Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:12, курсовая работа
Учитывая, что центр тяжести государственной поддержки аграрного сектора переместился на региональный уровень, усиливается значение мер регулирования агропромышленного производства в регионах РФ. По мнению ученых и политиков, реформы в аграрной сфере тормозятся именно на региональном уровне. Масштабы государственной поддержки в России невелики в сравнении с зарубежными странами, и это еще один аргумент в необходимости решения проблемы эффективной работы ограниченных бюджетных ассигнований в агропромышленном комплексе региона.
Введение
1. Значение государственной поддержки сельского хозяйства
1.1 Роль агропромышленного комплекса в экономике России и других стран
1.2 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства
2. Государственная поддержка сельского хозяйства
2.1 Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства
2.2 Основные причины разрушения сельскохозяйственного производства
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 годы
Заключение
Список использованной литературы
Значительные потери понесли сельхозтоваропроизводители при поставке различной продукции по заниженным ценам вместо денежного финансирования, а также финансирования векселями, различными обязательствами и другими денежными суррогатами. В ходе ряда проверок были установлены факты нецелевого использования средств лизингового фонда, а также фонда льготного кредитования.
Негативно на развитии агропромышленного
комплекса в начале проведения реформ
отразились дискриминационная политика
государства в отношении
Ухудшение социальных условий
жизни на селе. Проблемы кадрового
обеспечения сельского
Среднемесячная зарплата
работников, занятых в сельском хозяйстве,
остается самой низкой из всех отраслей
экономики и, более того, этот разрыв
постоянно увеличивается. Так, если
в 1991 году зарплата сельских рабочих
составляла 93 % от зарплаты промышленных
рабочих, то в 2000 году - 37 процентов. По
сравнению с работниками
Давление продовольственного импорта и гуманитарной помощи.
Как известно, начиная с 1993 года, в Россию хлынул поток дешевого импортного продовольствия, во многих случаях поддерживаемый федеральным и региональными бюджетами.
В условиях тяжелейшего положения
российского
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 годы
Цели и задачи государственной политики по поддержке АПК определены в одобренных Правительством Российской Федерации документах: "Стратегия социально-экономического развития России на 2001-2010 годы" и «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы».
Основным направлением аграрной политики государства определено регулирование рынков: продовольственного, земельного, ресурсного.
Однако в названных
документах не отражены конкретные меры
по восстановлению непосредственно
сельскохозяйственного
В указанных документах в качестве главной причины финансового кризиса сельского хозяйства назван диспаритет цен, однако конкретных мер для его преодоления не предложено.
Не определены меры, которые
намерено предпринять государство
по восстановлению материально-технической
базы АПК. Сказано лишь, что "одним
из важнейших направлений
Учитывая сегодняшнее
состояние сельского хозяйства
и народнохозяйственные потребности
в его продукции, без активной
государственной поддержки
Основные направления
агропродовольственной политики провозглашают
приоритет агропромышленного
Не предложены новые направления
и подходы поддержки
Тем не менее заслуживает внимание предложение по разграничению сфер ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов АПК и их взаимодействию в решении задач унификации поддержки на региональном и федеральном уровнях; изменению концепции льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое заключается в субсидировании процентной ставки в коммерческих банках; а также необходимость проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий.
Заслуживает поддержки и
демонополизация лизинговой деятельности,
при которой использование
В рамках существующей государственной
поддержки будут сохранены
Однако, как показывает анализ
состояния агропромышленного
В документах Правительства
Российской Федерации декларируется
тезис о необходимости
Потенциал роста производства продукции в фермерских и личных хозяйствах практически исчерпан. Это значит, что для вывода сельскохозяйственного производства хотя бы на дореформенный уровень следует основное внимание обратить на рост производства в средних хозяйствах и хозяйствах, которые при незначительной помощи могут восстановить производство продукции.
Как уже отмечалось, эффективность
использования бюджетных
Первоочередная задача, которая стоит перед государством, - это обеспечение продовольственной безопасности.
Продовольственная безопасность
как составная часть
В связи с тем, что в России за последние годы почти в два раза сократилось производство сельхозпродукции, продовольственная независимость государства по многим позициям утеряна.
В документах Правительства Российской Федерации отмечается, что в ближайшее десятилетие Россия может за счет собственного производства полностью обеспечить внутреннее потребление таких продуктов, как птица, яйцо, молоко и молочные продукты, овощная продукция, лен.
Однако при этом не определены
конкретные меры. Сказано лишь, что
необходимо принять меры по формированию
специализированных зон этой продукции
и "разумного торгового
Кроме этого, подчеркивается, что "в 1998 году впервые за долгие десятилетия Россия вновь стала нетто-экспортером зерна". Но ничего не сказано, что такое положение сложилось из-за сокращения потребления зерна в животноводстве вследствие ликвидации почти половины поголовья скота.
Элементарные расчеты
показывают, что даже при частичном
восстановлении животноводства в стране
остро станет проблема обеспечения
его комбикормами, основным компонентом
которых является зерно. Несмотря на
это, в Правительстве Российской
Федерации задерживается
По результатам работы
агропромышленного комплекса за
1992-2000 годы можно сделать вывод, что
бюджетные средства использовались
крайне неэффективно, объемы их не обеспечили
не только продовольственную
Восстановление
Для этого следует осуществить
полную инвентаризацию и реструктуризацию
кредиторской задолженности сельских
товаропроизводителей по платежам в
бюджет, государственные внебюджетные
фонды, поставщикам различной
Анализируя задолженность, следует учесть, что значительные ее объемы образовались по причинам, не зависящим от сельхозтоваропроизводителей, и вызваны определенными действиями государства. [5]
Объективный анализ потерь,
которые понесло сельское хозяйство,
дает право
По состоянию на 1.01. 2001
г. большая часть объектов социальной
сферы на селе не передана местным
органам власти. Расходы на ее содержание
продолжают нести
По состоянию на 1.01. 2001 г. Минфином России не был решен вопрос о погашении кредиторской задолженности по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" в объеме 3,3 млрд. рублей, несмотря на то, что Правительство Российской Федерации распоряжением от 29.08. 2000 г. № 1193 утвердило указанную задолженность. Названная сумма не была включена в расходную часть бюджета на 2001 год.
Учитывая указанные причины,
следствием которых явилось значительное
ухудшение финансового
Отказ от государственного регулирования АПК является одной из главных причин деградации сельскохозяйственного производства и неэффективности аграрной реформы. Уровень государственной поддержки сельского хозяйства России несопоставим со странами с развитой рыночной экономикой.
Для решения задачи вывода АПК из кризиса нужна иная аграрная и бюджетная политика. Неуправляемое развитие рыночных отношений, как показала мировая практика и сегодняшнее положение АПК России, приводит к деградации сельского хозяйства.
Попытки построения систем государственного
регулирования АПК по западному
образцу оказались
Информация о работе Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий