Федеральные целевые программы развития регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ, которая будет рассмотрена в тексте работы. Объектом исследования является целевая программа «развития малого и среднего бизнеса в Московской области». Отсюда вытекают задачи:
рассмотреть процесс разработки федеральных целевых программ регионов
выяснить как происходит отбор проблем для программной разработки

Оглавление

Введение
Разработка федеральных целевых программ по развитию регионов России
Разработка и финансирование государственных целевых программ
Отбор проблем для программной разработки
Формирование и принятие целевой программы
Реализация федеральных целевых программ по развитию регионов России на примере Московской области
Характеристика целевой программы развития малого и среднего бизнеса Московской области
Результаты реализации программы
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 70.12 Кб (Скачать)

Законом о бюджете субъекта Российской Федерации  может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

Предоставление  указанных субсидий бюджетам субъектов  Российской Федерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии со статьей 179 Бюджетного Кодекса, за исключением  субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 179.2 Бюджетного Кодекса.

Формирование  перечня целевых программ по развитию проблемных регионов осуществляется органом  исполнительной власти, в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и  прогнозом социально - экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования  и определяемыми на основе этих прогнозов  приоритетами.

Долгосрочные  целевые программы разрабатываются  органом исполнительной власти и  подлежат утверждению соответствующим  законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления при рассмотрении и  утверждении бюджета или самостоятельно.

Долгосрочная  целевая программа, предлагаемая к  утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств  государственного внебюджетного фонда, должна содержать:

  1. технико-экономическое обоснование;
  2. прогноз ожидаемых социально - экономических (экологических) результатов реализации указанной программы;
  3. наименование заказчика указанной программы;
  4. сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;
  5. другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения1.

Перечисленные документы представляются на рассмотрение законодательного (представительного) органа. И именно на их основе принимается  решение о целесообразности выделения  бюджетных средств или средств  внебюджетного фонда на реализацию данной программы.

В роли заказчика  долгосрочной целевой программы  может выступать орган государственной  власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. Именно такой орган действует  от имени государства или муниципального образования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации.

Таким образом, разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляются в сроки и включают в себя следующие основные этапы:

  1. разработка проекта концепции целевой программы;
  2. принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством Российской Федерации и утверждение концепции целевой программы;
  3. разработка проекта целевой программы;
  4. согласование проекта целевой программы;
  5. экспертиза проекта целевой программы, в том числе независимыми экспертами;
  6. рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства Российской Федерации;
  7. доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации;
  8. утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации.

 

1.2 Отбор проблем для программной разработки

 

Инициаторами  постановки проблем для решения  программными методами на федеральном  уровне могут выступать любые  юридические и физические лица.

Инициаторами  разработки межгосударственных целевых  программ, в осуществлении которых  участвует Российская Федерация, могут  выступать как отдельные страны, так и группы стран, а также  координирующие органы государств - участников Содружества Независимых Государств.

Отбор проблем  для их программной разработки и  решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:

  1. значимость проблемы;
  2. невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;
  3. принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
  4. необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы [11,55].

При обосновании  необходимости решения проблем  программными методами на федеральном  уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации, направления  структурной и научно-технической  политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, а также международные договоренности.

Предложения о программной разработке проблемы с учетом инициативных предложений  физических и юридических лиц, а  также проект концепции целевой  программы, сформированной на вариантной основе, с обоснованиями представляются заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Предложения  о программной разработке научно-технических  проблем гражданского назначения, кроме  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ специального и двойного назначения, реализуемых в сфере оборонно-промышленного  комплекса в интересах обеспечения  обороны и безопасности государства (далее - НИОКР гражданского назначения), направляются также в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы: обоснование  соответствия решаемой проблемы и целей  программы приоритетным задачам  социально-экономического развития Российской Федерации; обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым  методом; характеристика и прогноз  развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без  использования программно-целевого метода; возможные варианты решения  проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах  решения проблемы; ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом; предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам; предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы; предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы; предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию целевой программы; предложения по государственным заказчикам и разработчикам целевой программы; предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации целевой программы; предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы; предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы [3,23].

Концепция целевой программы оценивается  в соответствии с разделом IV "Экспертиза и оценка целевой программы" Порядка  разработки и реализации федеральных  целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении  которых участвует Российская Федерация  и направляется в Правительство  Российской Федерации для принятия решения.

Правительство Российской Федерации определяет государственного заказчика.

Для целевых  программ, имеющих более одного государственного заказчика, определяется государственный  заказчик-координатор [6,111].

Государственный заказчик целевой программы: подготавливает проекты решений Правительства Российской Федерации об утверждении целевой программы, утверждении государственного заказчика, передаче при необходимости части функций государственного заказчика организациям, которым государственный заказчик может передавать в установленном порядке на договорной основе выполнение части своих функций, согласовывает их и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации; подготавливает исходное задание на формирование целевой программы, координирует действия разработчиков; разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты, необходимые для выполнения целевой программы; подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации целевой программы; осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы; подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации целевой программы; разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий; осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию; согласовывает с основными участниками целевой программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов Российской Федерации, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организует проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы и в соответствии с ее результатами, а также с результатами независимой экспертизы осуществляет его доработку [12,78].

Таким образом, Правительство Российской Федерации  на основе представленных предложений  Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  утверждает концепцию целевой программы, принимает решение о разработке целевой программы, устанавливает  предельные объемы финансирования и  определяет государственного заказчика.

 

1.3 Формирование и принятие целевой программы

 

Государственный заказчик - координатор целевой программы  кроме полномочий указанных ранее, осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджетных источников.

Государственный заказчик - координатор несет ответственность  за подготовку и реализацию целевой  программы в целом.

Формирование  межгосударственной целевой программы, в осуществлении которой участвует  Российская Федерация, производится с  российской стороны государственным  заказчиком программы в соответствии с заключенным соглашением и  решением Правительства Российской Федерации.

Целевая программа состоит из следующих  разделов:

  1. характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
  2. основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
  3. перечень программных мероприятий;
  4. обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
  5. механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
  6. оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются  следующие требования.

Первый  раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи  с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном  уровне. Раздел также должен содержать  обоснование необходимости решения  проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы [3,14].

Второй  раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с  указанием целевых индикаторов  и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:

Информация о работе Федеральные целевые программы развития регионов