Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения, поэтому представляется необходимым рассмотреть это явление более подробно. Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят от конкурентных условий

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 226.79 Кб (Скачать)

Примечание - Источник: [http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/uroven.php] 

     Изменение средней зарплаты в национальной валюте и в долларах в 2004 — 2008 годы происходило более менее синхронно. За это время средняя зарплата в долларах выросла с 133 до 456 долларов.

     Рост  реальной заработной платы обеспечен  в целом по области на 8,4 процента, по организациям коммунальной формы  собственности – на 12,0 процентов, в бюджетной сфере – на 1,2 процента.

     Задание по росту заработной платы, доведенное области на 2009 год в размере 784,0 тыс. рублей выполнено на 99,7 процента, в том числе по организациям бюджетной сферы на – 97,5 процента, по организациям коммунальной формы собственности – на 102,5 процента.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-апреле 2010 г. составила 1057,7 тыс. рублей, в том числе в апреле - 1116,8 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с мартом 2010 г. на 2%, или  на 21,6 тыс. рублей. [ http://www.krizis.by/belarus/1413-minjekonomiki-obeshhaet-povyshenie-denezhnykh.html]

     Реальная  заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских  цен на товары и услуги) в январе-апреле 2010 г. по сравнению с январем-апрелем 2009 г. увеличилась на 5,9%, в апреле 2010 г. по сравнению с мартом 2010 г. - увеличилась на 1,3%.

     На  промышленных предприятиях средняя  заработная плата в апреле 2010 г. составила 1246,2 тыс. рублей, в строительных организациях - 1494,6 тыс., в организациях транспорта - 1341,3 тыс., сельского хозяйства - 766,6 тыс., торговли и общественного питания - 1002,7 тыс., здравоохранения - 836,9 тыс., в  учреждениях образования - 745,8 тыс. рублей. [Приложение Е] 

Диаграмма 3.2 - Начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь 
по отдельным отраслям экономики в апреле 2010 г.

Примечание - Источник: [http://newsby.org/by/newsimg/2010/05/2010_05_24_wages.jpg]

     Предметом особой заботы государства является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов).

     В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый житель, –  пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человек  являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. – по инвалидности, 138,2 тыс. – по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек.

     На  выплату пенсий расходуется около 11% валового внутреннего продукта страны. Это – одни из самых высоких показателей среди государств – участников СНГ.

     В области на учете состоит 351,0 тыс. получателей пенсий и пособий, из них пенсионеров – 344,2 тыс. чел.

     В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.

     Увеличение  трудовых пенсий коснется 2,4 млн пенсионеров, еще 52 тыс. человек ожидает индексация социальных пенсий. Для повышения  этих выплат с августа потребуется  дополнительно Br146,8 млрд в месяц, а  до конца года эта сумма составит более Br734 млрд. Таким образом, расходы  на выплату пенсий в Беларуси с  августа составят Br1 трлн 323 млрд. в месяц.  
За первое полугодие средняя пенсия по возрасту выросла более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составила в июне Br491 тыс. 600. Средний размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 16,2%, составив в июне Br268,1 тыс. Реальный размер назначенной месячной пенсии (скорректированной на индекс потребительских цен на товары и услуги) в июне 2010 года по сравнению с июнем 2009-го увеличился на 12,4%.

     Финансирование  выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.

     В последние годы в Беларуси осуществлен  ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению:

  • введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование;
  • в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели;
  • принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».

     В Беларуси обеспечивается своевременность  выплаты населению заработной платы и пенсий.

     По  данным Межгосударственного статистического  комитета СНГ, на начало декабря 2008 г. задолженность по выплате заработной платы в России составила 4 млрд. руб., в Украине – более 1 млрд. грн. По Беларуси задолженности не зафиксировано.

     В нашей стране существует широкая  система материальной поддержки  семей с детьми:

  • пособия в связи с рождением и воспитанием детей;
  • льготы на питание;
  • материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья.

     Системой  социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).

Размеры пособий семьям, воспитывающим  детей в 2009 —  2010 году

  Виды пособий 01.01.2010 —  31.01.2010 01.02.2010 —  30.04.2010 01.05.2010 —  31.07.2010

Республиканские пособия

1. Единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка 1 250 350 1 276 100 1 331 150
2. Единовременное пособие в связи с рождением второго и последующих детей 1 750 490 1 786 540 1 863 610
3. Единовременное пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности 250 070 255 220 266 230
4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет 250 070 255 220 266 230
4.1. Ежемесячное пособие (с учетом надбавки в размере 75% пособия) 437 620 446 640 465 900
4.2. Ежемесячное пособие (с учетом надбавки в размере 40% пособия) 350 100 357 310 372 720
5. Ежемесячное пособие на детей в возрасте от 3 до 16 лет: 75 020 76 570 79 870
5.1. С учетом надбавки в размере 40% пособия 105 030 107 200 111 820
6. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет 162 545 165 890 173 0500
7. Ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет, ин-фицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом 112 530 114 850 119 800
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Значительное  внимание уделяется обеспечению  бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.

     В 2009 году этот вид помощи получили свыше 44 тыс. детей в возрасте до 2-х лет.

     В 2009 г. право на бесплатное питание детей получили все семьи независимо от совокупного дохода при рождении тройни и более детей. Эти семьи могут пользоваться бесплатными услугами няни до исполнения детям трех лет (ранее такая услуга предоставлялась до исполнения детям двух лет).

     Материальная  поддержка учащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видов  государственных стипендий. В течение 2008 года их размеры пересматривались дважды.

     В результате повышения стипендии  составят от 149,1 до 238,6 тыс. рублей для  студентов вузов и от 125,2 до 200,1 тыс. рублей — для учащихся средних  специальных и профессионально-технических  учреждений.  

     Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан  способствует предоставление государственной  адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видов государственной поддержки, что позволяет в несколько раз увеличить охват одной и другой формой помощи нуждающихся граждан.

     Для назначения ежемесячного социального  пособия «планка дохода» поднята  с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума, а единовременного социального  пособия – с 60 до 120%. Безналичные  жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей города и 15% – для жителей села.

     В 2009 году на социально-экономическое развитие страны влияли последствия мирового финансово-экономического кризиса.

     Вместе  с тем в начале 2009 г. в Беларуси в отличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходов населения, хотя их рост временно замедлился.

     В январе 2009 г. в республике номинальная заработная плата работников увеличилась по сравнению с январем 2008 г. на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению с декабрем она уменьшилась на 8%.

     Реальная  начисленная заработная плата в  январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. возросла на 5,5%.

     На  промышленных предприятиях средняя  заработная плата в январе 2009 г. составила 1 млн. 40 тыс. руб., в строительных организациях – 1 млн. 161 тыс. руб., на предприятиях транспорта – 1 млн. 49 тыс. руб., в организациях сельского хозяйства – 583 тыс. руб., торговли и общественного питания – 816 тыс. руб.

     В учреждениях здравоохранения она  была 701 тыс. руб., в том числе врачей – 1 млн. 203 тыс. руб., среднего медицинского персонала – 680 тыс. руб., младшего медицинского персонала – 425 тыс. руб.

     В учреждениях образования зарплата составила 638 тыс. руб., в том числе педагогических работников – 707 тыс. руб., учителей – 753 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава – 1 млн. 351 тыс. руб.

     В сложившихся условиях ощутимое влияние  на доходы населения оказывает инфляция. В январе 2009 г. в Беларуси она составила 4,1%.

     Министерством экономики Республики Беларусь при  участии Комитета государственного контроля проведены проверки экономической  обоснованности значительного повышения цен у 375 субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей. В 214 случаях установлены факты завышения цен от 5% до 95% – на продовольственные товары (рыбу, подсолнечное масло, цитрусовые, чай, кофе, детское питание и др.) и непродовольственные (обои, паркет, газовые плиты, электротехника).

     Принятые  меры позволили сбить волну спекулятивного роста цен, пресечь массовые случаи ценового беспредела.

     В целях недопущения падения реальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячном мониторинге уровня зарплаты работников всех сфер экономики.

     Учитывая  замедление темпов роста заработной платы, Совет Министров постановил осуществлять повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2009 году поэтапно: с 1 января и с 1 мая 2009 г.

     С 1 января 2009 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличены в среднем на 14,8%. По предварительным расчетам, уровень возмещения за 2009 год прогнозируемых затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза составит около 29% (при задании 32%).

     Указом  Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. №100 расширены возможности для строительства жилья гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и ранее не имевшими права на льготное кредитование. Организации застройщиков будут формироваться из числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности, без учета их права на государственную поддержку (льготные кредиты).

Информация о работе Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь