Дискреционная и автоматическая фискальная полититка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является и изучение и сравнительный анализ дискреционной и автоматической фискальной политики .
В процессе достижения данной цели решаются следующие задачи:
Раскрывается сущность, цели и определяются инструменты фискальной политики;
Рассматриваются особенности дискреционной фискальной политики;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
Понятие, виды и инструменты фискальной политики…..………...........
Инструменты фискальной политики в современном
макроэкономическом регулировании………………………….…...........
3. Фискальная политика в Республике Беларусь и её типы на
разных этапах..……......................................................................................
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………............
Приложение

Файлы: 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ.docx

— 323.43 Кб (Скачать)

Назрела также необходимость  выработать соответствующие нормативные документы, содержащие механизм выявления и доказательства перераспределения прибыли между ассоциированными предприятиями посредством маневрирования ценами (трансферт цен) по взаимным поставкам с целью уклонения от уплаты налогов путем показа более высокой прибыли там, где ставка налога ниже, и занижения размера прибыли с более высокой ставкой налога.

Вместо увеличения количества камеральных, выездных, рейдовых, встречных, плановых и внеплановых, комплексных  и иных проверок назрела острая необходимость:

    • иметь в республике систему компьютеризованного налогового учета и контроля за плательщиками;
    • с помощью компьютеризации создать условия, при которых плательщику было бы невыгодно утаивать доходы;
    • обеспечить взаимодействие информационных баз данных налоговых органов с аналогичными базами субъектов хозяйствования и государственных структур.

Действующая в республике налоговая система не требует коренной ломки, но вместе с тем эволюционные ее изменения, конечно же, необходимы. Ориентиром в этом должна быть подтвержденная многолетним опытом мировая практика налогообложения, которая решает задачу пополнения бюджета, способствует развитию экономики и одновременно остается нейтральной по отношению к темпам роста производства, инвестиций и экспорта.

Самой важной задачей в  области фискальной политики государства, по мнению автора, должно быть доведение до сознания всех получателей доходов значения налогов для общества, чтобы они добровольно и точно исполняли свои налоговые обязанности, расценивали неуплату налогов как кражу из общественного кошелька. Неплательщик, независимо от занимаемого поста, не должен рассчитывать на общественную поддержку.

Таким образом, на протяжении последнего десятилетия одной из основополагающих проблем перехода к рыночной экономике является выработка эффективной налогово-бюджетной политики государства, направленной не только на пополнение республиканского бюджета, но и на эффективное регулирование развития национальной экономики в условиях рыночной среды.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение работы сделаем выводы:

В любом обществе государство в той или иной степени воздействует на экономическую  жизнь общества. основой налогово-бюджетной политики выступает фискальная функция налогов, которая обеспечивает формирование доходов государства, создаёт материальную основу государственной политики. Мобилизируя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.

Финансовое воздействие  на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает  прежде всего для регулирования  развития районов с высокой концентрацией  производства и населения. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственной  активности ведет к обострению проблем  окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. В основе сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления лежит дополнительное налогообложение или лицензирование предпринимательской деятельности. Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком "горячую" конъюнктуру.

Основой налогово-бюджетной  политики выступает фискальная функция  налогов, которая обеспечивает формирование доходов государства, создаёт материальную основу государственной политики. Мобилизируя  через налоги часть национального  дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками  процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.

Фискальная политика, в  зависимости от механизмов её реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика подразумевает сознательное манипулирование  налогами и правительственными расходами  конгрессом с целью изменения  реального объёма национального  производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения  экономического роста.

В отличие от дискреционной, автоматическая фискальная политика не предполагает целенаправленного манипулирования  налогами и правительственными расходами  со стороны правительства с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Автоматическая фискальная политика предполагает, что в некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Основными инструментами  регулирования налогово-бюджетной  политики являются налоги и государственные  расходы. Налог – это главный  инструмент налогово-бюджетной политики государства. Опыт развитых рыночных государств показывает, что наиболее высокий  уровень налоговой нагрузки, как  правило, характерен для государств с социально ориентированной моделью рыночной экономики. В результате от реализации базовых функций (содержания армии для защиты от внешних врагов, охраны личной безопасности, имущества граждан и т.п.) государство переходит к расширению своих функций — социальному обеспечению.

Однако существуют государства, где рост государственных  расходов и налоговая нагрузка на экономику не сильно взаимосвязаны. Для улучшения условий развития экономики данные государства могут снижать уровень налоговой нагрузки, обеспечивая необходимый объем средств для решения социальных и, собственно, государственных задач. Примером такого государства являются Соединенные Штаты Америки.

В настоящее время  налогово-бюджетная политика Республики Беларусь находится на этапе своего совершенствования. Не смотря на то, что  она налоговая система страны существует уже более 15 лет, она выполняет  исключительно фискальные функции  и не является эффективным инструментом макроэкономического регулирования. Это не позволяет отнести налогово-бюджетную  политику Беларуси к какому-либо типу.

