Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:00, курсовая работа
Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения, поэтому представляется необходимым рассмотреть это явление более подробно. Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят от конкурентных условий
К
основным методам регулирования
накопления денежного капитала можно
отнести, во-первых, стимулирование вложений
в банки посредством
Было доказано, что изменение методов регулирования зависит не только от цикличности экономики, но и политических, социальных, экономических факторов. Изменение последних привело, как было показано в работе, к сокращению роли государства в регулировании накопления денежного капитала. При этом особо отмечается, что Германия на протяжении почти 40 лет осуществляла регулирование денежного капитала преимущественно путем прямого воздействия – выплат премий, которые стимулировали приток денежного капитала в строительные сберегательные кассы, на сберегательные вклады в строительные кассы и банки. Начиная с 90-х годов ХХ века, политика государства начинает изменяться в пользу косвенных методов, таких как налоговое стимулирование, страхование вкладов, принятие определенных законов, регламентирующих функционирование рынка ценных бумаг, проводя соответствующую социальную политику, направленную на сокращение государственных пособий, пенсий, что увеличивает необходимость самостоятельного накопления денежного капитала. Переход к преимущественно косвенному регулированию был обусловлен несколькими факторами:
– демографическими – старение населения приводило к большим затратам государства на выплату пособий, пенсий, что не укладывалось в доходы государства и вынуждало снижать социальные расходы, переходя на накопительную систему, сокращая государственные расходы на здравоохранение.
– экономическими – снижение темпов роста экономики конца ХХ начала ХХІ века привело к росту безработицы и вынудило государство пойти на непопулярную меру – снизить пособие по безработице и увеличить налоговую нагрузку. [15, с. 437]
– политическими – вхождение в ЕС повлекло за собой необходимость следовать курсу, предполагающему снижение роли государства в экономике, что также привело к снижению прямого вмешательства. Примером может считаться продажа государством с 2007 года государственных кредитных организаций – земельных банков и сберегательных касс.
Многолетнее
существование системы
Таким образом, однозначной оценки величины прироста сбережений населения в результате использования системы мер по стимулированию сбережений в экономической литературе, как правило, не дается. Эмпирические же исследования поведения сберегателей с низкими и средними доходами – а именно по сбережениям этой группы населения начисляются премии – показали, что при небольшой величине сбережений на первый план выдвигаются соображения ликвидности сбережений (то есть возможности быстрого изъятия), а не стремление получить более высокий процент. Вкладчики начинают реагировать на изменение доходности сбережений лишь после накопления определенной денежной суммы, выплаты процентов по которой становятся источником дохода сберегателя, а до этого момента в отношении сбережений будут превалировать соображения ликвидности. На основе этого положения делается вывод, что средства, вносимые на высокопроцентные премиальные счета с длительными сроками их резервирования, представляют собой сбережения прошлых лет. Таким образом, государственное стимулирование скорее вызывает перемещение сбережений населения из одних форм финансовых активов в другие, нежели их рост, то есть эффект мероприятий государства был довольно ограниченным.
В
то же время выявляется, что если
домохозяйства в течение
Деятельность государства в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.
Эффективность
данной политики проявляется не просто
в улучшении жизненного уровня граждан
(основной задачи экономики страны),
но стабильности в обществе, недопущении
социальной напряженности и т.д. Сводные
данные по доходам населения представлены
в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Доходы населения
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц | 515,7 | 46,51) | 96,2 | 143,5 | 192,4 | 250,8 | 329,3 | 416,9 | 503,9 | 648,2 | 753,6 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
66,4 | 114,1 | 128,1 | 104,1 | 103,9 | 109,8 | 118,4 | 117,8 | 113,2 | 111,8 | 102,7 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | 65,1 | 113,8 | 128,1 | 104,0 | 100,7 | 109,3 | 118,1 | 115,9 | 113,1 | 111,8 | 103,7 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. | 755,1 | 58,91) | 123,0 | 189,2 | 250,7 | 347,5 | 463,7 | 582,2 | 694,0 | 868,2 | 981,6 |
Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
95,0 | 112,0 | 129,6 | 107,9 | 103,2 | 117,4 | 120,9 | 117,3 | 110,0 | 109,0 | 100,1 |
Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб. |
387,2 | 36,41) | 65,0 | 89,6 | 113,9 | 172,6 | 211,0 | 277,6 | 328,2 | 389,4 | 429,5 |
Реальный размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году |
130,3 | 143,2 | 122,1 | 102,3 | 101,4 | 132,4 | 113,2 | 123,4 | 105,4 | 104,7 | 100,2 |
________________________
Примечание –
Источник: [http://belstat.gov.by/homep/
1) С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).
(в процентах к итогу)
Примечание –
Источник: [http://belstat.gov.by/homep/
Наиболее важным показателем являются реальные денежные доходы населения. Как видно из таблицы лишь в 2000 г. Беларусь достигла того уровня доходов, который был в 1990 г. еще в советское время. В последующие годы можно видеть рост реальных доходов населения, а соответственно, пенсий.
В
Беларуси наблюдается поступательный
рост реальных денежных доходов населения.
За последние пятнадцать лет они
выросли более чем в пять раз.
При этом рост денежных доходов неуклонно
сопровождался повышением их покупательной
способности. В середине 2010 года средняя
заработная плата в Беларуси превысила
планку 400 долларов США, благодаря чему
среди стран СНГ Беларусь находится
на третьем месте после
Основными источниками формирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендии. Их удельный вес в общей сумме денежных доходов населения в 2009 году составил 76,8% (в 2008 году – 75,9%).
Тем не менее, у белорусов есть шансы на повышение зарплат. Источником повышения денежных доходов населения может оказаться продажа на несколько миллиардов долларов объектов государственной собственности. Правда, эту задачу сложно осуществить.
Реальные
денежные доходы населения в 2010 году
вырастут несколько больше, чем планировало
правительство изначально, готовя проект
экономического развития на 2010 год.
Для сбалансированного обеспечения роста
ВВП на 11-13% в 2010 году прирост реальных
денежных доходов населения должен составить
14-15%, реальной зарплаты - 13-14%. Для балансировки
роста реальной зарплаты производительность
труда должна быть обеспечена на сопоставимом
уровне.
Озвученные 14-15% прироста реальных денежных
доходов выше фигурировавших в целевом
варианте прогноза социально-экономического
развития страны на 2010 год цифр в 11-12%.
В текущем
году с учетом инфляции на уровне 9-11% Минэкономики
прогнозирует увеличение реальных денежных
доходов на 16-17%. Однако, как показывает
официальная статистика, за январь-сентябрь
реальные денежные доходы населения выросли
всего на 2,8%.
"Во время первого
обсуждения прогноза социально-экономического
развития страны на 2010 год Минэкономики
предложило рост ВВП на уровне 1-2%. И премьер-министр
Сергей Сидорский, и глава Нацбанка Петр
Прокопович потребовали роста ВВП на 10-11%.
И президент не принял никаких 1-2%, а потребовал
быстрый рост в 2010 году. Вот откуда новые
показатели". [minecon.belarus.by/.../
Величина денежных доходов населения в январе-феврале 2009г. была равна 13,2 трлн. руб. и по отношению к январю-февралю 2008г. выросла на 22,9% при увеличении потребительских цен на товары и услуги за этот период на 15,4%, что повлияло на увеличение реальных денежных доходов населения на 6,5%, и реальных располагаемых денежных доходов – на 6,2%.
Объем денежных доходов населения за 2008г. и январь-февраль 2009г. представлен в приложении А.Во втором квартале 2008г. денежные доходы населения увеличились по отношению к первому кварталу на 13,8% или 2268,5 млрд.руб. За июль – сентябрь 2008г. они увеличились на сумму 1589,8 млрд.руб. или 8,4% по сравнению со II кварталом 2008г. В четвертом квартале 2008г. по отношению к третьему кварталу этого же года денежные доходы населения уменьшились на сумму 21,4 млрд.руб. (в процентном отношении составили 99,7%).
В январе 2009г. денежные доходы населения составили 6500,1 млрд.руб. увеличились по отношению к соответствующему периоду 2008г. на 24% или 1257,4 млрд.руб., в феврале 2009г. - 6720,3 млрд.руб., что на 21,8%, или 1206,3 млрд.руб. больше, чем в феврале 2008г. [Приложение А]
В расчете на душу населения денежные доходы в январе-феврале 2009г. составили 683,6 тыс. руб. в месяц и вырос по отношению к январю-февралю 2008г. в реальном выражении на 6,7%. Во втором квартале 2008г. денежные доходы в расчете на душу населения по отношению к первому кварталу 2008г. увеличился на 13,8% (78,5 тыс.руб.), за июль-сентябрь 2008г. денежные доходы в расчете на душу населения по отношению к третьему кварталу 2008г. увеличились на 8,5% (54,9 тыс.руб.). В четвертом квартале 2008г. денежные доходы в расчете на душу населения по отношению к третьему кварталу этого же года составил 99,9% (- 0,6 тыс.руб.). [Приложение Б]
Источниками формирования денежных доходов населения являются трансферты населению и оплата труда удельный вес, которых в общей сумме денежных доходов населения в январе-феврале 2009г. составил 74,8%.
Сбережения и денежные расходы населения в январе-феврале 2009г. составили 13,6 трлн. руб., из них на покупку товаров и оплату услуг население потрачено 9,9 трлн. руб., (73,1%), на сбережения – 1,8 трлн. руб. (13,2%), на оплату налогов, добровольных взносов и других платежей – 2,9 трлн. руб. (21%). Согласно данным, оплата труда в структуре денежные доходы населения в 2009г. составило 54,1% (7149,4 млрд.руб.), в аналогичном периоде прошлого года - 55,1% (5921,8 млрд.руб.), в денежном выражении к 2009г. увеличились на сумму 1227,6 млрд.руб.. Трансферты населения в структуре денежные доходы в 2009г. составило 20,7% (2731,3 млрд.руб.), в 2008г. - 22,2% (2387,2 млрд.руб.), в денежном выражении к 2009г. увеличился на сумму 344,1 млрд.руб. [Приложение В]
Информация о работе Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь