Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения, поэтому представляется необходимым рассмотреть это явление более подробно. Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят от конкурентных условий

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 226.79 Кб (Скачать)

     При этом смягчен критерий для получения  льготного жилищного кредита: если раньше среднедушевой доход не должен был превышать двух минимальных потребительских бюджетов, то сейчас – трех (не более 1 089 тыс. руб.).

     Стабилизации  экономической ситуации в республике как основы поддержания доходов населения будет способствовать либерализация условий хозяйственной деятельности, включая либерализацию политики оплаты труда. Целью данной меры является, прежде всего, снятие ограничений для поощрения работников и специалистов за эффективную работу.

     Декретом  Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. №2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» устанавливается единый норматив отнесения на себестоимость стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формы собственности в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом.

     Организации, которые по итогам предыдущего года выполнили установленные задания по уровню рентабельности реализованной продукции, смогут включать в себестоимость все 100% стимулирующих выплат. При этом наниматель может самостоятельно определять приоритетность видов стимулирующих выплат высококвалифицированным специалистам, внесшим наибольший вклад в выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

     Указом  Президента Республик Беларусь от 23 января 2009 г. №49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году» закреплено право руководителей коммерческих организаций независимо от формы собственности ежемесячно выплачивать вознаграждение работникам, обеспечивающим реализацию продукции и снижение запасов готовой продукции. Руководителям и специалистам структурных подразделений, обеспечивающим поступление валютной выручки, могут устанавливаться персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии).

     Постановлением  Совета Министров от 28 января 2009 г. №103 сняты ограничения по включению тарифной части заработной платы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Вся тарифная часть зарплаты включается в затраты, исходя из тарифной ставки, действующей в данной организации.

     Дальнейший  рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособной инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынков сбыта. Таким образом, необходимым условием дальнейшего роста заработной платы является проявление инициативы и предприимчивости на предприятиях.

     В области социальной политики (в частности, политики доходов населения) основными  задачами на сегодняшний день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.

     Несмотря  на негативные влияния последствий  мирового финансово-экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения.

     И все же проблемы, несмотря на социальную направленность государства, в области политики распределения доходов существуют. Основная проблема – это тарифная сетка. Из-за этого возникает основная проблема производства – повышение производительности труда. С одной стороны в рамках тарифной сетки существует поощрение: через повышение квалификации предполагается повышение производительности и повышение коэффициента заработной платы через тарифную сетку. Однако это является все административной мерой стимулирования. Более правильным для предприятия будет использование своей собственной системы распределения доходов в зависимости от производительности труда. Конечно, не стоит забывать о социальной сфере. Здесь все же без тарифной сетки не обойтись. Лучшим выходом из сложившейся сегодня политики доходов будет добровольное сохранение или отказ от тарифной сетки для предприятий, и сохранение и оптимизация сетки для социальной сферы.

     В этих условиях система социальной защиты работает с напряжением. Вполне вероятно, что в последующие годы условия  функционирования белорусской экономики  будут более жесткими. Эксперты Всемирного банка ожидают снижения цен на нефть. Цены на газ для Беларуси возросли уже в 2007 г. В 2005 г. отмечен значительный рост прямых иностранных инвестиций в Россию, что ускорит вытеснение белорусских товаров с российского рынка. Еще больше возрастет технологическое отставание белорусских предприятий и т.д.

     Таким образом, уже происходит или в  ближайшие годы произойдет пересечение  двух тенденций: прирост доходов  страны от экспорта сырьевых ресурсов (за счет стабилизации цен мирового рынка на нефтепродукты и прекращения роста российских дотаций через поставки дешевых энергоносителей) станет меньше абсолютной величины падения экспортных доходов, вызванных снижением конкурентоспособности товаров обрабатывающей промышленности.

     Тогда, весьма вероятно сектор производства товаров не сможет обеспечить даже уже достигнутый, сравнительно невысокий, уровень зарплат и социальной защиты населения.

     В последнее десятилетие правительство  обеспечивало рост доходов населения  и сдерживало рост безработицы за счет снижения конкурентоспособности промышленности. Теперь маятник должен качнуться в другую сторону. Но это не означает неизбежность понижения уровня социальной защищенности населения. Есть альтернатива проведения рыночных реформ и модернизации производства при одновременном повышении доходов населения.

     В настоящий момент уровень безработицы составляет 0,8% (программными документами предусмотрено 1,2-1,4%).  В настоящий момент на учете по безработице состоят 37,4 тыс. человек, в том числе 1,5 тыс. инвалидов, 500 освободившихся из мест лишения свободы. Около 62% безработных — женщины. При этом в Беларуси насчитывается порядка 60 тыс. вакантных рабочих мест. 77% из них — места по рабочим специальностям, тогда как среди безработных преобладают люди с более высокой квалификацией.  
             В 2009-2010 годах предполагается «охватить государственным содействием в трудоустройстве» большее число лиц, особенно социально уязвимых категорий граждан. За 2008 год такое содействие было оказано 200 тыс. безработных, в их числе около 5 тыс. инвалидов, более 90 тыс. молодых людей, почти 3 тыс. граждан, освободившихся из мест лишения свободы, порядка 33 тыс. длительно неработающих лиц.  
            В 2009-2010 годах также планируется обеспечить рост занятых в экономике. По результатам этого года он должен составить 4 млн. 535 тыс. человек, 2009-го — 4 млн. 650 тыс. человек, 2010 года — 4 млн. 775 тыс. человек. В 2008 году на 0,6% выросла среднесписочная численность работников, на 5,8% больше принято людей на работу по сравнению с уволенными, снизилась численность высвобождаемых работников в общей численности уволенных.

     Вопросы низких доходов, недоступности жилья, бедности, безработицы и нестабильности национальной валюты видятся белорусам более актуальными, чем проблемы преступности, экологии, плохих отношений с другими странами.

     Лидером рейтинга является рост цен. Интересно, что в 2006 г. только около половины респондентов включали ее в список пяти ключевых проблем, в 2007 г. – около 70%, а в 2009 г. – уже более 80%. Данная проблема приобретает все большую значимость в связи с увеличением темпов инфляции в последние годы.

     Все эти проблемы взаимосвязаны, поскольку  рост цен свидетельствует об ухудшении  «качества» национальной валюты и снижении покупательной способности, необходимости  тратить больше на оплату коммунальных услуг, что ведет к обеднению  наемных работников и делает для  них жилье еще более недоступным.

     Проблемы  национальной культуры и языка, а  также образования практически не волнуют наемных работников – хотя последнее играет важную роль в приобретении работниками тех или иных навыков, которые определяют их «ликвидность» на рынке труда.

     Таким образом, Республика Беларусь имеет  свои особенности в области распределения  доходов. С одной стороны РБ имеет  социальную направленность, что естественно предполагает большое количество льгот, низкий уровень социального расслоения и т.д. Однако методы, которые используются сегодня, не всегда приемлемы в существующих рыночных условиях. Как отмечалось выше – основная проблема для рынка труда РБ – наличие тарифной сетки, что с точки зрения социальной справедливости не так уж оптимально. 

ПРИЛОЖЕНИЕ А 

Таблица А.1 - Динамика денежных доходов населения за 2008г. и январь-февраль 2009г

      Объем денежных доходов  населения,

  млрд. руб.

  2008г.    
  Январь   5242,7
  Февраль   5514
  Январь-февраль   10756,7
  I квартал   16435,9
  II квартал   18704,2
  I полугодие   35140,1
  III квартал   20294
  Январь-сентябрь   55434,1
  IV квартал   20272,6
  Январь-декабрь   75706,7
  2009г.    
  Январь   6500,1
  Февраль   6720,3
  Январь-февраль   13220,4

Примечание - Источник: [http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/wages.php] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 

  Таблица Б.1 - Данные об изменении уровня среднедушевых денежных доходов населения

      Денежные  доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц   Отношение среднедушевых денежных доходов в % к
  минимальному  потребительскому

  бюджету

  бюджету

  прожиточного

  минимума

  2008 г.            
  Январь   541,2   169,7   263,9
  Февраль   569,3   177,3   275,7
  Январь-февраль   555,2   173,5   269,8
  I квартал   565,7   176,0   273,1
  II квартал   644,2   192,1   296,5
  I полугодие   605   184,3   285,1
  III квартал   699,1   200,9   309,8
  Январь-сентябрь   636,3   190   293,7
  IV квартал   698,5   196,3   304
  Январь-декабрь   651,7   191,6   296,3
  2009 г.            
  Январь   672,1   177,8   275,5
  Февраль   695,1   181,7   281,5
  Январь-февраль   683,6   179,7   278,5

Информация о работе Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь