Фомирование зарплаты в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Проблема оплаты труда – одна из ключевых в экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, социально-психологический климат в обществе.

Как экономическое явление заработная плата возникла на определенной стадии развития человеческого общества, на том его этапе развития производства, когда возник промышленный капитал и в обществе появились наемные работники, с одной стороны, и предприниматели - с другой. Наемный работник не имел средств производства в собственности , но обладал способностью работать и мог эту способность предлагать на рынке труда в качестве товара. Предприниматель, имея в собственности все необходимое для производства, не имел работников и предлагал работу на рынке труда, для того, чтобы произвести пользующийся спросом продукт и продав его, получить прибыль, в то время как наемный рабочий за свою работу получал заработную плату.

Оглавление

Введение…………………………….…………………………………….……….4

1 Регулирование оплаты труда, его сущность………………………..…………6

1.1 Экономическая сущность категорий “труд” и “заработная плата»……………………………………………………………..……………….6

1.2 Виды заработной платы и формы оплаты труда …….………………9

2 Методы государственного регулирования оплаты труда…………………...13

2.1 Методы регулирования оплаты труда……………………………….13

2.2 Единая тарифная система Республики Беларусь …………….…….20

3 Анализ и совершенствование системы оплаты труда в Республике Беларусь…………………………….……………………………………….……22

Заключение…………………………………………………………………….…26

Список использованных источников……………………………...……….…...27

Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     В нашей стране контрактная система  была рекомендована в первую очередь  для того, чтобы затормозить утечку высококвалифицированных, талантливых специалистов за пределы страны.

     Контракт заключается в письменной форме, где устанавливаются точные обязанности для обеих договаривающихся сторон (работника и администрации), и ограничен определенным сроком. Преимущество контрактной системы: ее срочный характер заинтересовывает и заставляет работника трудиться так, чтобы ему была предоставлена возможность возобновить контракт на новый срок, а это - мощный стимул высокой трудовой активности.

     Кроме того, на предприятии следует применить  методику начисления заработной платы на основании тарифной ставки и КТУ (коэффициента трудового участия работника в получении конечной прибыли) по формуле:

            Заработная плата = Тарифная ставка + КТУ                               (3.1)

     В данном случае КТУ представляет собой  разделенную между участниками производства сумму прибыли на основании индивидуального участия работника в процессе производства. Чтобы определить КТУ, каждому работнику в конце рабочего дня нужно будет заполнять специальные карточки с информацией о проданном товаре, его стоимости и количестве.

     Эта система выполняет все функции  заработной платы, а особенно стимулирующую, т.к. зарплата в данном случае является средством для создания материальной заинтересованности в повышении  эффективности труда, и следовательно, в повышении общей работоспособности. А как известно, если существует личная заинтересованность работника, то предприятие может достичь лучших результатов.

     Итак, возможные пути совершенствования  системы оплаты труда следующие:

- усиление стимулирующей роли заработной платы в росте производительности труда, ускорении научно-технического прогресса и улучшении качественных показателей;

- более   широкое   применение   прогрессивных   форм   материального поощрения  за увеличение товарооборота  с меньшей численностью работников;

- совершенствование   системы   премирования,   усиление   зависимости премий от результатов труда и качественных показателей.

Важным  условием выполнения этих мероприятий  является обеспечение преимущественного роста производительности труда по сравнению с заработной платой.

 

      Заключение

      В данной курсовой работе были обобщены теоритические взгляды на сущность оплаты труда, изучены особенности  организации заработной платы в  Республике Беларусь, методы её регулирования, проанализированы основные проблемы организации оплаты труда и выявлены некоторые пути их решения.

      В заключении проделанной работы можно  сделать следующие выводы:

  1. Государственная политика в области заработной платы должна основываться на реальных возможностях государства в использовании национального дохода и стремлении к сбалансированности интересов различных слоев общества, а также на нормах, предусмотренных в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда.
  2. Исходя из реальной ситуации, на данном этапе развития должны предприниматься меры для повышения среднего уровня заработной платы, устранения неоправданной дифференциации в оплате труда, обеспечения гарантий, предусмотренных законодательством, соглашениями и коллективными договорами.
  3. Важнейшей функцией государства останется обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда. В бюджетном секторе будет сохранено государственное регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
  4. Анализ положения, сложившегося в нашей стране с оплатой труда, оценка тенденций формирования заработной платы в краткосрочной перспективе свидетельствуют о крайне несовершенных методах ее регулирования.
 
 
 
 

     Список  использованных источников

    1.Агапова, Т. А., Макроэкономика [Текст] : учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; Под общ. ред. А.В. Сидорович. - 3-е изд. - М. : Издательство «Дело и сервис», 2009. - 416 с.

    2.Азаренко, А.В. Организация труда и заработной платы. –Мн.: Амалфея, 2006. – 240с.

    3.Алексеенко, Л. Ф. , Практика формирования фонда заработной платы [Текст] / Л.Ф. Алексеенко // Экономика. Финансы. Управление. - 2007.- С. 28-35.

    4.Алексеенко, Л. Ф. , Проблемы оплаты труда с учетом стоимости рабочей силы в Республике Беларусь [Текст] / Л.Ф. Алексеенко // Экономическим органам Беларуси - 80 лет. - Минск : Издательство НИЭИ Минэкономики, 2008. – 234 с.

    5. Вишневская Н.Т, Внешнеэкономическая либерализация и рынок труда [Текст] / Н. Вишневская // Мировая экономика и международные экономические отношения. - 2009. - N3. - С. 80-88.

    6.Долинина Т.Н., Внутрифирменная политика оплаты труда. Экономическое обоснование [Текст] / Т. Н. Долинина// Издательство Гревцова. – 2008. – 320с.

    7.Лебедева, С. Н., Построение единой сетки по принципу окупаемости инвестиций в образование [Текст] / С.Н. Лебедева // Белорусский экономический журнал. - 2007. – с.47.

    8.Матусевич, В.И. Формы и системы оплаты труда в условиях перехода к рыночным отношениям. / В.И. Матусевич [и др.]. - Минск: НИИ труда, 2006. – 341с.

    9.Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа : http://pravo.by/showtext.asp?1305108875997. – Дата доступа: 20.05.2011.

    10. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа : http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/wages.php. – Дата доступа: 20.05.2011

    11.Постановление министерства труда и социальной защиты от 20.04.2005 №50 "О принятии Рекомендаций по совершенствованию состава заработной платы работников коммерческих организаций и удельного веса оплаты труда по тарифным ставкам и окладам".

    12.Постановление Министерства труда и социальной защиты от 30.12.2009 №163 "Об утверждении рекомендаций по усилению взаимосвязи заработной платы и производительности (эффективности) труда в коммерческих организациях".

    13.Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2008 г. №138 "Об утверждении межотраслевой типовой инструкции по охране труда при работе с персональными компьютерами".

    14.Постановление Министерства труда и социальной защиты, Министерства финансов, Министерства экономики от 24.02.2008 №18/23/34 "Об утверждении Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями" (с изменениями и дополнениями).

    15.Постановление Министерства труда от 26.03.2004 №31 "О принятии Рекомендаций по повышению материальной заинтересованности работников в соблюдении норм и нормативов материальных и трудовых затрат, их экономии".

    16.Постановление Министерства труда от 30.03.2004 №39 "О принятии Рекомендаций по премированию работников государственных предприятий с долей собственности государства в их имуществе по результатам финансово-хозяйственной деятельности".

    17.Постановление Министерства экономики, труда от 15.03.2007 №46/35 "Об утверждении Типового положения о стимулировании снижения себестоимости продукции (работ, услуг)".

    18.Постановление Совета Министров от 9.11.2009 №1748 "О дополнительных материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда".

    19.Трудовой кодекс Республики Беларусь / Серия: "Белорусское законодательство". Составление Гавриленко В.Г. - Минск: ИООО "Право и экономика", 2008.

    20.Фурс М.В., Мазовко А.М. Основы экономики: Учебное пособие – Мн.: РИПО, 2001. – 210с.

    21.Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков [и др.] / Под ред. А.И. Ильина. - 2-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2004. 
     
     
     
     
     
     

 

 

     Приложение  А

Таблица А1 - Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2009 год (рублей)

  Республика  Беларусь Брестская область Витебская область Гомельская  область Гродненская область г.Минск Минская область Могилевская область
Всего 981584 869559 876768 927083 894848 1263211 936110 863598
Промышленность 1049095 883242 972577 1041342 973814 1228488 1107093 949700
Сельское хозяйство 674734 675759 649962 652933 682291 1166260 717924 613117
Лесное  хозяйство 768112 735807 725089 740819 733415 1283673 783346 773698
Транспорт 1048739 1021607 1006768 1091897 894138 1205226 950856 957342
Связь 1148997 1015135 956690 1005152 985437 1651647 962162 940162
Строительство 1307631 1200687 1131576 1239691 1311931 1572447 1239170 1066269
Торговля  и общественное питание 816234 733421 702215 695722 736586 1021868 724416 667586
  торговля 850461 766946 729822 723451 764878 1058715 749860 699416
  общественное питание 618929 558820 561036 564145 575670 771121 565059 505404
Материально-техническое  снабжение и сбыт 1068751 924951 915465 1101901 1046374 1413564 881290 934905
Заготовки 722622 595230 802675 781077 773662 983333 710881 681551
Информационно-вычислительное обслуживание 1410465 1041123 942965 1179771 911699 1587412 1056204 947217
Жилищно-коммунальное хозяйство 906209 911045 860950 871612 943856 1035614 846864 845205
Непроизводственные  виды бытового обслуживания населения 556377 444156 493476 480859 476082 683625 462221 511902
Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение 796819 703852 735905 758821 708401 1060683 772996 725555
Образование 702428 636304 648114 642101 638770 921878 659274 668945
Культура  696853 622219 585750 615538 591558 990329 620059 636555
Искусство 785091 626669 586556 612576 651988 971304 624392 562480
Наука и научное обслуживание 1389974 1078586 959996 1265641 1871999 1453597 1123955 1218966
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  Б

Таблица Б1 - Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2010 год (рублей)

  Республика  Беларусь Брестская область Витебская область Гомельская  область Гродненская область г.Минск Минская область Могилевская область
Всего 1237974 1108080 1105602 1170219 1129148 1622217 1207878 1108518
Промышленность 1372332 1179673 1251528 1320719 1281205 1572449 1574937 1241119
Сельское  хозяйство 823944 805445 814755 818600 803067 1590255 861937 785301
Лесное  хозяйство 1077936 1022030 1056091 1056906 1064753 1315680 1133868 1064271
Транспорт 1456514 1458464 1395860 1512732 1290407 1620215 1335837 1346955
Связь 1421459 1291831 1219726 1225612 1234889 2030029 1214307 1177870
Строительство 1650126 1529384 1379532 1585368 1649856 2074888 1534333 1380781
Торговля  и общественное питание 1077861 983581 945858 923867 933797 1410742 958212 940391
  торговля 1097498 1008223 962142 935700 942809 1463192 979261 951094
  общественное питание 834355 678819 703520 726551 677095 1014895 625267 758555
Материально-техническое  снабжение и сбыт 1568234 1459818 1281780 1561535 1362992 2377973 1260059 1501407
Заготовки 1014491 798553 1155191 1005587 1120588 1641667 867829 952153
Информационно-вычислительное обслуживание 2126819 1304239 1112266 2530722 1030891 2258449 1428196 1237322
Жилищно-коммунальное хозяйство 1105684 1119469 1064800 1072496 1137129 1252897 991652 1057457
Непроизводственные  виды бытового обслуживания населения 913740 805377 812669 665439 795783 1086009 661810 768763
Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение 999736 889684 929368 941034 899641 1347209 964192 928130
Образование 881934 805791 824705 821165 801391 1125504 821945 861707
Культура  901454 798267 752012 777585 777189 1320997 795291 843527
Искусство 1039496 761382 782702 814431 796984 1238302 794788 792570
Наука и научное обслуживание 1701151 1076572 1062006 1738525 2126383 1787454 1519373 1266269

Информация о работе Фомирование зарплаты в Республике Беларусь