Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является и изучение и сравнительный анализ дискреционной и автоматической фискальной политики .
В процессе достижения данной цели решаются следующие задачи:
Раскрывается сущность, цели и определяются инструменты фискальной политики;
Рассматриваются особенности дискреционной фискальной политики;
Введение…………………………………………………………………………..
Понятие, виды и инструменты фискальной политики…..………...........
Инструменты фискальной политики в современном
макроэкономическом регулировании………………………….…...........
3. Фискальная политика в Республике Беларусь и её типы на
разных этапах..……......................................................................................
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………............
Приложение
13
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
3. Фискальная политика
в Республике Беларусь и её
типы на Заключение…………………………………………………… Список использованных источников……………………………………...... Приложение
|
3 5
17
31 41 44
|
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги и государственные расходы. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, фискальная политика является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налогообложение в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги и государственные расходы являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько продуманно реализуется фискальная политика, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно фискальная политика на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система Республики Беларусь создается практически заново, сегодня не так много монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно белорусской модели налогово-бюджетной политики, отвечающей современным условиям.
Целью данной курсовой работы является и изучение и сравнительный анализ дискреционной и автоматической фискальной политики .
В процессе достижения данной цели решаются следующие задачи:
Раскрывается сущность, цели и определяются инструменты фискальной политики;
Рассматриваются особенности дискреционной фискальной политики;
Изучаются механизмы автоматической фискальной политики;
Прослеживаются особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь на различных этапах трансформации;
Приводится анализ проблем и результатов фискальной политики Беларуси.
Изучаемая тема является одной
из самых дискуссионных в научной
литературе и периодической печати.
Практически у каждого
Влияние инструментов фискальной
политики на экономику на примере
экономически развитых стран исследуется
с использованием следующих источников:
Фокина Т. «Налоговый климат развитых
стран: есть чему поучиться», Юткина Т.Ф.
«Налоги и налогообложение в
зарубежных странах», Савченко В.Я. «О
методиках определения
Особенности и основные направления
совершенствования налогово-
Тем не менее, данная работа имеет важное практическое значение для формирования экономического мышления и углубления экономических знаний.
Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников (24 пункта).
Общий объём курсовой работы составляет 45 страницы. Работа сопровождается 1 приложением.
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Фискальная (или
налогово-бюджетная) политика является
сильным и эффективным
Под фискальной
политикой понимают совокупность мер,
предпринимаемых
Осуществляя с помощью налогово-бюджетной политики воздействие на экономику, государство, как правило, преследует следующие основные цели:
• достижение постоянного устойчивого экономического роста;
• обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
• обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
• обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
• создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
• равновесие во внешнеэкономической деятельности.
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике государства.
Налогово-бюджетная политика значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству: налогообложения, кредитования, инвестирования, государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности. [16, с. 162]
Фискальная политика
оказывает стабилизирующее
Фундаментальная
цель фискальной политики состоит в
том, чтобы ликвидировать
Стабилизационное
воздействие налогов и
Мультипликатор государственных расходов (МРr) рассчитывается по формуле:
(1.1)
где МРС – предельная склонность к потреблению.
Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.
При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.
Мультипликатор чистых налогов – это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:
МР налогов = МРr – 1 (1.2)
Если в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится:
МР налогов = МРС (1 – МРС) (1.3)
Налоги по сравнению
с государственными расходами в
меньшей степени воздействуют на
изменение национального
Выделяют дискреционную и недискреционную налогово-бюджетную политику.
Под дискреционной
налогово-бюджетной политикой
Налоги выступают одним из главных инструментов дискреционной фискальной политики. Рассмотрим их роль на примере.
Для простоты предположим,
что правительство вводит единовременно
выплачиваемый аккордный (паушальный)
налог, который представляет собой
налог постоянной величины, или, более
точно, налог, который даст одну и
ту же сумму налоговых поступлений
при любой величине чистого национального
продукта (ЧНП). Предположим, что величина
этого налога составляет 20 млрд. дол.
Налоговых поступлений при
Для наглядности рассмотрим таблицу 1.1 и проанализируем её. Вводятся налоги (колонка2), и по данным колонки 3 видно, что величина располагаемого после уплаты налогов дохода отличается от ЧНП на величину налогов. Доход после уплаты налогов (DI) сократился на величину налогов (20 млрд. дол.) для каждого уровня ЧНП. И поскольку DI состоит из потребительских расходов и сбережений, можно ожидать, что снижение располагаемого дохода вызовет снижение потребления и сбережения.
Мультипликаторы личного потребления (МРС) и личного сбережения (МРS) показывают каким будет это снижение. МРС показывает, какая часть падения дохода после уплаты налогов (DI) произойдёт за счёт потребления, а МРS показывает какая часть падения DI будет происходить на падение сбережений.
Таблица 1.1 – Влияние налогов на макроэкономические пропорции
Реальный национальный продукт и доход ЧНП = NI = PI |
Налоги, Т |
Доход после уплаты налогов, DI |
Потребление, Ca |
Сбережение, Sa |
Инвестиции, In |
Чистый экспорт, Xn |
Государственные закупки, G |
Совокупные расходы Ca+In+Xn+G | ||
Экспорт, Х |
Импорт, М | |||||||||
1 |
2 |
3=2–1 |
4 |
5=3–4 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
1 |
370 |
20 |
350 |
360 |
- 10 |
20 |
10 |
10 |
20 |
400 |
2 |
390 |
20 |
370 |
375 |
- 5 |
20 |
10 |
10 |
20 |
415 |
3 |
410 |
20 |
390 |
390 |
0 |
20 |
10 |
10 |
20 |
430 |
4 |
430 |
20 |
410 |
405 |
5 |
20 |
10 |
10 |
20 |
445 |
5 |
450 |
20 |
430 |
420 |
10 |
20 |
10 |
10 |
20 |
460 |
6 |
470 |
20 |
450 |
435 |
15 |
20 |
10 |
10 |
20 |
475 |
7 |
490 |
20 |
470 |
450 |
20 |
20 |
10 |
10 |
20 |
490 |
8 |
510 |
20 |
490 |
465 |
25 |
20 |
10 |
10 |
20 |
505 |
9 |
530 |
20 |
510 |
480 |
30 |
20 |
10 |
10 |
20 |
520 |
10 |
550 |
20 |
530 |
495 |
35 |
20 |
10 |
10 |
20 |
535 |
Информация о работе Дискреционная и автоматическая фискальная полититка