Факторы влияющие на динамику развития потребительского кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что потребительский спрос является неотъемлемой частью совокупного спроса. А кредит наиболее значимый его стимулятор, он выступает опорой современной экономики, является неотъемлемым элементом экономического развития. Направление потребительского кредитования является весьма популярным как среди самих коммерческих банков, так и среди их клиентов-потребителей. Покупатель доволен возможностью купить именно то, что он хочет в данный момент, а расплатиться позже, а для банков же потребительское кредитование является важным источником получения достаточно стабильных процентных доходов.

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 89.68 Кб (Скачать)

Так же антимонопольная служба признала ненадлежащей: рекламу акции  «Старт без комиссий!», размещавшейся  в печатных изданиях Санкт-Петербурга в июне 2007 г., рекламу акции «Вояж-кредит», распространявшейся в декабре 2006 г., рекламу акции «Кредит «10-10-10 вариант», распространявшейся в декабре 2006 г. - марте 2007 г., рекламу акции «Мобильная десятка», распространявшейся в декабре 2006 г. - марте 2007 г. В каждом из рекламных  материалов указывалось несколько  условий договора кредита, определяющих стоимость кредита для заёмщика, однако не приводились остальные  условия договора, определяющие фактическую  стоимость кредита для заёмщика и влияющие на неё.

Такие действия ЗАО "Банк Русский стандарт" ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" были квалифицированы антимонопольным органом как нарушение Федерального закона "О рекламе" и Закона о защите конкуренции в части распространения неточных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующим субъектам, и введения в заблуждение в отношении потребительских свойств товара.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 2007 год стал годом борьбы за чистые потребительские кредиты. Заемщики самостоятельно или с помощью общественных организаций начали судиться с банками из-за скрытых комиссий по кредитам. На защиту обманутых заемщиков встали Центральный Банк РФ, Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор.

2.4 Обзор политики лидеров рынка потребительского кредитования

Банки лидеры по объемам  потребительского кредитования в 2009 г. представлены в таблице 2.

Таблица 2. Рейтинг ведущих банков в сегменте кредитов для населения (физических лиц, резидентов и нерезидентов РФ) на 1 января 2010г.6

Наименование банка

Доля кредитов от общего объёма всех выданных в РФ кредитов

Потребкредиты (млрд.руб.)

Потребкредиты/

активы(%)

%

млрд. долл.

1

Сбербанк России

29,8

37,4

1129,856

15,78

2

ВТБ24

8,4

10,5

316,095

44,71

3

Росбанк

2,7

3,3

100,860

22,90

4

Банк Москвы

1,7

2,2

66,436

8,46

5

Райффайзенбанк

1,8

2,3

68,100

14,36

6

Русский Стандарт

1,6

2,1

61,840

44,88

7

Уралсиб

1,7

2,2

65,787

17,31

8

Русфинанс банк

2,0

2,5

75,854

100,03

9

Юникредит банк

1,4

1,8

54,493

10,79

10

Альфа-банк

1,5

1,9

55,402

9,46

11

МДМ банк

1,7

2,2

65,541

16,12

12

Россельхозбанк

1,7

2,2

65,378

6,87

13

Home Credit банк

1,2

1,5

45,053

44,91

14

Промсвязьбанк

0,9

1,2

35,795

7,73


Однако в отдельных  сегментах потребительского кредитования картина выглядит совершенно иначе. За последний год на рынке экспресс-кредитования в торговых сетях сменились лидеры, о чем свидетельствует сравнительная таблица 3.

Таблица 3. Пятерка  лидеров на рынке потребительского кредитования в 2009 и 2008 г.г.7

2008 год

2009 год

Банк

Доля на рынке

Банк

Доля на рынке

"Русский стандарт"

25,6%

ХКФ банк

24,2%

ХКФ банк

21,5%

"Русский стандарт"

20,1%

"Ренессанс Кредит"

12,1%

Альфа-банк

13,9%

ОТП банк

10,3%

ОТП банк

12,8%

Росбанк

7,1%

Русфинанс банк

8,5%


Как видно из таблицы банк  "Ренессанс Кредит" и Росбанк  покинули пятерку лидеров, возникает  вопрос: почему? Причины здесь следующие: у банка  "Ренессанс Кредит" возникли проблемы с ликвидностью, и с октября 2008 года он вообще прекратил выдачу кредитов на год. Как следствие этого доля рынка экспресс-кредитования "Ренессанс Кредита" сократилась в 25 раз (до 0,5%). Доля Росбанка упала до 6,6%. Это произошло вследствие того, что Росбанк формировал портфель потребительских кредитов за счет выдачи в регионах, но этот рынок для Росбанка не был приоритетным, поэтому во время кризиса банк не стал делать на нем акцент.

Причиной же того, что  Альфа-банк и Русфинанс банк попали в пятерку лидеров является то, что с начала года многие банки стали сворачивать потребительское экспресс-кредитование, и сложилась хорошая ситуация для наращивания доли. Поэтому эти банки, воспользовавшись ситуацией, нарастили выдачу более чем в два раза по сравнению с докризисными временами. «Снижение конкуренции позволило усилить позиции ОТП банку и ХКФ банку, пользовавшимся поддержкой материнских структур — венгерской OTP и чешской PPF Group. "Мы оптимизировали ряд других направлений и сосредоточились на потребкредитовании",— признает председатель правления ХКФ банка Иван Свитек».8

Рассмотрим более подробно деятельность некоторых банков-лидеров  потребительского кредитования.

 

 

  • OOO «Хоум Кредит энд Финанс Банк»

Банк "Хоум Кредит" принадлежит голландской Home Credit Group, которая в свою очередь является частью международной группы компаний с чешскими корнями PPF. В 2002 году Home Credit Group был куплен небольшой российский банк "Технополис", который вскоре был переименован в "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (ХКФ-банк). Приоритетным направлением его деятельности является потребительское кредитование (это кредиты на неотложные нужды без указания цели покупки и выдача кредитов в торговых сетях). Кроме того, в ХКФ-банке можно оформить кредиты на покупку автомобилей, получить кредитные карты и улучшить жилищные условия при помощи ипотеки. ХКФ-банк стал первой дочерней компанией иностранного банка, осмелившейся предложить ипотеку без первоначального взноса.

Банк "Хоум Кредит" предлагает своим клиентам широкое разнообразие кредитных продуктов с различными условиями. «Продукты представлены в более чем 31 тыс. магазинах-партнерах в 1200 городах России. Региональная сеть Банка состоит из 82 представительств, 175 офисов и 6 филиалов на территории России по состоянию на 30 сентября 2009 года. Сеть банкоматов Банка охватывает 80 субъектов РФ и насчитывает 250 банкоматов.  Один из лидеров российского рынка банковской розницы, по собственным расчетам с 29% долей рынка потребительских кредитов, и 9% долей на рынке кредитных карт  по состоянию на 30 сентября 2009 года. Клиентская база Банка на 30 сентября 2009 г. насчитывает 17,2 млн. человек и является одной из самых крупных в России».9

Банк "Хоум Кредит" активно развивается как универсальный розничный банк, разрабатывая направления, где потребительское кредитование только недавно начало развиваться (медицинские услуги или магазины одежды). Приняв одним из первых в самом начале кризиса программу по оптимизации бизнеса, Банку удалось эффективно работать на рынке в сложных экономических условиях и удерживать лидерские позиции по ключевым направлениям бизнеса.

В Хоум Кредит энд Финанс Банке (ХКФ Банк) около 50 кредитных  программ в зависимости от типа покупаемого  товара. Заемщики могут оформить кредит со ставкой от 21,56%, с возможностью нулевого первоначального взноса и  сроком до трех лет. При этом сумма  кредита составляет от 3 тыс. до 200 тыс. руб. Например, для покупки в кредит аудио-, видео- или бытовой техники  через ХКФ Банк на два года заемщику нужно иметь как минимум 10% стоимости  покупки. Если клиент может предоставить только один документ, кредит обойдется ему в 55% годовых, если два — в 49% годовых. При внесении 20% первоначального взноса ставки сократятся до 49 и 45% соответственно.

Таблица 4. Основные финансовые показатели ХКФ-банка.10

Основные финансовые показатели (млн руб.)

Активы

Чистый процентный доход

Общий кредитный портфель

Чистая прибыль

Собственный капитал

За 9 мес. 2008 г.

95 436

14 099

81 899

2 344

18 167

За 9 мес. 2009 г.

95 342

13 804

68 229

3 097

25 667

Изменение в годовом исчислении

-0,1%

-2,1%

-16,7%

32,1%

41,3%


  • ЗАО «Банк Русский стандарт»

ЗАО «Банк Русский Стандарт»  основан в 1999 году. Основным акционером Банка является холдинговая компания ЗАО «Компания «Русский Стандарт».

ЗАО "Банк Русский Стандарт" — один из крупнейших национальных финансовых институтов федерального значения. Банк реализует кредитные программы для населения более чем в 1200 населенных пунктах страны. Региональная сеть насчитывает более 2500 банкоматов и 400 отделений и операционных офисов. «Количество клиентов Банка превысило 23 млн. человек, общий объем предоставленных населению займов превысил 30 млрд. долларов. ЗАО «Банк Русский Стандарт» выпустил для своих клиентов более 25 млн. банковских карт, а с 2005 года осуществляет эксклюзивный выпуск и обслуживание на территории России карт платежной системы American Express®. Количество торговых партнеров Банка превышает 35 тыс. организаций».11

Основными (приоритетными) направлениями  деятельности банка являются потребительское  кредитование и эмиссия кредитных  карт. Также банк занимается автокредитованием, привлечением депозитов, расчётно-кассовым облуживанием физических и юридических  лиц, предоставлением овердрафтов, возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий, проведением международных  расчётов (банковские гарантии и аккредитивы), торговым финансированием, проведением  конверсионных операций и др. Является агентом страховых компаний ЗАО  «Русский Стандарт Страхование» и ООО  «Компания Банковского Страхования». Под брендом «Imperia Private Banking».

При оформлении кредита в  банке "Русский стандарт" минимальный  первоначальный взнос составляет 10% стоимости товара, а кредитный  лимит составляет 100 тыс. руб. (минимальная сумма — 5 тыс. руб.). Наибольшей популярностью пользуются программы, уже в названии которых отражен ежемесячный процент переплаты. Например, кредит "2% в месяц" можно оформить на шесть месяцев с первоначальным взносом как минимум 15%. Процентная ставка составит 40% годовых. Самый дорогой кредит "3,5% в месяц" можно оформить с 10% собственных средств на два-десять месяцев под 75% годовых. Кредит на мобильный телефон на шесть-десять месяцев обойдется заемщику в 65% годовых. Особой популярностью пользуются кредитные программы по схеме «10Х10Х10», так как эта программа является самой дешевой (23,4% годовых). Кредит оформляется на десять месяцев (без возможности досрочного погашения без штрафных санкций) с фиксированным первоначальным взносом 10%.

Рассмотрим динамику процентных ставок по некоторым видам потребительских  кредитов ЗАО "Банк Русский стандарт".

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Ставка, годовых, %

Комиссия за РО, ежемесячно, %

Ставка, годовых, %

Комиссия за РО, ежемесячно, %

Ставка, годовых, %

Комиссия за РО, ежемесячно, %

Ставка, годовых, %

Комиссия за РО, ежемесячно, %

Стандартный кредит

29

1,9

40

0

55

0

55

0

Русский стандарт оптимальный

19

1,25

32

0

49

0

49

0

Простой кредит на мобильный  телефон

36

0

49

0

55

0

65

0

Нулевой первоначальный взнос (0-0-10)

40

0

40

0

39,59

0

39,59

0


 

Когда "Русский Стандарт" специализировался на высокорисковом и высокодоходном потребкредитовании, он зарабатывал на высоких ставках по кредитам и дополнительных комиссий. Однако после того как в 2007 году Генпрокуратура вынудила банк отказаться от скрытых комиссий, доходы банка снизились и он был вынужден искать новую модель бизнеса. В итоге во второй половине прошлого года банк запустил дополнительные комиссионные сервисы — он предоставил возможность расчетов с помощью карт через системы интернет- и мобильного банка.

 

 

  • ОАО "Росбанк"

АКБ «РОСБАНК» (ОАО) был создан в 1998 г. В период с 2000 – 2005 гг. происходило объединение различных банков (ОНЭКСИМ Банк, Банк МФК, и шести банков ОВК) с "Росбанком". Затем крупные пакеты акций "Росбанка" были куплены французской банковской группой Société Générale. К настоящему моменту Societe Generalе консолидировала 64,3% акций. Еще 30,3% принадлежит подконтрольному Владимиру Потанину холдингу «Интеррос».

Информация о работе Факторы влияющие на динамику развития потребительского кредитования