Фирменная торговля и её роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

В литературе, посвященной фирменной торговле, отсутствует единый комплексный подход к созданию фирменного стиля, нет конкретных рекомендаций по организации сети фирменных магазинов, требований, предъявляемых к ним, не определен статус фирменного магазина. Так же требует доработки определение и классификация разновидностей фирменной торговли, фирменного магазина.
Вышеизложенные доводы определили цель курсовой работы - оценка состояния фирменной торговли на основе анализа РУПП «Витебскхлебпром».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
предложить современное понятие фирменной торговли и магазина;
выделить и охарактеризовать разновидности современной фирменной торговли;
охарактеризовать особенность функций фирменного магазина;
определить роль фирменного магазина в завоевании рынка сбыта, организации торгового обслуживания населения;
Предмет исследования - закономерности развития фирменной торговли, её социально-экономическая значимость, пути развития.
Объект исследования - РУПП «Витебскхлебпром».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. ………………………………..………………………………………3
1.ФИРМЕННАЯ ТОРГОВЛЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ………………..5
1.1 Возникновение и развитие фирменных магазинов, их роль…….…….….5
1.2 Состояние фирменной торговли в Республике Беларусь….………..……9
1.3 Пути развития фирменной торговли……………………….....……………13
2.ФИРМЕННЫЕ МАГАЗИНЫ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИХ РАБОТЕ………………………………………….....17
2.1 Формы розничной продажи товаров……………………………………….17
2.2 Технологические решения и услуги в фирменных магазинах…….……19
2.3 Формирование спроса, ассортимента и организация рекламы в фирменном магазин……………………………..………………………………..23
3. АНАЛИЗ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ РУПП «ВИТЕБСКХЛЕБПРОМ»………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………..……….………...40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….42

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 106.72 Кб (Скачать)

Другой причиной развития фирменных магазинов является необходимость  ускорения оборота материальных и денежных ресурсов промышленных предприятий. Зарабатывание денег предприятиями  необходимо для дальнейшего их производственного  и социального развития, а также  оплаты труда работников. Быстрая реализация, а следовательно, и ускорение оборота средств, вложенных в производство товаров, взаимосвязаны между собой.

Хозрасчёт, самофинансирование и самоуправление вынуждает работать с полной отдачей на рынок, что  требует от работников промышленности комплексного изучения рынка, знания потребителя, целенаправленной торговой, ассортиментной, ценовой, рекламной и другой политики.

В современных условиях необходимость  функционирования фирменных магазинов  приобретает особую актуальность. Переход  к рынку требует глубокого  изучения и учёта всех звеньев  цепи продвижения товара к потребителю, начиная от зарождения идеи, создания товара и заканчивая его продажей. Для эффективного управления рынком необходима межотраслевая скоординированная  деятельность промышленности, торговли, ценообразования, рекламы и т. п.

Таким образом, в настоящее  время основная роль фирменной торговли заключается в том, что она  помогает промышленным предприятиям приспособиться к рыночным условиям хозяйствования и успешно реализовывать свою продукцию на рынке.

 

 

 

 

1.2 Состояние фирменной торговли в Республике Беларусь

 

 

В нашей республике работает около трёх тысяч фирменных магазинов.[23, с. 24] Особенно бурно эта сеть начала развиваться в последние два года. Больше всего таких магазинов в системе Минсельхозпрода – 1661, концерне “Беллегпром” – 167 и Минпроме – 149.

Кроме количественного роста положительно и то, что всё больше появляется предприятий, которые в полной мере отвечают статусу “фирменный”. Это сеть магазинов “АБВ” “Беллегпрома”, ООО “Марко”, ОАО “Милавица”, АО “Свiтанак” в Жодино, колхоза “Октябрь” в Гродно, молокозавода в Несвеже и др. В этих магазинах привлекательные интерьеры, высокий уровень обслуживания. Также постоянно изучается спрос покупателей на вырабатываемую учредителями продукцию, готовятся ежемесячные коньюктурные обзоры и отчёты о реализации по выпускаемым моделям. Работники магазинов участвуют в художественных советах промышленных предприятий, обсуждении планов производства, проводят выставки-продажи и показы перспективных моделей. В магазинах ОАО “Красный Октябрь” и “КИМ” принимаются заказы от населения на производство изделий нестандартных размеров. В магазине №1 “АБВ” в г.Минске постоянно проводятся расширенные распродажи товаров для пенсионеров и студентов со значительной скидкой в цене.[24, с. 24]

Значительных успехов  в работе достигли фирменные магазины “Белвест”, “Милавица”, “Марко”, которые открыты в Смоленске. Также в Смоленске намечается открытие торгового дома “Белая Русь”, учредителями которого будут белорусские промышленные предприятия. Сегодня в странах СНГ (в основном в РФ) и дальнего зарубежья белорусскими промышленными предприятиями открыто более 600 дилерских представительств и сервисных пунктов, в том числе предприятий Минсльхозпрода, Минпрома, [24, с. 24], что способствует увеличению внешнеторгового оборота республики. Вообще же, фирменная торговля благодаря более быстрой оборачиваемости оборотных средств, ускорению расчётов с поставщиками сырья укрепляет финансовое положение предприятий.

Таким образом, в последние  годы фирменная торговля приобретает  всё больший размах. Тем не менее, можно выявить ряд негативных моментов, в определенной степени сдерживающих развитие данной формы торгово-розничных отношений:

Во-первых, не найдено каких-либо существенных преимуществ, возникающих  при присвоении торговому предприятию  статуса «фирменный». Вместе с тем  на предприятие налагаются ограничения  по размеру торговых площадей и по обязательному минимальному соотношению  между объемами реализации товаров  организации-учредителя и других видов  продукции.

Во-вторых, помимо магазинов, фирменной, как представляется, следует  считать торговлю фирменных секций предприятий, ведомственных торговых организаций, торговлю с магазинов-складов, автомагазинов, выездную торговлю через киоски, палатки и торговые места на рынках, осуществляемую организациями-производителями. В связи с этим уместно отметить, что действующее Положение [18] не соответствует сложившейся в настоящее время отечественной и зарубежной практике организации фирменной торговли. Так, в нем не предусмотрена возможность присвоения статуса «фирменный» торговому предприятию, учредителем которого выступает лицо, не производящее товары народного потребления (министерство, ведомство, торговая организация, индивидуальные предприниматели и прочее), и торговому объекту, если он не соответствует какому-либо требованию Положения (площадь, структура продаж и другое).[19, с. 47]

Можно сказать, что в настоящий  момент развитие фирменной торговли в Беларуси находится на этапе, когда прежние подходы, системы и методы становятся малоэффективными. Не последнюю роль в этом сыграли недостаточная проработанность теоретико-методологической базы, а также отсутствие действенных инструментов повышения эффективности фирменной торгово-сбытовой деятельности предприятий Беларуси.

Как известно, главные задачи фирменного магазина – реализация в основном продукции учредителей, внедрение прогрессивных форм торговли, изучение покупательского спроса, формирование предложений по совершенствованию  ассортимента и качества выпускаемых  товаров. Такой магазин должен быть подлинным маркетинговым центром  своего предприятия, образцом торговли. К сожалению, очень большое число  фирменных магазинов этим и другим требованиям, изложенным в Типовом  положении о фирменном магазине предприятия (объединения) пока не удовлетворяют.

Минторгом при активном участии  специалистов ведомств, обл(гор)исполкомов была проведена проверка около 200 торговых предприятий в городах, в результате которой те или иные нарушения  законодательства о торговли были установлены  практически повсеместно.[17] Например, в фирменном магазине “Пеунiк” Витебской бройлерной птицефабрики: обсчёт, отсутствие товаров по ассортиментному минимуму, нарушение сроков годности и норм отпуска, контрольные весы без пломбы с отклонением в сторону обвеса, товары по количеству не принимаются, ответы на жалобы не даются и т.д. В результате чего было принято решение о лишении магазина лицензии, так как подобные нарушения здесь допускались и ранее.[17]

Иногда фирменные магазины открывают в совершенно не предназначенных  для этого местах. Так, один такой  “магазин” Минской птицефабрики им. Крупской был недавно открыт в столичной поликлинике №26 в  детском кабинете №13.[17]

Концерн “Беллегпром” планирует открыть три фирменных магазина за пределами республики. Такая же задача поставлена и в Минпроме. Минсельхозпрод планирует наряду с другими мероприятиями развить дилерскую сеть за пределами республики для наращивания организованного экспорта.[24, с. 23]

За последние несколько  лет активно развивается сеть фирменных магазинов в городе Витебске. На сегодняшний день можно выделить следующие наиболее успешные:

  1. ОАО "Витебский мясокомбинат". Его история началась в 1924 году с создания площадки убоя скота. В военные годы предприятие было полностью разрушено, однако благодаря самоотверженному труду коллектива его удалось восстановить в кратчайшие сроки. В послевоенные годы мясокомбинат неоднократно перестраивался и расширялся.

Сегодня ОАО «Витебский мясокомбинат» - крупное современное предприятие, имеющее широкие возможности  производства и поставки потребителям конкурентоспособной и безопасной мясной продукции высокого качества. Мясокомбинат расположен в экологически чистой загородной зоне и является технологически чистым безотходным  производством.

С целью удовлетворения возрастающих требований потребителей, укрепления положения на потребительском рынке  ОАО «Витебский мясокомбинат» постоянно  обновляет и расширяет ассортимент  выпускаемой продукции, внедряя  единые технологии и высокую культуру производства. Оснащая предприятие  современным оборудованием, руководство  мясокомбината постоянно заботится  о повышении квалификации сотрудников. Специалисты предприятия участвуют  в научно-практических семинарах, конференциях, выставках. Учитывая новые тенденции  в развитии мясоперерабатывающей промышленности, имея в эксплуатации установки, отвечающие XXI веку, ОАО «Витебский мясокомбинат»  предлагает на рынок широкий, достойный  ассортимент продукции, удовлетворяющий  ожидания потребителей. Реализация продукции непосредственным ее потребителям осуществляется в 12 фирменных магазинах мясокомбината. [30]

  1. ОАО «Витебские ковры». Основано в 1947 году на базе льнопрядильной фабрики «Двина», которая в свою очередь была построена в 1900 году бельгийскими акционерами.

Предприятие имеет 16 фирменных  магазина по все стране и два магазина в России (Смоленске и Дзержинске).

Преимуществом ОАО «Витебские ковры» является то, что предприятие  располагает несколькими технологиями в отличие от своих конкурентов. Широкий ассортимент выпускаемой  продукции является дополнительным аргументом для привлечения покупателей. Кроме того, специалисты предприятия  изучают все новые тенденции, используемые в ковровой промышленности (новые виды сырья и материалов, колористическое оформление, структуру ковровых покрытий и т.п.), пользующиеся спросом у покупателя, и все новшества стремятся внедрить в производство.

Одним из направлений в  сбыте продукции ОАО «Витебские ковры» является постоянный поиск крупных  оптовых покупателей, охват большего количества регионов Российской Федерации, стран Средней Азии (Казахстана, Туркменистана и пр.), Украины  и стран Балтии. В настоящее  время идет активная проработка возможности  поставок продукции в страны ЕЭС.[27]

Высокое качество выпускаемой  продукции позволяет предприятию  «Витебские ковры» занять достойное  место на потребительском рынке.

  1. РУП «Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье». Начал свою деятельность в 1898 году. Во время гражданской войны завод по прямому назначению не использовался, а был приспособлен под военный госпиталь. Работы по возобновлению выпуска водки были начаты в 1925 году.

Сегодня республиканское унитарное предприятие «Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье» — высокомеханизированное современное предприятие, выпускающее спирт, водку и ликеро-водочные изделия более 50 наименований, а также безалкогольные напитки под торговой маркой "Придвинье". Структура предприятия: филиал «Богушевский спиртзавод», цех алкогольного производства, цех безалкогольного производства, ликерный участок, спиртоприемный участок, склад готовой продукции, посудный участок, транспортный участок, энергетический участок, механический участок, ремонтно-строительный участок, фирменные магазины «Придвинье»в г. Минске и г. Витебске. У предприятия  имеются три товаропроводящих сети: SIA BELPISCHEPROM — представитель в Латвии, ООО"БеларусьАлко"- представитель в РФ и ООО Армяно-белорусский торговый дом "АР-БЕ" в Республике Армения.[ 29]

В Витебске, как и в  других городах Беларуси, будет открываться  все больше и больше фирменных  магазинов, чтобы через их сеть реализовывать как можно больший объем продукции. Сегодня фирменная торговая сеть Витебска представлена специализированными магазинами, фирменными секциями в крупнейших магазинах, фирменными торговыми павильонами и филиалами.

Таким образом, несмотря на недостатки, фирменная торговля занимает значительную роль в товарообороте республики, причём сохраняется тенденция к увеличению.

 

 

 

 

 

1.3 Пути развития фирменной торговли

 

 

    В условиях  перехода к  рыночной  экономике,  а  тем  более  при   полном функционировании рыночных отношений особую актуальность  приобретает  вопрос о повышении эффективности фирменной торговли. Её развитие во многом  зависит от применения совершенной технологии, рационального  использования  торговыхплощадей, оснащения магазинов современным,  высокопроизводительным  торговым оборудованием.

    Основная цель  фирменной  торговли  (кроме   изучения  и  прогнозирования спроса,  активной  рекламы)  заключается   в   обеспечении   бесперебойности продвижения изделий промышленности на  рынок.  Поэтому  скорость  реализации товаров является важнейшим критерием эффективности торговли.

    Отечественный  и зарубежный опыт подтверждает, что наиболее  эффективной формой продажи является самообслуживание, которое позволяет  при  наименьших трудовых и материальных затратах добиваться наиболее  высокой  эффективности труда  работников  фирменных  магазинов  и  улучшать  качество  обслуживания населения. Покупатель  самостоятельно  может  познакомиться  с  продаваемыми товарами, отобрать понравившиеся ему значительно быстрее, чем в  магазине  с прилавками. Выше уже отмечалось, что в фирменных магазинах  самообслуживания экономия времени покупателя по сравнению с  магазинами,  имеющими  прилавки, достигает 30-50%.

Информация о работе Фирменная торговля и её роль в экономике