Роль экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:59, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная структура указывает на число покупателей и продавцов, на их доли в общем, количестве покупаемого или реализуемого товара, степень стандартизации товара, а также легкость входа на рынок и выхода из него. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует все рыночное предложение определенного продукта, появление же других фирм невозможно.

Файлы: 1 файл

Контрольная по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.docx

— 42.76 Кб (Скачать)

Вариант № 8

Вопросы

 

  1. Приведите классификацию рыночных структур. Рассмотрите определяющие признаки монополии, олигополии, монополистической конкуренции, совершенной конкуренции. Используйте примеры
  2. Что такое деньги, как они эволюционировали? В чем преимущество перехода от товарных денег к кредитным (фидуциарным) деньгам? Возможны ли ситуации возврата к товарным деньгам?
  3. Пусть средние издержки конкурентного предприятия описываются уравнением  АС=42+200/q + q2 (руб.). Определить оптимальный уровень производства предприятия, если р=150 руб. Чему равна при это прибыль предприятия или его убыток?
  4. Пусть в экономике производится один продукт и второй год принимается за базисный

год

1

2

3

4

5

продукт (ед.)

3

4

6

7

8

цена (руб./ед.)

2

3

5

7

9




 

 

 

 

Определить реальный и  номинальный ВВП пятого года. Чему равен дефлятор ВВП пятого года?

Тесты

  1. Если X и Y - взаимодополняющие товары, рост цены Х при прочих равных условиях:

а) приведет к росту продаж Х;

б) не изменит ни цену, ни объема продаж У;

в) не сократит объем продаж У;

г) не увеличит объема продаж У;

д) вызовет рост цен У.

  1. Теория потребительского выбора предполагает, что потребители стремятся максимизировать:

а) разницу между общей  и предельной полезностью;

б) общую полезность;

в) среднюю полезность;

г) предельную полезность.

  1. Когда предприятие - монополистический конкурент находится в долгосрочном равновесии, то:

а) производство осуществляется при минимальных средних издержках;

б) цена устанавливается  на уровне средних издержек;

в) нормальная прибыль отсутствует  и Р = МС.

г) экономическая прибыль  отсутствует и Р = МС.

  1. Если при прочих условиях национальный доход в странах - импортерах российских товаров вырастет, то описывающая российскую экономику:

а) кривая AD переместится влево;

б) кривая AD переместится вправо;

в) кривая AS переместится влево;

г) кривая AS переместится вправо.

  1. Официальная статистика безработицы:

а) учитывает людей, получающих пособия по безработице, как занятых;

б) не учитывает людей, выбывших из состава рабочей силы, как безработных;

в) не учитывает фрикционную  безработицу при расчете показателя уровня безработицы;

г) рассматривает рабочих, занятых неполный рабочий день, как  безработных.

  1. Согласно кейнсианской функции потребления:

а) предельная склонность к  потреблению может превышать 1;

б) предельная склонность к  сбережению может превышать 1;

в) средняя склонность к  сбережению не зависит от располагаемого дохода;

г) средняя склонность к  потреблению падает при росте  располагаемого дохода;

д) потребительский спрос растет при росте процентной ставки.

1. Приведите классификацию  рыночных структур. Рассмотрите  определяющие признаки монополии,  олигополии, монополистической конкуренции,  совершенной конкуренции. Используйте  примеры

Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров, услуг или ресурсов.

Рыночная структура - сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта.

Рыночная структура указывает  на число покупателей и продавцов, на их доли в общем, количестве покупаемого  или реализуемого товара, степень  стандартизации товара, а также легкость входа на рынок и выхода из него. Чистая монополия и совершенная  конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. В чисто  монопольной рыночной структуре  только одна фирма реализует все  рыночное предложение определенного  продукта, появление же других фирм невозможно. В случае совершенной  конкуренции существует много фирм, причем каждая с маленькой рыночной долей, и возможен свободный вход в отрасль. Реальные рыночные структуры  находятся между этими двумя  крайними случаями. Предельные случаи, тем не менее, дают материал для понимания  многих проблем, что полезно для  уяснения промежуточных вариантов. Анализ данных, относящихся к рыночной структуре, используется, чтобы определять вероятность того, могут ли фирмы на рынке воздействовать на цены продаваемых ими товаров.

Рассмотрим подробнее  каждый элемент структуры рынка.

Монополия:

Рынку данного типа присущи  следующие признаки: единственный продавец; тип товара уникален - нет близких  заменителей; контроль над ценой; вступление в отрасль заблокировано.

Чистая монополия - это  когда одна фирма является единственным продавцом уникального товара, когда  существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей.

Естественная монополия - это отрасль, где товар может  быть произведён одной фирмой с меньшими средними издержками, чем, если бы его  производило несколько фирм.

Легальная монополия - это  фирма, обладающая патентами или  лицензиями, которые устанавливает  барьеры, для входа в отрасль  других фирм, тем самым предотвращающая  конкуренцию.

Существует некоторые  барьеры для входа в отрасль: действие эффекта масштаба производства; финансовые барьеры; контроль над ресурсами; наличие лицензии или патента; прямое вмешательство государства; нечестная  конкуренция.

Олигополия:

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт является стандартизированным, служит рынок алюминия. Автомобили, сигареты и пиво являются примерами дифференцированных товаров, чьи рыночные структуры - олигополистические.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На восемь крупнейших фирм, выпускающих  фотографические оборудование и  принадлежности в США, приходится, например, более 85% выпуска. Конечно же, господствует на рынке "Kodak".

Он, однако, не является единственным продавцом. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей  можно рассматривать как олигополистический.

Олигополии присущи следующие  признаки:

- всего несколько фирм  снабжают весь рынок (продукт,  который они поставляют, может  быть как стандартизированным,  так и дифференцированным);

- по крайней мере, некоторые  фирмы в олигополистической отрасли  обладают крупными рыночными  долями (следовательно, некоторые  фирмы на рынке обладают способностью  влиять на цену товара, варьируя  его наличие на рынке);

- фирмы в отрасли сознают  свою взаимозависимость (продавцы  всегда считаются с реакцией  своих конкурентов, когда устанавливают  цены, ориентиры по объемам продаж, размер рекламных расходов или  принимают другие деловые меры).

Монополистическая конкуренция:

Монополистическая конкуренция  осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Признаки монополистической  конкуренции:

- относительно большое  число фирм;

- товар, которым они  торгуют дифференцирован;

- дифференцирование по  качеству продукта;

- дифференцирование по  сервису;

- размещение фирмы продавца;

- основной упор на не  ценовую конкуренцию;

- лёгкое вступление в  отрасль.

Товар каждой фирмы, торгующей  на рынке, является несовершенным заменителем  товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или  характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли  его товар конкурирующим фирмам. Покупатели, например, будут готовы уплатить высокую цену за туфли, произведенные  одним продавцов, если они полагают, что эти туфли более удобны. Таким же образом некоторые потребители  готовы платить повышенные цены за одежду, произведенную одним модельером, потому что им нравится ее покрой или  качество отделки. Ярким примером здесь  может быть рынок одежды зарубежных производителей (такие марки как  “Nike”, “Reebok”, “Adidas” и пр.), которые стремятся как можно больше захватить рынок спортивной одежды предлагая свой стильный дизайн.

На рынке есть условия  для свободного входа и выхода. При монополистической конкуренции  легко основать новую фирму или  покинуть рынок. Выгодная конъюнктура  на рынке с монополистической  конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько  легок, как он был бы при совершенной  конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми  марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся  репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая конкуренция  похожа на ситуацию монополии, поскольку  отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается  многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

Совершенная конкуренция:

Основные признаки совершенной  конкуренции:

- большое число независимо  действующих продавцов;

- стандартизированный товар;

- отсутствие контроля  над ценой со стороны отдельного  продавца;

- свободный вход и выход  из отрасли;

- отсутствие не ценовой  конкуренции.

Это рынок, где множество  фирм продают товар и ни одна фирма, не обладает достаточно большой долей  рынка, чтобы влиять на цену товара.

Совершенная (чистая) конкуренция  характеризуется существованием множества  продавцов, оперирующих однородными  стандартными продуктами. Число фирм продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путём изменения объема производства. Цена навязана фирме - производителю  рынком. Доступ в отрасль новым  фирмам широко открыт. Экономика обычно в характерной чистой конкуренции  включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать  обоснованным. Когда продавцов множество  и объёмы продаж незначительны, знать  состояние рынка невозможно. В  такой ситуации фирмы ничего не знают  друг о друге и работают на неизвестный  рынок.

Примером в данном случае могут быть пивоваренные заводы, которые  так распространены ввиду растущего  спроса на пиво. Выход на рынок не так уж затруднен как при условиях монополии.

2. Что такое деньги, как  они эволюционировали? В чем преимущество  перехода от товарных денег  к кредитным (фидуциарным) деньгам?  Возможны ли ситуации возврата  к товарным деньгам?

В первоначальном периоде  существования человеческого общества господствовало натуральное хозяйство. Производимая продукция предназначалась  для собственного потребления. Постепенно происходила специализация людей  на изготовление определённых видов  продукции. Излишки стали использоваться для обмена на другую продукцию, необходимую  данному производителю. Хозяйствующие  субъекты начали производить продукцию не только для собственного потребления, но и для обмена на другие товары или для реализации. Для непосредственного обмена товара на товар нужна потребность продавца именно в том товаре, который предлагается другой стороной. Следовательно, обмен товарами может происходить при наличии нужных товаров у обеих сторон, вступающих в сделку. Это условие существенно ограничивает возможности товарообмена. Надо учесть, что при обмене должно соблюдаться требование эквивалентности стоимости товаров, участвующих в обмене, что также ограничивает обмен. В связи с развитием рыночных отношений, требовалось установление всеобщего эквивалента не создающего трудностей в его обращении. Если таковым товаром был скот, то его надо кормить, охранять от хищников, перегонять и т. п. Если эту функцию выполняли зерно, меха, то их могли испортить моль, долгоносики и т. п. А если такую функцию выполняли малоценные товары, то требовались большие усилия на то, чтобы их носить. Таким образом, благодаря "естественному отбору" роль денег сначала перешла к черным металлам (в Вавилоне эквивалентом первоначально было железо), затем к цветным (деньги Древнего Рима - медь), а позднее и к благородным металлам. При этом серебро и золото длительное время выполняли эту функцию одновременно, что называли "биметаллизмом", то есть когда два металла выполняли функции денег.

Информация о работе Роль экономики в России