Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 00:05, курсовая работа
Цельㅤ даннойㅤ курсовойㅤ работы: рассмотретьㅤ спецификуㅤ финансовㅤ коммерческогоㅤ банка, структуруㅤ ресурснойㅤ базы, проблемыㅤ развитияㅤ ресурснойㅤ базы.ㅤ
Управлениеㅤ финансамиㅤ коммерческогоㅤ банкаㅤ в целомㅤ и финансовыйㅤ анализㅤ какㅤ егоㅤ составнаяㅤ частьㅤ являютсяㅤ сложнымиㅤ взаимосвязаннымиㅤ процессами. В связиㅤ с этимㅤ изложениеㅤ составныхㅤ частейㅤ общегоㅤ процессаㅤ управленияㅤ финансамиㅤ банкаㅤ и, соответственно, финансовогоㅤ анализа, результатыㅤ которогоㅤ необходимыㅤ дляㅤ обеспеченияㅤ такогоㅤ управления, какㅤ не зависящихㅤ другㅤ от друга, по существу, невозможно.
РЕФЕРАТ……………………………………………………………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..……………..
Глава 1 ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫㅤ СТРАНЫ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ...
Структура и значение финансовых ресурсов……………………………………….
Особенностиㅤ финансовых ресурсовㅤ субъектов реальногоㅤ сектора……………
Коммерческиеㅤ банки как субъекты сферыㅤ услуг………………………………….
Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХㅤ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОГОㅤ БАНКА (НА ПРИМЕРЕㅤ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)……………………..…………...................
2.1 Характеристикаㅤ ресурснойㅤ базыㅤ ОАОㅤ «Белагропромбанк» …………………..
2.2 Составㅤ и структура собственного капитала ОАО «Белагропромбанк»………
2.3 Привлечённыеㅤ средства и их роль в формированииㅤ ресурсов ОАО «Белагропромбанк»……………………………………………………………………………..
Глава 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯㅤ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯㅤ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ОАО «Белагропромбанк»…………………………..………………………….
3.1 Методыㅤ управления ресурсамиㅤ в коммерческомㅤ банке……………………….
3.2 Совершенствованиеㅤ форм привлеченияㅤ ресурсов в коммерческом банке..
3.3 Банковскийㅤ риск-менеджмент как фактор финансовойㅤ стабилизации…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….………………………..........................................
Движение бюджетных ресурсов и сопутствующие им отношения необходимо определять с учетом их результативности как при формировании доходов бюджета, так и при их использовании.
Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды. Поэтому при раскрытии понятия «государственный бюджет» любой страны целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, государственный бюджет — это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств.
Так, бюджеты стран, функционирующие в рыночной экономике, свои доходы формируют в решающей части за счет налогов. Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности.
Расходная часть бюджета отличается разнообразием, но в большинстве стран предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционные, экономические, развития производственной и социальной инфраструктуры и др.). Одновременно бюджетные ассигнования направляются в виде субсидий, кредитов, государственных гарантий и поручительств для финансовой поддержки фермерских хозяйств, малых, наукоемких фирм, жилищного хозяйства и др.
По мнению Зайца Н.Е. и Фисенко М.К. несмотря на существенные сокращения в 90-х годах расходов на военные нужды, они занимают немалое место в бюджетах стран дальнего зарубежья. Вместе с ассигнованиями на содержание правоохранительных органов, аппарата управления и других, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю безопасность граждан, расходы на военные нужды поглощают в среднем более 1/3 всех бюджетных ресурсов[21,c.59].
Хотя в рыночной экономике широко распространенной является платность социальных услуг, бюджет играет важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы. За счет бюджета финансируются в основном начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоев населения, противоэпидемические мероприятия, культурные и другие социальные программы.
С помощью бюджета государства пытаются воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Достигается это посредством:
- налогов, влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос на них и предложение;
- бюджетного финансирования
- финансовой поддержки
- образования за счет бюджетных
ресурсов специальных фондов, резервов
для предупреждения
- социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения.
Переходный период к рыночным отношениям, в котором очутилась экономика Республики Беларусь, существенно отражается на содержании, структуре доходов и расходов ее бюджета. Через консолидированный бюджет суверенной республики перераспределяется значительная часть национального дохода (более 50 %). Характерным является его быстрый абсолютный и относительный рост, особенно расходов, что вызвано инфляционными процессами и расширением функций суверенного государства, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности Беларуси.
В переходном периоде происходят и существенные изменения в бюджетном устройстве Беларуси за счет усиления самостоятельности всех органов власти в формировании и исполнении своих бюджетов, расширения их имущественных и финансовых прав.
В соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса Республики Беларусь бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства[3].
В соответствии со ст. 9 БК республиканский бюджет утверждается законом, местные бюджеты утверждаются решениями местных Советов депутатов.
Бюджетный кодекс впервые установил, что республиканский бюджет должен утверждаться законом. Ранее, после обретения независимости, утверждался Государственный бюджет Республики Беларусь, хотя ни один нормативный правовой акт не указывал на наличие в бюджетной системе Государственного бюджета Республики Беларусь.
После принятия Конституции Республики Беларусь, где была установлена двухуровневая бюджетная система(рисунок 1.2) - республиканский бюджет и местные бюджеты, принимался закон о бюджет Республики Беларусь, хотя такой бюджет и не предусматривался Конституцией Республики Беларусь.
Рисунок 1.2 - Бюджетная система Республики Беларусь
Решение об утверждении местных бюджетов всех уровней местных Советов депутатов принимаются на сессиях этих Советов в соответствии с их регламентами.
В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее – БК) государственный целевой бюджетный фонд – совокупность денежных средств, формируемая в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счет определенных доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемая на определенные цели[3].
В настоящее время в Республике Беларусь в составе бюджета находятся следующие целевые республиканские фонды:
- республиканский фонд охраны природы;
- инновационные фонды;
- фонд национального развития;
- фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;
В соответствии со ст. 2 БК государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательными актами вне республиканского бюджета для осуществления определенных задач и функций государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь[3].
Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь.
Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Распорядителями средств государственного внебюджетного фонда являются государственный орган, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, на которые возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.
В настоящее время в Республике Беларусь созданы следующие государственные внебюджетные фонды:
- государственный внебюджетный фонд Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел;
- государственный внебюджетный фонд гражданской авиации;
- Фонд социальной защиты
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) является самым большим по величине внебюджетным фоном.
Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход. На базисе распределения и перераспределения национального дохода образуются централизованные фонды денежных средств. Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные финансовые ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства.
Централизованные финансовые ресурсы формируются также за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет использования средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т. д.
Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов формируется за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей и др.).
Таким образом, финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики.
К централизованным (государственным) финансовым ресурсам относятся ресурсы бюджетной системы, ресурсы государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов местного самоуправления, а также ресурсы государственных финансовых институтов.
Важнейшая сторона финансовой деятельности предприятия – формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства, финансирование НТП, освоение и внедрение новой техники, экономическое стимулирование, расчеты с бюджетом, банками.
Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.
Следует выделить такое понятие, как капитал – часть денежных ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Другими словами, капитал выступает как превращенная форма денежных ресурсов.
Исходя из экономической сущности капитала предприятия, можно выделить следующие его свойства.
Во–первых, капитал предприятия является основным фактором производства.
Во–вторых, капитал – это стоимость или ресурсы, приносящие их владельцу доход. В–третьих, капитал, и, прежде всего собственный, является решающим фактором определения рыночной стоимости предприятия.
В–четвертых, объем и динамика капитала предприятия являются важнейшим критерием эффективности его финансово–хозяйственной деятельности.
Такая роль капитала определяет его в качестве главного объекта финансового управления предприятием.
Финансовые ресурсы по своему происхождению(рисунок 1.3) разделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на различных условиях (внешние).
Рисунок 1.3 – Классификация финансовых ресурсов по происхождению
Собственные финансовые ресурсы включают в себя прибыль и амортизационные отчисления. Следует помнить, что не вся прибыль остается в распоряжении предприятия, часть ее в виде налогов и других налоговых платежей поступает в бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется решением руководящих органов на цели накопления и потребления. Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия.
Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов.
Привлеченные или внешние источники формирования финансовых ресурсов можно также разделить на собственные, заемные и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения средств является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.
Ссудный капитал передается предприятием во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других предприятий в виде векселей, облигационных займов.
Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и прибывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в банке и в кассе предприятия.