Факторы влияющие на динамику развития потребительского кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что потребительский спрос является неотъемлемой частью совокупного спроса. А кредит наиболее значимый его стимулятор, он выступает опорой современной экономики, является неотъемлемым элементом экономического развития. Направление потребительского кредитования является весьма популярным как среди самих коммерческих банков, так и среди их клиентов-потребителей. Покупатель доволен возможностью купить именно то, что он хочет в данный момент, а расплатиться позже, а для банков же потребительское кредитование является важным источником получения достаточно стабильных процентных доходов.

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 89.68 Кб (Скачать)

 Банковским сектором РФ было выдано кредитов на сумму 12 989 038 млрд руб., что в 1,5 раза больше, чем в 2006 г. Прирост по сравнению с 01.01.2004 г. составляет 446, 31 %, что говорит о высоких темпах развития кредитования в последние годы. В том числе объем выданных потребительских кредитов составил в 2007 г. - 3 139 656 млрд руб., по сравнению с 2006 г. увеличение произошло в 1,6 раза. Потребительские кредиты стали самым быстрорастущим активом банковской системы РФ.  Для сравнения: за этот же период времени основной актив российских банков - кредиты реальному сектору - увеличился в 3,8 раза, а его доля в активах при этом практически не изменилась - с 41,32 до 45%.

Бурный рост объемов предоставляемых  кредитов был связан с большим  спросом со стороны физических лиц (38% населения Российской Федерации  пользовались потребительскими кредитами, а 62% видят в потребительском кредите  хорошую возможность совершить  какую-то крупную покупку в рассрочку) и расширением продуктового ряда потребительского кредитования (появлением новых видов кредитов).

Преобладающее большинство заемщиков - физических лиц (около 70%) воспользовались  целевым кредитом на покупку товаров  и оказание услуг. Наиболее  популярным товаром, приобретаемым в кредит, по-прежнему является бытовая техника, данным кредитом воспользовались 52%; на втором месте по популярности аудио-видео  техника. В 2006 г. структура мест, где  оформлялись кредиты, была следующей: более двух третей кредитов - в магазине, около 23% - в банке. В 2007 г. ситуация изменилась: возросла доля кредитов, оформленных  непосредственно в банке - до 36%, появилось  новое место оформления - в точке  присутствия банка по месту оказания услуги (это может быть торговый центр, медицинское или образовательное  учреждение, туристическое агентство).

В то же время есть факторы, препятствующие обращению клиентов в банк за потребительским  кредитом. В первую очередь это  недоверие к банкам: до 35% представителей среднего класса сомневаются в соответствии процентных ставок условиям предоставляемого кредита, еще 20% плохо осведомлены о банковских продуктах и 15% недовольны набором услуг, качеством и технологиями обслуживания.

2.2 Форма конкурентной борьбы на рынке потребительского кредитования

Как уже было показано, за последние годы темпы роста потребительского кредитования значительно увеличились. Большая заинтересованность населения  в кредитных средствах, позволяет  банкам искать способы увеличения своей  доходности, зачастую, обманывая потребителей с помощью так называемых «невидимых»  тарифов. Поэтому основной проблемой на этом рынке считается недобросовестная конкуренция. Стоимость потребительского кредита непрозрачна для потребителей, отсюда и ухудшение дисциплины исполнения заемщиками кредитных обязательств, рост просроченных задолженностей и рисков кредитования.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации».2

На рынке потребительского кредитования чаще всего используются следующие виды недобросовестной конкуренции:

  • распространение лживых, неточных или искаженных сведений;
  • распространение дефектной информации, и ее способность причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации конкурента;
  • введение в заблуждение.

Примером одного из видов недобросовестной конкуренции является дело, возбужденное ФАС России в отношении ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" по заявлению ЗАО "Банк Русский Стандарт". Комиссией ФАС России было установлено, что на официальном сайте ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" в сети Интернет под заголовком «Наиболее популярные потребительские кредиты Банка» была размещена информация о четырнадцати потребительских кредитах банка. При этом проведенный анализ показал, что эта информация является неточной. При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том, что распространение неточной информации путем размещения ее на сайте направлено на получение заявителем преимуществ по отношению к конкурентам на рынке потребительского кредитования и способно причинить последним убытки, поскольку способствует притоку в банк потенциальных заемщиков и, соответственно, оттоку этих заемщиков от других кредитных организаций.

В целях получения банками неконкурентных преимуществ при потребительском  кредитовании, ими распространяются неточные сведения об условиях предоставления потребительских кредитов. При предоставлении таких кредитов, до потребителей не доводится в полном объеме информация о видах платежей третьим лицам, связанных с предоставлением, использованием и возвратом потребительских  кредитов, в том числе страховым  организациям, почтовым службам. Полная информация об условиях кредитного договора, как правило, доводится до потребителей в процессе подписания или после  его подписания. Неискушенный в таких  делах заемщик, не имеющий специальных  познаний, как правило, не может, и  не готов адекватно оценить все  тонкости договора, и подписывает  его не задумываясь, доверяя кредитной  организации.

Точкой соприкосновения  банков и страховщиков является страхование  имущества, являющегося предметом  залога по кредитным договорам, а  также сопутствующее страхование  или страхование иных рисков, определенных банком в зависимости от цели кредита.

Условия сотрудничества банков со страховщиками могут быть следующими:

  • возврат банку части страховой премии, до 30%;
  • уплата комиссионного вознаграждения за выполнение банком функций страхового агента;
  • негативные последствия для заемщика при сотрудничестве банка с ограниченным числом страховщиков;
  • увеличение расходов, связанных с получением кредита за счет страхования;
  • введение потребителей в заблуждение относительно стоимости кредита путем его переноса на страховой взнос (если у банка отобраны 3-4 страховщика, то они легко договариваются о тарифной ставке, и потребитель получает страховые услуги уже не по рыночной цене);
  • потеря скидок за длительное страхование при переходе к другому страховщику.

Так, например, Федеральной антимонопольной  службой (ФАС) были зафиксированы случаи тарифного сговора банков и страховщиков при розничном кредитовании. Схемы сотрудничества банков и страховщиков используются для сокрытия реальной стоимости кредитов.

«В качестве примера тарифных соглашений в ФАС приводят работу тандема банка "Авангард" и страховой компании "Авангард-Гарант". В марте ФАС возбудила против них дело по п. 5 ст. 11 федерального закона "О защите конкуренции" о запрете согласованных действий по навязыванию невыгодных условий. Заемщикам банк рекомендовал пользоваться услугами одного страховщика. Кроме того, ФАС не устраивала оговорка в правилах страхования "Авангард-Гаранта", лишающая нарушителя правил дорожного движения права на страховую выплату. Поскольку причиной аварий чаще всего является нарушение правил, ФАС сочла, что страховка для заемщика не работала, но зато аффилированный с банком страховщик исправно получал премию».3

На самом деле существуют и другие схемы сговора банков и страховых компаний. Например, когда банки, требуя обязательного страхования по ипотеке и автокредитам, не ограничивают круг своих партнеров одним страховщиком. Но при этом страховщики по договоренности с банками устанавливают завышенные тарифы на свои услуги, а 'сверхдоходы' (например, порядка 2% по каско) направляют банку. Для сокрытия реальной стоимости кредитов банки компенсируют низкую ставку процента за счет завышенного страхового тарифа. Так, например, рыночный тариф автомобильной страховки составляет 7,5%, а при покупке автомобиля в кредит страховка составит не менее 9,99%.

Такие действия кредитных организаций  так же свидетельствуют о ведении  ими недобросовестной конкуренции, препятствуют широкому выходу на рынок  финансовых услуг другим кредитным  организациям, которые на условиях открытости и достоверности честно заявляют клиентам полную стоимость  услуг кредитования.

2.3 Мнимые и  реальные (эффективные) процентные ставки

Наиболее важным фактором, влияющим на развитие потребительского кредитования, конечно же, является процентная ставка по кредиту, как плата за пользование  денежными средствами (товарами), предоставленными банком заемщику. Но такая процентная ставка может быть рассмотрена с двух сторон: со стороны заемщика (мнимая) и со стороны банка-кредитора (эффективная).

До декабря 2006 г. банки не указывали все расходы, которые понесет клиент при обслуживании кредита, т.е. не сообщали эффективную процентную ставку. Таким образом, в кредитном договоре содержались скрытые платежи, не указываемые банками во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при заключении кредитного договора. То есть при оформлении кредита потребитель видел мнимую процентную ставку, как правило, не обращая внимания на все дополнительные платежи, считая их незначительными.

Изначально такие мнимые процентные ставки привлекали заемщиков, что повышало спрос на потребительский кредит и как следствие приносило банкам-кредиторам довольно-таки немалую прибыль. Но как только заемщики заметили, что полная стоимость кредита в разы превышает заявленную процентную ставку и нужно выплачивать значительно большую сумму, чем ожидалось, это подорвало доверие к конкретному банку и в целом к потребительскому кредитованию.

Банк России, реагируя на данную проблему, разработал и опубликовал «Письмо  ЦБ РФ Об определении эффективной процентной ставки по ссудам, предоставляемым физическим лицам» от 29.12.2006 г. № 175-Т. Согласно которому с 1 июля 2007 г. кредитные организации должны указывать эффективную (реальную) ставку по кредиту. То есть клиент должен знать точно, сколько составляет ежемесячная сумма платежа за месяц. В расчет эффективной процентной ставки банки обязаны включать выплаты по основному долгу, проценты по нему, все комиссии (плата за открытие счета, за ведение счета, комиссии при предоставлении кредита, комиссия за организацию кредита и множество других) - исходя из того, что заемщик гасит кредит вовремя. Ставку для кредитных карт дополняет комиссия за выпуск и годовое обслуживание, а расчет делается исходя из максимальной задолженности в течение всего срока кредитования равномерных платежей. В ставку должны включаться и платежи в пользу третьих лиц: страхование, оценка, госрегистрация имущества, услуги нотариуса.

Однако при  расчете  эффективной кредитной ставки банки  могут не включать штрафные санкции. А ведь больше половины заемщиков  хотя бы раз да забывают вовремя  заплатить по кредиту, и только 30-40% заемщиков удается не допустить  ни одной просрочки за весь срок действия договора. Поэтому многие банки пытаются компенсировать свои издержки от отмены комиссий за счет увеличения штрафных санкций". Так, например, «штрафные санкции за просрочку по кредитным картам повысил Райффайзенбанк. Теперь забывчивость обойдется клиенту в 600 руб. даже за день пропуска платежа. А Ситибанк повысил штрафные санкции по потребительским кредитам до 600 руб. еще в декабре»4.

Примером сокрытия реальной процентной ставки может служить  дело, которое возбудила ФАС летом 2007 года по подозрению банка "Русский стандарт" в недобросовестной конкуренции на рынке потребительских кредитов. А конкретно, что ставки по кредитам "Русского стандарта" выше объявленных, и клиентам почти всех банков потребкредиты обходятся дороже, чем указано в рекламе. То есть клиентам не сообщалась информация о дополнительных платах: комиссий за ведение счета и штрафов за просрочку платежа. Так в рекламе было указано, что плата за расчетно-кассовое обслуживание по кредиту составляет 1,9% суммы кредита, а после заключения договора выяснялось, что этот платеж – ежемесячный. Указанные действия приводят к возникновению у потребителя значительных задолженностей

 «Розничным бизнесом банков прокуратура заинтересовалась впервые. То, что первым объектом ее интереса стал именно "Русский стандарт", участников рынка не удивляет. Как на лидера рынка потребительского кредитования на этот банк поступает наибольшее число жалоб. По словам главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, из 86 жалоб, поступивших с начала года, 52 касались "Русского стандарта", 11 — "Хоум Кредит энд Финанс банка". Правда, если соотнести количество жалоб с объемом кредитного портфеля, получается, что процент недовольных условиями кредитования "ХКФ банка" примерно такой же, как и у "Русского стандарта"». 5

Аналогично, в таком виде недобросовестной конкуренции комиссия ФАС России уличила ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк". Как уже было отмечено ранее, на Интернет-сайте банка была указана информация лишь о четырнадцати потребительских кредитах, по которым комиссия за предоставление кредита не взимается. Но указания о том, что взимание данной комиссии по другим потребительским кредитам возможно, отсутствовали. Такой способ доведения информации о потребительских кредитах банка формирует представление о том, что все потребительские кредиты банка не предполагают взимание комиссии за предоставление кредита. Такие действия были квалифицированы как введение потенциальных заемщиков в заблуждение в отношении потребительских свойств кредитов банка, поскольку на практике подобные кредиты могут предусматривать комиссию за предоставление кредита.

Информация о работе Факторы влияющие на динамику развития потребительского кредитования