники - не менее  трех лет и т. д.

При падении спроса на продовольствие сельское хозяйство в силу своей  инертности и консервативности не может  быстро приспособиться к меняющейся обстановке.

Невозможно, например, сократить  или увеличить площади и производство сельскохозяйственных культур, если уже  произведены посевные работы, существенно  сократить производство молока и  мяса без сокращения поголовья скота. На это требуется определенный промежуток времени.

В условиях нерегулируемой рыночной экономики, при свободной конкуренции  цены в монополизированном секторе  промышленности растут значительно  быстрее, чем в демонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый для сельскохозяйственного производства диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства указанной продукции.

Следует отметить, что эти  ярко выраженные особенности сельского  хозяйства существенно снижают  его привлекательность для инвесторов. Сезонный характер производства и высокая фондоемкость; иммобильность материально-технических ресурсов, используемых в аграрной сфере; высокая зависимость от природно-климатических условий; наличие постоянного риска в получении стабильных доходов; ценовая неэластичность спроса на многие продукты сельского хозяйства; большой разрыв во времени между произведенными затратами и получением продукции и многие другие особенности приводят к неконкурентоспособности отраслей АПК. Указанные особенности сельского хозяйства порождают необходимость постоянного вмешательства и поддержки государства.

Учитывая эти и другие особенности, а также важность развития агропромышленного комплекса в  различных странах (и их союзах), выработаны теоретические основы, определены закономерности и необходимость  государственного регулирования экономики  агропромышленного комплекса и, в первую очередь, сельскохозяйственного  производства, которые на практике широко используются в аграрной политике государств. Во всех развитых странах государство с помощью различных экономических и финансовых действий и приемов (в том числе системой дотаций и компенсаций, ослаблением или освобождением от налогов, снижением тарифов на потребляемые сельским хозяйством ресурсы, системой кредитования и страхования с компенсацией из бюджета и т. д.) осуществляет постоянную и стабильную поддержку менее монополизированного сельского хозяйства путем перераспределения доходов из более монополизированного промышленного сектора. Это дает возможность не только обеспечивать продовольствием население стран, в том числе таких, которые несоизмеримы по плотности населения с Россией (Китай, Япония, страны Западной Европы и др.), но также экпортировать большие объемы сельхозпродукции и продуктов питания, безусловно обеспечивая продовольственную безопасность своих стран.

Сельское хозяйство России имеет ряд существенных объективных  и субъективных особенностей, которые  ставят отечественного сельхозтоваропроизводителя в худшие условия на рынке сельхозпродукции по сравнению с сельхозтоваропроизводителями развитых стран. Указанные условия не обеспечивают конкурентоспособность российского сельского хозяйства. Назовем главные из них.

Земля как основное средство производства в сельском хозяйстве  находится в крайне неудовлетворительном качественном состоянии. Ее плодородие резко падает, снижается содержание гумуса. Значительная часть сельскохозяйственных угодий заболочена, многие площади  заросли кустарниками, имеют повышенную кислотность. Для восстановления плодородия почвы, хотя бы до невысокого уровня 80-х  годов, требуются существенные и  долгосрочные инвестиции.

Биологическая и природная  продуктивность российской пашни в 2,2 раза ниже, чем в странах ЕС, и в 2,5 раза ниже, чем в США. По обеспеченности производства основными фондами  на 100 га пашни сельское хозяйство  России в 4-5 раз уступает большинству  стран. Особенно это проявилось в  последние годы.

Большая часть территории России находится в зоне рискованного земледелия. При этом две трети  площадей сельскохозяйственных угодий размещены в зонах недостаточного и неустойчивого увлажнения. Вследствие этого в таких регионах повторяются  засухи с различной периодичностью. Остальная часть сельскохозяйственного  производства находится в зоне избыточного  увлажнения.

В последнее десятилетие  в Российской Федерации произошло  значительное снижение покупательной  способности населения, что ограничивает рост цен на сельскохозяйственную продукцию, особенно на продовольственном рынке. Сочетание таких факторов, как поставка на рынок более дешевой аналогичной импортной продукции (особенно характерно в этом плане заполнение в середине 90-х годов российского рынка продукцией птицеводства из США, в частности "ножками Буша", и других стран, картофелем из Польши, говядиной из Германии и Великобритании и т. д.) и отсутствие адекватного сложившимся условиям регулирующего вмешательства государства, привело к свертыванию отечественного сельскохозяйственного производства. Доля сельского хозяйства в ВВП страны снизилась с 24 % в 1990 году до 7 % в 2000 году. В стихии российского рынка сельское хозяйство, по сравнению с другими отраслями экономики, оказалось особо незащищенным. Оно отреагировало массовым сокращением поголовья скота, посевных площадей, натурализацией производства.

По уровню научно-технического прогресса, передовых технологий, интенсивности  ведения производства в сельском хозяйстве, уровню затрат труда на единицу  продукции и себестоимости продукции  наша страна все время отставала  от передовых государств. В последние  годы степень отставания многократно  возросла. Практически происходит деиндустриализация сельскохозяйственного производства, переход на ручной труд и самые примитивные технологии.

Потери и недобор урожая в России в несколько раз превышают  подобные потери в других странах  вследствие острого недостатка техники, ее ненадежности из-за предельных сроков эксплуатации, несовершенства по сравнению  с зарубежными аналогами.

Российская Федерация  имеет очень низкий уровень развития инфраструктуры в сельской местности, характеризующийся бездорожьем, малой  степенью газификации, обеспеченности системами связи, проблемами водоснабжения. Село безнадежно отстало от города по уровню обустройства, наличию жилья, школ, больниц, других объектов бытового и социального обслуживания сельского  населения.

В настоящее время сельскохозяйственное производство России держится во многом за счет интенсивной эксплуатации сельскохозяйственных рабочих и сельского населения, низкого уровня заработной платы  при несвоевременных ее выплатах. Последствием этого стала деградация сельских территорий, вымирание людей  преклонного возраста, которые составляют большинство сельского населения, миграция наиболее трудоспособной и  квалифицированной его части.

Крайне низкая по этим причинам обеспеченность сельскохозяйственного  производства кадрами, особенно квалифицированными, является не только существенным тормозом в вопросах внедрения научно-технического прогресса, но и развития отрасли  как таковой.

Как известно, весь мир, в  основном, идет по пути кооперации в  сельском хозяйстве. Кооперативы пронизывают  не только все отрасли сельского  хозяйства, но и обслуживающие, перерабатывающие и торговые сферы, что дает им возможность  устанавливать цены на рынке, поддерживать необходимую рентабельность производства.

В России, наоборот, проведенная  приватизация привела к разрыву  установившихся экономических и  технологических связей между различными сферами АПК, породила неуправляемых  монополистов - переработчиков сельхозсырья.

Государственное регулирование  агропромышленного производства в  зарубежных странах является одним  из рычагов проведения аграрной и  финансовой политики в сельском хозяйстве. Начиная с реформ 30-х годов, в  системе государственного регулирования  экономики США и Западной Европы сложилась ситуация, когда производители  сельскохозяйственной продукции выделялись в особую группу, которая получает доплату от государства, по сути, только за свой статус (таблица 1). Причина повышенного  внимания большинства стран к  аграрному сектору экономики  объясняется указанными выше специфическими особенностями сельскохозяйственного  производства.

Повышение прибыльности сельскохозяйственного  производства достигается двумя  путями:

повышением цен на продукцию  в целях окупаемости затрат товаропроизводителей;

искусственным понижением себестоимости  производства сельхозпродукции через  прямые субсидии.

Таблица 1

Показатели расходов на государственную  поддержку сельского хозяйства  в России и зарубежных странах (1997-1999 гг.)

Представляет интерес  опыт регулирования экономики сельского  хозяйства в США. Здесь, как и  в большинстве развитых стран, программы  поддержки фермеров осуществляются по каналам министерства сельского  хозяйства. Их реализация направлена на обеспечение стабильности роста  цен на продукцию сельского хозяйства  и доходов фермеров. Программы  поддержки предусматривают меры по контролю за уровнем цен, объемами производства, прямые выплаты фермерам, субсидирование экспорта, а также другие формы косвенного субсидирования фермерских хозяйств. Реализация этих мер требует значительных расходов.

Пшеница, кормовые зерновые, хлопок, сахар, молочные продукты, табак, арахис относятся к сельхозпродукции, подпадающей под действие программы  поддержки американского правительства. Каждая программа поддержки имеет  отличительные особенности. Наиболее основательно разработаны программы  поддержки для зерновых культур, что очень актуально и для  нашей страны.

В странах ЕС к числу  основных направлений по поддержке  фермеров относятся высокие фиксированные  внутренние цены, а также субсидирование экспорта избыточной продукции.

Следует подчеркнуть два  важных правила государственного регулирования  аграрной сферы в ЕС:

запрещается продавать ввозимую продукцию по цене ниже, чем аналогичная  продукция собственного производства, то есть ниже цены внутреннего рынка;

тот, кто ввозит продукцию  в страны содружества, должен на таможне  заплатить в бюджет ЕС (частично - в бюджет той страны, которая  импортирует продукцию) разницу  между предельной ценой и ценой  мирового рынка. Эта разница называется выплатой за сделку.

Проводимая ЕС политика поддержки  в значительной степени стимулировала  экспорт сельскохозяйственной продукции  и по ряду товарных позиций способствовала превращению ЕС из нетто-импортера  в нетто-экспортера.

Как известно, в 1990 г. территории бывшей ГДР и ФРГ были воссоединены. Сельское хозяйство восточной Германии развивалось на протяжении почти  сорока лет на основе плановой экономики  по советскому образцу. Также как  и в России, в начале 90-х годов  там произошел демонтаж плановой экономики в сельском хозяйстве  с ликвидацией государственной  собственности. Однако разрушений, подобных российскому варианту, в экономике  сельскохозяйственного производства восточной Германии не произошло. Наоборот, в восточных землях ФРГ развивается  отличная от западной Германии структура  сельскохозяйственных предприятий, характеризующаяся  более крупными их размерами, более  высокой индустриализацией и  многообразием правовых форм. По сравнению  с крестьянскими хозяйствами  западных земель, крупные сельхозпредприятия, преобладающие в восточной части, имеют значительные преимущества, более  конкурентоспособны и имеют устойчивую перспективу развития.

Правительством ФРГ, Европейским  союзом, правительствами земель предоставляется  большая финансовая помощь сельхозпредприятиям  и сельскому населению восточных  земель с целью адаптации производства к новым рыночным условиям и ускорения  темпов развития, в том числе на основе научно-технического прогресса, ускоренного обновления техники, повышения  плодородия почв и других интенсивных  методов хозяйствования.

Годовые объемы помощи сельхозтоваропроизводителям превышают стоимость производимой сельскохозяйственной продукции.

В России государственная  поддержка сельского хозяйства  появилась еще при проведении реформ 1861 года. В манифесте об освобождении крепостных крестьян России, в приложениях  к нему, других законодательных актах  определялись не только порядок проведения реформ, но и определенная государственная  поддержка крестьян при наделении  собственной землей.[3]

Финансирование аграрных преобразований проходило по нескольким направлениям: на содержание землеустроительных организаций, на помощь крестьянам при  землеустройстве, льготное кредитование. Так, для крестьян при переходе на новые формы землепользования выдавались долгосрочные беспроцентные ссуды  на приобретение сельскохозяйственного  инвентаря и семян; огнестойкое  строительство; развитие кустарной  промышленности; «безусловный приоритет  сельскому хозяйству за счет всего  общества».

Информация о работе Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий