Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа
В литературе, посвященной фирменной торговле, отсутствует единый комплексный подход к созданию фирменного стиля, нет конкретных рекомендаций по организации сети фирменных магазинов, требований, предъявляемых к ним, не определен статус фирменного магазина. Так же требует доработки определение и классификация разновидностей фирменной торговли, фирменного магазина.
Вышеизложенные доводы определили цель курсовой работы - оценка состояния фирменной торговли на основе анализа РУПП «Витебскхлебпром».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
предложить современное понятие фирменной торговли и магазина;
выделить и охарактеризовать разновидности современной фирменной торговли;
охарактеризовать особенность функций фирменного магазина;
определить роль фирменного магазина в завоевании рынка сбыта, организации торгового обслуживания населения;
Предмет исследования - закономерности развития фирменной торговли, её социально-экономическая значимость, пути развития.
Объект исследования - РУПП «Витебскхлебпром».
ВВЕДЕНИЕ. ………………………………..………………………………………3
1.ФИРМЕННАЯ ТОРГОВЛЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ………………..5
1.1 Возникновение и развитие фирменных магазинов, их роль…….…….….5
1.2 Состояние фирменной торговли в Республике Беларусь….………..……9
1.3 Пути развития фирменной торговли……………………….....……………13
2.ФИРМЕННЫЕ МАГАЗИНЫ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИХ РАБОТЕ………………………………………….....17
2.1 Формы розничной продажи товаров……………………………………….17
2.2 Технологические решения и услуги в фирменных магазинах…….……19
2.3 Формирование спроса, ассортимента и организация рекламы в фирменном магазин……………………………..………………………………..23
3. АНАЛИЗ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ РУПП «ВИТЕБСКХЛЕБПРОМ»………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………..……….………...40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….42
Другой причиной развития
фирменных магазинов является необходимость
ускорения оборота материальных
и денежных ресурсов промышленных предприятий.
Зарабатывание денег
Хозрасчёт, самофинансирование и самоуправление вынуждает работать с полной отдачей на рынок, что требует от работников промышленности комплексного изучения рынка, знания потребителя, целенаправленной торговой, ассортиментной, ценовой, рекламной и другой политики.
В современных условиях необходимость
функционирования фирменных магазинов
приобретает особую актуальность. Переход
к рынку требует глубокого
изучения и учёта всех звеньев
цепи продвижения товара к потребителю,
начиная от зарождения идеи, создания
товара и заканчивая его продажей.
Для эффективного управления рынком
необходима межотраслевая
Таким образом, в настоящее время основная роль фирменной торговли заключается в том, что она помогает промышленным предприятиям приспособиться к рыночным условиям хозяйствования и успешно реализовывать свою продукцию на рынке.
1.2 Состояние фирменной торговли в Республике Беларусь
В нашей республике работает около трёх тысяч фирменных магазинов.[23, с. 24] Особенно бурно эта сеть начала развиваться в последние два года. Больше всего таких магазинов в системе Минсельхозпрода – 1661, концерне “Беллегпром” – 167 и Минпроме – 149.
Кроме количественного роста положительно и то, что всё больше появляется предприятий, которые в полной мере отвечают статусу “фирменный”. Это сеть магазинов “АБВ” “Беллегпрома”, ООО “Марко”, ОАО “Милавица”, АО “Свiтанак” в Жодино, колхоза “Октябрь” в Гродно, молокозавода в Несвеже и др. В этих магазинах привлекательные интерьеры, высокий уровень обслуживания. Также постоянно изучается спрос покупателей на вырабатываемую учредителями продукцию, готовятся ежемесячные коньюктурные обзоры и отчёты о реализации по выпускаемым моделям. Работники магазинов участвуют в художественных советах промышленных предприятий, обсуждении планов производства, проводят выставки-продажи и показы перспективных моделей. В магазинах ОАО “Красный Октябрь” и “КИМ” принимаются заказы от населения на производство изделий нестандартных размеров. В магазине №1 “АБВ” в г.Минске постоянно проводятся расширенные распродажи товаров для пенсионеров и студентов со значительной скидкой в цене.[24, с. 24]
Значительных успехов в работе достигли фирменные магазины “Белвест”, “Милавица”, “Марко”, которые открыты в Смоленске. Также в Смоленске намечается открытие торгового дома “Белая Русь”, учредителями которого будут белорусские промышленные предприятия. Сегодня в странах СНГ (в основном в РФ) и дальнего зарубежья белорусскими промышленными предприятиями открыто более 600 дилерских представительств и сервисных пунктов, в том числе предприятий Минсльхозпрода, Минпрома, [24, с. 24], что способствует увеличению внешнеторгового оборота республики. Вообще же, фирменная торговля благодаря более быстрой оборачиваемости оборотных средств, ускорению расчётов с поставщиками сырья укрепляет финансовое положение предприятий.
Таким образом, в последние годы фирменная торговля приобретает всё больший размах. Тем не менее, можно выявить ряд негативных моментов, в определенной степени сдерживающих развитие данной формы торгово-розничных отношений:
Во-первых, не найдено каких-либо существенных преимуществ, возникающих при присвоении торговому предприятию статуса «фирменный». Вместе с тем на предприятие налагаются ограничения по размеру торговых площадей и по обязательному минимальному соотношению между объемами реализации товаров организации-учредителя и других видов продукции.
Во-вторых, помимо магазинов, фирменной, как представляется, следует считать торговлю фирменных секций предприятий, ведомственных торговых организаций, торговлю с магазинов-складов, автомагазинов, выездную торговлю через киоски, палатки и торговые места на рынках, осуществляемую организациями-производителями. В связи с этим уместно отметить, что действующее Положение [18] не соответствует сложившейся в настоящее время отечественной и зарубежной практике организации фирменной торговли. Так, в нем не предусмотрена возможность присвоения статуса «фирменный» торговому предприятию, учредителем которого выступает лицо, не производящее товары народного потребления (министерство, ведомство, торговая организация, индивидуальные предприниматели и прочее), и торговому объекту, если он не соответствует какому-либо требованию Положения (площадь, структура продаж и другое).[19, с. 47]
Можно сказать, что в настоящий момент развитие фирменной торговли в Беларуси находится на этапе, когда прежние подходы, системы и методы становятся малоэффективными. Не последнюю роль в этом сыграли недостаточная проработанность теоретико-методологической базы, а также отсутствие действенных инструментов повышения эффективности фирменной торгово-сбытовой деятельности предприятий Беларуси.
Как известно, главные задачи
фирменного магазина – реализация
в основном продукции учредителей,
внедрение прогрессивных форм торговли,
изучение покупательского спроса, формирование
предложений по совершенствованию
ассортимента и качества выпускаемых
товаров. Такой магазин должен быть
подлинным маркетинговым
Минторгом при активном участии специалистов ведомств, обл(гор)исполкомов была проведена проверка около 200 торговых предприятий в городах, в результате которой те или иные нарушения законодательства о торговли были установлены практически повсеместно.[17] Например, в фирменном магазине “Пеунiк” Витебской бройлерной птицефабрики: обсчёт, отсутствие товаров по ассортиментному минимуму, нарушение сроков годности и норм отпуска, контрольные весы без пломбы с отклонением в сторону обвеса, товары по количеству не принимаются, ответы на жалобы не даются и т.д. В результате чего было принято решение о лишении магазина лицензии, так как подобные нарушения здесь допускались и ранее.[17]
Иногда фирменные магазины открывают в совершенно не предназначенных для этого местах. Так, один такой “магазин” Минской птицефабрики им. Крупской был недавно открыт в столичной поликлинике №26 в детском кабинете №13.[17]
Концерн “Беллегпром” планирует открыть три фирменных магазина за пределами республики. Такая же задача поставлена и в Минпроме. Минсельхозпрод планирует наряду с другими мероприятиями развить дилерскую сеть за пределами республики для наращивания организованного экспорта.[24, с. 23]
За последние несколько лет активно развивается сеть фирменных магазинов в городе Витебске. На сегодняшний день можно выделить следующие наиболее успешные:
Сегодня ОАО «Витебский мясокомбинат»
- крупное современное
С целью удовлетворения возрастающих
требований потребителей, укрепления
положения на потребительском рынке
ОАО «Витебский мясокомбинат» постоянно
обновляет и расширяет
Предприятие имеет 16 фирменных магазина по все стране и два магазина в России (Смоленске и Дзержинске).
Преимуществом ОАО «Витебские
ковры» является то, что предприятие
располагает несколькими
Одним из направлений в сбыте продукции ОАО «Витебские ковры» является постоянный поиск крупных оптовых покупателей, охват большего количества регионов Российской Федерации, стран Средней Азии (Казахстана, Туркменистана и пр.), Украины и стран Балтии. В настоящее время идет активная проработка возможности поставок продукции в страны ЕЭС.[27]
Высокое качество выпускаемой
продукции позволяет
Сегодня республиканское унитарное предприятие «Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье» — высокомеханизированное современное предприятие, выпускающее спирт, водку и ликеро-водочные изделия более 50 наименований, а также безалкогольные напитки под торговой маркой "Придвинье". Структура предприятия: филиал «Богушевский спиртзавод», цех алкогольного производства, цех безалкогольного производства, ликерный участок, спиртоприемный участок, склад готовой продукции, посудный участок, транспортный участок, энергетический участок, механический участок, ремонтно-строительный участок, фирменные магазины «Придвинье»в г. Минске и г. Витебске. У предприятия имеются три товаропроводящих сети: SIA BELPISCHEPROM — представитель в Латвии, ООО"БеларусьАлко"- представитель в РФ и ООО Армяно-белорусский торговый дом "АР-БЕ" в Республике Армения.[ 29]
В Витебске, как и в других городах Беларуси, будет открываться все больше и больше фирменных магазинов, чтобы через их сеть реализовывать как можно больший объем продукции. Сегодня фирменная торговая сеть Витебска представлена специализированными магазинами, фирменными секциями в крупнейших магазинах, фирменными торговыми павильонами и филиалами.
Таким образом, несмотря на недостатки, фирменная торговля занимает значительную роль в товарообороте республики, причём сохраняется тенденция к увеличению.
1.3 Пути развития фирменной торговли
В условиях перехода к рыночной экономике, а тем более при полном функционировании рыночных отношений особую актуальность приобретает вопрос о повышении эффективности фирменной торговли. Её развитие во многом зависит от применения совершенной технологии, рационального использования торговыхплощадей, оснащения магазинов современным, высокопроизводительным торговым оборудованием.
Основная цель фирменной торговли (кроме изучения и прогнозирования спроса, активной рекламы) заключается в обеспечении бесперебойности продвижения изделий промышленности на рынок. Поэтому скорость реализации товаров является важнейшим критерием эффективности торговли.
Отечественный
и зарубежный опыт
Информация о работе Фирменная торговля и её роль в экономике