Федеральные целевые программы развития регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ, которая будет рассмотрена в тексте работы. Объектом исследования является целевая программа «развития малого и среднего бизнеса в Московской области». Отсюда вытекают задачи:
рассмотреть процесс разработки федеральных целевых программ регионов
выяснить как происходит отбор проблем для программной разработки

Оглавление

Введение
Разработка федеральных целевых программ по развитию регионов России
Разработка и финансирование государственных целевых программ
Отбор проблем для программной разработки
Формирование и принятие целевой программы
Реализация федеральных целевых программ по развитию регионов России на примере Московской области
Характеристика целевой программы развития малого и среднего бизнеса Московской области
Результаты реализации программы
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 70.12 Кб (Скачать)
  1. специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
  2. достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
  3. измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
  4. привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел  должен содержать обоснование необходимости  решения поставленных задач для  достижения сформулированных целей  программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы  с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей  для каждого этапа, а также  условия досрочного прекращения  реализации целевой программы.

Третий  раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые  предлагается реализовать для решения  задач целевой программы и  достижения поставленных целей, а также  информацию о необходимых для  реализации каждого мероприятия  ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать  комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных  случаях для достижения целей  программы, внесения изменений в  нормативные правовые акты целевая  программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых  нормативных правовых актов.

В четвертом  разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование  возможности привлечения (помимо средств  федерального бюджета) внебюджетных средств  и средств бюджетов субъектов  Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные  требования к пятому разделу целевой  программы изложены в разделе VII «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

Шестой  раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических  и экологических последствий, которые  могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой  программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности  расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам  или этапам в течение всего  срока реализации целевой программы, а при необходимости и после  ее реализации.

Методика  оценки эффективности целевой программы  разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками - координаторами) с учетом специфики  программы и должна служить приложением  к тексту программы [5,56].

В случае если целевой программой предусматривается  предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в этой программе должны быть установлены правила предоставления и распределения указанных субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на софинансирование аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

Согласованный проект целевой программы с пояснительной  запиской, социально-экономическими и  технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, положительным заключением государственной  экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может  быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашениями (договорами) о намерениях между государственным  заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, подтверждающими финансирование программы  за счет внебюджетных источников, средств  бюджетов субъектов Российской Федерации, государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик-координатор целевой программы направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а по целевым программам, которые содержат разделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) гражданского назначения, - также в Министерство образования и науки Российской Федерации. Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом ее выполнения.

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство образования  и науки Российской Федерации (в  части целевых программ, которые  содержат НИОКР гражданского назначения), Министерство здравоохранения и  социального развития Российской Федерации (в части социальной экспертизы влияния  целевых программ на создание и сохранение рабочих мест, повышения социального  благополучия населения в результате реализации программных мероприятий), Министерство внутренних дел Российской Федерации (в части экспертизы целевых программ экономического и социального развития регионов и отдельных субъектов Российской Федерации на наличие в них комплексных мер по обустройству мигрантов); Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (в части целевых программ, которые содержат мероприятия по нормативному обеспечению качества продукции и метрологическому обеспечению) оценивают представленный проект целевой программы, обращая при этом особое внимание на:

  1. приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;
  2. обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;
  3. привлечение, прежде всего внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет средств федерального бюджета;
  4. эффективность механизма осуществления программы;
  5. социально-экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на структурную перестройку экономики России [9,67].

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации (в части проектов программ, имеющим разделы по НИОКР гражданского назначения), Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (в части целевых программ, которые содержат мероприятия по нормативному обеспечению качества продукции и метрологическому обеспечению) и с учетом предложений заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации подготавливает заключение по проектам целевой программы и предварительной бюджетной заявки [11,33].

С учетом замечаний и предложений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации государственный  заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный  заказчик-координатор целевой программы  совместно с ее разработчиками производит доработку проекта программы. Доработка  проекта межгосударственной целевой  программы, в осуществлении которой  участвует Российская Федерация, производится совместно с заказчиками и  разработчиками других стран.

Доработанный  проект целевой программы повторно направляется в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, а проект целевой программы, содержащий раздел по НИОКР гражданского назначения, также в Министерство образования  и науки Российской Федерации.

В случае положительной оценки Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации представляет проект целевой  программы на утверждение в Правительство  Российской Федерации.

Проект  целевой программы, имеющий раздел по НИОКР гражданского назначения, представляется в Правительство  Российской Федерации Министерством  экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством образования  и науки Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, а проект федеральной научно-технической программы - Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Проекты целевых программ до их утверждения  Правительством Российской Федерации  должны пройти соответствующие специализированную и независимую экспертизы.

Независимая экспертиза проектов целевых программ осуществляется рабочей группой, формируемой  Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации  на конкурсной основе из независимых  экспертов.

В ходе экспертизы устанавливается соответствие проектов целевых программ предъявляемым  к ним требованиям, предусмотренным  настоящим Порядком, в случае необходимости  формируются рекомендации по доработке  проектов целевых программ.

Результаты  специализированной и независимой  экспертиз учитываются при рассмотрении и принятии решения по проекту  целевой программы.

Целевые программы, подпрограммы, государственные  заказчики и государственные  заказчики-координаторы утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации.

После утверждения  целевой программы (подпрограммы) государственный  заказчик (государственный заказчик-координатор) в установленном порядке заключает  с исполнителями программы (подпрограммы) государственные контракты на финансирование мероприятий целевой программы (подпрограммы) на основе соглашений (договоров) о  намерениях и с учетом объемов  финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год.

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы (подпрограммы) может  на договорной основе передавать организациям часть своих функций на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации при утверждении целевой  программы.

Подготовка  проекта концепции целевой программы  и проекта целевой программы, разработка которого осуществляется по решению Правительства Российской Федерации, а также проведение независимой  экспертизы проекта целевой программы  финансируются в установленном  порядке государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета (раздел "Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы").

Утвержденные  целевые программы реализуются  за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации [7,55].

Решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая  предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении  программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных  мероприятий), и другие поступления.

Для осуществления  целевых программ могут создаваться  специальные фонды. Источниками  средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.

По вопросам формирования специальных фондов, требующим  решения Правительства Российской Федерации или Федерального Собрания, государственным заказчиком целевой  программы вносятся соответствующие  предложения.

Иностранные инвесторы могут финансировать  целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных  мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных  инвестициях.

Источником  финансирования целевых программ могут  являться инвестиционные и конверсионные  кредиты.

Государственные заказчики (государственные заказчики  -координаторы) целевых программ с учетом хода реализации этих программ в текущем году, проведения с исполнителями предварительной проработки вопроса о размещении заказов для федеральных государственных нужд уточняют объем средств, необходимых для финансирования программ в очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки проекты бюджетных заявок по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и субъектам бюджетного планирования в установленном порядке.

Информация о работе Федеральные целевые программы развития регионов