Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:12, курсовая работа
Учитывая, что центр тяжести государственной поддержки аграрного сектора переместился на региональный уровень, усиливается значение мер регулирования агропромышленного производства в регионах РФ. По мнению ученых и политиков, реформы в аграрной сфере тормозятся именно на региональном уровне. Масштабы государственной поддержки в России невелики в сравнении с зарубежными странами, и это еще один аргумент в необходимости решения проблемы эффективной работы ограниченных бюджетных ассигнований в агропромышленном комплексе региона.
Введение
1. Значение государственной поддержки сельского хозяйства
1.1 Роль агропромышленного комплекса в экономике России и других стран
1.2 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства
2. Государственная поддержка сельского хозяйства
2.1 Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства
2.2 Основные причины разрушения сельскохозяйственного производства
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 годы
Заключение
Список использованной литературы
В 2000 году урожай сельскохозяйственных
культур с государственной
Правительством Российской Федерации до сих пор не разработаны механизм, порядок и условия страхования сельхозтоваропроизводителей.
За период реформ особенно резкие диспропорции между АПК и экономикой в целом произошли в инвестиционной сфере. Если общий объем капитальных вложений в народное хозяйство уменьшился в 4 раза, то в АПК почти в 20 раз. В 1991 году удельный вес капитальных вложений в АПК в общем объеме инвестиций в экономику России составлял 31 %, в 1999 году - снизился до 6 процентов.
Прямые инвестиционные ресурсы выделялись в федеральном бюджете на затраты капитального характера и финансирование целевых федеральных программ по АПК. Размер финансирования федеральных целевых программ составил от 5 до 13 процентов.
Перенесение финансирования социальной и инженерной инфраструктуры села с федерального на территориальный уровень привело к увеличению "ножниц" в распределении социальных инвестиций между городом и селом. В настоящее время вложения в непроизводственное строительство на одного сельского жителя составляют 25 % от среднего уровня по стране (в 1990 году - 75 %).
Эффективность бюджетных средств, выделяемых на поддержку АПК, определяется достижением поставленных задач. Однако, как показывает анализ состояния АПК за последние годы, ни одна из задач не была решена. Аграрная реформа, проводимая с начала 90-х годов, преследовала решение нескольких задач, в том числе:
в экономической области
- формирование эффективного устойчивого
агропромышленного
в социальной сфере - создание условий для комплексного обустройства деревни и сельского развития, преодоление разрыва в уровне жизни сельского и городского населения;
в области экологии - производство экологически чистого продовольствия, охрана агроландшафтов, улучшение среды обитания.
Состояние сельскохозяйственного производства отражено в динамике в таблице 3.
Таблица 3
Производство основных видов продукции сельского хозяйства в Российской Федерации в хозяйствах всех категорий (млн. тонн)
Как видно из приведенных
показателей, за последнее десятилетие
в России неуклонно идет сокращение
производства важнейших видов
За 1991-2000 годы поголовье крупного рогатого скота снизилось в два раза, свиней - в два с половиной, овец - почти в четыре раза. Посевные площади сократились с 115,5 млн. га в 1991 году до 85,4 млн. га - в 2000 году. Только за 2000 год сокращение составило почти 3 млн. га. Из сельскохозяйственного оборота за эти годы выведено более 30 млн. га сельхозугодий, в том числе почти 15 млн. га пашни. Резко упало плодородие почвы, практически свернуты работы по мелиорации, известкованию, фосфоритованию земель, внесению органических и минеральных удобрений. Ежегодный вынос питательных веществ из пашни вместе с урожаем в 4 раза превосходит их возврат с вносимым объемом минеральных и органических удобрений.
Сокращение посевных площадей
и поголовья скота происходит
при одновременном снижении урожайности
большинства
При сокращении по России производства сельхозпродукции, в среднем, в два раза имеются районы, где указанное сокращение достигает 3-4 и более раз. Отдельные территории уже практически не производят товарной продукции. Многие районы, в том числе в Центре России, обречены остаться без сельского населения.
Состояние агропромышленного
комплекса во многом определяется его
материально-технической
Однако за последнее десятилетие
произошло обвальное уменьшение
количества сельскохозяйственной техники,
поступающей селу. По сравнению с
1990 годом в 2000 году в 11 раз меньше
поставлено кормоуборочных и в 12 раз
- зерноуборочных комбайнов. Ежегодно
в течение этого периода
Так, если в 1990 году выбытие тракторов было вдвое, а в 1991 году - в 7 раз меньше, чем поступление, то в 2000 году вместо пяти выбывших из сельскохозяйственного производства тракторов и трех комбайнов приобреталось только по одной указанной машине (таблица 4).
Только от снижения уровня
механизации
Таблица 4
Поступление и выбытие основной сельскохозяйственной техники (тыс. шт.)
Значительное сокращение
объемов приобретения машин и
оборудования для агропромышленного
комплекса привело к параличу
предприятий отечественного сельхозмашиностроения,
многие из которых практически
В России энергообеспеченность в сельском хозяйстве не превышает 350 л. с. на 100 га посевов, что даже без учета качества и предельного износа техники в 1,8 и 2,5 раза меньше, чем в США и Германии.
Вследствие этого на все виды машин значительно возросли нагрузки. Так, в среднем по России нагрузка на 1 трактор составляет 102 га, на 1 зерноуборочный комбайн - 390 га. В то же время в США, соответственно, 28 и 82 га, во Франции - 12 и 63 га, в Германии - 8 и 67 га.
Таблица 5
Производство тракторов и зерноуборочных комбайнов в Российской Федерации (тыс. шт.)
Большинство сельхозтоваропроизводителей не только не в состоянии приобретать новую технику, но и не могут изыскать средства на поддержание уже имеющейся техники в работоспособном состоянии.
Чтобы достигнуть уровня обеспеченности
сельского хозяйства и в целом
агропромышленного комплекса
Для этого необходимо поставить
селу около 1 млн. тракторов, 400 тыс. зерноуборочных
и 150 тыс. кормоуборочных комбайнов
единовременно. В обозримом будущем
эта задача не разрешима. Даже при
благоприятных условиях только через
3 года производство зерновых комбайнов
может составить, по самым оптимистическим
расчетам, не более 50 тыс. штук, тракторов
- не более 80 тысяч. Это значит, что
стабилизация по обеспечению техникой
сельского хозяйства без
Для восстановления парка
машин для АПК до нормативной
потребности необходимо единовременное
направление значительных финансовых
и материально-технических
Таков далеко не полный анализ
критического состояния материально-
За период реформирования
агропромышленного комплекса
По данным годовых отчетов,
кредиторская задолженность
Таким образом, даже при благоприятных
природных и экономических
2.2 Основные причины разрушения
сельскохозяйственного
На разрушение агропромышленного производства повлиял целый комплекс причин, поэтому и рассматривать их следует во взаимосвязи. Наряду с уже обозначенными назовем еще не менее важные причины деградации сельского хозяйства.
Аграрные реформы проводились при отсутствии комплексного, научно обоснованного с учетом российской действительности системного подхода и программы.
Проводимые реформы не
обеспечили решения главной задачи
- создания рыночных условий, при которых
было бы обеспечено высокодоходное, конкурентоспособное
сельскохозяйственное товарное производство,
или были бы сделаны хоть какие-то
подвижки в этом направлении. Идеология
проведения реформ должна была обеспечить
сохранение объемов отечественного
сельхозпроизводства при
Диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства этой продукции, привел к резкому уменьшению собственных оборотных средств сельхозтоваропроизводителей и лишил возможности вести не только расширенное, но и простое производство. Потери сельского хозяйства от диспаритета цен за годы реформ составили свыше 600 млрд. рублей. Только за 2000 год из села "выкачено" за счет диспаритета более 140 млрд. рублей.
Разрыв хозяйственных
связей между
Став монополистами, переработчики резко снизили цены на закупку мяса, молока, зерна и другой продукции, сделав, таким образом, ее производство убыточным. Сельхозтоваропроизводители отреагировали сокращением посевных площадей и поголовья скота. Как следствие этого, переработчики остались без отечественного сырья. Часть из них выжила благодаря переходу (часто с помощью федерального и региональных бюджетов) на закупку импортного, в большей части некачественного сельскохозяйственного сырья.
Неэффективное использование
выделяемых бюджетных средств. Как
уже отмечалось, одной из причин
деградации сельскохозяйственного
производства явилось значительное
сокращение государственной поддержки
агропромышленного комплекса, особенно
сельского хозяйства. Не менее пагубно
отразилось и неэффективное и
нецелевое использование
Только за январь - май 1996 г. в период подготовки и проведения весеннего сева было изъято из финансирования АПК почти 3,5 млрд. рублей, или 50 % от объема финансирования на год. За 1996 г. Минфином России сельхозтоваропроизводителям и другим бюджетополучателям АПК было перечислено для финансирования дотаций и компенсаций и капвложений только 234,5 млн. рублей (или 4 % от общей суммы оформленного финансирования), за 1997 год - 265,3 млн. рублей, или 9,5 %, и за 1998 год - 611,4 млн. рублей, или менее 50 процентов. [4]
Информация о работе Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий