Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:11, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что потребительский спрос является неотъемлемой частью совокупного спроса. А кредит наиболее значимый его стимулятор, он выступает опорой современной экономики, является неотъемлемым элементом экономического развития. Направление потребительского кредитования является весьма популярным как среди самих коммерческих банков, так и среди их клиентов-потребителей. Покупатель доволен возможностью купить именно то, что он хочет в данный момент, а расплатиться позже, а для банков же потребительское кредитование является важным источником получения достаточно стабильных процентных доходов.
«На сегодняшний день "Росбанк" располагает второй крупнейшей в стране банковской сетью, которая насчитывает около 700 подразделений сети в 70 регионах РФ, 1800 банкоматов и несколько тысяч автоматизированных рабочих мест по оформлению кредитов. Частными клиентами Банка являются более 3 миллионов человек. "Росбанк" является одним из лидеров рынка финансовых услуг малому и среднему бизнесу, обслуживая около 57 тыс. клиентов и 8 тысяч крупных корпоративных компаний». 12
Ключевыми направлениями деятельности "Росбанка" являются розничное, корпоративное, инвестиционно-банковские услуги и работа с состоятельными частными клиентами. Наиболее важным для банка является развитие розничного бизнеса. "Росбанк" активно работает с населением, предлагая различные варианты вкладов и разнообразные кредитные продукты. Частными клиентами "Росбанкам являются более 3 миллионов человек.
Стратегия развития розничного бизнеса "Росбанка" принципиально отличается от моделей прочих лидеров рынка кредитования физических лиц – "Русского Стандарта" и ХКФ Банка. Если эти два банка выступали изначально как монопродуктовые и активно проводили операции по экспресс-кредитованию, то "Росбанкм" диверсифицировал кредитный портфель в различные виды кредитования, и приоритетным направлением развития стали автокредиты.
На данный момент в "Росбанке" можно оформить автокредиты, нецелевые кредиты, экспресс-кредиты, получить кредитную карту.
Получить наличные в кредит можно по следующим тарифам: «Просто деньги» - от 10 000 рублей до 200 000 рублей на срок до 5 лет под 29,9% годовых, комиссия за открытие и ведение ссудного счета – не взимается, комиссия за полное досрочное погашение – 3% от суммы задолженности на дату погашения в течение первых 6-ти месяцев, 1800 рублей – свыше 6-ти месяцев погашения; «Большие деньги» - до 500 000 рублей на срок до 60 месяцев под 27% годовых, комиссия за открытие и ведение ссудного счета – не взимается, комиссия за полное или частичное досрочное погашение кредита – не взимается. Но необходимо поручительство физического лица.
Рассмотрим динамику процентных
ставок по некоторым видам
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | ||||
Ставка, годовых, % |
Комиссия за РО, ежемесячно, % |
Ставка, годовых, % |
Комиссия за РО, ежемесячно, % |
Ставка, годовых, % |
Комиссия за РО, ежемесячно, % |
Ставка, годовых, % |
Комиссия за РО, ежемесячно, % |
«Просто деньги» | |||||||
18 |
0 |
23 |
0 |
28 |
0 |
29,9 |
0 |
Оптимальный кредит | |||||||
16 |
1,99 |
18 |
1,99 |
18 |
1,99 |
27 |
0 |
Экономный | |||||||
24 |
1,99 |
28,5 |
1,99 |
34 |
0 |
36 |
0 |
10-10-10 | |||||||
21 |
0 |
21,5 |
0 |
23,4 |
0 |
23,46 |
0 |
Экспресс-кредит можно оформить прямо в магазине у представителя банка или же в офисе банка. Сумма кредита – до 300 000 рублей сроком до 48 месяцев. Без скрытых комиссий и с возможность полного досрочного погашения кредита (но с комиссией в размере 2% от первоначальной суммы кредита).
Самый дорогой потребкредит в "Росбанке" – это кредит на приобретение мобильных телефонов, ноутбуков, портативных устройств (DVD-видео-аудио плееров, коммуникаторов), ювелирных изделий с процентной ставкой от 63% до 71% годовых . Самым же дешевым как и в банке "Русский Стандарт" является кредит по программе «10Х10Х10» с процентной ставкой 23,46% годовых.
2.5 Проблемы потребительского кредитования во время финансового кризиса и перспективы на будущее
В связи с возникшим кризисом в августе 2008 года развитие потребительского кредитования замедлилось, что было обусловлено неблагоприятной экономической ситуацией и снижением доходов населения. Вследствие этого банки столкнулись с рядом проблем, связанных с кредитованием. Главная проблема – рост просроченной задолженности. «Так, в первые месяцы прошлого года она увеличивалась на 17-20%. К концу года темпы роста значительно снизились — по данным ЦБ, в ноябре просрочка увеличилась на 4% до 1 трлн руб. По данным ЦБ, к декабрю прошлого года уровень просроченной задолженности составил 5,2% против 2,1% на начало года, ее объем при этом увеличился почти в 2,5 раза, до 1 трлн руб.»13
Развитие потребительского кредитования и кризис создали ситуацию, когда многие граждане, набрав кредитов, оказались не в силах их обслуживать. При этом, пока должник не вернет кредит, ему начисляются проценты и плюс еще пени за просрочку очередного платежа. В итоге эти долги нарастают как снежный ком, серьезно затрудняя расплату.
Невозврат кредитов обусловливается
отсутствием денег у
Из клиентов остались те, кто считает деньги, а большинству из них уже не до кредита. Чтобы исправить ситуацию и привлечь заемщиков, осенью прошлого года банки пошли на снижение процентных ставок: с начала ноября средние ставки по потребительским рублевым кредитам опустились более чем на 3,5 процентного пункта, до 31,3% годовых. На уровень ставок также влияет снижение стоимости привлекаемых средств для банков и возросшая конкуренция в доходном сегменте кредитования.
Хотя банки готовы выдавать кредиты, перед ними стоит большой вопрос — кому их давать. За последнее время в среднем количество заявок от потенциальных заемщиков сократилось раза в четыре, примерно во столько же раз сократилось и количество положительных решений по кредиту. Банки и заемщики сейчас с подозрением относятся друг к другу. «Если раньше банки бегали за клиентами и наперебой предлагали суперусловия по кредиту, беспроцентные кредиты, нулевые взносы и кредиты за пять минут, то есть активно развивался рынок покупателя, то сейчас мы имеем рынок продавца, который был в 2003-2004 годах. И потенциальные заемщики более взвешенно подходят к вопросу кредитования, а не бездумно набирают по пять-десять кредитов от разных банков с превышением максимально допустимой финансовой нагрузки в несколько раз, и банки кредитуют только проверенных клиентов, желательно своих и с хорошей кредитной историей».14
При этом все чаще причиной отказа по кредиту становится профессия потенциального заемщика. Банки достаточно неохотно кредитуют работников тех секторов экономики, которые в большей степени пострадали от кризиса. Например, очевидно, что есть проблемы в строительной сфере. Это не значит, что все представители данной области не получат кредит. Но банк будет более тщательно проверять, в каком состоянии находится компания, велики ли шансы, что через некоторое время потенциальный заемщик попадет под сокращение или будет испытывать трудности при погашении кредита. Так же в категорию отказа начали входить работники финансовой сферы, хотя до кризиса было наоборот. Идеальным клиентом банка является заемщик в возрасте от 23 до 55 лет, с доходом, официально подтвержденным справкой по форме 2-НДФЛ, со стажем на последнем месте работы не менее года, а также положительной кредитной историей.
Приоритеты банков поменялись в сторону зарплатных клиентов и сотрудников крупных государственных компаний. Чтобы не потерять постоянных и уже проверенных клиентов, они готовы выдавать им кредиты с привлекательными условиями. При этом разница по сравнению с клиентами с улицы во время кризиса заметно увеличилась. Если раньше банки готовы были уменьшить ставку на 1-2% для корпоративных клиентов, то теперь разница нередко достигает пяти процентных пунктов.
Но в целом банки, ориентированные на потребительское кредитование, в конце прошлого года сумели увеличить портфели. В отличие от универсальных банков они предлагают небольшие суммы на короткие сроки, а такие кредиты пользуются повышенным спросом.
Таблица 5. Динамика портфелей кредитов физлицам банков-лидеров потребительского кредитования за 2009 год.15
Наименование банка |
Изменение портфеля | |
(%) |
млрд руб. | |
ХКФ банка |
+ 0,9 |
61,5 |
ОТП-банк |
+ 10,1 |
38,3 |
Русфинанс-банка |
+ 0,9 |
- |
"Русский стандарт" |
- 9 |
80,3 |
"Ренессанс кредит" |
- 6,3 |
33,3 |
Увеличивать кредитование потребительские банки стали со второй половины прошлого года, однако увеличение портфелей пришлось только на последний квартал. Причина этого – предпраздничное время, именно на него приходится максимальный объем выдачи потребительских кредитов. Причиной сокращения же кредитного портфеля банка "Ренессанс кредит" послужило то, что банк вообще прекращал выдачу новых кредитов с октября 2008 по июль 2009 года. А "Русский стандарт" в конце года сообщил, что теперь будет ориентироваться на кредитные карты, а не на потребкредиты.
Ситуация же в крупнейших частных универсальных банках, которые в четвертом квартале сократили розничные кредитные портфели, отличается от динамики, показанной потребительскими банками. «Портфели кредитов физлицам Альфа-банка, Росбанка сократились на 0,5-7,9%. Увеличить розничные портфели за этот период смогли только госбанки — ВТБ 24, Россельхозбанк и Газпромбанк — на 2,7-3,45%. Объем розничного портфеля Сбербанка (1,17 трлн руб.) за четвертый квартал не изменился».16
В этом году банки ждут увеличения
спроса на потребительские кредиты,
который откладывался в связи
со снижением доходов населения
и неопределенностью
Оживление рынка и спрос на кредиты должны способствовать смягчению условий кредитования и снижению ставок. Тренд по снижению стоимости банковских кредитов наметился в прошлом году под влиянием смягчения кредитно-монетарной политики Банка России, снижения инфляции, усиления конкуренции в банковской сфере и уменьшения инвестиционных и макроэкономических рисков и продолжится в первой половине 2010 года. Так, «среднерыночная ставка по потребительскому кредиту в рублях за март 2010 года снизилась на 1,2% и составила 29,4%. При этом среднерыночная ставка в долларах по-прежнему составляет 17,5%»17.
Таким образом, потребительские банки все же смогли быстрее начать наращивать кредитные портфели, поскольку ориентированы на выдачу небольших ссуд на короткие сроки, на которые сейчас возвращается спрос. Причем в 2010 году они продолжат наращивать портфели. В результате потребительское кредитование может вернуться на докризисный уровень уже в 2010 году.
Заключение
В результате работы удалось решить основную задачу, поставленную в начале, и выделить основные факторы, влияющие на динамику развития потребительского кредитования
Главной проблемой потребительского кредитования, которая решается в настоящее время, является большой процент невозврат кредитов. Уровень просрочки стремительно растет, особенно сейчас, во время мирового финансового кризиса. Неудивительно поэтому, что растет спрос на так называемые коллекторские услуги, суть которых - в выбивании невозвращенных кредитов.
Информация о работе Факторы влияющие на динамику развития потребительского кредитования