Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Учитывая, что центр тяжести государственной поддержки аграрного сектора переместился на региональный уровень, усиливается значение мер регулирования агропромышленного производства в регионах РФ. По мнению ученых и политиков, реформы в аграрной сфере тормозятся именно на региональном уровне. Масштабы государственной поддержки в России невелики в сравнении с зарубежными странами, и это еще один аргумент в необходимости решения проблемы эффективной работы ограниченных бюджетных ассигнований в агропромышленном комплексе региона.

Оглавление

Введение
1. Значение государственной поддержки сельского хозяйства
1.1 Роль агропромышленного комплекса в экономике России и других стран
1.2 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства
2. Государственная поддержка сельского хозяйства
2.1 Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства
2.2 Основные причины разрушения сельскохозяйственного производства
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 годы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 118.96 Кб (Скачать)

Курсовая работа: Государственная  поддержка сельскохозяйственных предприятий

 

 

 

Содержание

Введение

1. Значение государственной  поддержки сельского хозяйства

1.1 Роль агропромышленного  комплекса в экономике России  и других стран

1.2 Необходимость государственной  поддержки сельскохозяйственного  производства

2. Государственная поддержка  сельского хозяйства

2.1 Объемы, направления и  эффективность государственной  поддержки сельского хозяйства

2.2 Основные причины разрушения  сельскохозяйственного производства

2.3 Основные направления  аграрной политики на 2001-2010 годы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема сельхозпроизводителей  в большей или меньшей степени  заботит почти каждого гражданина нашей страны. Вопросы преодоления переходного периода вызывают противоречивые толки.

Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый  источник ценнейшей информации и конкретно исторических примеров. На их основе можно в какой - то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что, к сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы снова и снова повторяем ошибки прошлого, чтобы наши потомки в свою очередь и в свое время забыли об ошибках наших. 
В основе аграрной политики любой страны лежит понимание особой роли аграрного сектора экономики в жизнедеятельности общества. Сельскохозяйственная продукция во всем мире является не просто товаром, она стратегический товар, одна из основ нормального существования и прогресса общества. Поэтому поддержка агропромышленного производства является важнейшей задачей экономической политики государства.

История убедительно свидетельствует, что как чисто рыночная, так  и полностью государственная  экономика доказали свою несостоятельность. Поэтому при построении системы  государственного регулирования аграрного  сектора, одна из основных задач заключается  в поиске оптимального сочетания  рыночного и государственного начал  в достижении главной цели развития общества. Процесс этот не является простым и ставит перед разработчиками государственных программ много  трудноразрешимых вопросов.

Бесспорной является ведущая  роль государственного регулирования  в таких сферах, как развитие сельской инфраструктуры, научно-исследовательские  и проектные работы, образование  и повышение квалификации, информационно-консультационное обеспечение, регулирование рынка  сельскохозяйственной продукции, внешней  торговли. Государственная система  поддержки цен и доходов производителей должна стимулировать эффективное производство, являться мотивом для производительного труда с использованием достижений научно-технического прогресса.

Недостатки экономической  политики государства последнего десятилетия  с особо остротой проявились в  положении аграрного сектора. Причиной этого стали как отраслевые особенности  данной сферы, так и более сложные  стартовые условия, сложившиеся  к началу экономических реформ, выразившиеся в отставании агропромышленного  комплекса от других отраслей народного  хозяйства по основным техническим, экономическим и организационным  параметрам. В результате при переориентации всей экономики с использованием натуральных ресурсов, имевших приоритетное значение в условиях дефицита, на финансовые ресурсы аграрный сектор оказался в  наихудшем положении, его доступ ко всем источникам финансирования оказался резко ограниченным.

Реформирование аграрного  сектора экономики России требует  осмысления накопленного опыта по освоению рыночных форм, методов и принципов  государственного регулирования. Слепое копирование зарубежного опыта  без учета российской специфики  не приближает, а отдаляет экономику  от стабилизации и экономического прогресса  в агропромышленном производстве.

Учитывая, что центр тяжести  государственной поддержки аграрного  сектора переместился на региональный уровень, усиливается значение мер  регулирования агропромышленного  производства в регионах РФ. По мнению ученых и политиков, реформы в  аграрной сфере тормозятся именно на региональном уровне. Масштабы государственной  поддержки в России невелики в  сравнении с зарубежными странами, и это еще один аргумент в необходимости  решения проблемы эффективной работы ограниченных бюджетных ассигнований в агропромышленном комплексе региона.

 

 

 

 

 

1. Значение государственной  поддержки сельского хозяйства

1.1 Роль агропромышленного  комплекса в экономике России  и других стран.

Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический  потенциал. В нем занято почти 30 % работающих в сфере материального  производства, задействована пятая  часть производственных фондов, и  создается около трети валового национального дохода. Развитие агропромышленного  комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного  потенциала, уровень продовольственной  безопасности государства и социально-экономическую  обстановку в обществе.

Важнейшим звеном агропромышленного  комплекса является сельское хозяйство. Наряду с традиционными формами ведения сельского хозяйства появляются малые предприятия (фермерство), как реализация личной инициативы предпринимателей. Оно занимает особое место не только в агропромышленном комплексе, но и во всем народном хозяйстве.

В системе  многоукладной экономики деятельность фермерских хозяйств как организационной формы, которые отвечают критериям малого аграрного предпринимательства наиболее урегулированная, что отображено в Хозяйственном кодексе, Законе о фермерском хозяйстве. На них распространяется действие Законов о государственной поддержке малого предпринимательства и  о Национальной программе содействия развитию малого предпринимательства в России.

Спрос населения на товары народного потребления почти  на 75 % покрывается за счет сельского  хозяйства. При этом расходы на продукты питания составляют около половины расходов в бюджете средней российской семьи.

Находясь в настоящее  время в состоянии кризиса, АПК  по-прежнему вносит значительный вклад  в формирование бюджета. В 2000 году, по данным МНС России, только сельхозпредприятия и организации пищевой промышленности внесли в бюджеты всех уровней 110 млрд. рублей, а получили из них около 30 млрд. рублей.

Сельское хозяйство следует  рассматривать не только как отрасль, обеспечивающую страну продуктами питания  и промышленность сырьем. Не менее  значима его стратегическая роль как основного заказчика и  потребителя промышленной продукции, формирующего, в конечном счете, прибыль  в различных отраслях народнохозяйственного  комплекса. При этом на предприятиях, работающих на село, как правило, уровень  рентабельности значительно выше, чем  в сельском хозяйстве. При устойчивом состоянии экономики один крестьянин обеспечивает работой семь-восемь рабочих  других отраслей и зарплатой значительно  более высокой, чем в сельском хозяйстве. Именно высокий уровень  развития сельскохозяйственного производства, его платежеспособность, возможность  и необходимость приобретать  и поглощать материально-технические  ресурсы (технику, запчасти, средства химизации, энергоресурсы и т. д.), являющиеся продукцией десятков отраслей, определяет устойчивое развитие всего народнохозяйственного  комплекса.

Грубые нарушения объективных  закономерностей развития народнохозяйственного  комплекса, допущенные в 90-е годы, незамедлительно  проявились в экономике страны. Упадок и разрушение сельскохозяйственного  производства как стратегической и  важнейшей отрасли привели к  кризисному состоянию многих отраслей, к дестабилизации экономики в  целом.

Как уже отмечалось, состояние  сельскохозяйственного производства определяет продовольственную безопасность государства. При этом экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия выходит  за рамки проблем торговли. Многие ведущие страны мира (США, страны ЕС и др.) относят этот вопрос к приоритетной, так называемой "высокой политике".

О том, какое значение придается  вопросам обеспечения отечественной  сельскохозяйственной продукцией и  продуктами питания даже в очень  богатых и экономически благополучных  странах, свидетельствует политика Японии.

В доктрине комплексной безопасности Японии вопросу обеспечения продовольственной  безопасности страны наряду с военной  безопасностью и топливной проблемой  отведено ведущее место. [1]

В указанной доктрине на долгосрочную перспективу ставится задача преодоления зависимости  от импортных поставок продовольствия (хотя импорт составляет не более 40 % потребления  продовольствия в Японии) и обеспечения  устойчивого и гарантированного снабжения населения страны собственным  продовольствием.

При оценке этой политики следует  учесть следующие значимые обстоятельства.

Генеральной задачей комплексной  безопасности Японии объявляется наращивание  собственного сельскохозяйственного  производства, несмотря на то, что из-за неустранимых природных и трудноразрешимых экономических причин производство продовольствия оказывается в Японии дороже, чем в США (основной экспортер  продовольствия в Японию), как минимум  в 2-3 раза, а по большинству продуктов - в 4-5 раз.

Ставится задача преодоления  зависимости от поставок продовольствия из США - главного стратегического партнера и союзника Японии.

Рассматривая данную проблему на уровне экономического анализа, следует  подчеркнуть: страна, игнорирующая развитие собственного сельского хозяйства  и производящая недостаточно продовольствия, попадает в конъюнктурную зависимость  от других государств.

Вот почему внимание к развитию сельского хозяйства рассматривается  как обязательное требование, даже для тех государств, которые возглавляют  мировое сообщество. Большинство  стран официально рассматривают  аграрную политику в качестве приоритетной, стратегической.

 

1.2. Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственное производство связано с биологическими и природными процессами, находится в прямой зависимости  от климатических факторов, вовлеченности  в производство человека, земли, растений, животных, разнообразного по своему составу  и назначению основного и оборотного капитала и является очень сложной  формой хозяйственной деятельности.

При этом независимо от национальной принадлежности, уровня развития, форм собственности, методов его организации, сельское хозяйство имеет свои специфические, присущие только ему особенности, существенно  отличающие его от всех других отраслей народнохозяйственного комплекса. Эти особенности наиболее значимо  проявляются в условиях рыночной экономики при свободной конкуренции  и недостаточном регулировании  государством происходящих процессов. Как следствие этого, в большинстве  стран мира не только признана необходимость  государственного регулирования сельского  хозяйства, но и приняты конкретные законодательные акты, на основе которых  выработаны эффективные направления, программы, обеспечивающие устойчивое развитие не только отраслей сельскохозяйственного  производства, но и всех сфер деятельности и условий проживания сельского  населения.

Назовем наиболее характерные  особенности сельского хозяйства.

В качестве главного, незаменимого средства производства в сельском хозяйстве  выступает земля. Качественное состояние  земли улучшается при ее рациональном хозяйственном использовании как  средства производства. Однако для  поддержания необходимого уровня плодородия следует возмещать не только использованные питательные вещества почвы, но и  восстанавливать качественные показатели (содержание гумуса, уровень кислотности, состояние водно-воздушного режима и т. д.), что связано со значительными  материально-техническими и финансовыми  вложениями. При этом окупаемость  основных объемов инвестиций растянута  во времени и исчисляется несколькими  годами (известкование, мелиорация, гипсование и т. д.), что сдерживает вложение средств в сельское хозяйство. Чтобы смягчить влияние этих объективных факторов, земельные угодья во всех странах, независимо от форм собственности, рассматриваются как общенациональное достояние, и затраты на их сохранение выделяются из государственного бюджета. Кроме этого, государства берут на себя значительную часть затрат, связанных с формированием социальной инфраструктуры села, развитием сельских территорий.

В процессе производства сельскохозяйственной продукции деятельность человека самым  тесным образом переплетена с  неподвластными ему природными условиями, в связи с этим вероятность окупаемости капитала и получения прибыли связаны с большим риском.

В то же время в сельском хозяйстве происходит более быстрый  износ производственных фондов сельскохозяйственного  назначения вследствие их работы в  неблагоприятных условиях, в том  числе в агрессивных средах (в  животноводстве, птицеводстве, при  работе с минеральными удобрениями  и т. д.).

Информация о работе Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий