Формирование рыночной экономики, в частности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной экономике. Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть и выявить функции государственного регулирования экономики;
2. Дать определение социальной защиты в рыночной экономике;
3. Рассмотреть основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы;
4. Рассмотреть социальную защиту населения в городе Москва.

Оглавление

Введение............................................................................................................2
Глава 1. Рыночная экономика: сущность, функции, механизм и элементы............................................................................................................5
1.1. Сущность рыночной экономики..............................................................5
1.2. Функции, механизм рыночной экономики и его элементы...........................................................................................................7
1.3. Государственное регулирование рыночной экономики.......................................................................................................10
Глава 2. Формирование рыночной экономики, в частности в России..............................................................................................................14
2.1. Особенности формирования рыночной экономики в России..............................................................................................................14
2.2. Значение и функции таможенной службы в рыночной экономике........................................................................................................15
Глава 3. Государственная система социальной защиты.............................................................................................................19
3.1. Сущность государственной политики государства......................................................................................................19
3.2. Государственная система социальной защиты в мире, частности в России..............................................................................................................21
3.3. Программа социальной защиты населения г. Москвы на 2012-2014 гг……………………………………………………………………………27
Заключение.....................................................................................................30
Список использованной литературы......................................................................................................31

Файлы: 1 файл

okonchatelnaya_kursovaya (1).docxсноски.docx

— 62.07 Кб (Скачать)

Механизм социальной политики реализуется через систему социального обеспечения и социальных услуг. Социальное обеспечение — программы, связанные с выплатой денежных средств неработающим гражданам (по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и пр.). Социальное обеспечение представляет собой государственную программу полного или частичного содержания нетрудоспособных. В свою очередь, система социального обеспечения складывается из социального страхования и общественного вспомоществования. Социальное страхование — система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Система социального страхования — программы, включающие в себя безвозмездные платежи всем членам общества независимо от их доходов по наступлении определенного события в их жизни (выход на пенсию, инвалидность, потеря работы, беременность и роды, потеря кормильца и пр.). Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. В систему социального страхования входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Другая часть государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Общественное вспомоществование — программы оказания помощи лицам, официально признанным людьми, не имеющими средств к существованию, т. е. находящимися за чертой бедности. Общественное вспомоществование направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов и финансируется из на­логовых поступлений государства. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

Система социальных услуг включает здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, службу занятости и некоторые другие сферы. Социальные услуги могут финансироваться как из государственного бюджета, так и из внебюджетных фондов, созданных за счет налоговых поступлений или взносов фирн и граждан. Наряду с государственными учреждениями социальные услуги предоставляются и частными предприятиями, как на платной основе, так и за счет финансирования части расходов государством.

Существуют различные классификации моделей социальной политики. Однако в большинстве из них определяющим критерием является роль и степень участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и от­дельных граждан. Основываясь на геополитическом аспекте, выделяют скандинавскую, континентальную, американо-британскую и южноевропейскую модели социальной политики.

В скандинавской модели значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, которое несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг1. Социальная защита понимается здесь как законное право гражданина, и все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия. В рамках континентальной модели устанавливается жесткая связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных. В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, т. е. за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Этой модели следу­ют Германия, Франция, Австрия, Бельгия. Американо-британ­ская модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. В основе этой модели лежит тезис о том, что. Любой человек имеет право на минимальную социальную защиту, а зависимость социальных выплат от предыдущих отчислений противоречит идее равенства людей. Социальные программы опираются, в первую очередь, на частные сбережения и частное страхование. Эта модель включает социальное страхование с достаточно низкими выплатами и социальную помощь, которая играет доминирующую роль. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии. Уровень социального обеспечения в южноевропейской модели относительно низок. В этой связи семья и другие институты гражданского общества играют значительную роль в системе социальной защиты. Эту модель социальной политики можно характеризовать как переходную, поскольку в последние десятилетия под влиянием социально-экономических изменений механизм социальной защиты начал совершенствоваться. Существенным стимулом для этих изменений послужили возрастающие процессы европейской интеграции, направленные на сближение социально-экономических параметров стран-членов Европейского Союза. Эта модель воплощается в политике таких стран, как Италия, Испания, Греция и Португалия. В таблице приведены социальные индикаторы, описывающие результаты мероприятий социальной политики в странах, придерживающихся той или иной ее модели. 
 Несомненно, государство играет ведущую роль в процессах перераспределения и особенно в предоставлении и осуществлении социальных гарантий. Однако государство не является единственным субъектом социальных гарантий. Существенное место в процессе их предоставления занимает социальная активность бизнеса. Деятельность бизнеса прямо сказывается на состоянии социальных проблем, так как прибыль предприятий является источником прямых налогов и социальных взносов. Кроме того, политика предприятий оказывает непосредственное влияние на занятость, заработную плату и уровень социального обеспечения своих работников.

 

 
 

 

 

3.3. Программа  социальной  защиты  населения г. Москвы  на 2012-2014 гг. 

Департамент социальной защиты населения города Москвы (ДСЗН г. Москвы) является подведомственным Правительству Москвы отраслевым органом исполнительной власти столицы, обеспечивающим реализацию политики Российской Федерации и города Москвы в области социальной защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с детьми, а также иных нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. Территориальными подразделениями Департамента соцзащиты являются Управления социальной защиты населения районов и административных округов города Москвы. 
 
 По сравнению с другими городами  Москва, на мой взгляд, является самым крупным городом, нуждающимся в социальной защите. Причиной этого служит то ,что люди переселившихся из одного города в другую часто нуждаются в социальной поддержки. На основе проведенных мною исследований Москва занимает первое место по  среднемесячной заработной плате, оно составляет  40479,2 рублей. Но здесь следует учитывать еще один важный момент для примера можно взять следующий пример: килограмм сахара в Москве составляет 35 рублей ,а в Саратове 29 рублей. 
 
 Объем финансирования социальных программ в Москве на 2014 год увеличится на 26 миллиардов рублей, сообщил 25 февраля мэр столицы, Сергей Собянин на заседании Правительства Москвы.

Мэр Москвы, С. Собянин, отметил, что это самая крупная статья бюджетных расходов в городе, где различными видами социальной помощи охвачены 3 млн. человек. В 2014 году будут повышены детские пособия, адресную поддержку получат новые группы населения, в том числе одинокие пенсионеры, малообеспеченные многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами. Более 3 миллионов москвичей охвачены теми или иными программами социальной поддержки. Это самая крупная статья московского бюджета. Тем не менее, мы нашли возможным на этот год увеличить объем финансирования социальной помощи на 26 миллиардов рублей."

  Выделенные средства будут направлены на повышение пособий детям, адресную поддержку новых групп населения, таких как одинокие пенсионеры, малообеспеченные многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, и целый ряд других мероприятий социальной поддержки, уточнил столичный градоначальник.

В свою очередь министр Правительства Москвы, руководитель Департамента социальной защиты населения Владимир Петросян сообщил, что на финансирование городской государственной программы «Социальная поддержка жителей Москвы» на 2012–2016 годы ежегодно выделяется более половины московского бюджета. В 2013 году эта сумма составила 311 млрд рублей, причём половина этих средств пришлась на различные социальные пособия и выплаты горожанам.

Владимир Петросян отметил, что одним из приоритетных направлений городской социальной программы является оказание поддержки семьям с детьми. На эти цели в 2013 году было выделено около 20 млрд. рублей. С 1 января 2014 года на четверть увеличена сумма ежемесячных пособий на ребёнка.

По словам руководителя департамента, в 2013 году в городе на 10 тыс. увеличилось количество многодетных семей. В то же время за два прошедших года на 17,6% выросло число так называемых замещающих семей, в 2,5 раза — количество семей с приёмными детьми. Одновременно были увеличены выплаты опекунам, проводилось реформирование детских организаций и развитие системы школ приёмных родителей и служб сопровождения семей.

В рамках оздоровительной кампании в 2013 году в детских лагерях смогли отдохнуть 230 тыс. детей. На эти цели было выделено 3 млрд рублей.

В 2014 году финансирование кампании вырастет до 4,9 млрд рублей, подчеркнул Владимир Петросян.

В настоящее время мерами социальной поддержки охвачен практически каждый второй москвич, в том числе:

-  более 3 миллионов жителей города имеют право на бесплатный проезд на городском общественном транспорте и скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также компенсацию на оплату услуг связи;

-  более 2 миллионов пенсионеров получают доплаты к пенсиям из городского бюджета и другие льготы.

Ожидается, что в текущем году более 2,4 млн. москвичей получат социальную помощь через территориальные центры социального обслуживания.

                                        

 

 

 

 

 

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Центральная проблема любой современной экономики – это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Если арендатор или чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс. Нет, и не будет цельной, работающей программы, когда в одних кабинетах пишут экономическую, в других – политическую, в третьих – международную часть, когда все это механически «склеивают» и выдают за единую государственную платформу. Это – не подход. Нужно определиться с действительно неотложными задачами. Их не так много, если подойти с умом.

Приоритет любого государства – защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального. Государство обязано обеспечить надежность права собственности и оградить предпринимателя от произвольного, неправового вмешательства в его деятельность.

Невозможно всех обеспечить социальной защитой. Лишь немногие отдельные слои и группы населения, наиболее в ней нуждающиеся могут рассчитывать на ее поддержку. Но тем не менее, долг каждого государства – заботится о своем населении. Именно этим и занимается социальная защита населения.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, безработица, необеспеченность в старости.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Федеральный закон от 30.11.2011  №371-ФЗ  "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

2. Федеральный закон от 02.12.2013 / № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

3. Федеральный закон  №256-ФЗ от 29.12.2006 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

4. Г.Г. Силласте  .Экономическая социология. Учебное пособие. Альфа-М, ИНФРА-М 2012

5.Экономическая теория: учеб. для студентов вузов/ В.Д. Камаева. – 13-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010 г.

6.Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие/Столяров И.И. – М.: Дело, 2001. … – 448 с

7. Аверин."Механизмы социальной  политики в современной России  и некоторые результаты ее  реализации"/ 2012 г. №2- 99 с.

8.Суховский А. "Социальная  политика"/ ж. Проблемы теории и практики управления, 2013 г. № 1.-39 с.

9.Джандубаев М.Р. "Приоритеты  развития социальной политики  в России в современных условиях"/ ж."Бизнес в законе" 2013 г. №1

10. И.М. Айзинова. "Социальная  политика стран Евросоюза: Идеальные  устремления и реальные вызовы/ журн. Проблемы прогнозирования, 2013 г. №6,- С.48

 

 

 

 

1.http://ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).

2.http:// economicus.ru (экономический портал по широкому спектру экономических дисциплин).

3.http://modern-econ.ru/micro/dohody/soc-politika.html

4.http://dszn.ru/ 
 
 
 
 
 
 
 

 

1 Суховский А. "Социальная политика"/ ж. Проблемы теории и практики управления, 2013 г. № 1.-39 с.

 

 

 


Информация о работе Формирование рыночной экономики, в частности в России