Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:05, курсовая работа
Проблема оплаты труда – одна из ключевых в экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, социально-психологический климат в обществе.
Как экономическое явление заработная плата возникла на определенной стадии развития человеческого общества, на том его этапе развития производства, когда возник промышленный капитал и в обществе появились наемные работники, с одной стороны, и предприниматели - с другой. Наемный работник не имел средств производства в собственности , но обладал способностью работать и мог эту способность предлагать на рынке труда в качестве товара. Предприниматель, имея в собственности все необходимое для производства, не имел работников и предлагал работу на рынке труда, для того, чтобы произвести пользующийся спросом продукт и продав его, получить прибыль, в то время как наемный рабочий за свою работу получал заработную плату.
Введение…………………………….…………………………………….……….4
1 Регулирование оплаты труда, его сущность………………………..…………6
1.1 Экономическая сущность категорий “труд” и “заработная плата»……………………………………………………………..……………….6
1.2 Виды заработной платы и формы оплаты труда …….………………9
2 Методы государственного регулирования оплаты труда…………………...13
2.1 Методы регулирования оплаты труда……………………………….13
2.2 Единая тарифная система Республики Беларусь …………….…….20
3 Анализ и совершенствование системы оплаты труда в Республике Беларусь…………………………….……………………………………….……22
Заключение…………………………………………………………………….…26
Список использованных источников……………………………...……….…...27
Приложения
С
переходом к рыночной экономике
некоторые прежние
Экономическое
пространство, на которое распространяются
административные методы, весьма обширно.
В странах с развитыми
Экономические
и административные методы имеют
некоторое сходство и противоположность.
Административные методы ограничивают
свободу экономического выбора. Государственный
контроль может быть всеобъемлющим,
охватывая размеры
Согласительные методы (социальное партнерство). Во многих странах эти методы находят широкое распространение и считаются самыми экономичными и "бескровными". Социальное партнерство — согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.
Интересы работодателей представляют предприниматели. Профсоюзы же в качестве работодателя рассматривают преимущественно органы государственного управления. При этом и предприниматели, и профсоюзы используют для реализации своих интересов в основном формы внешнего давления на правительство (забастовки, демонстрации) вместо поиска компромиссного решения [4, c.42-43].
В соглашениях разного уровня, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях — на отраслевом и территориальном уровнях, в коллективных договорах — на предприятиях) отражаются вопросы о размерах минимальной оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат о порядке индексации доходов, продолжительности рабочего времени, о возмещении вреда, гарантиях трудовых прав, охране труда, об обеспечении жильем и другие. Размеры, варианты, возможности их реализации на отдельных уровнях различны в силу объективных и субъективных причин. Коллективные договоры на предприятиях (в организациях) наиболее детализированы.
Коллективно-договорная система является эффективной формой регулирования заработной платы наемных работников.
Законодательная база регулирования коллективных договоров нуждается в улучшении. Самое главное — это выполнение заключенных соглашений, их всеобъемлющий характер, повышение качества разработки соглашений, включение в них проблем занятости, установление предельного размера безработицы тарифное регулирование оплаты труда (не абсолютные значения, а относительные — в виде пропорций) и т.д.
В свою очередь, каждый метод имеет в своем распоряжении прямые и косвенные меры воздействия.К числу мер прямого вмешательства государства относятся: государственная гарантия минимума заработной платы на всей территории, освобождение от налогов, прямое администрирование по обязательности выделения квоты рабочих мест для некоторых групп населения, организация переобучения работников, выделение определенного числа работников для выполнения общественно необходимых работ и т.д.
К числу косвенных способов воздействия относятся: льготное налогообложение малоимущих слоев населения (даже ничего не получая из бюджета, они становятся обладателями более высокого дохода, что смягчает рыночную несправедливость), избирательность процедуры распределения бесплатных благ.
Основными объектами государственного регулирования оплаты труда являются сферы, ситуации, условия, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые нельзя решить автоматически или можно решить только в далёкой перспективе. Снятие таких проблем необходимо для нормального функционирования экономики, воспроизводства рабочей силы, поддержания стабильной ситуации.
Объекты государственного регулирования оплаты труда: минимальная оплата труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные гарантии, социальные отношения; правовое обеспечение.
Государственное
участие в области оплаты труда
реализуется путем
Основными задачами государственного регулирования оплаты труда являются: обеспечение минимальных гарантированных доходов населения, поддержание денежных доходов населения и покупательского спроса в периоды усиления инфляции, повышение результативности труда, предупреждение резкой поляризации заработков между различными отраслями и субъектами хозяйствования, перераспределение доходов субъектов хозяйствования для обеспечения их перспективного развития, достижение сбалансированности экономических интересов субъектов рынка труда.
2.2 Единая тарифная система Республики Беларусь
Республиканская тарифная система представляет собой совокупность нормативных материалов, позволяющих определять уровень тарифной заработной платы работников и степень ее дифференциации в зависимости от сложности, содержания и общих условий труда, а также квалификации работника. Тарифная система состоит из тарифной сетки, тарифных ставок и коэффициентов, тарифноквалификационных справочников.
Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» от 10 мая 2011 г. № 181 установлено, что коммерческие организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно принимают решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников, а также тарифные ставки (оклады) работников коммерческих организаций повышаются нанимателями в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.[9]
Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь является важнейшим элементом тарифной системы и представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.
В
настоящее время действует
К основным элементам Единой тарифной сетки относятся тарифная ставка первого разряда, тарифные коэффициенты, тарифные (квалификационные) разряды.
Тарифная
ставка первого разряда является
основой дифференциации оплаты труда
по профессионально
Тарифная
ставка первого разряда в организациях
государственной формы
Тарифный (квалификационный) разряд характеризует уровень квалификации работника. Он зависит от степени сложности и точности выполняемых работ, а также ответственности работника. Эти требования заложены в профессиональных квалификационных характеристиках (требованиях), предусмотренных в тарифно-квалификационных справочниках работ и профессий рабочих.
Отнесение
работников к категории рабочих
осуществляется в соответствии с
Общегосударственным
В
Республике Беларусь в соответствии
с Законом о формировании и
использовании минимального потребительского
бюджета, который был принят в 1992г.,
нормативно-вещественная структура
МПБ для различных социально-
Таким образом, государственное регулирование оплаты труда имеет место в любом государстве независимо от социального строя.
3 Совершенствование системы оплаты труда в Республике Беларусь
В Республике Беларусь в течение последнего полувека была крайне низкая доля оплаты труда в созданном продукте. К сожалению, государственная система налогов и отчислений и в настоящее время не позволяет улучшить положение. Величина расходов предприятия на оплату труда работников, включаемая в себестоимость, не должна превышать шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда. Этот показатель, к сожалению, гораздо ниже даже среднего уровня оплаты труда.
Анализируя данные за последние несколько лет в области оплаты труда Республики Беларусь можно сказать что реальная заработная плата повысилась почти на 50%, в то время как реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились в среднем на 20. С одной стороны – это положительный показатель для оценки экономической эффективности в области оплаты труда, но с учетом теперешней нестабильной социально-экономической ситуации в стране и большим уровнем инфляции, можно сделать выводы что действующие методы регулирования оплаты труда неэффективны на данным момент.
Казалось бы, устанавливая лишь минимальные условия оплаты труда, государство предоставляет слишком большие возможности работодателям.
Но, как
правило, собственнику выгоднее дороже
заплатить заинтересованному
Вследствие ряда негативных процессов заработная плата перестала выполнять стимулирующую функцию. Назрела необходимость принятия оперативных мер по внесению коррективов в политику в области оплаты труда.В работе по совершенствованию систем оплаты труда следует использовать зарубежный опыт.
С переходом к рыночным отношениям происходят изменения не только в формах и системах заработной платы, но и в методах ее организации. Одной из новых форм трудовых отношений и заработной платы выступает контракт, трудовой договор. Контракт — это один из документов, отражающих условия трудовых взаимоотношений сотрудника с администрацией. Контрактная форма оплаты труда широко применяется в цивилизованных странах уже не одно десятилетие, и даже столетие, для Республики Беларусь, контракт - явление новое, возникшее с развитием рыночных отношений. Контрактная форма оплаты труда еще только прокладывает себе дорогу в нашем народном хозяйстве, причем в негосударственных структурах (кооперативах, товариществах, акционерных предприятиях и т.п.) с большим успехом, нежели на государственных предприятиях.
По сравнению с действующей в нашей экономике тарифной системой оплаты труда в ее повременной и сдельной формах контрактная система имеет два несомненных преимущества. Во-первых, труд работников можно оплачивать в значительно большем размере, чем это предписано окладами, тарифными ставками и расценками в рамках существующей государственной системы оплаты, и реализовать на практике рыночный принцип: за хорошую работу большие деньги, за плохую работу — никаких денег. Во-вторых, контрактная система позволяет легко и просто избавиться от нерадивого работника путем расторжения контракта, не вступая при этом в противоречие с Кодексом законов о труде и не согласовывая это увольнение с профсоюзом. Эти преимущества делают контрактную систему чрезвычайно привлекательной для тех предприятий, где действительно желают добиться резкого повышения эффективности производства.
Информация о работе Фомирование зарплаты в Республике Беларусь