Федеральные целевые программы развития регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ, которая будет рассмотрена в тексте работы. Объектом исследования является целевая программа «развития малого и среднего бизнеса в Московской области». Отсюда вытекают задачи:
рассмотреть процесс разработки федеральных целевых программ регионов
выяснить как происходит отбор проблем для программной разработки

Оглавление

Введение
Разработка федеральных целевых программ по развитию регионов России
Разработка и финансирование государственных целевых программ
Отбор проблем для программной разработки
Формирование и принятие целевой программы
Реализация федеральных целевых программ по развитию регионов России на примере Московской области
Характеристика целевой программы развития малого и среднего бизнеса Московской области
Результаты реализации программы
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 70.12 Кб (Скачать)

Для достижения указанных целей  необходимо решение следующих задач:

  1. реализация мер по адресной финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;
  2. содействие в продвижении товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональный и международный рынки;
  3. развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. организация подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, развитие системы дистанционного обучения;
  5. поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными направлениями развития малого и среднего предпринимательства  в Московской области являются:

  1. научно-техническая и инновационная деятельность;
  2. производство, в том числе импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции;
  3. технологическое оснащение и переоснащение производства;
  4. развитие малого и среднего предпринимательства в жилищной сфере, в сферах коммунального хозяйства и предоставления бытовых услуг;
  5. создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

 

2.2 Результаты реализации программы

 

1 января 2011 года вступил в силу  Закон Московской области №  95/2010-ОЗ «О развитии предпринимательской  деятельности в Московской области».

Закон устанавливает основы государственной  политики Московской области в области  развития предпринимательства, в том  числе малого и среднего, регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти Московской области, юридическими и физическими  лицами в сфере предоставления государственной  поддержки субъектам предпринимательской  деятельности, разграничивает полномочия между органами государственной  власти Московской области в данной сфере, определяет формы и виды государственной  поддержки, цели и условия оказания ее оказания субъектам предпринимательской деятельности [7,88].

Принятие данного закона завершило  формирование в Московской области  нормативного правового поля в сфере  малого и среднего предпринимательства.

В общей сложности за 2 последних  года принято более 100 нормативных  правовых актов.

В целях формирования благоприятных  условий для развития субъектов  малого и среднего предпринимательства  в Московской области, привлечения  финансовых и материальных ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства, в Московской области третий год  реализуется долгосрочная целевая  программа Московской области «Развитие  субъектов малого и среднего предпринимательства  в Московской области на 2009-2012 годы».

Реализация мер государственной  поддержки в Московской области  осуществляется по нескольким направлениям.

В целях обеспечения расширения доступности к финансовых средствам  малому и среднему бизнесу в Московской области в рамках долгосрочной целевой  программы сформирована сеть фондов.

В 2010 году приступили к работе Гарантийный  фонд и Фонд микрофинансирования, функции учредителя которых осуществляет Министерство экономики Московской области. Задачей Гарантийного фонда является предоставление поручительств по обязательствам (кредитные договоры, договоры займа и лизинга) субъектов малого и среднего предпринимательства. Поручительства предоставляются по вновь заключаемым кредитным договорам с банками-партнерами фонда.

В 2010 году фонд заключил соглашение с 14 банками-партнерами. Размер фонда  составляет 495,7 млн. рублей. В 2010 году выдано поручительств 85 предпринимателям (в  т.ч. 12 производственным предприятиям) на сумму 207,2 млн. рублей, при этом сумма привлеченных субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных ресурсов составила 467,1 млн. рублей.

Задачей Фонда микрофинансирования  является выдача микрокредитов субъектам малого и среднего предпринимательства Московской области под 8-12% годовых (что ниже предложений банков). В 2010 году имущественный взнос в фонд составил 130,5 млн. рублей, таким образом, размер фонда составил 225,5 млн. рублей. В 2010 году выдано 102 микрозайма предпринимателям (в т.ч. инновационным предприятиям - 2 микрозайма, сельскохозяйственным организациям - 6 микрозаймов, производственным организациям - 14 микрозаймов) на сумму 82 млн. рублей.

В дополнение к уже существующим фондам в 2010 году создан Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства  в Московской области, имущественный  взнос в который составил 104 млн. рублей. Основная задача этого фонда  состоит в содействии развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства  в Московской области путем непосредственного  участия в финансировании ряда инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса на территории Московской области. В 2011 году планируется увеличить размер фонда до 200 млн. рублей.

В 2010 году в Московской области  продолжалось оказание прямой финансовой поддержки подмосковным субъектам  малого и среднего предпринимательства.

В 2010 году количество направлений  по которым производилось субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства было расширено и увеличилось до 11 против 7 в 2009 году.

По результатам конкурсных отборов  в 2010 году субсидии получил 221 субъект  малого и среднего предпринимательства  на сумму 153,9 млн.рублей, что позволило также создать в данных организациях порядка 1400 новых рабочих мест, увеличить выручку предприятий более чем на 10%, 99 организаций на полученные средства приобрели новое оборудование, либо осуществили модернизацию собственного оборудования. При этом поддержка оказана 125 производственным организациям и 12 инновационным предприятиям.

В 2010 году финансовую поддержку получили 66 вновь начавших свою деятельность организаций.

В рамках областной программы в 2010 году выделялись субсидии муниципальным образованиямМосковской области на реализацию муниципальных программ по развитию предпринимательства. По итогам конкурсного отбора из 65 муниципальных образований Московской области, в которых разработаны и реализуются муниципальные программы развития предпринимательства, 21 муниципальное образование получило субсидии на сумму 199,1 млн. рублей, которые были направлены на финансовую поддержку 243 субъектов малого и среднего предпринимательства и 11 муниципальных структур поддержки.

Мероприятия по софинансированию муниципальных программ вызвали интерес в муниципальных образованиях и позволило увеличить число муниципальных программ почти на 25 %, а объем финансирования мероприятий муниципальных программ на 26,6%. В 2010 году разработано и утверждено 16 муниципальных программ с общим объемом финансирования 25 млн. рублей.

По состоянию на конец 2010 года муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства имеют 65 муниципальных образований с общим объемом финансирования в 2010 году за счет средств местных бюджетов 93,9 млн. рублей, что на 77,8% больше чем в 2009 году (52,8 млн. рублей).

 

 

Заключение

 

Целевые программы являются одним  из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его  социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для  государства инвестиционных и научно-технических  проектов, направленных на решение  системных проблем, входящих в сферу  компетенции федеральных органов  исполнительной власти, одной из которых  является развитие малого и среднего бизнеса, так как именно эта хозяйственная  единица дает старт развитию более крупных и значимых экономических объектов, а ,следственно, очень важны для государства в целом [13,45].

Указанные в тексте работы информация о программе, цели и задачи соответствуют приоритетам социально-экономического развития Московской области, в том числе, стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года, которая определяет, что развитие предпринимательской деятельности направлено на создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, увеличение вклада малых предприятий в валовой региональный продукт и доходы консолидированного бюджета Московской области, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, стимулирование инновационной активности малых предприятий, содействие развитию профессиональных объединений и ассоциаций в сфере предпринимательства. Анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства, а также опыт реализации предыдущих программ поддержки и развития малого предпринимательства в Московской области показывают, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.

Именно поэтому уделяется такое количество внимания как развитию бизнеса так и самим целевым программам развития регионов, и именно поэтому была выбрана данная тема курсовой работы.

 

 

Список использованных источников инфориации

 

  1. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.2003 г. №115-ФЗ./ Сборник законов РФ, 2003 .
  2. Закон РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24.06.1999 . №119-ФЗ./ Сборник законов РФ 2000.
  3. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации» (Указ Президента РФ № 608 от 19.04.1996.)/Интернет-сервис.
  4. «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» (Указ Президента РФ № 909 от 15.06.1996.), /Интернет-сервис.
  5. «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (Указ Президента РФ № 440 от 1.04.1996.)
  6. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. – М.: Наука. 2008.
  7. Алгебова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. редакцией проф. Сидоровича А.В. –М.: Дело и сервис, 2008.
  8. Полынев А.О., Савельев В.К., Штульберг Б.М. Кризисные ситуации в регионах и экономическая безопасность России / Федерализм. 2007. № 2.
  9. Проблемы комплексного регионального развития России. Кн. 1 и 2. М.: СОПС и ЭС, 2006.
  10. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения /Лексин В. Ануреев Е. Ситников А. Швецов А./ Российский экономический журнал М, 2003г. № 9.
  11. Регионы России. Информационно – статистический сборник. Т. 1 и 2. М., Госкомстат России, 2006.
  12. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос, 2009.
  13. Теория и практика государственного регулирования на переломных этапах экономического развития. –М.: Изд-во Ин-та МЭ и МРАН, 2003.

16. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации./ Сб. науч. тр.отв. ред. д.э.н. Любовный В.Я ., к.г.н. Зайцев И.Ф. , к.э.н. Ушаков А.К. , к.э.н. Пчелинцев Т.А. / МОНФ-2000.

 

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Федеральные целевые программы развития регионов