Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения, поэтому представляется необходимым рассмотреть это явление более подробно. Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят от конкурентных условий

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 226.79 Кб (Скачать)

     Доходы  от собственности в структуре  денежные доходы населения в 2009г. составило 2,5% (335,1 млрд.руб.), в 2008г. данный показатель был равен 1,9% (204,1 млрд.руб.), к 2009г. доходы от собственности увеличились на сумму 131 млрд.руб., прочие доходы в структуре денежные доходы населения в 2009г. составили 22,7% (3004,6 млрд.руб.), в 2008г. - 20,8% (2243,6 млрд.руб.), увеличился в 2009г. на сумму 761 млрд.руб. [Собственные расчеты]

     Доходы  от собственности, предпринимательской  деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящее время играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступлений граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан.

     В данной связи в Беларуси принимаются  меры по улучшению делового климата  и условий предпринимательской  деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.

     Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.

     В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного  населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Это ниже критически допустимого  уровня дифференциации доходов, используемого  в мировой практике (10 раз).

     В политике денежных доходов населения  государство руководствуется двумя  основными подходами:

  1. создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;
  2. обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

     Главная составляющая доходов населения  – заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим  экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.

     Исходя  из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.

     При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная  и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать  системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.

     Заработная  плата работника зависит от отработанного  рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается.

     Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

     Отличительной особенностью государственного регулирования  оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность). Но в условиях мирового кризиса показатели по зарплате значительно изменились в худшую сторону.

         Так, средняя зарплата работников в первом квартале 2009 г по сравнению с четвертым кварталом 2008 г сократилась в номинальном выражении на 4,4 проц до 928,1 тыс бел руб, а в долларовом эквиваленте – сразу на 25,1 проц до 334,8 долл. По данным Белстата, в январе-феврале 2009 г 144,5 тыс работников организаций /4,1 проц среднемесячной численности/ работали в режиме вынужденной неполной занятости. В феврале 2009 г по сравнению с январем численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей /днем/, увеличилась на 22,1 проц до 57,4 тыс чел, а численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 40,9 проц до 35,1 тыс чел. Среди отраслей экономики наиболее высокий рост заработной платы наблюдался в сельском хозяйстве (132,2%), строительстве (130,7%), торговле и общественном питании (130,7%), промышленности (128,4%). В меньшей степени зарплата выросла в сфере образования (115,6%), социальном обеспечении (118,4%), здравоохранении (118,5%). [ http://mojazarplata.by/main/srednjaja-zarplata/news/in-country/statistika-dohodov-naseleija-v-tsifrah-i-voprosah?wi_skin=mmx]

     Опережающему  повышению заработной платы в  сельском хозяйстве способствовала реализация Государственной программы  возрождения и развития села на 2005–2010 гг.

     В результате несколько сократилась  разница в оплате труда по отраслям. Вместе с тем лидерами по размеру заработной платы по-прежнему остаются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самые низкие заработки сохраняются в сельском хозяйстве, социальном обеспечении, образовании.

     Важным  механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников.

     Минимальная зарплата в Беларуси составляет 258 600 рублей. Минимальный уровень оплаты труда установлен во многих государствах мира. С одной стороны, наличие данного показателя может свидетельствовать о том, что государство заботится о своих гражданах и не позволяет работодателям оплачивать труд наемных работников ниже определенной ставки. Но, с другой стороны, зафиксированный минимальный уровень оплаты труда дает возможность предприятиям и организациям право платить работникам зарплату, едва превышающую эту самую минималку. Тем не менее, во многих развивающихся странах трудящиеся добиваются доведения минимальной заработной платы до уровня не ниже прожиточного минимума с последующим увеличением ее до минимального потребительского бюджета.

Таблица 3.2 - Минимальная недельная зарплата в 2010 году

Страна Наименование 
национальной
валюты
Сумма  
в национальной
валюте
Сумма в евро
Бельгия     320,32
Великобритания фунт стерлингов 232,00 265,45
Германия     320,00
Дания     540,00
Испания     146,26
Италия     238,00
Люксембург     378,98
Нидерланды     324,80
Португалия     109,70
Республика Корея вон 160 000 99,67
США доллар 289,61 202,82
Финляндия     410,00
Франция     310,34
Швеция крона 3737,00 370,00

Примечание –  Источник: [http://mojazarplata.by/main/minimalka/min_zarplata/uvelichenie-minimalnoj-zarplaty]

      Как видно из данной таблицы, самые высокие минималки в Европе в Дании, Финляндии и Люксембурге. В приложении Г наряду с Беларусью представлены месячные минимальные зарплаты как стран бывшего социалистического лагеря, так и некоторых других государств.

      Как видно, по показателю минимального уровня оплаты труда Беларусь уверенно обходит среднеазиатские страны, Грузию и несколько Армению. В Украине, Азербайджане и Казахстане минимальная зарплата, хоть незначительно, но все-таки выше, чем у белорусов. Осталось всего ничего, чтобы догнать Анголу и гарантировать себе минимум в 8 609 кванза, которыми расплачиваются в этой стране (в пересчете на евро — 67,02).Минимальная зарплата в Беларуси меньше, чем в России — в 1,7 раза, Литве — в 3,7, Латвии — в 4, а Польше уже в 5 раз! [Приложение Г]

     Заработная  плата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительских цен на 5% и более она в установленном законодательством порядке индексируется пропорционально инфляции.

     Среднемесячная  заработная плата по Витебской области  за 2009 год составила 876,8 тыс. рублей  и увеличилась по сравнению с 2008 годом на 12,1 процента. [Приложение Д]

     По  организациям коммунальной формы собственности  среднемесячная заработная плата за 2008 год составила 861 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с 2008 годом на 36 процентов. [Приложение Д]

     Статисты посчитали, как менялась средняя зарплата в Беларуси на протяжении последних шести лет, с 2004 г. по сегодняшний день — как в номинальном выражении, так и в пересчете на доллары США. За исследуемый период своего максимума в долларах — 456,4 долларов — средняя зарплата достигла в декабре 2008 года.

Рисунок 2 - Динамика изменения средней зарплаты в 2004-2010 гг. в белорусских рублях и долларах США

      Примечание  – Источник: [http://mojazarplata.by]

        „Людям необходимо дать нормальную зарплату, нельзя допустить, чтобы их жизненный уровень снизился. Соответствующая задача уже поставлена, произведены необходимые расчеты. Заработная плата, эквивалентная $500, нас уже не устроит, в этой пятилетке надо выходить на $700, а возможно, и приближаться к $1000“, — Президент Беларуси Александр Лукашенко. Июнь 2008 г.[ news.date.bs/economics_202872.html]

      Однако  уже в январе 2009 года она резко упала, составив всего 346,6 долларов. На это повлияли два обстоятельства. Очевидное — падение национальной валюты по отношению к доллару в начале января 2009 года. И менее очевидное, но прослеживающееся на протяжении всех лет - средняя зарплата в начале года (январь) всегда меньше по сравнению с концом предыдущего(декабрь).

 
Таблица 3.3 - Средняя зарплата в 2010 г. в белорусских рублях и                         в долларах США

Месяц Средняя зарплата в белорусских рублях Средняя зарплата в долларах
Январь 999 963 349,8

Примечание –  Источник: [http://mojazarplata.by/main/minimalka/min_zarplata/uvelichenie-minimalnoj-zarplaty]

 
 
Рисунок 3 - Динамика изменения средней зарплаты в 2009 г. в белорусских рублях и долларах США
 

Примечание –  Источник: [http://mojazarplata.by]

 
 
Таблица 3.4 - Средняя зарплата в 2009 г. в белорусских рублях и в долларах США

Месяц Средняя зарплата в белорусских рублях Средняя зарплата в долларах
Декабрь 1 093 017 384,8
Ноябрь 1 012 903 370,6
Октябрь 1 026 187 375,0
Сентябрь 1 022 953 366,6
Август 1 043 494 368,5
Июль 1 035 164 364,5
Июнь 1 014 800 359,8
Май 979 134 352,3
Апрель 965 657 341,5
Март 957 130 336,8
Февраль 906 177 322,7
Январь 919 637 346,6

Информация о работе Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь