Федеральные целевые программы развития регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ, которая будет рассмотрена в тексте работы. Объектом исследования является целевая программа «развития малого и среднего бизнеса в Московской области». Отсюда вытекают задачи:
рассмотреть процесс разработки федеральных целевых программ регионов
выяснить как происходит отбор проблем для программной разработки

Оглавление

Введение
Разработка федеральных целевых программ по развитию регионов России
Разработка и финансирование государственных целевых программ
Отбор проблем для программной разработки
Формирование и принятие целевой программы
Реализация федеральных целевых программ по развитию регионов России на примере Московской области
Характеристика целевой программы развития малого и среднего бизнеса Московской области
Результаты реализации программы
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 70.12 Кб (Скачать)

В случае непредставления государственными заказчиками (государственными заказчиками - координаторами) в установленный  срок государственной статистической отчетности, в том числе об использовании  средств бюджетных и внебюджетных источников на финансирование целевых  программ, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством  образования и науки Российской Федерации сообщает об этом в Правительство  Российской Федерации.

По результатам  экспертных проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство  Российской Федерации о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или об их прекращении, уточнении  льгот или применении санкций  к участникам реализации программ.

Государственные заказчики, а при наличии нескольких государственных заказчиков и государственные  заказчики-координаторы целевых программ направляют в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и в Министерство образования и науки Российской Федерации (в части НИОКР гражданского назначения) статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации федеральных целевых программ, необходимую для выполнения возложенных на министерства функций; ежегодно до 1 февраля в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а в части целевых программ, которые содержат разделы по НИОКР гражданского назначения, - в Министерство образования и науки Российской Федерации, доклады о ходе работ по программам и эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Доклады должны содержать:

  1. сведения о результатах реализации целевых программ за отчетный год;
  2. данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
  3. сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию целевых программ;
  4. сведения о соответствии фактических показателей реализации целевых программ показателям, установленным при утверждении программ Правительством Российской Федерации;
  5. информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
  6. сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
  7. сведения о результативности НИОКР;
  8. сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
  9. оценку эффективности результатов реализации целевых программ;
  10. оценку влияния фактических результатов реализации целевых программ на различные сферы экономики страны (мультипликативный эффект по результатам реализации целевых программ).

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки  Российской Федерации, государственных  заказчиков программ и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  до 1 марта каждого года подготавливает и представляет в Правительство  Российской Федерации доклад о ходе реализации федеральных целевых  программ и межгосударственных целевых  программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, за отчетный год.

По целевой  программе, срок реализации которой  завершается в отчетном году, государственный  заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный  заказчик-координатор подготавливает и до 1 марта текущего года представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и  Министерство образования и науки  Российской Федерации доклад о выполнении целевой программы, эффективности  использования финансовых средств  за весь период ее реализации.

Доклад  должен включать информацию о результатах  реализации целевой программы и  подпрограмм за истекший год и  за весь период реализации программы, включая оценку значений целевых  индикаторов и показателей. В  случае непредставления отчетности в надлежащей форме и в надлежащие сроки Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  направляет в Правительство Российской Федерации предложения:

  1. о принятии в установленном порядке мер к руководителю целевой программы;
  2. о смене государственного заказчика (государственного заказчика -координатора) целевой программы;
  3. об изменении форм и методов управления реализацией целевой программы;
  4. о досрочном прекращении реализации целевой программы.

Основные  сведения о результатах реализации целевой программы, выполнении целевых  показателей, об объеме затраченных  на выполнение целевой программы  финансовых ресурсов, а также о  результатах мониторинга реализации программных мероприятий публикуются  в средствах массовой информации не реже двух раз в год.

Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) целевой программы  организует размещение в сети Интернет текста целевой программы, утвержденной Правительством Российской Федерации, нормативных правовых актов по управлению реализацией целевой программы  и контролю за ходом выполнения программных  мероприятий, а также информации о ходе реализации целевой программы, программных мероприятиях на ближайшие 2 - 3 года, фактическом финансировании целевой программы, заключенных  государственных контрактах, об объемах  их финансирования и исполнителях, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализации целевой программы, результатах мониторинга реализации целевой программы, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей, в том числе по результатам независимой экспертизы. Информация о проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы должна содержать:

  1. условия их проведения;
  2. порядок участия в них юридических лиц;
  3. составы конкурсных комиссий, создаваемых государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ для проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;
  4. протоколы заседаний конкурсных комиссий;
  5. порядок обжалования решений, принятых государственными заказчик.

Данные  теоретические аспекты рассмотрим на примере целевой программы  «Развитие малого и среднего бизнеса  Московской области».

 

 

  1. Реализация федеральных целевых программ по развитию регионов России

 

2.1 Характеристика целевой программы развития малого и среднего бизнеса Московской области

 

Малое и среднее предпринимательство  заняло прочное место в структуре  экономики Московской области и  играет существенную роль в социальной жизни ее населения.

На 1 июля 2008 года количество малых  предприятий составило 12,5 тысячи (без  микропредприятий) с общей численностью работающих более 350 тысяч человек. Количество микропредприятий по оценке составляет более 40 тысяч единиц. На средних предприятиях занято 95 тысяч человек.

К числу занятых на малых и  средних предприятиях можно добавить почти 128 тысяч индивидуальных предпринимателей.

В 2007 году в Московской области  оборот малых предприятий превысил 1,1 триллиона рублей и составил в общем обороте области 30,9 процента. К 2012 году, в результате реализации мероприятий Программы, прогнозируемая доля малых и средних предприятий в общем обороте предприятий Московской области должна составить не менее 38 процентов.

Доля малых и средних предприятий, занятых в сферах обрабатывающей промышленности и строительства, составляет 15,7 процента и 11,5 процента соответственно.

Поступления денежных средств от малого предпринимательства в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных  образований Московской области  составили в 2007 году более 43 миллиардов рублей или 23,4 процента от объема всех налоговых поступлений, в том  числе в бюджет Московской области - более 31 миллиарда рублей или 22,1 процента, в бюджеты муниципальных образований  Московской области - около 12 миллиардов рублей или 28 процентов.

За время реализации в 2004-2008 годах  областной целевой программы  развития субъектов малого предпринимательства  в Московской области на 2004-2008 годы оборот малых предприятий увеличился в 3,4 раза, объем налоговых поступлений  от малого предпринимательства в  бюджет Московской области и бюджеты  муниципальных образований Московской области - в три раза или на 28,4 миллиарда рублей. Привлечено инвестиций в объеме более 43 миллиардов рублей.

Однако деятельность малых и  средних предприятий еще остается недостаточно эффективной, т.е. доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта пока незначительна и оценивается на уровне 17 процентов. В результате реализации Программы планируется увеличение доли продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, до 25 процентов; если в строительстве, торговле, отдельных отраслях обрабатывающей промышленности малое и среднее предпринимательство развивается динамично, то в сфере коммунального хозяйства, жилищной сфере развития практически нет. Программой предусмотрено увеличение доли малых и средних предприятий в таких важных для Московской области направлениях, как здравоохранение, жилищное и коммунальное хозяйство, наука почти в 4 раза - до 25 процентов.

Плотность малых предприятий на 100 000 жителей ниже среднероссийского  показателя и составляет 692 предприятия, при этом к окончанию реализации Программы планируемое количество малых и средних предприятий  на 100 000 жителей должно составлять порядка 1 500 единиц.

В научных исследованиях и разработках  участвуют 0,6 процента малых предприятий, научно-технические услуги оказывают 1,7 процента предприятий, осуществляют технологические инновации 4 процента предприятий, наукоемкую продукцию  производят 0,1 процента малых предприятий. Прогнозируемая доля малых и средних  предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве малых и средних предприятий должна составить к 2012 году 8 процентов.

Темпы наращивания потенциала в  сфере малого и среднего предпринимательства  в Московской области не могут  быть увеличены, если существенно не изменятся правовые и экономические  условия для их эффективного развития, особенно в научно-технической сфере, в вопросах создания новых и развития существующих субъектов малого и  среднего предпринимательства.

На становление и развитие малого и среднего предпринимательства  в Московской области серьезное  влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие  для всех муниципальных образований  Московской области проблемы:

  1. отсутствие стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;
  2. высокие процентные ставки по кредитам, недостаточное применение системы микрофинансирования и поручительств;
  3. наличие административных барьеров при осуществлении деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля).

Анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства, а также опыт реализации предыдущих программ поддержки  и развития малого предпринимательства  в Московской области показывают, что существующие проблемы можно  решить объединенными усилиями и  согласованными действиями самих субъектов  предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органов государственной власти Московской области и органов  местного самоуправления муниципальных  образований Московской области. Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля. В числе таких мероприятий:

  1. создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  2. финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
  5. поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  6. поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства;
  7. поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  8. иные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области.

Государственным заказчиком и разработчиком  Программы является Министерство экономики  Московской области.

Исполнителями Программы являются Министерство экономики Московской области и Министерство по делам  печати и информации Московской области.

Цели программы - формирование благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области, привлечение финансовых и материальных ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства, увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта и уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета Московской области, содействие обеспечению занятости населения Московской области.

Информация о работе Федеральные целевые программы развития регионов