Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа
В литературе, посвященной фирменной торговле, отсутствует единый комплексный подход к созданию фирменного стиля, нет конкретных рекомендаций по организации сети фирменных магазинов, требований, предъявляемых к ним, не определен статус фирменного магазина. Так же требует доработки определение и классификация разновидностей фирменной торговли, фирменного магазина.
Вышеизложенные доводы определили цель курсовой работы - оценка состояния фирменной торговли на основе анализа РУПП «Витебскхлебпром».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
предложить современное понятие фирменной торговли и магазина;
выделить и охарактеризовать разновидности современной фирменной торговли;
охарактеризовать особенность функций фирменного магазина;
определить роль фирменного магазина в завоевании рынка сбыта, организации торгового обслуживания населения;
Предмет исследования - закономерности развития фирменной торговли, её социально-экономическая значимость, пути развития.
Объект исследования - РУПП «Витебскхлебпром».
ВВЕДЕНИЕ. ………………………………..………………………………………3
1.ФИРМЕННАЯ ТОРГОВЛЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ………………..5
1.1 Возникновение и развитие фирменных магазинов, их роль…….…….….5
1.2 Состояние фирменной торговли в Республике Беларусь….………..……9
1.3 Пути развития фирменной торговли……………………….....……………13
2.ФИРМЕННЫЕ МАГАЗИНЫ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИХ РАБОТЕ………………………………………….....17
2.1 Формы розничной продажи товаров……………………………………….17
2.2 Технологические решения и услуги в фирменных магазинах…….……19
2.3 Формирование спроса, ассортимента и организация рекламы в фирменном магазин……………………………..………………………………..23
3. АНАЛИЗ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ РУПП «ВИТЕБСКХЛЕБПРОМ»………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………..……….………...40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….42
Для того чтобы выйти на российский рынок, была проведена специальная добровольная сертификация, которая доказала бесспорное качество продукции. Хотя в данной отрасли как нигде строго блюдется монополия, а любые проникновения на «чужую» территорию пресекаются даже на уровне районов одной области, часть продукции уходит не только в Россию, но и в Минск. На одной из отраслевых выставок изделия двух заводов и двух пекарен Витебска пришлись по вкусу знатокам и ценителям из белорусской столицы. «Витебскхлебпром» вначале пригласили со специальным показом, а потом дали добро на поставку продукции. Особенно успешно распродаются в столичных магазинах наборы тортов «Шоколадница» — «Новая», «Миндальная», «Десертная», «Карамельная» и другие.[4]
В 1999 году открыт торгово-промышленный комплекс "Каравай Придвиния". Этот фирменный магазин находится в городе Витебске на улице Кирова на первом этаже пятиэтажного дома. В этом районе в основном находятся небольшие 4-5 этажные дома, так что плотность населения невысокая, и, следовательно, число потенциальных покупателей в данном районе также невелико. Этот фирменный магазин находится на первом этаже жилого дома, т.е. является встроенным. В нём сделан современный ремонт, используется современное торгово-технологическое оборудование.
В магазине имеется полный выбор хлебобулочной продукции. Поставки товара различного ассортимента работают бесперебойно, поэтому в магазине всегда достаточно широкий выбор. При этом учитываются и интересы малообеспеченных слоёв населения, так как они выбирают продукцию подешевле. Ассортимент в магазине достаточно стабилен. В последнее время наибольшую популярность приобретает диетическая продукция.[28]
Проведем анализ товарооборота фирменного магазина.
Таблица 1.1- Анализ показателей торгово-финансовой деятельности магазина "Каравай" за 2008-2009 годы*
Наименование показателя |
Годы |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
|||
2008 |
2009 | ||||||
1. Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб. |
48683 |
57264 |
8581 |
117 |
17 | ||
2. Розничный товарооборот (в сопоставимых ценах), млн. руб. |
41050 |
49751 |
8701 |
121,196102 |
21,19610231 | ||
3. Валовый доход, млн. руб. |
13180 |
18050 |
4870 |
136 |
36 | ||
4. Среднесписочная численность
торгового персонала, всего, |
20 |
25 |
5 |
125 |
25 | ||
-руководители, чел |
2 |
2 |
0 |
100 |
0 | ||
- специалисты, чел |
5 |
6 |
1 |
120 |
20 | ||
- продавцы, чел |
13 |
17 |
4 |
130 |
30 | ||
5. Издержки обращения, млн. руб. |
10266 |
14075 |
3809 |
137 |
37 | ||
6. Прибыль от реализации товаров, млн. руб. |
2914 |
3975 |
1061 |
136 |
36 | ||
7. Чистая прибыль, млн. руб. |
2319,2 |
3180 |
860,8 |
137 |
37 | ||
8. Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. |
35100 |
41000 |
5900 |
116 |
16 | ||
9. Рентабельность затрат, % |
21 |
24 |
3 |
116 |
16 | ||
10. Рентабельность продаж, % |
5 |
6 |
0,9 |
115,9 |
15,9 | ||
11. Фондоотдача, руб. |
1,38 |
1,39 |
0,009 |
110,6 |
0,6 | ||
12. Производительность труда, млн. руб. чел |
2434,15 |
2290,56 |
143,59 |
94,1 |
-0,59 |
Продолжение таблицы 1.1
13. Среднемесячная заработная плата 1 работающего, млн. руб. |
0,7 |
0,75 |
0,05 |
107 |
7 |
* Источник: [28].
Как видно из таблицы 2.1 за 2009 год розничный товарооборот в действующих ценах увеличился на 8581 или на 17%.
Для оценки ритмичности применяют
коэффициент ритмичности, который
определяется суммированием фактического
выполнения плана реализации товаров,
но не более запланированного уровня.
Коэффициент ритмичности
На основании данных по реализации товаров (табл. 1.2) рассчитаем коэффициент ритмичности.
Таблица 1.2 - Ритмичность реализации товаров по кварталам 2009 г.*
Период |
Товарооборот, млн. руб. |
Удельный вес товаров, % |
% выполнения плана |
Доля товаров, зачтённая в выполнение плана по ритмичности, % |
|||||
план |
факт |
план |
факт |
||||||
1 квартал |
5730,9 |
5792,8 |
63,3 |
63 |
101,0 |
63 |
|||
2 квартал |
5730,9 |
5266,2 |
63,3 |
60 |
91,8 |
60 |
|||
3 квартал |
5730,9 |
6319,4 |
63,3 |
66 |
110,2 |
63,3 | |||
За 9 мес. |
17192,99 |
17554 |
63,3 |
63 |
102,1 |
63,3 |
*Источник: [28].
Таким образом, коэффициент
ритмичности равен 66,3%. Данный показатель
показывает, что исследуемое предприятие
работало достаточно стабильно, без
допущения сбоев в
На объем товарооборота, его структуру и равномерность продаж влияют многие факторы.
В процессе анализа необходимо измерить их влияние и на этой основе выявить резервы увеличения товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества торгового обслуживания.
Анализ показателей
Таблица 1.3 - Анализ показателей производственно-финансовой деятельности магазина "Каравай", млн. руб.*
Наименование показателя |
Годы |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
Темп прироста, % | ||
2008 |
2009 |
|||||
1. Объём выпуска продукции
(в действующих ценах)млн. руб. |
89248 |
77148 |
-12100 |
86,4 |
13,6 | |
2. Объём выпуска продукции
(в сопоставимых ценах) млн. |
78120 |
65120 |
-13000 |
83,3 |
-16,7 | |
3. Объём выпуска продукции, в тоннах |
59499,6 |
57432,82 |
-2066,8 |
96,5 |
-3,5 | |
4. выручка от реализации продукции, млн. руб. |
81210 |
68350 |
-12860 |
84,16 |
-15,84 | |
5. Прибыль от реализации продукции, млн. руб. |
40639 |
33866 |
-6773 |
83,3 |
-16,7 | |
6. Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. |
40571 |
34484 |
-6087 |
84,9 |
-15,1 | |
7. Чистая прибыль, млн. руб. |
32511,2 |
27092,8 |
-5418,4 |
83,3 |
-16,7 | |
8. Рентабельность реализованной продукции, % |
40,03 |
39,63 |
-0,39 |
99,01 |
-0,99 | |
9. Среднесписочная численность работников, чел |
1509 |
1498 |
-11 |
99,27 |
-0,73 | |
10. Среднегодовая стоимость основных средств, млрд.руб. |
68130 |
65120 |
-3010 |
95,58 |
-4,42 | |
11. Производительность труда на 1 работающего, млрд. руб. \ чел |
39,42 |
38,33 |
-1,09 |
97,23 |
-2,77 | |
12. Среднемесячная заработная плата 1 работающего, млн. руб. |
0,9 |
1,1 |
0,2 |
122,22 |
22,22 |
* Рассчитано по: [28].
Анализ источников формирования финансового результата показывает, что прибыль от реализации товаров упала с 40639 млрд. руб. в 2008 году до 33866 млрд. руб. в 2009 году. Это показывает, что предприятие не рационально провела маркетинговую политику в прошлом году. На данный показатель, в основном, повлиял рост выручки от реализации продукции.
Падение чистой прибыли предприятия за 2008 г. оказал влияние на рост рентабельности основных показателей. Так, рентабельность продукции упала на 0,9%.
Важнейшими путями роста
прибыли являются увеличение доходов
от продаж продукции, а также от других
видов производственно-
Таким образом, фирменный
магазин «Каравай Придвинья» ведёт
эффективную хозяйственную
Сегодня работники магазина понимают важность такого мерчендайзингового мероприятия, как планировка магазина и используют разные приемы, чтобы заставить покупателя походить по магазину и обратить его внимание на представленные товары. Основная сложность планировки торгового зала заключается в правильной (наиболее эффективной) увязке ее со всеми технологическими операциями магазина. Важно не просто красиво расставить товар, а обеспечить при этом оптимизацию всех торгово-технологических процессов.
Планировка торгового зала осуществлялась в соответствии с маркетинговым планом: она была начата не с расстановки оборудования, а с уточнения и детализации ассортимента в магазине, определения соотношения товарных групп в ассортименте, выделения групп товаров повышенного спроса, перечня сопутствующих товаров, товарных позиций, приносящих максимальную прибыль (наиболее выгодных для магазина). Это позволяет выделить зоны наиболее эффективного расположения товаров в торговом зале с учетом психологии покупательского спроса.
При формировании ассортимента магазина были учтены следующие факторы: покупательский спрос, качество товара, техническое оснащение, транспортные условия (способ доставки товара), учитывается взаимозаменяемость товаров. Спрос на хлебобулочные изделия имеет свои особенности. Он характеризуется непостоянством, которое объясняется тем, что вкусы не являются повседневными. Но, несмотря на неустойчивость спроса он тоже подвержен изменениям под влиянием многих факторов. Например, рост денежных доходов населения, снижение уровня инфляции. Если произойдет колебание доходов населения в сторону увеличения, то спрос на дорогие товары значительно возрастает.
Для наиболее полного удовлетворения спроса населения и повышения эффективности торговли важное экономическое значение имеет обеспечение в магазине устойчивости товарного ассортимента. Это говорит о том, что в торговом зале необходимо постоянно иметь товары всех групп, видов, наименований которыми торгуют. Устойчивость товарного ассортимента магазина определяют с помощью коэффициента устойчивости ассортимента.
Куст = Тф / Тн
где Куст - коэффициент устойчивости
ТФ - количество видов товаров в продаже в момент проверки.
ТН - количество видов товара, которое должно быть в продаже в соответствии с утвержденным ассортиментным перечнем.
Куст в исследуемом магазине колеблется в среднем около 0,936. Это говорит о том, что этот показатель ближе к 1, поэтому ассортимент магазина устойчивый.
Ассортиментная политика - это важная часть общей розничной стратегии. Предприятия стремятся оптимизировать ассортимент путем сужения его широты и уменьшение глубины, они торгуют популярными и ходовыми товарными группами, а в пределах групп - самыми быстро оборачивающимися товарами. Такая политика позволяет уменьшить денежные средства, вложенные в товарные запасы и ускорить их товарооборачиваемость.
Широта и глубина ассортимента выбираются с учетом предпочтения потребителей. Зачастую приходится думать не о том, соответствует ли данный товар общей целенаправленности ассортимента, а о том, можно ли торговать ими рентабельно.
Одним из важнейших элементов процесса продажи - расчёт с покупателями за отобранные товары. Основной задачей при этом является обеспечение высокой скорости расчётов и эффективности учёта и контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей в торговом зале. Расчёт у кассы завершает процесс покупки, поэтому от его организации во многом зависит общее впечатление покупателя о фирменном магазине.
Услуги в магазине подразделяются на три основные группы:
1. Услуги, являющиеся частью самого процесса продажи;
2. Услуги, оказываемые покупателям после продажи;
3. Услуги культурно-бытового
характера, создающие
Услуги первой группы непосредственно связаны с покупкой товаров. Они создают удобства покупателям при выборе товара, сокращают затраты времени и усилия при совершении покупки и расчётах. Эти услуги можно назвать основными. Их оказывают сами работники магазина (торгового зала).
Информация о работе Фирменная торговля и её роль в экономике