Основными проблемными  моментами в области налогово-бюджетной  политики, ограничивающих её регулирующее воздействие на экономику, является большое количество налогов, сложность  и громоздкость их исчисления; преобладание косвенных налоговых изъятий  над прямыми; неравномерное распределение  налогового бремени между отраслями  экономики; высокий уровень штрафных санкций в объёме налоговых поступлений; неоправданная с экономической  точки зрения структура государственных  расходов и т.п.

С 1992 года проводились  многочисленные корректировки налогово-бюджетной  политики,  законодательства, которые  несколько уменьшали уровень  налоговых изъятий, но принципиально  не улучшали саму налоговую систему. Реализация фискальной политики в Республике Беларусь должна быть направлена на совершенствование налоговой системы, расширение рыночных отношений, на основании максимального учёта общепризнанных принципов налогообложения. Это должно стать отправным пунктом для проведения эффективной фискальной политики и вывода нашей страны из экономического кризиса.

Задача оптимизации налоговой  системы не может иметь однозначного и окончательного решения. Совершенствование налогов в разных государствах не было разовым мероприятием, а являлось и является непрерывным процессом, обусловленным изменениями экономических ситуаций. Стабильными и неизменными остаются лишь сложившиеся налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговые системы являются воплощением фискальной политики государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

Трансформация налоговой  системы в Республике Беларусь будет  осуществляться на стадии расширения рыночных отношений, что и должно стать отправным пунктом для  проведения фискальной политики. Преимущества состоят в том, что в Беларуси еще не сформировались устойчивые традиции налогообложения, поэтому налоговые изменения здесь воспримутся не так болезненно, как в странах с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем, совершенствование необходимо проводить осторожно, обоснованно и, главное, не во вред налогоплательщику.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Василевская, Т.И. Налоги Беларуси: теория, методика и практика/ Т.И. Василевская, В.А. Стасенко. – Мн.: Белпринт, 2008. – 220 с.
  2. Винокурова, Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в Республике Беларусь/ Т.П. Винокурова // Бухгалтерский учёт и анализ. – 2010. - № 10. – С. 31 – 32
  3. Жук, А. Условно-положительные изменения / А. Жук// Белорусский рынок. – 2011. - № 2. – С. 19
  4. Киреева, Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в мировое экономическое сообщество/ Е. Киреева // Финансы. Учёт. Аудит – 2011. - № 5. – С. 32 – 34
  5. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Т.1. – М., 1996. – 431 с.
  6. Мельников, А.В. Налоговая система Беларуси / А.В. Мельников// Консультант. – 2008. - № 20. – с. 24 – 30
  7. Михальцов, М.А. Беларусь остаётся страной с самой большой налоговой нагрузкой в Европе //Деловая пресса. – 2011. - № 39. – С. 3
  8. Нечаева Т.Г. Совершенствование механизма налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь / Т.Г. Нечаева// Бухучёт и анализ. - №6. – 2008. – с. 16-17
  9. Попов, Е.М. Налоговый потенциал Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития /Е.М. Попов, И.И. Кикоть// Бухгалтерский учёт и анализ. – 2007. - № 5. – С. 22 – 25
  10. Попов Е.М. Налоги и налогообложение в Республике Беларусь// Директор. – 2011. - № 2. – С. 14 – 16
  11. Попов, Е.М. Налоговая система: итоги реформ / Е.М. Попов // Бухучёт и анализ. - №7. – 2010. – с. 11-15
  12. Радюк, А. Налоги: какими они будут?/ А. Радюк // Экономическая газета. – 2011. - № 74. – С. 6
  13. Сыроквашко, И. Станет ли налогов меньше? / И. Сыроквашко// Консультант. – 2009. - № 10. – С. 92 – 96
  14. Сыч, С.Н. Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования / С.Н. Сыч// Проблемы экономико-социальных преобразований на рубеже тысячелетий: Тезисы докладов Республиканской научной конференции. – Гомель. – 2006. – 241 с.
  15. Татаринович, В. Налоговое законодательство год: есть новшества/ В. Татаринович// Новая экономическая газета. - № 90. – 2010. – с. 5
  16. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. -  М.: Дело, 1997. – 654 с.
  17. Фокина, Т. Налоговый климат развитых стран: есть чему поучиться / Т. Фокина// Финансы. Учёт. Аудит. – 2008. - № 11. – С. 12 – 18
  18. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение в зарубежных странах/ Т.Ф. Юткина// Экономика Беларуси. – 2007. - № 4. – С. 11 – 18
  19. Юсупов, К.М. Экономические аспекты реформы налогообложения США / К.М. Юсупов// Мировая экономики и международные отношения. – 2010. - № 11. – С. 60 - 76
  20. Якушев, М.К. Бюджет-2010: заказной оптимизм вне реального контекста/ М.К. Якушев// Завтра твоей страны. – 2010. - № 2. – С. 4
  21. Ярдман К. Преобразование налоговой системы США: итоги и перспективы/ К. Ярдман// Мировая экономики и международные отношения. – 2010. - № 8. – С. 29 – 36
  22. http://www.nalog.by [Электронный ресурс] – официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – дата доступа 6.09.2011
  23. http://www.minfin.gov.by/rmenu/nalogi2011 [Электронный ресурс[ – официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. – дата доступа 6.09.2011
  24. http://www.globfin.ru/stat/statqu.htm [Электронный ресурс] – Международная финансовая статистика. – дата доступа 6.09.2011

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДОХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА, МЛРД. BR

 

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Доходы бюджета, контролируемые налоговыми органами, всего                                                             из них

23 800,1

26 460,1

34 627,7

32 697,2

34 799,4

Налоговые доходы                                                                                                                                                                                                          в том числе:

22 010,0

24 467,2

31 206,8

28 660,4

31 859,4

Налоги на доходы и прибыль

6 143,6

7 464,7

11 176,3

9 630,7

11 822,5

Подоходный налог

2 480,4

3 080,9

4 182,9

4 305,3

5 380,9

Налог на прибыль

3 140,8

3 837,1

5 993,3

4 607,7

5 580,4

Налог на доходы

185,3

150,5

413,7

248,8

297,0

Целевые сборы (сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района), транспортный сбор), в 2010 г. - сбор на развитие территорий

337,1

396,1

586,4

468,9

564,3

Налоги на фонд заработной платы (обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости, чрезвычайный налог)

675,4

отменены

Налоги на собственность

1 268,4

1 519,2

2 004,8

1 626,7

1 850,1

Земельный налог

374,3

432,8

653,8

617,9

675,3

Налог на недвижимость (с  учетом налога за незавершенное строительство)

894,0

1 086,4

1 351,0

1 008,8

1 174,8

Налоги на товары и услуги

11 982,2

13 360,1

15 563,0

15 296,8

15 890,6

Налог на добавленную стоимость

4 704,7

5 379,1

6 674,4

7 702,0

9 446,9

Налог с продаж

363,8

531,7

675,5

567,2

отменен

Платежи, исчисляемые из выручки  от реализации

2 943,5

2 980,8

2 636,3

1 411,5

отменен

Налог при упрощенной системе  налогообложения

41,9

97,7

351,8

488,7

723,0

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

242,2

269,0

225,3

300,5

316,1

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

98,1

129,3

195,2

219,2

257,4

Акцизы

2 795,1

3 010,8

3 855,3

3 592,9

4 286,4

Налог на приобретение автомобильных  транспортных средств

32,9

56,3

92,0

61,5

отменен

Налог на игорный бизнес

21,8

28,5

43,9

61,9

70,0

Налог на услуги

140,6

192,7

273,4

196,1

200,7

Сборы с заготовителей 

2,4

2,5

3,2

3,4

3,2

Сборы с пользователей, с  2010 г. - налог за владение собаками

41,9

71,4

2,9

3,1

2,1

Отчисления от доходов  от оказания услуг электросвязи

-

30,8

52,5

62,9

71,9

Единый торговый сбор

-

0,01

0,1

Сбор (плата) за проезд автомобильных  транспортных средств

3,7

0,1

0,0

0,0

0,0

Регистрационные сборы

25,2

21,5

2,4

1,6

2,1

Экологический налог (платежи  за использование природных ресурсов, за переработку нефти и нефтепродуктов)

524,5

557,7

478,8

624,2

510,8

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные сборы, пошлины, оффшорный сбор, прочие поступления от внешнеэкономической деятельности)

1,3

1,6

2,8

4,1

9,7

Другие налоги, сборы и иные обязательные платежи

1 939,0

2 121,6

2 459,9

2 102,0

2 286,5

Отчисления в инновационные  фонды

1 603,0

1 710,4

1 986,8

1 736,4

1 706,5

Отчисления в фонд развития строительной науки

36,9

42,2

-

Государственная пошлина

156,9

223,9

266,1

259,7

291,1

Поступления по отмененным налогам  прошлых лет

5,9

73,8

125,8

13,0

173,6

Иные налоги, сборы и  обязательные платежи

136,3

71,3

81,2

93,0

115,3

Неналоговые доходы,  в том числе:

1 790,1

1 992,9

3 420,9

4 036,9

2 939,9

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности

1 246,9

1 304,8

2 240,1

2 633,8

1 268,6

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доходы деятельности

284,5

371,5

757,2

937,4

1 037,3

Штрафы, удержания

210,4

209,7

278,8

280,9

281,7

Прочие неналоговые доходы

48,4

106,9

144,9

184,6

352,4

Информация о работе Дискреционная и автоматическая фискальная полититка