Финансовые ресурсы коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Цельㅤ даннойㅤ курсовойㅤ работы: рассмотретьㅤ спецификуㅤ финансовㅤ коммерческогоㅤ банка, структуруㅤ ресурснойㅤ базы, проблемыㅤ развитияㅤ ресурснойㅤ базы.ㅤ
Управлениеㅤ финансамиㅤ коммерческогоㅤ банкаㅤ в целомㅤ и финансовыйㅤ анализㅤ какㅤ егоㅤ составнаяㅤ частьㅤ являютсяㅤ сложнымиㅤ взаимосвязаннымиㅤ процессами. В связиㅤ с этимㅤ изложениеㅤ составныхㅤ частейㅤ общегоㅤ процессаㅤ управленияㅤ финансамиㅤ банкаㅤ и, соответственно, финансовогоㅤ анализа, результатыㅤ которогоㅤ необходимыㅤ дляㅤ обеспеченияㅤ такогоㅤ управления, какㅤ не зависящихㅤ другㅤ от друга, по существу, невозможно.

Оглавление

РЕФЕРАТ……………………………………………………………………………………………

ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………………………










ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..……………..

Глава 1 ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫㅤ СТРАНЫ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ...

Структура и значение финансовых ресурсов……………………………………….

Особенностиㅤ финансовых ресурсовㅤ субъектов реальногоㅤ сектора……………

Коммерческиеㅤ банки как субъекты сферыㅤ услуг………………………………….

Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХㅤ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОГОㅤ БАНКА (НА ПРИМЕРЕㅤ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)……………………..…………...................

2.1 Характеристикаㅤ ресурснойㅤ базыㅤ ОАОㅤ «Белагропромбанк» …………………..

2.2 Составㅤ и структура собственного капитала ОАО «Белагропромбанк»………

2.3 Привлечённыеㅤ средства и их роль в формированииㅤ ресурсов ОАО «Белагропромбанк»……………………………………………………………………………..

Глава 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯㅤ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯㅤ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ОАО «Белагропромбанк»…………………………..………………………….

3.1 Методыㅤ управления ресурсамиㅤ в коммерческомㅤ банке……………………….

3.2 Совершенствованиеㅤ форм привлеченияㅤ ресурсов в коммерческом банке..

3.3 Банковскийㅤ риск-менеджмент как фактор финансовойㅤ стабилизации…….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….………………………..........................................

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ 2015.doc

— 617.00 Кб (Скачать)

Мировой финансовый кризис 2008 года показал, что различным организациям пришлось столкнуться с множеством рисков, неплатежеспособностью вследствие несения рисков встречной стороны и рисков «заражения» (contagion risk — риск, возникающий в случае, когда неблагоприятные процессы в одной стране приводят к падению рейтинга или кредитному сжатию не только этой страны, но и других стран), недостатка регулятивной и надзорной интеграции, а также несовершенства режимов принятия решений. В связи с этим Базельский комитет по банковскому надзору разработал новый консультативный документ «Глобальные регулятивные стандарты по повышению устойчивости банков и банковских систем». Он был одобрен на саммите G20 в Сеуле в ноябре 2010 года и после внесенных изменений в 2011 году получил название «Базель III». Применение новых регулятивных требований будет иметь в различных странах свои особенности в зависимости от юрисдикций и степени готовности банковских систем их выдерживать по срокам и нагрузке на капитал. В Республике Беларусь Базель III находится в процессе принятия к исполнению национальными регулирующими органами.

Высококлассный риск-менеджмент является одним из наиболее весомых показателей высокой деловой репутации банка. Его уровень отражается на кредитном рейтинге банка, что в свою очередь влияет на стоимость и объем фондирования. Эффективный риск-менеджмент является залогом стабильных отношений с надзорными органами, сводит к минимуму вероятность наступления резонансных рисковых событий (проблемы банка с ликвидностью, крупные убытки кредитной организации вследствие операционных рисков, наступление дефолтов по крупным сделкам или портфелям и т. д).

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору каждый банк должен обеспечить четкое функционирование системы управления рисками, которая представляет собой совокупность организационной структуры банка, полномочий и ответственности должностных лиц, локальных нормативных правовых актов, определяющих стратегию, политику, методики и процедуры управления рисками, а также процесса управления рисками, направленных на достижение финансовой надежности банка. В качестве принципов построения системы управления рисками в банках Республики Беларусь можно выделить следующие: коллегиальность принятия решений при проведении операций по привлечению и размещению ресурсов; четкая регламентация полномочий органов управления, в компетенции которых находятся вопросы управления рисками; осуществление рисковых операций в пределах, гарантированно защищающих банк от возможности превышения допустимых рисков и несоблюдения экономических нормативов безопасного ведения банковского дела; проведение централизованной лимитной политики по основным видам банковских операций; детальное регламентирование локальными нормативно-правовыми актами банка порядка проведения операций, связанных с возможностью возникновения риска[5,c.230].

Компонентами риск-менеджмента в банках являются: стратегия, политика, методики и процедуры управления рисками. Указанные компоненты утверждаются локально-нормативными правовыми актами каждого банка с учетом последовательности, степени детализации в соответствии с уровнем принимаемых рисков, масштабами и сложностью деятельности конкретного банка, и применения единообразно во всех его структурных подразделениях.

Стратегия управления рисками отражает определенные советом директоров стратегические цели, основные принципы функционирования системы управления рисками и направления ее развития в планируемом периоде применительно к риск-профилю банка, а также толерантность к риску. С целью обеспечения системности принятия долгосрочных управленческих решений в отношении рисков органами банка первоначально устанавливаются краткосрочные ориентиры в количественном измерении: уровень достаточности нормативного капитала, доля рынка, целевые отрасли (клиенты, продукты, географические регионы), доля кредитов в активах, качество активов, диверсификация портфелей и иные показатели.

Политика управления рисками регламентирует деятельность банка в области построения и реализации системы управления рисками, определяет цели и задачи управления рисками, основные принципы и методы, используемые для достижения этих целей и выполнения задач, содержит перечень (каталог) присущих банку рисков и их определения, выделяет наиболее существенные для банка риски, устанавливает требования к управлению рисками в целом, включая организационную структуру, полномочия и функциональные обязанности руководителей и работников банка, организацию процесса управления рисками, подходы к оценке эффективности системы управления рисками и ее совершенствованию. Основная задача политики управления рисками состоит в достижении корректного встраивания системы управления банковскими рисками в общую структуру управления активами обязательствами банка, в обеспечении надлежащей диверсификации активов и пассивов банка, в поддержании оптимального (адекватного стратегии развития банка) баланса между привлеченными и размещенными денежными средствами, в обеспечении нормального функционирования банка в кризисных ситуациях. [5,c.231].

Процесс управления рисками в банках включает следующие этапы:

1. Выявление (идентификация) риска, предполагающее  обнаружение основных источников (факторов) риска, которые вызвали (могут  вызвать) потери и (или) дополнительные затраты. При этом банки разрабатывают локальные методики идентификации существенных (несущественных) для банка видов рисков, позволяющие принимать во внимание взаимное влияние рисков и их концентрацию, выявлять новые риски, возникающие в его деятельности, в том числе в связи с началом осуществления ими новых видов операций (внедрением новых продуктов), выходом на новые рынки.

2. Измерение (оценка) уровня риска. Методы измерения величины рисков, включаемых в расчет нормативов  достаточности капитала, определяются Национальным банком Республики Беларусь. Выбор методов измерения (оценки) величины рисков, не включаемых в расчет нормативов достаточности капитала, но признаваемых существенными, банки осуществляют самостоятельно. Методики расчета величины рисков отражаются в локальных нормативных правовых актах банков, периодически пересматриваются и актуализируются банками с целью повышения их эффективности, а также обеспечения соответствия законодательству и изменению рыночных условий.

3. Внутренний мониторинг, представляющий систему сбора (накопления), обработки и анализа информации, на основе которой осуществляются оценка, контролирование рисков и составление пруденциальной и управленческой отчетности. Мониторинг проводится на регулярной основе и позволяет отладить взаимодействие различных структурных подразделений банка, отработать технологии сбора информации, расчета величины риска и анализа ее динамики, а также разработать формы отчетов.

4. Контролирование, предполагающее  формирование системы ключевых индикаторов каждого риска, связанных с его уровнем и показывающих потенциальные источники риска, а также позволяющее осуществлять их анализ на регулярной основе. Банки также устанавливают ограничения (лимитирование) на величины рисков и последующий контроль их выполнения. Пересмотр лимитов происходит на регулярной основе (а также в особых случаях) и устанавливается органами управления банком.

5. Методы снижения уровня рисков:

- уход от рисков, подразумевающий  разработку стратегических и  тактических решений, исключающих возникновение рисковых ситуаций, или отказ от реализации операций и проектов с высоким уровнем риска. Данный метод обычно используется банками на этапе принятия решений о запуске новых направлений деятельности, продуктов, услуг или технологических цепочек, когда реализация проекта еще не началась и есть возможность пересмотреть ранее принятые решения;

- разработка и внедрение плана  обеспечения непрерывной бизнес-деятельности, позволяющая обеспечить непрерывность  функционирования банка при отказе систем и сбоев в работе технического оборудования, а также при воздействии внешних неблагоприятных факторов. Разработка подобных эффективных планов требует достаточно больших инвестиций, в т.ч финансовых, временных, кадровых. Наличие таких планов дает возможность следовать заранее продуманной и проверенной инструкции, обеспечивающей достижение наилучшего результата при минимальных потерях в максимально сжатые сроки;

- передача риска (страхование, аутсорсинг), используемая в тех случаях, когда банк не может самостоятельно покрыть отдельные риски либо когда страховать риски получается дешевле, чем внедрять меры по их снижению;

- хеджирование — форма нейтрализации (страхования) риска, основанная на  использовании различных видов  финансовых инструментов;

- диверсификация, предполагающая  механизм минимизации риска, основанный  на принципе разделения рисков, препятствующем их концентрации; позволяет снизить максимально  возможные потери за одно событие, однако при этом одновременно  возрастает количество других видов рисков, которые необходимо контролировать.

В банках страны разработан и закреплен в локальных нормативных правовых актах порядок внутреннего контроля рисков, включая принятие мер в случае его нарушения, который имеет следующую классификацию:

1. Предварительный контроль, характеризующийся подбором квалифицированных кадров; разработкой четких должностных инструкций; предварительным анализом рискованности и эффективности проводимых операций; обеспечением банка необходимыми техническими средствами, оборудованием, информационными технологиями;

2. Текущий контроль, реализуемый  путем проверки соблюдения требований  законодательства Республики Беларусь, локальных нормативных правовых  актов банка по управлению  рисками, установленных процедур  принятия решений, лимитов и иных ограничений, порядка визирования, проведения платежей, достоверности отражения банковских операций в бухгалтерском учете;

3. Последующий контроль, реализуемый  путем проверки обоснованности  и правильности совершения операций, соответствия документов установленным формам, соответствия выполняемых работниками функций должностным инструкциям;

4. Сопоставление понесенных и  планируемых потерь, сопоставления  плановых и фактических показателей  деятельности, величины присущих  и остаточных рисков;

5. Проведение оценки службой  внутреннего аудита эффективности  управления рисками в банке[5,c.232].

На регулярной основе банки страны осуществляют анализ устойчивости к рискам, в том числе моделирование, анализ потенциального воздействия на финансовое состояние банка возможных шоковых ситуаций (стресс-тестирование) в соответствии с утвержденными локальными нормативными правовыми актами, содержащими программу проведения стресс-тестов, основные этапы работы и их предназначение, распределены полномочия и порядок их осуществления, определены достаточные технические, информационные и человеческие ресурсы для создания и развития инфраструктуры стресс-тестирования и работы с данными, установлены адекватная периодичность проведения стресс-тестов, порядок рассмотрения их результатов и доведения до органов управления банком и методы реагирования на них.

С целью информирования органов управления банком и должностных лиц в банках разработана управленческая отчетность, которая составляется в динамике и содержит следующие сведения: о риск-профиле банка с указанием уровня, краткой характеристики основных рисков и ключевых проблем управления ими; о невыполнении нормативов ограничения рисков и иных нормативов безопасного функционирования; о структуре и величине нормативного капитала; о потребности в дополнительном капитале; о крупных рисках; о структуре кредитного, инвестиционного, торгового портфелей и качестве активов; о состоянии ликвидности; о существенных нарушениях лимитов, крупных операционных инцидентах; о результатах стресс-тестов; иные сведения, выводы и предложения, позволяющие принимать собственникам и (или) органам управления банка необходимые управленческие решения.

Системы управления рисками в банках Республики Беларусь периодически подвергаются оценке их эффективности с целью поддержки состояния данных адекватно меняющимся условиям, а также регулярно проверяются службой внутреннего аудита банка или аудиторской организацией.

Как и любое направление в деятельности банка, риск-менеджмент не стоит на месте. Внедрение новейших методов и инноваций в риск-менеджменте должно происходить опережающим темпом; создавать необходимые условия для появления новых и усовершенствования существующих банковских продуктов. Таким образом, система управления рисками в банках должна иметь всеобъемлющий характер, быть интегрированной в деятельность банка в целом, обеспечивать эффективное управление рисками и капиталом в целях поддержания финансовой надежности, стабильного функционирования банка[5,c.236].

Вывод:

Методы управления ресурсами коммерческого банка можно характеризовать как методы воздействия на источники привлечения финансовых ресурсов и отношения по поводу формирования привлеченной части ресурсной базы. Методы управления ресурсами используются для реализации стратегических и тактических целей мобилизации финансовых ресурсов.

Совершенствование форм привлечения ресурсов в коммерческом банке должно осуществляться по следующим направлениям: привлечение на обслуживание новых клиентов; проведение акций, презентаций для существующих клиентов; установление корреспондентских отношений с новыми банками; увеличение лимитов кредитования; формирование резерва денежных средств для предоставления в качестве залога; укрепление имиджа банка (проведение презентаций банка за рубежом — no-deal roadshow); отработка механизмов привлечения международных займов с использованием услуг опытных профессиональных организаторов; активная работа с международными рейтинговыми агентствами по поддержанию и повышению международных кредитных рейтингов банка; расширение списка контрагентов; оказание консультаций клиентам по вопросам структурирования сделки на предварительном этапе; увеличение объемов и сроков предоставления кредитных линий; создание ликвидности на рынке ценных бумаг и др.

Информация о работе Финансовые ресурсы коммерческих банков