Финансовые ресурсы коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Цельㅤ даннойㅤ курсовойㅤ работы: рассмотретьㅤ спецификуㅤ финансовㅤ коммерческогоㅤ банка, структуруㅤ ресурснойㅤ базы, проблемыㅤ развитияㅤ ресурснойㅤ базы.ㅤ
Управлениеㅤ финансамиㅤ коммерческогоㅤ банкаㅤ в целомㅤ и финансовыйㅤ анализㅤ какㅤ егоㅤ составнаяㅤ частьㅤ являютсяㅤ сложнымиㅤ взаимосвязаннымиㅤ процессами. В связиㅤ с этимㅤ изложениеㅤ составныхㅤ частейㅤ общегоㅤ процессаㅤ управленияㅤ финансамиㅤ банкаㅤ и, соответственно, финансовогоㅤ анализа, результатыㅤ которогоㅤ необходимыㅤ дляㅤ обеспеченияㅤ такогоㅤ управления, какㅤ не зависящихㅤ другㅤ от друга, по существу, невозможно.

Оглавление

РЕФЕРАТ……………………………………………………………………………………………

ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………………………










ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..……………..

Глава 1 ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫㅤ СТРАНЫ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ...

Структура и значение финансовых ресурсов……………………………………….

Особенностиㅤ финансовых ресурсовㅤ субъектов реальногоㅤ сектора……………

Коммерческиеㅤ банки как субъекты сферыㅤ услуг………………………………….

Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХㅤ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОГОㅤ БАНКА (НА ПРИМЕРЕㅤ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)……………………..…………...................

2.1 Характеристикаㅤ ресурснойㅤ базыㅤ ОАОㅤ «Белагропромбанк» …………………..

2.2 Составㅤ и структура собственного капитала ОАО «Белагропромбанк»………

2.3 Привлечённыеㅤ средства и их роль в формированииㅤ ресурсов ОАО «Белагропромбанк»……………………………………………………………………………..

Глава 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯㅤ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯㅤ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ОАО «Белагропромбанк»…………………………..………………………….

3.1 Методыㅤ управления ресурсамиㅤ в коммерческомㅤ банке……………………….

3.2 Совершенствованиеㅤ форм привлеченияㅤ ресурсов в коммерческом банке..

3.3 Банковскийㅤ риск-менеджмент как фактор финансовойㅤ стабилизации…….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….………………………..........................................

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ 2015.doc

— 617.00 Кб (Скачать)

Существуют различные критерии классификации капитала.

В зависимости от времени создания и назначения (рисунок 1.4) различают первоначальный и текущий капитал.

Рисунок 1.4 – Классификация капитала в зависимости от времени создания и назначения

Первоначальный капитал – средства необходимые хозяйствующему субъекту для начала своей хозяйственной деятельности.

Текущий капитал – результат функционирования финансовых ресурсов на действующем предприятии.

По принадлежности предприятию(рисунок 1.5) различают собственный и заемный капитал.

Рисунок 1.5 – Классификация капитала в зависимости по принадлежности предприятия

Собственный капитал – общая стоимость средств предприятия, принадлежащая ему на праве собственности, и использованная им для формирования определенной части активов.

Собственный капитал подразделяется на постоянный (уставный) и переменный. Переменная часть его во многом зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. За счет него формируется резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль. Формирование резервного и добавочного капитала имеют разную экономическую природу.

Резервный капитал формируется за счет чистой прибыли или прибыли до налогообложения в зависимости  от национальной принадлежности предприятия. Добавочный капитал формируется в результате переоценки отдельных статей внеоборотных активов, а также за счет эмиссионного дохода. Нераспределенная прибыль – чистая прибыль (или ее часть), которая используется на накопление имущества предприятия либо направляется на пополнение оборотных средств и другие нужды.

Предприятие использует свой уставный капитал на формирование основного и оборотного капитала, который находится в процессе непрерывного движения, принимая различные формы в зависимости от стадии кругооборота. Деление капитала на основной и оборотный связано с характером их кругооборота и формой участия в создании готовой продукции.

Заемный капитал – денежные средства или иные имущественные ценности, привлекаемые для нужд развития предприятия на возвратной и платной основе. К заемным средствам относятся долгосрочные ссуды коммерческих банков, приобретение основных средств на основе финансового лизинга и инвестиционный налоговый кредит.

По целям использования в составе предприятия могут быть выделены следующие виды капитала: производительный, ссудный и спекулятивный.

Производительный капитал – средства предприятия, инвестированные в его операционные активы для осуществления производственно–сбытовой деятельности.

Ссудный капитал представляет собой ту часть общего объема капитала, которая используется в процессе инвестирования в денежные инструменты (краткосрочные и долгосрочные депозитные вклады в коммерческих банках), а также в долговые фондовые инструменты (облигации, депозитные сертификаты, векселя).

Спекулятивный капитал характеризует ту его часть, которая используется в процессе осуществления спекулятивных (основанных на разнице в ценах) финансовых операций.

По объекту инвестирования выделяют основной и оборотный формы капитала предприятия.

Основной капитал – часть активов предприятия, вложенная в основные средства, незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения.

Оборотный капитал (оборотные средства) – часть капитала предприятия, вложенная в его текущие активы. Часть оборотного капитала авансирована в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды, другая его часть находится в сфере обращения и образует фонды обращения.

По формам собственности выделяют частный и государственный капитал, инвестированный в предприятие в процессе формирования его уставного фонда.

Средства иностранных инвесторов в основном используются путем создания на территории Республики Беларусь предприятий с иностранными инвестициями.

По характеру использования в хозяйственном процессе выделяют работающий и неработающий виды капитала.

Работающий капитал – это капитал, принимающий непосредственное участие в формировании доходов и обеспечении операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Неработающий (или «мертвый») капитал – средства, инвестированные в активы, не принимающие участия в осуществлении различных видов хозяйственной деятельности предприятия и формирования его доходов.

Структуру капитала можно определить как пропорцию, в которой предприятие использует собственные и заемные средства.

Инвестированный капитал не является бесплатным капиталом для предприятия. Сумма денежных средств, которую предприятие платит за привлечение капитала из различных источников, составляет цену капитала. Цена капитала определяется отношением издержек на его обслуживание к величине капитала. Цена капитала выражается в долях единицы или процентах.

В процессе кругооборота(рисунок 1.6) капитал предприятия проходит три стадии.

Рисунок 1.6 - Процесс кругооборота капитала

-На первой стадии капитал в денежной форме инвестируется в операционные активы (оборотные и внеоборотные), преобразуясь тем самым в производительную форму.

-На второй стадии производительный капитал в процессе изготовления продукции преобразуется в товарную форму.

-На третьей стадии товарный капитал по мере реализации произведенных товаров и услуг превращается в денежный капитал.

Средняя продолжительность оборота капитала предприятия характеризуется периодом его оборота в днях (месяцах, годах). Классификация и особенности функционирования капитала предприятия позволяют более целенаправленно управлять эффективностью его формирования и использования.

 

1.3 Коммерческие банки  как субъекты сферы услуг

Банк — юридическое лицо, которое имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции, то есть привлекать денежные средства физических и юридических лиц в депозиты (вклады), размещать эти средства от имени банка и за его счет на условиях возвратности, платности и срочности; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц и т.д. Банковская деятельность имеет не абстрактный, а конкретный характер. Услуги банков отличаются от других услуг предпринимательства, они появляются в результате глубокого анализа потребностей рынка, тщательно подготовлены, соответствуют перечню и технологии проведения банковских операций. Перечень банковских услуг должен быть, с одной стороны, экономически целесообразным, а с другой — удовлетворяющим финансовым потребностям рынка и отвечающим условиям максимальной доступности банковских услуг потребителям.

Содержание банковской деятельности в части, направленной на клиента, раскрывается через следующие понятия:

- банковский продукт – конкретный  способ, которым банк оказывает  или готов оказывать ту или  иную услугу нуждающемуся в  ней клиенту, то есть упорядоченный, внутренне согласованный и, как  правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента;

- банковская операция – сами  практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность  действий) работников банка в  процессе обслуживания клиента (оказания  ему заказанной конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Банковский продут – это не что иное, как банковская технология, т.е. определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в «резерве»;

- банковская услуга – результат  банковской операции, т.е. итог или  полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности  сотрудников банка), состоящий в  удовлетворении заявленной клиентом  потребности (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке/продаже ценных бумаг и т.п.).

Основными характеристиками банковской услуги являются:

- носит нематериальный характер;

- проведение банковских операций  и услуг регламентируется в  законодательном порядке;

- специфика определяется особенностями  деятельности банка;

- результатом этой деятельности  является создание банковского  продукта;

- в своей основе абстрактны, в момент получения потребитель  не видит их материальной субстанции; они приобретают конкретный характер на базе заключенного договора между банком и потребителем банковских услуг;

- оказание их связано с использованием  денег в различных  формах и  качествах (деньги предприятий или  физических лиц, деньги наличные  и в безналичной форме, деньги, в электронной форме или на бумажных носителях, деньги, эмитированные коммерческим банком и центральным банком, различные денежные документы);

- покупка или продажа большинства  услуг связана с протяженностью  во времени. Потребитель услуг, например, при получении кредита, открытии депозита, покупке банковской ценной бумаги или при абонировании банковского сейфа, вступает в более или менее продолжительные отношения с банком.

К розничным услугам принадлежит широкий перечень услуг, оказываемых населению банками. Среди них — платежно-расчетные услуги и услуги по переводу денежных средств, кредитование, прием вкладов (депозитов) населения, страховые услуги, комплекс услуг на рынке ценных бумаг по инвестированию и управлению денежными средствами граждан (брокерские, депозитарные услуги, услуги по доверительному управлению, управлению паевыми инвестиционными фондами и т. п.).

Наиболее широкий спрос население предъявляет на платежно-расчетные услуги: перевод денежных средств и проведение регулярных платежей и расчетов за приобретенные товары и услуги. Следующими в этом ряду стоят кредитные и сберегательные операции. Частота их проведения существенно уступает частоте платежно-расчетных операций и, следовательно, факторами, снижающими их доступность, является не только территориальная удаленность поставщика услуги, но также уровень доходов потенциального клиента, его кредитоспособность и способность к сбережениям.

Кредитование населения занимает особое место. За счет банковских кредитов повышается возможность реализации многих семейных проектов белорусских граждан, увеличиваются объемы выручки предприятий и торговых организаций, а это влечет рост конкуренции между товаропроизводителями. Кроме того, в современных условиях банковское кредитование строительства и покупки жилья имеет исключительно большое значение, поскольку оно способствует решению жилищной проблемы за счет привлечения денежных средств населения в реальный сектор экономики, развитию строительного комплекса, стабилизации денежного обращения и росту доходов бюджета государства.

Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь предусмотрено, что одним из важнейших условий расширения состава операций, выполняемых банками, улучшения качества банковских услуг, повышения роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны должно стать дальнейшее наращивание ресурсной базы банков. Причем одним из основных источников для этого по-прежнему являются неорганизованные сбережения населения, которые необходимо трансформировать в банковские депозиты. Этому должны способствовать расширение перечня современных банковских услуг и формирование надежной системы гарантирования вкладов населения.

Многими банками практикуется привлечение средств в праздничные (новогодний, рождественский) и юбилейные вклады. Действует система молодежных вкладов, семейных, вкладов на обучение, депозитов к отпуску. Однако, несмотря на достаточно большое разнообразие, отсутствуют принципиально новые формы привлечения средств населения. Отсутствует система пенсионно-накопительных вкладов. Действующие пенсионные вклады отличаются от срочных только обязательным условием достижения вкладчиком пенсионного возраста, повышенной процентной ставкой, возможностью досрочного снятия средств без значительных потерь в доходности. Для накопления необходимых сумм средств для крупных покупок население размещает деньги, как правило, в срочные вклады, не имеющие целевой направленности и соответствующих условий долгосрочных накоплений.

Что касается системы расчетов на основе банковских платёжных карточек, то на протяжении последних лет в Республике Беларусь ее развитие осуществлялось преимущественно в рамках реализации банками так называемых «зарплатных проектов», которые предполагают получение заработной платы работниками организаций, предприятий и учреждений по платёжным карточкам. В первую очередь данные проекты направлены на сокращение наличных денежных средств, находящихся на руках у населения, что дает возможность не просто снизить расходы по обслуживанию налично-денежного оборота, но и контролировать объемы денежной массы. Однако большинство пользователей карточек в день зачисления средств на карт-счета практически в полном объеме их обналичивают в банкоматах. Такая тенденция наблюдается, во-первых, из-за недостатка финансовой культуры в области безналичных расчетов; во-вторых, из-за привычки получать деньги сразу; в-третьих, из-за отсутствия заинтересованности в использовании платёжных карточек в качестве инструмента платежа за товары и услуги предприятий торговли и сервиса. Выбор «зарплатной» технологии как приоритетного направления развития системы расчетов с использованием карточек позволяет предоставить населению возможность выбора способа расходования заработной платы: наличными либо посредством совершения безналичных платежей. В итоге все участники расчетов получили определенные положительные результаты.

Информация о работе Финансовые ресурсы коммерческих банков