Место и роль государства во
многом определяются его функциями. Последние
отражают основные направления деятельности.
Можно выделить следующие функции: правовая,
воспроизводственно - технологическая,
стабилизационная, прогностическая, регулирующая
Правовая функция представляет
собой своеобразный институт общественной
жизни, призванный регулировать наиболее
важные отношения между субъектами хозяйствования,
которые требуют государственной охраны.
Речь идет об оформлении статуса экономического
агента, установлении норм и правил хозяйствования,
формировании организационной структуры
управления, регламентации отношений
собственности, конкретизации правил
создания и ликвидации предприятий.
Воспроизводственно-технологическая
функция обусловливает нормальный ход
воспроизводственного процесса. Она сводится
к созданию условий для обеспечения производства
необходимыми ресурсами, удовлетворению
людей материальными и духовными благами,
а также условиями для образования, обучения
и жизни. В качестве самостоятельных здесь
заслуживают рассмотрения две подфункции:
перераспределения доходов и ресурсов.
Особая значимость этих вопросов обусловливается
тем, что сам по себе рыночный механизм
не в состоянии их разрешить и в виду этого
возникает потребность в их государственном
регулировании.
Функция защиты конкуренции.
В Законе “О противодействии монополистической
деятельности и развитии конкуренции”
она определяется как соревнование хозяйствующих
субъектов, когда их самостоятельные действия
ограничивают возможность каждого влиять
на общие условия реализации товаров на
рынке и стимулируют производство необходимых
потребителю товаров. Полной противоположностью
является монополия, под которой понимается
ситуация, когда число продавцов становится
бесконечно малым и это позволяет им оказать
влияние на объем производства, а следовательно,
— и на цену. В соответствии с кривой спроса
на свою продукцию монополист может манипулировать
объемом производства и ценой, что чаще
всего приводит к понижению первого и
росту второй. В результате ресурсы распределяются
таким образом, что это отвечает интересам
монополистов-производителей, а не целям
общества, что вызывает нерациональное
распределение ресурсов. Для предотвращения
последствий монополизации государство
вмешивается в экономику. Для этого предпринимаются
следующие шаги. Прежде всего необходимо
тщательное изучение рынков, расчет для
них коэффициентов концентрации, и на
этой основе выявление конкурентных и
монополизированных отраслей. Необходимо
отметить, что государство должно придерживаться
дифференцированного подхода по отношению
к монополиям. Дело в том, что в данном
случае преследуется цель сохранения
в экономике зоны естественной монополии,
по отношению же к другим фирмам должна
проводиться жесткая антимонопольная
политика.
Стабилизационная функция представляет
собой деятельность правительства, направленную
на обеспечение экономического роста,
полной занятости и стабильности цен.
Основная проблема здесь заключается
в том, что для увеличения объема производства
необходим рост совокупных расходов, обеспечить
который рыночная экономика не в состоянии.
В результате возможны две неблагоприятные
ситуации: безработица и инфляция. Для
достижения полной занятости государству
следует увеличить совокупные расходы.
Это возможно путем роста собственных
совокупных расходов и расходов частного
сектора. Для их стимулирования необходимо
снижение ставок налогообложения. В случае
же инфляционной экономики у правительства
возникает диаметрально противоположная
цель — уменьшение расходов. Достигается
это путем сокращения государственных
закупок и увеличения налогов на частный
сектор.
Прогностическая функция определяет
приоритетные ориентиры экономического
развития, которые вырабатываются на основе
прогнозирования развития экономики;
выявления тенденций и направлений движения,
формирования механизма рыночного хозяйствования,
обеспечения занятости населения и регулирования
безработицы. В ходе реализации указанной
функции государство выполняет координирующую
роль, что предполагает налаживание гибкой
системы взаимодействия Центра с экономическими
и административно-хозяйственными структурами
общества.
Регулирующая функция является
основной, так как перед государством
стоит задача обеспечения социальной
защиты населения.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКИ В МИРЕ, ЧАСТНОСТИ В РОССИИ.
2.1. Особенности формирования рыночной
экономики в России.
Уникальность социально-экономических
и политических трансформаций в российском
обществе предопределила противоречивость
реформ, неоднозначную их оценку и непредвиденные
последствия.
Здесь я бы хотел подвести некоторые
итоги экономического реформирования
в России.
В числе основных недостатков
реформирования является отсутствие какой-либо
программы, хаос в осуществлении реформ
и непредвиденные последствия. Экономические
реформы и в первую очередь процессы разгосударствления
и приватизации были превращены в цель,
а не средство социально-экономических
изменений. Создание рыночной экономики
стало целью для реформаторов, хотя рыночные
реформы должны были рассматриваться
как средство экономического и социального
подъема в стране.
Национальные ресурсы через
различные механизмы перераспределяются
в пользу монопольно-бюрократических
групп в ущерб экономическому развитию.
В России формируется, по определению
американского экономиста П. Эванса, модель
«хищнического государства», присущая
странам Латинской Америки, в отличие
от модели «государств развития», присущей
новым индустриальным странам Юго-Восточной
Азии.
Рыночное реформирование в
России привело к почти 50-процентному
спаду общественного производства, падению
жизненного уровня всего населения при
резкой социальной дифференциации в доходах,
разрушению социальной сферы — образования,
здравоохранения, науки, культуры, социального
обеспечения.
Вместе с тем нельзя недооценивать
и тех социально-экономических и политических
изменений, которые произошли в российском
обществе. То, что первоначально задумывалось
как радикальные экономические реформы,
в действительности оказалось больше,
чем реформами: произошла смена социально-экономического
строя, смена государства и самой модели
политического и экономического развития.
2.2. Значение и функции таможенной службы
в рыночной экономике
Переход к рыночным отношениям в России
с самого начала ознаменовал резкое повышение
значения таможенной службы как мощного
регулятора хозяйственной и торговой
деятельности государства, ее роли в формировании
федерального бюджета, защите безопасности
и экономических интересов России. Таможенная
служба практически начала работать в
1991 году в условиях, когда подавляющая
часть таможен с наиболее развитой инфраструктурой
оказалась за пределами страны. Россия,
оказавшись на страже границ протяженностью
более 14 тысяч километров, насчитывала
чуть более тысячи сотрудника таможенных
органов.
В рыночных условиях таможенное
дело России претерпело значительные
изменения: появились новые понятия - таможенная
система и институты таможенной системы;
свободные экономические и таможенные
зоны; стала стремительно развиваться
таможенная деятельность; возникла совокупность
таможенных режимов; более сложной и разветвленной
стала система управления.
Серьезное воздействие на таможенные
органы оказали проблемы, связанные с
интегрированием России в мировую экономику,
вступление во всемирную торговую организацию,
что потребовало существенной корректировки
внешнеэкономической деятельности в стране,
а тем самым и определенных изменений
в таможенной политике. Это обусловило,
в свою очередь, необходимость совершенствования
законодательно-правовой базы, принципов
и мер таможенной системы.
Политика обеспечения безопасности
человека и окружающей природы все активнее
ставила в повестку дня вопрос о необходимости
создания системы управления риском в
обществе, конечным итогом которой является
выработка средств, объектов хозяйства,
окружающей среды от возрастающего неблагоприятного
воздействия дестабилизирующих и поражающих
факторов повышенной опасности. В решении
этой стратегической задачи таможенная
служба играет все возрастающую роль,
т.к. обнаружение опасных для жизни и здоровья
человека и окружающей природы грузов
является частью работы, выполняемой таможней.
Переход к рыночным отношениям является
весьма сложным процессом, затрагивающим
все стороны общественной жизни. Реформирование
постсоциалистических экономик не имел
аналогов в мировой практике. Для экономической
теории преобразование российской хозяйственной
системы, связанной с внедрением рыночных
отношений, представляет собой несомненный
интерес. Их реализация требует систематического
обобщения и научного осмысления. Российские
специалисты ведут кропотливую работу
по изучению происходящих в нашей экономике
процессов. В этом отношении не являются
исключением преобразования таможенной
системы.
Формирование рыночных отношений в нашей
стране придает таможенной системе новое
экономическое содержание. Исследование
таможенной системы во взаимосвязи с ростом
экономического потенциала страны, развитием
ее производственного потенциала может
внести определенный вклад в развитие
теории переходной экономики и в разработку
эффективного функционирования таможенной
системы.
С либерализацией внешнеэкономической
деятельности в нее включились многочисленные
коммерческие структуры, предприятия,
организации, частные лица. В результате
изменился характер регулирования внешнеэкономической
сферы, несравнимо выросли масштабы и
объемы деятельности таможни, возникли
новые задачи. Под воздействием этих процессов
неизбежно разрушались сложившиеся каноны
и стереотипы таможенной деятельности.
Новые реалии изменили общее понимание
роли таможни, сформировали ее новое предназначение
как экономического и правового института
государства, инструмента регулирования
внешнеторгового оборота. Возникли сложные
проблемы адаптации таможни к рыночным
условиям, международным стандартам таможенного
дела. Необходимо было в кратчайшие сроки
восполнить те потери, которые были вызваны
разрушением таможенной системы вследствие
распада СССР. Таким образом, форсированный
переход экономики страны на рыночные
методы хозяйствования положил начало
созданию российской таможенной службы
как института регулирования внешнеэкономической
деятельности, адекватного по своим функциям
новым социально-экономическим реалиям.
Практически создавалась новая концепция
организации, развития и функционирования
таможенной службы России. В этой концепции
было выдвинуто и обосновано принципиально
новое назначение таможенной службы, ее
приоритеты, процедура функционирования
и задачи, подлежащие решению:
- во-первых, сформирована
новая роль таможенной службы
- превращение ее в реально
действующий инструмент государственного
регулирования внешнеторгового
оборота, внешнеэкономической деятельности
в целом;
-Во-вторых, возникла необходимость
разработки и применения быстродействующих
процедур таможенного оформления и контроля,
максимального приближения их к участникам
внешнеэкономических связей, местам интенсивной
внешнеэкономической деятельности; - в-четвертых,
поставлены задачи форсированного расширения
и укрепления сети таможенных органов,
усиления технической оснащенности, обеспечения
их кадрами, совершенствования управления
на всех уровнях таможенной системы, создания
и развития объектов таможенной и так
называемой около таможенной инфраструктуры;
- в-пятых, выработаны задачи по обеспечению
защиты экономического суверенитета и
безопасности России, установлению таможенной
границы с бывшими союзными республиками
. Нормативно-правовая база новой концепции
была отражена в программах реконструкции
и развития таможенной системы. Основополагающее
воздействие на создание и реализацию
этих программ оказали Указ Президента
Российской Федерации от 18 июля 1992 г. №
788 "О неотложных мерах по организации
таможенного контроля в Российской Федерации"
и постановление Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 1992 г. № 666, определившие
меры по выполнению указа. Эти документы
были положены в основу всей работы таможенной
службы.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.
3.1 Сущность социальной политики государства.
Общество — целостная, исторически
устойчивая система совместной жизнедеятельности
людей. Общество состоит из отдельных
групп, каждая из которых имеет свою систему
ценностей, свои интересы. Интересы различных
социальных групп могут быть разными,
схожими, но иногда несовместимыми. Социальная
политика — система взаимоотношений основных
элементов социальной структуры общества
по поводу сохранения и изменения социального
поведения населения в целом и составляющих
его классов, слоев, общностей. Субъектами
социальной политики являются граждане
и социальные группы, а также представляющие
их институты. Главным субъект социальной
политики — государство, осуществляющее
социальную политику. Государственная
социальная политика — деятельность государства,
ставящая своей целью снижение степени
дифференциации доходов, смягчение противоречий
между участниками рыночной экономики
и предотвращение социальных конфликтов
на экономической почве. Социальная политика
— одно из главных направлений внутренней
политики государства, Призванное обеспечить
стабильность общественной системы. Посредством
государственной социальной политики
в рыночной экономике реализуется принцип
социальной справедливости, предполагающий
определенную меру выравнивания положения
граждан, создание системы социальных
гарантий и равных стартовых условий для
всех слоев населения. С точки зрения функционирования
экономики, социальная политика играет
двойную роль. Во-первых, по мере развития
общества и накопления национального
богатства создание благоприятных социальных
условий для граждан становится главной
цепью экономической деятельности. В этой
связи социальная политика кон центрирует
цели экономического роста. Во-вторых,
социальная политика является и фактором
экономического роста, поскольку экономический
рост, не сопровождающийся ростом благосостояния
основной массы населения, ведет к утрате
стимулов к эффективной экономической
деятельности.
Независимо от форм собственности любое
общество, находящееся на определенном
уровне развития, должно гарантировать
своим гражданам возможность получения
жизненно важных социальных благ. Социологи
утверждают, что потребительское поведение
людей ориентировано на получение «стандартного
пакета» товаров и услуг, который представляет
собой набор товаров и услуг, доступный
среднему члену общества на данном этапе
развития страны. В XX в. в промышленно
развитых странах Запала все более распространяются
концепции и доктрины, возлагающие на
государство задачу обеспечения таких
прав человека, как право на определенный
стандарт благосостояния. «Всеобщая декларация
прав человека», принятая Генеральной
Ассамблеей ООН в 1948 г. провозгласила право
каждого человека на «такой жизненный
уровень, включая, пишу, одежду, жилище,
медицинский уход и социальное обслуживание,
который необходим для поддержания здоровья
и благосостояния его самого и его семьи,
и право на обеспечение на случай безработицы,
болезни, инвалидности, вдовства, наступления
старости или иного случая утраты средств
к существованию по независящим от него
обстоятельствам».
3.2.
Государственная система социальной защиты
в мире, частности в
России
Социальная политика государства,
создающая в процессе своего осуществления
эффективную систему социальной защиты
населения, является одним из важных вопросов,
без решения которого невозможно создать
гармоничную рыночную экономику и достичь
благополучия во всех сферах общества.
Сегодня социальная защита населения
является необходимым элементом функционирования
любого достаточно развитого государства.
Социальная защита (в широком смысле) —
деятельность государства по воплощению
в жизнь целей и приоритетных задач социальной
политики. Социальная защита (в узком смысле)
— это система законодательных, экономических
и социально-психологических гарантий,
предоставляемых трудоспособным гражданам
для повышения своего благосостояния
за счет личного трудового вклада, а нетрудоспособным
и социально уязвимым слоям населения
за счет преимущества в пользовании общественными
фондами потребления, а также в прямой
материальной поддержке. Социальная защищенность
представляет собой ценностную характеристику
положения человека или социальной группы
в обществе, отражающую тип или степень
их опоры на общественный строй. Эффективная
социальная защищенность подразумевает
систему экономических отношений, гарантирующих
каждому члену общества определенный
жизненный уровень, который является
минимально необходимым для развития
и использования его способностей и обеспечивающая
данный уровень при утрате тех или иных
способностей. Эффективная социальная
защищенность складывается из системы
мер социальной защиты; деятельности органов
государственного управления по реализации
социальной политики; действенности и
реальной осуществимости законодательно
закрепленных социальных гарантий. Финансовой
базой системы социальной защиты служат
средства налогоплательщиков (государственный
бюджет); страховые средства работодателей
и работников; обще сменная и частная благотворительность.
Социальная политика государства
направлена на создание социальных гарантий
в формировании экономических стимулов
для участия в общественном производстве.
Система социальной защиты строится на
определенных социальные обязательствах
государства. Социальные обязательства
государства — законодательно закрепленная
совокупность социальных благ, которые
государство обязуется сделать доступными
для своих граждан, гарантируя для определенной
их части и по определенному кругу бесплатность
предоставления. Конституции многих государств
содержат обширные перечни социальных
обязательств. Например, в Конституции
Италии записано, что «республика охраняет
труд во всех его формах и применениях»,
дополнительные социальные обязательства
приняты в отношении работающих женщин.
Конституция страны определяет также,
что «каждый гражданин, неспособный к
труду и лишенный необходимых средств
к существованию, имеет право на поддержку
общества». В Конституции Франции закрепляется
обязанность трудиться: «Каждый обязан
работать, и имеет право на получение должности».
В основной закон этой страны записаны
права на равный доступ к образованию,
охрану здоровья, отдых и досуг. В Конституции
Японии отмечается, что все имеют право
на «поддержание минимального уровня
здоровой и культурной жизни», «образование
в соответствии со своими способностями».
Конституции ряда государств, например
США, не содержат перечня социальных обязательств.
Однако социальные обязательства американского
государства исключительно обширны и
законодательно закреплены. Широкий перечень
государственных социальных обязательств
содержит Конституция Российской Федерации.
В соответствии с основным законом страны
«охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
минимальный размер оплаты труда, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых
граждан, развивается система социальных
служб, устанавливаются государственные
пенсии, пособия и иные гарантии социальной
защиты».
При организации социальной защиты населения
широкое распространение получили государственные
минимальные социальные стандарты — минимальный
уровень государственных гарантий социальной
защиты, обеспечивающий удовлетворение
основных потребностей человека. Они выражаются
в нормах и нормативах предоставления
денежных выплат, бесплатных и общедоступных
социальных услуг, социальных пособий
и выплат. К государственным минимальным
социальным стандартам относятся: минимальная
заработная плата, минимальные размеры
пенсий, нормативы бюджетного финансирования
расходов на здравоохранение народного
жителя, нормы питания, нормы и нормативы
льготного обеспечения лекарственными
препаратами, нормы общей площади жилого
помещения и пр.