Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения, поэтому представляется необходимым рассмотреть это явление более подробно. Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят от конкурентных условий

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 226.79 Кб (Скачать)

     К основным методам регулирования  накопления денежного капитала можно  отнести, во-первых, стимулирование вложений в банки посредством предоставления определенных льгот, в том числе  и налоговых, выплат премий, гарантирования вкладов, прежде всего создания системы страхования вкладов, что помогает расширить доверие вкладчиков к банкам и увеличивает тем самым приток сбережений в банки. Во-вторых, развитие рынка ценных бумаг, благодаря расширению и защите прав инвесторов, доступностью корпоративных ценных бумаг для широкого круга населения, в частности, снижение номинала акций. В-третьих, развитие системы пенсионного страхования – переход от преимущественно распределительной системы к накопительной, и страхования, в результате снижения доли социального страхования, в частности, уменьшение социальных пособий по безработице, больничных листов, что приводит, несомненно, к увеличению договоров страхования жизни, а, следовательно, к притоку долгосрочных сбережений в страховые компании. Проведение названной системы мероприятий позволяет государству не только увеличить объем денежного капитала, но и скорректировать направление его размещения в те формы, которые на данный момент более выгодны для экономики, позволяет трансформировать денежный капитал в инвестиции для дальнейшего развития ВНП, увеличения доходов и благосостояния населения страны.

     Было  доказано, что изменение методов  регулирования зависит не только от цикличности экономики, но и политических, социальных, экономических факторов. Изменение последних привело, как было показано в работе, к сокращению роли государства в регулировании накопления денежного капитала. При этом особо отмечается, что Германия на протяжении почти 40 лет осуществляла регулирование денежного капитала преимущественно путем прямого воздействия – выплат премий, которые стимулировали приток денежного капитала в строительные сберегательные кассы, на сберегательные вклады в строительные кассы и банки. Начиная с 90-х годов ХХ века, политика государства начинает изменяться в пользу косвенных методов, таких как налоговое стимулирование, страхование вкладов, принятие определенных законов, регламентирующих функционирование рынка ценных бумаг, проводя соответствующую социальную политику, направленную на сокращение государственных пособий, пенсий, что увеличивает необходимость самостоятельного накопления денежного капитала. Переход к преимущественно косвенному регулированию был обусловлен несколькими факторами:

     –  демографическими – старение населения приводило к большим затратам государства на выплату пособий, пенсий, что не укладывалось в доходы государства и вынуждало снижать социальные расходы, переходя на накопительную систему, сокращая государственные расходы на здравоохранение.

     – экономическими – снижение темпов роста экономики конца ХХ начала ХХІ века привело к росту безработицы и вынудило государство пойти на непопулярную меру – снизить пособие по безработице и увеличить налоговую нагрузку. [15, с. 437]

     –  политическими – вхождение в ЕС повлекло за собой необходимость следовать курсу, предполагающему снижение роли государства в экономике, что также привело к снижению прямого вмешательства. Примером может считаться продажа государством с 2007 года государственных кредитных организаций – земельных банков и сберегательных касс.

     Многолетнее существование системы поощрения  личных сбережений в ФРГ неоднократно выдвигало задачу оценки эффективности  методов стимулирования.  Политика стимулирования сбережений в первые послевоенные годы привела, как показано в работе, к серьезному увеличению инвестиций, высоким темпам роста ВНП, причем соотношение собственных и иностранных инвестиций было в пользу первых. Подтверждением экономической эффективности политики регулирования сбережений может служить и дальнейшая деятельность государства в рамках проведения политики доходов. Однако в последние годы эффективность методов стимулирования денежного капитала не достаточно высока, так как в большей степени ориентируется на мелкие сбережения, поэтому государственное стимулирование скорее вызывает перемещение сбережений населения из одних форм финансовых активов в другие, нежели их рост. Кроме того, проводимая последние годы политика приводит к тому, что государство, не принимая законов об изменениях в сберегательной деятельности, но, стимулируя вывоз избыточных сбережений, позволяет регулировать экономику. Однако такое регулирование в большей степени носит косвенный характер.

     Таким образом, однозначной оценки величины прироста сбережений населения в  результате использования системы  мер по стимулированию сбережений в экономической литературе, как правило, не дается. Эмпирические же исследования поведения сберегателей с низкими и средними доходами – а именно по сбережениям этой группы населения начисляются премии – показали, что при небольшой величине сбережений на первый план выдвигаются соображения ликвидности сбережений (то есть возможности быстрого изъятия), а не стремление получить более высокий процент. Вкладчики начинают реагировать на изменение доходности сбережений лишь после накопления определенной денежной суммы, выплаты процентов по которой становятся источником дохода сберегателя, а до этого момента в отношении сбережений будут превалировать соображения ликвидности. На основе этого положения делается вывод, что средства, вносимые на высокопроцентные премиальные счета с длительными сроками их резервирования, представляют собой сбережения прошлых лет. Таким образом, государственное стимулирование скорее вызывает перемещение сбережений населения из одних форм финансовых активов в другие, нежели их рост, то есть эффект мероприятий государства был довольно ограниченным.

     В то же время выявляется, что если домохозяйства в течение рабочего периода жизни действуют исключительно  в соответствии с их предпочтениями, то они сберегут меньше, чем необходимо для поддержания прежнего уровня жизни после выхода на пенсию. Недостаток сбережений связан с менталитетом (а именно – с недостатком самоконтроля), что не позволяет людям достигать оптимального уровня сбережений. В свою очередь, если сбережения не поощряются, выплаты пособий по социальному обеспечению позволяют домохозяйствам в большей степени полагаться на таковые, а не обеспечивать себя самостоятельно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ИХ ДИНАМИКА

 

     Деятельность  государства в социальной сфере  направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.

     Эффективность данной политики проявляется не просто в улучшении жизненного уровня граждан (основной задачи экономики страны), но стабильности в обществе, недопущении социальной напряженности и т.д. Сводные данные по доходам населения представлены в таблице 3.1. 

Таблица 3.1 - Доходы населения

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц 515,7 46,51) 96,2 143,5 192,4 250,8 329,3 416,9 503,9 648,2 753,6
Реальные денежные доходы населения, 
в
процентах к предыдущему году
66,4 114,1 128,1 104,1 103,9 109,8 118,4 117,8 113,2 111,8 102,7
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 65,1 113,8 128,1 104,0 100,7 109,3 118,1 115,9 113,1 111,8 103,7
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. 755,1 58,91) 123,0 189,2 250,7 347,5 463,7 582,2 694,0 868,2 981,6
Реальная заработная плата, 
в
процентах к предыдущему году
95,0 112,0 129,6 107,9 103,2 117,4 120,9 117,3 110,0 109,0 100,1
Средний размер назначенной пенсии 
(на конец года), тыс. руб.
387,2 36,41) 65,0 89,6 113,9 172,6 211,0 277,6 328,2 389,4 429,5
Реальный размер назначенной пенсии, 
в
процентах к предыдущему году
130,3 143,2 122,1 102,3 101,4 132,4 113,2 123,4 105,4 104,7 100,2

________________________

Примечание –  Источник: [http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/uroven.php]

1) С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).   

Диаграмма 3.1 - Структура денежных доходов населения

(в процентах  к итогу)

Примечание –  Источник: [http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/uroven.php] 

     Наиболее  важным показателем являются реальные денежные доходы населения. Как видно  из таблицы лишь в 2000 г. Беларусь достигла того уровня доходов, который был в 1990 г. еще в советское время. В последующие годы можно видеть рост реальных доходов населения, а соответственно, пенсий.

     В Беларуси наблюдается поступательный рост реальных денежных доходов населения. За последние пятнадцать лет они  выросли более чем в пять раз. При этом рост денежных доходов неуклонно  сопровождался повышением их покупательной  способности. В середине 2010 года средняя  заработная плата в Беларуси превысила  планку 400 долларов США, благодаря чему среди стран СНГ Беларусь находится  на третьем месте после нефтедобывающих  России и Казахстана. С 1995 года в  Беларуси наблюдается устойчивый рост пенсий: реальный размер назначенных  пенсий за последние пятнадцать лет  увеличился в пять раз и более  чем на 30 процентов по сравнению  с размером пенсий, выплачиваемых  пять лет назад.

     Основными источниками формирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендии. Их удельный вес в общей сумме денежных доходов населения в 2009 году составил 76,8% (в 2008 году – 75,9%).

          Тем не менее, у белорусов есть шансы на повышение зарплат. Источником повышения денежных доходов населения может оказаться продажа на несколько миллиардов долларов объектов государственной собственности. Правда, эту задачу сложно осуществить.

      Реальные  денежные доходы населения в 2010 году вырастут несколько больше, чем планировало  правительство изначально, готовя проект экономического развития на 2010 год.  
Для сбалансированного обеспечения роста ВВП на 11-13% в 2010 году прирост реальных денежных доходов населения должен составить 14-15%, реальной зарплаты - 13-14%. Для балансировки роста реальной зарплаты производительность труда должна быть обеспечена на сопоставимом уровне.  
Озвученные 14-15% прироста реальных денежных доходов выше фигурировавших в целевом варианте прогноза социально-экономического развития страны на 2010 год цифр в 11-12%.  
          В текущем году с учетом инфляции на уровне 9-11% Минэкономики прогнозирует увеличение реальных денежных доходов на 16-17%. Однако, как показывает официальная статистика, за январь-сентябрь реальные денежные доходы населения выросли всего на 2,8%.  
        "Во время первого обсуждения прогноза социально-экономического развития страны на 2010 год Минэкономики предложило рост ВВП на уровне 1-2%. И премьер-министр Сергей Сидорский, и глава Нацбанка Петр Прокопович потребовали роста ВВП на 10-11%. И президент не принял никаких 1-2%, а потребовал быстрый рост в 2010 году. Вот откуда новые показатели". [minecon.belarus.by/.../results_143.html]

      Величина  денежных доходов населения в  январе-феврале 2009г. была равна 13,2 трлн. руб. и по отношению к январю-февралю 2008г. выросла на 22,9% при увеличении потребительских цен на товары и  услуги за этот период на 15,4%, что повлияло на увеличение реальных денежных доходов  населения на 6,5%, и реальных располагаемых  денежных доходов – на 6,2%.

      Объем денежных доходов населения за 2008г. и январь-февраль 2009г. представлен в приложении А.Во втором квартале 2008г. денежные доходы населения увеличились по отношению к первому кварталу на 13,8% или 2268,5 млрд.руб. За июль – сентябрь 2008г. они увеличились на сумму 1589,8 млрд.руб. или 8,4% по сравнению со II кварталом 2008г. В четвертом квартале 2008г. по отношению к третьему кварталу этого же года денежные доходы населения уменьшились на сумму 21,4 млрд.руб. (в процентном отношении составили 99,7%).

      В январе 2009г. денежные доходы населения  составили 6500,1 млрд.руб. увеличились  по отношению к соответствующему периоду 2008г. на 24% или 1257,4 млрд.руб., в  феврале 2009г. - 6720,3 млрд.руб., что на  21,8%, или 1206,3 млрд.руб. больше, чем в феврале 2008г. [Приложение А]

      В расчете на душу населения денежные доходы в январе-феврале 2009г. составили 683,6 тыс. руб. в месяц и вырос  по отношению к январю-февралю 2008г. в реальном выражении на 6,7%. Во втором квартале 2008г. денежные доходы в расчете  на душу населения по отношению к  первому кварталу 2008г. увеличился на 13,8% (78,5 тыс.руб.), за июль-сентябрь 2008г. денежные доходы в расчете на душу населения по отношению к третьему кварталу 2008г. увеличились на 8,5% (54,9 тыс.руб.). В четвертом квартале 2008г. денежные доходы в расчете на душу населения по отношению к третьему кварталу этого же года составил 99,9% (- 0,6 тыс.руб.). [Приложение Б]

      Источниками формирования денежных доходов населения  являются трансферты населению и  оплата труда удельный вес, которых  в общей сумме денежных доходов  населения в январе-феврале 2009г. составил 74,8%.

      Сбережения  и денежные расходы населения  в январе-феврале 2009г. составили 13,6 трлн. руб., из них на покупку товаров  и оплату услуг население потрачено 9,9 трлн. руб., (73,1%), на сбережения – 1,8 трлн. руб. (13,2%), на оплату налогов, добровольных взносов и других платежей – 2,9 трлн. руб. (21%). Согласно данным, оплата труда в структуре денежные доходы населения в 2009г. составило 54,1% (7149,4 млрд.руб.), в аналогичном периоде прошлого года - 55,1% (5921,8 млрд.руб.), в денежном выражении к 2009г. увеличились на сумму 1227,6 млрд.руб.. Трансферты населения в структуре денежные доходы в 2009г. составило 20,7% (2731,3 млрд.руб.), в 2008г. - 22,2% (2387,2 млрд.руб.), в денежном выражении к 2009г. увеличился на сумму 344,1 млрд.руб. [Приложение В]

Информация о работе Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь