Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:05, курсовая работа
Проблема оплаты труда – одна из ключевых в экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, социально-психологический климат в обществе.
Как экономическое явление заработная плата возникла на определенной стадии развития человеческого общества, на том его этапе развития производства, когда возник промышленный капитал и в обществе появились наемные работники, с одной стороны, и предприниматели - с другой. Наемный работник не имел средств производства в собственности , но обладал способностью работать и мог эту способность предлагать на рынке труда в качестве товара. Предприниматель, имея в собственности все необходимое для производства, не имел работников и предлагал работу на рынке труда, для того, чтобы произвести пользующийся спросом продукт и продав его, получить прибыль, в то время как наемный рабочий за свою работу получал заработную плату.
Введение…………………………….…………………………………….……….4
1 Регулирование оплаты труда, его сущность………………………..…………6
1.1 Экономическая сущность категорий “труд” и “заработная плата»……………………………………………………………..……………….6
1.2 Виды заработной платы и формы оплаты труда …….………………9
2 Методы государственного регулирования оплаты труда…………………...13
2.1 Методы регулирования оплаты труда……………………………….13
2.2 Единая тарифная система Республики Беларусь …………….…….20
3 Анализ и совершенствование системы оплаты труда в Республике Беларусь…………………………….……………………………………….……22
Заключение…………………………………………………………………….…26
Список использованных источников……………………………...……….…...27
Приложения
Реальная, или чистая, заработная плата образуется после удержания подоходного налога, выплат по страхованию, кредитам, взносам и т.д. При высокой инфляции дифференциация номинальной и реальной заработной платы возрастает, что приводит к снижению жизненного уровня населения.
Заработная плата тесно связана с ценами, прежде всего на потребительские товары и услуги. Чем выше цена на потребительские товары и услуги, тем меньше можно купить на выплаченную работникам заработную плату, тем ниже уровень удовлетворения его потребностей, тем больше разрыв между номинальной и реальной заработной платой. Чем ниже цены на предметы потребления и услуги, тем больше товаров можно приобрести на выплаченную работнику денежную заработную плату, тем выше будет покупательская способность денежной единицы и тем выше реальная заработная плата. Данную зависимость можно изобразить в виде формулы:
W(номинальная)
W(реальная)
= P(потребит. блага)
Реальная заработная плата возрастает с увеличением номинальной оплаты труда, но сокращается с увеличением цен.
Средняя
заработная плата – показатель,
характеризующий в среднем
Форма заработной платы – это тот или иной класс систем оплаты, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатов труда при оценке выполненной работником работы с целью ее оплаты.
Наибольшее распространение получили две формы оплаты труда: сдельная и повременная.
Повременная заработная плата устанавливает размер вознаграждения по утвержденной тарифной ставке или окладу в зависимости от отработанного времени. В таком случае применяются часовая, дневная, месячная тарифные ставки. При этом под рабочим временем понимают время, в течение которого работник в соответствии с контрактом или договором найма предоставляет свою рабочую силу в распоряжение работодателя. Размеры часовых (дневных) тарифных ставок и окладов для работников устанавливаются в Положения об оплате труда и указываются в штатном расписании. [20, 95c.]
Своеобразной
модификацией повременной формы
заработной платы выступает система
окладов.Она применяется для
По способу начисления повременная заработная плата подразделяется на ежемесячную и почасовую.
Ежемесячная заработная плата определяется исходя из твердых месячных ставок (окладов), числа рабочих дней, предусмотреных графиком работы на данный месяц и количеством фактически отработанных дней.
При почасовой оплате расчет заработной платы производится исходя из часовой тарифной ставки работника и фактического количества отработанных им часов за расчетный период:
Зпов=Тч*Вч (1.2)
где Зпов – общий заработок повременщика за расчетный период;
Тч – это часовая тарифная ставка, соответствующая разряду рабочего;
Вч
- фактически отработанное время, ч.
При ежемесячной оплате расчет заработной платы осуществляется по формуле:
Зпов=Тм*(Вт Вф) (1.3)
где Вт – время работы по графику за данный месяц
Вф
– фактически отработанное время.
Сдельная заработная плата – это денежная оплата трудовой услуги наемного работника, расчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции.
Сдельную систему оплаты труда целесообразно применять в случаях, когда:
Сдельную
оплату труда не рекомендуется применять
в том случае, если это ведет
к ухудшению качества продукции,
нарушению технологических
При осуществлении сдельной оплаты труда чаще всего определяются сдельные расценки — размер заработка за единицу выполненной работы или изготовленной продукции. Сдельные расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени). Сдельная расценка рассчитывается делением часовой (дневной, месячной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную, месячную) норму выработки. Расчёты с работниками могут быть как индивидуальными, так и коллективными, когда заработная плата определяется на всю бригаду работников в целом. Виды сдельных расценок:
- прямые,
- косвенные,
- прогрессивные,
- аккордные.
Выводы:
На сегодняшний день в Республике
Беларусь наиболее распространенной формой
оплаты труда является сдельная, а в частности
сдельно-премиальная. Она применяется
там, где возможен количественный и
качественный учет выработки продукции
или объема работ и существует нормирование
выработки. При сдельно-премиальной форме
оплаты труда рабочему кроме заработка
по прямым сдельным расценкам, выплачивается
премия за выполнение и перевыполнение
установленных норм выработки. Такая форма
оплаты стимулирует работника к труда
и к повышению своего дохода, а также к
повышению производительности и качества
работы.
2
Методы государственного
регулирования оплаты
труда
2.1
Методы регулирования
оплаты труда
Методы регулирования неотделимы от государственной политики доходов. Можно выделить законодательные, экономические, административные, согласительные методы. Вместе с тем любой регулятор, а особенно экономический, включает в себя элемент администрирования, ибо контролируется государственной службой. В свою очередь, каждое административное решение выходит на экономику в том смысле, что косвенно сказывается на поведении хозяйствующих субъектов. Устанавливая прямой контроль над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственную программу, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться к потребителям — изменять структуру текущего спроса, а также соотношения между его объемом и суммой сбережений. Здесь могут присутствовать и элементы соглашений — относительно каких видов товаров, каких размеров предельного повышения цен государство устанавливает свой контроль. Как правило, свои решения правительство закрепляет в соответствующих постановлениях и т.п., которые после принятия имеют силу закона.
Законодательные методы. Важное место в регулировании доходов занимают вопросы разработки его законодательной и нормативной базы, которая является исходным моментом всего процесса регулирования. Нормативы используются для расчетов нормативных потребительских бюджетов, нормы рабочего времени — для определения режимов рабочего времени, длительности отпусков на предприятиях, предельные нормы загрязненности окружающей среды — для приложения соответствующих средств и технологий, очистных сооружений, создания безопасных условий труда; ставки налогов — для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц (включая социальные налоги и др [8, c.87-89].
Для регулирования доходов и уровня жизни населения наиболее значимы: Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Семейный кодекс, постановления Совета министров (о повышении минимальной заработной платы, правовое обеспечение коллективно-договорной системы, социального обеспечения и страхования, социальных гарантий и тп.).
Экономические методы. К ним относится определение минимальной оплаты труда, налоговая политика, регулирование цен, оплаты труда работников госпредприятий и государственных служащих, занятости, др.
Рост минимальной заработной платы, зависит от экономических (финансовых) возможностей, сложившихся в обществе на определенном этапе. Недоучет этого фактора может привести к задержкам выплат заработной платы работникам, к дефициту бюджета и т.д. В то же время уровень минимума оплаты труда должен определяться с учетом денежных средств, необходимых для физического воспроизводства рабочей силы (прожиточный минимум), а это на прямую зависит от денежной политики. Минимум заработной платы задействован в системе социальных пособий, штрафов, пошлин и т.д. Он является исходным моментом при организации оплаты труда. Поэтому обоснование минимума заработной платы имеет большое социально-экономическое значение [21, c.119-120].
Налоговая политика обеспечивает налоговые поступления в бюджет, без нее невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста, организовать перераспределение доходов. Сейчас уже невозможно назвать проблему, для решения которой нельзя приспособить налоговый регулятор (например, освобождение той части дохода, которая расходуется на благотворительность). Если учитывать распространение систем налогообложения, то благотворительность становится не только общественно полезным делом, но и коммерчески целесообразным. Предоставление налоговых льгот малому бизнесу способствует повышению занятости населения, дает шанс выжить и занять свое место на рынке, умело распорядиться сэкономленной на налогообложении частью прибыли.
К
налоговому регулированию присоединяется
политика государственных расходов,
позволяющая осуществить
Государство идет на предоставление экспортерам налоговых льгот, берет на себя гарантии экспортных кредитов, использует многосторонние соглашения и т.п. для усиления экспортного потенциала страны, что оборачивается для населения созданием новых рабочих мест, а значит, и доходов.
Применяя
таможенное налогообложение, государство
либо получает от торговых партнеров
встречные уступки, либо ужесточает
условия национального
Аналогичное
влияние оказывает и
Административные методы. Эти методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула или риска экономического (финансового) ущерба. Они базируются на силе власти и включают в себя меры запрета, разрешения или принуждения.
Меры принуждения: государственные органы обязывают, например, промышленные предприятия вести обучение молодежи, создавать определенные бытовые условия для занятых, устанавливать очистные сооружения. Это и квота рабочих мест на предприятиях для социально уязвимых групп населения (для подростков, инвалидов и т.д.), и обязательность предприятий (организаций) выделять определенную норму работников на сельскохозяйственные, строительные работы, на работу по благоустройству территорий и т.д. Меры запрета проявлялись в том, что запрещалось совместительство (за некоторым исключением, например, для медицинских работников, научных сотрудников и преподавателей и т.д.).
Информация о работе Фомирование зарплаты в Республике Беларусь