Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа
В литературе, посвященной фирменной торговле, отсутствует единый комплексный подход к созданию фирменного стиля, нет конкретных рекомендаций по организации сети фирменных магазинов, требований, предъявляемых к ним, не определен статус фирменного магазина. Так же требует доработки определение и классификация разновидностей фирменной торговли, фирменного магазина.
Вышеизложенные доводы определили цель курсовой работы - оценка состояния фирменной торговли на основе анализа РУПП «Витебскхлебпром».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
предложить современное понятие фирменной торговли и магазина;
выделить и охарактеризовать разновидности современной фирменной торговли;
охарактеризовать особенность функций фирменного магазина;
определить роль фирменного магазина в завоевании рынка сбыта, организации торгового обслуживания населения;
Предмет исследования - закономерности развития фирменной торговли, её социально-экономическая значимость, пути развития.
Объект исследования - РУПП «Витебскхлебпром».
ВВЕДЕНИЕ. ………………………………..………………………………………3
1.ФИРМЕННАЯ ТОРГОВЛЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ………………..5
1.1 Возникновение и развитие фирменных магазинов, их роль…….…….….5
1.2 Состояние фирменной торговли в Республике Беларусь….………..……9
1.3 Пути развития фирменной торговли……………………….....……………13
2.ФИРМЕННЫЕ МАГАЗИНЫ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИХ РАБОТЕ………………………………………….....17
2.1 Формы розничной продажи товаров……………………………………….17
2.2 Технологические решения и услуги в фирменных магазинах…….……19
2.3 Формирование спроса, ассортимента и организация рекламы в фирменном магазин……………………………..………………………………..23
3. АНАЛИЗ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ РУПП «ВИТЕБСКХЛЕБПРОМ»………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………..……….………...40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….42
. Организация внутримагазинной
рекламы и информации о
. Обеспечение покупателей индивидуальными корзинами и другими средствами для отбора товаров и доставки их к узлу расчёта;
. Организация хранения личных вещей покупателей.
За время своего существования фирменная торговля провела значительную работу по совершенствованию работы магазинов самообслуживания, повышению их эффективности. Однако в организации их работы имеются ещё общеизвестные недостатки. Во многом это обуславливается тем, что некоторые торговые работники, не имея достаточных знаний и опыта, допускают ошибки при организации работы магазинов самообслуживания.
Для некоторых фирменных магазинов самообслуживания характерны следующие недостатки: неэффективное использование торговой площади; ограничение доступа покупателей в магазин, в отделы самообслуживания и к товарам; проверка личных вещей покупателей; нерациональное размещение товаров в торговом зале, при котором товарные группы и отдельные товары располагаются без учёта покупательского спроса и товарного соседства, что создаёт неудобства для потребителей; неправильная (или неудачная) выкладка товаров на оборудовании; нечёткая организация внутриммагазинной информации; выбор торгового оборудования для магазина самообслуживания не по принципу функционального назначения, а по его фактическому наличию.[7, с. 117 - 118]
Преимущества самообслуживания могут быть действенными только при устранении недостатков, рациональном внедрении основных принципов данной формы, оптимальных технологических решениях, использовании передового опыта.
В фирменных магазинах особое внимание должно уделяться организации такого процесса обслуживания покупателей, при котором основную долю времени покупатели затрачивают на осмотр товаров, их отбор и консультации, а затраты времени ориентирование и поиск товаров в торговом зале, ожидание консультации и расчёта сводятся к минимуму. Работники магазина должны оказывать покупателю необходимую помощь: объяснять порядок продажи товаров (например, при самообслуживании, по образцам или при открытой выкладке) и расположения товарных групп в торговом зале, информировать о товарах, которые интересуют покупателя, о дополнительных услугах, предоставляемых магазином. Консультация должна быть полной, убедительной, а поведение работника магазина вежливым и предупредительным. Эффективность консультации во многом зависит от теоретической и практической подготовки продавца, знания им ассортимента товаров, умения рекомендовать изделие и без лишней потери времени обслуживать покупателя.
Одним из важнейших элементов процесса продажи – расчёт с покупателями за отобранные товары. Основной задачей при этом является обеспечение высокой скорости расчётов и эффективности учёта и контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей в торговом зале. Расчёт у кассы завершает процесс покупки, поэтому от его организации во многом зависит общее впечатление покупателя о фирменном магазине самообслуживания.
Заключительный этап процесса продажи товаров в фирменных магазинах – их упаковка, которую должны выполнять продавцы. При этом желательно, чтобы магазины имели свою, фирменную упаковку (обёрточную бумагу, полиэтиленовые пакеты и др.).
2.2 Технологические решения и услуги в фирменных магазинах
Одно из важнейших направлений
улучшения торгового
В свою очередь на технологические решения и всю организацию торгово - технологического процесса в фирменном магазине существенное влияние оказывают торговые здания и сооружения, а также оборудование. Для обеспечения оптимального процесса продажи наиболее эффективными являются отдельно стоящие и встроенно-пристроенные здания магазинов, которые должны отвечать следующим основным архитектурным, эксплуатационным, экономическим и эстетическим требованиям:
Устройство и планировка
фирменных магазинов должны создавать
оптимальные условия для
Оптимизация торговых помещений
и рациональная планировка торговых
залов фирменных магазинов в
конечном итоге решают две основные
задачи: создать наиболее благоприятные
условия для покупателей в
процессе выборе и покупки товаров
и разместить наилучшим образом
торгово-технологическое
Уровень торгового обслуживания
населения в фирменных
Под торговой услугой понимается дополнительная деятельность торгового предприятия, направленная на оказание помощи покупателям в совершении покупки товаров, их доставке и использовании. Важность услуг в фирменной торговле определяется тем, что они являются одной из форм удовлетворения потребностей покупателя.
Как известно, различают услуги материального характера и чистые. На предоставление первых затрачивается труд. Под второй формой услуг понимают ту часть затрат, которая не принимает предметной формы и не входит в стоимость какого-либо товара. Услуги в торговле, как правило, относятся к услугам второй формы.
В фирменных магазинах покупателям предлагаются разнообразные услуги, и их характер зависит от условий, объёма работы, ассортимента продаваемых товаров. Услуги подразделяются на три основные группы:
1. Услуги, являющиеся частью самого процесса продажи;
2. Услуги, оказываемые покупателям после продажи, т.е. связанные с использованием товара, его упаковкой, доставкой на дом;
3. Услуги культурно-бытового
характера, создающие
Услуги первой группы непосредственно связаны с покупкой товаров. Они создают удобства покупателям при выборе товара, сокращают затраты времени и усилия при совершении покупки и расчётах. Эти услуги можно назвать основными. Их оказывают сами работники магазина (торгового зала).
Цель второй группы услуг
(сопутствующих) – оказать помощь
покупателям в совершении покупки
и потреблении купленных
Услуги третьей группы носят нетоварный характер и направлены на культурно-бытовое обслуживание покупателей. Они способствуют повышению комфортности пребывания покупателей в магазине (это справочное бюро, камеры хранения личных вещей и др.).
2.3 Формирование спроса, ассортимента и организация рекламы в фирменном магазине
Фирменные магазины должны обеспечить активное формирование покупательского спроса, содействовать эффективной рекламе новых товаров. В основном используются следующие виды работ по изучению спроса:
- проведение выставок-продаж;
- опрос покупателей;
- дни учета неудовлетворенного спроса;
- учет отзыва покупателей;
-расчет прогноза спроса;
-составление коньюктурных обзоров;
-показы, демонстрации изделий с учетом мнений покупателей;
-другое (консультации, творческие встречи и т.п.).[25, с.23]
Формирование спроса на новые
и перспективные товары с одновременным
установлением отношения к ним
покупателей осуществляется на выставках-просмотрах
и постоянно действующих
Все представленные на выставке
изделия снабжаются аннотациями
с указанием предприятия-
Эффективной формой пропаганды продукции является демонстрация изделий в действии, преследующая различные цели:
- демонстрация новых изделий,
выпускаемых в серийном
- демонстрация перспективных изделий, выпуск которых планируется начать не позднее, чем со следующего планового периода. Во время демонстрации необходимо указывать сроки поступления каждого изделия в продажу;
- одновременная демонстрация
уже выпускающихся и
В комментарии к изделиям должны включаться сведения о разработках нового ассортимента; краткая характеристика о направлениях развития и совершенствования; характеристика демонстрируемых изделий и их моделей (достоинства, особенности, преимущества и т.п.) с рекомендациями по применению изделий и их моделей (модификаций); указание ориентировочных сроков и объемов производства.
Значительное место в
формировании спроса на товары, продаваемые
в фирменных магазинах, принадлежит
индивидуальной работе с покупателем,
в частности консультациям. Консультации
могут проводить специалисты
фирмы -производителя (предприятий-изготовителей),
проектанты и дизайнеры, а также
продавцы-консультанты и менеджеры
фирменного магазина. Специалисты фирмы-
Консультант или специально подготовленный товаровед (продавец, менеджер торгового зала) должен ежедневно давать покупателям рекомендации по реализуемым изделиям, информацию об их особенностях, преимуществах и эксплуатационных свойствах (характеристиках). Рабочее место консультанта организовывается в торговом (демонстрационном) зале там, где размещена постоянно действующая выставка новых и перспективных образцов товарной продукции.
Для дополнительной информации посетителей о перспективах развития производства товаров, их совершенствования в оформлении фирменных магазинов должны использоваться плакаты, планшеты, слайды, рисунки, фотографии, видеоматериалы, компьютерная графика, голография.
В основном все выше перечисленные мероприятия распространены приблизительно равномерно (в процентах от 100):
- проведение выставок-продаж – 13%;
- опрос покупателей – 13%;
- день учета неудовлетворенного спроса – 14%;
- учет отзыва покупателей – 12%;
-расчет прогноза спроса – 9%;
-составление коньюктурных обзоров – 16%;
-показ, демонстрация изделий с учетом мнений покупателей – 11%;
-учет предпочитаемых моделей, образцов – 11%;
-другое – 1%.[25, с.23]
Результаты работ по изучению спроса доводятся до производства, однако лишь 10% из числа опрошенных отметили, что эти результаты реализуются полностью предприятиями. Большинство же (83%) указало, что они используются лишь частично, а в некоторых случаях (7%) только эпизодически.[25, с.24]
Информация о работе Фирменная торговля и её роль в экономике