Дискреционная и автоматическая фискальная полититка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является и изучение и сравнительный анализ дискреционной и автоматической фискальной политики .
В процессе достижения данной цели решаются следующие задачи:
Раскрывается сущность, цели и определяются инструменты фискальной политики;
Рассматриваются особенности дискреционной фискальной политики;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
Понятие, виды и инструменты фискальной политики…..………...........
Инструменты фискальной политики в современном
макроэкономическом регулировании………………………….…...........
3. Фискальная политика в Республике Беларусь и её типы на
разных этапах..……......................................................................................
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………............
Приложение

Файлы: 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ.docx

— 323.43 Кб (Скачать)

13



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..

  1. Понятие, виды и инструменты фискальной политики…..………...........
  2. Инструменты фискальной политики в современном  
    макроэкономическом регулировании………………………….…...........

3. Фискальная политика  в Республике Беларусь и её  типы на  
          разных этапах..……......................................................................................

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованных источников……………………………………............

Приложение

 

3

5

 

17

 

31

41

44

   


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги и государственные  расходы. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, фискальная политика является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налогообложение в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги и государственные расходы являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько продуманно реализуется фискальная политика, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно фискальная политика на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система Республики Беларусь создается практически заново, сегодня не так много монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно белорусской модели налогово-бюджетной политики, отвечающей современным условиям.

Целью данной курсовой работы является и изучение и сравнительный  анализ дискреционной и автоматической фискальной политики .

В процессе достижения данной цели решаются следующие задачи:

Раскрывается сущность, цели и определяются инструменты фискальной политики;

Рассматриваются особенности  дискреционной фискальной политики;

Изучаются механизмы автоматической фискальной политики;

Прослеживаются особенности  реализации фискальной политики в Республике Беларусь на различных этапах трансформации;

Приводится анализ проблем  и результатов фискальной политики Беларуси.

Изучаемая тема является одной  из самых дискуссионных в научной  литературе и периодической печати. Практически у каждого экономиста есть свой взгляд на эффективную налогово-бюджетную  политику и критерии её построения. Сущность, виды и основные инструменты  налогово-бюджетной политики подробно освещаются практически в любом  пособии по макроэкономике и налогообложению. В исследовании данного вопроса  автором были использованы работы Е.М. Попова «Налоги и налогообложение  в Республике Беларусь», Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика», Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение» и др.. Богатый материал по теме представлен  в «Экономиксе» Макконела и Брю, а также учебном пособии «Налоги» под редакцией Черника.

Влияние инструментов фискальной политики на экономику на примере  экономически развитых стран исследуется  с использованием следующих источников: Фокина Т. «Налоговый климат развитых стран: есть чему поучиться», Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение в  зарубежных странах», Савченко В.Я. «О методиках определения налоговой  нагрузки», Бабич С.Н. «Экономические аспекты налоговой реформы президента Буша» и др.

Особенности и основные направления  совершенствования налогово-бюджетной  политики Республики Беларусь широко освещаются в периодических изданиях. Из современных журналов и газет  был взят материал для написания  третьей главы работы. Кроме того, данному вопросу посвящается  ряд отдельных изданий: Василевская  Т.И., Стасенко В.А. «Налоги Беларуси: теория, методика и практика», Попов  Е.М. «Налоги и налогообложение  в Республике Беларусь» и др..

Тем не менее, данная работа имеет важное практическое значение для формирования экономического мышления и углубления экономических знаний.

Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников (24 пункта).

Общий объём курсовой работы составляет 45 страницы. Работа сопровождается 1 приложением.

 

 

1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Фискальная (или  налогово-бюджетная) политика является сильным и эффективным инструментом макроэкономического регулирования.

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных  расходов и налогообложения для  достижения поставленных перед экономикой целей. [10, с. 14]

Осуществляя с помощью  налогово-бюджетной политики воздействие  на экономику, государство, как правило, преследует следующие основные цели:

• достижение постоянного  устойчивого экономического роста;

• обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

• обеспечение полной занятости  трудоспособного населения;

• обеспечение определенного  минимального уровня доходов населения;

• создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь  пенсионеров, инвалидов, многодетных;

• равновесие во внешнеэкономической  деятельности.

Достичь этих целей  одновременно практически невозможно. Найти сбалансированное соотношение  — это и есть главное в экономической  политике государства.

Налогово-бюджетная  политика значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как например, антикризисное  регулирование, обеспечение высокой  занятости, борьба с инфляцией.

При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству: налогообложения, кредитования, инвестирования, государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности. [16, с. 162]

Фискальная политика оказывает стабилизирующее воздействие  на цикл посредством изменения налогообложения, масштабов государственных расходов, закупок товаров и услуг. Государственные  закупки товаров и услуг представляют собой устойчивую к конъюнктурным  колебаниям часть совокупного спроса ЧНП. Однако фискальная политика воздействует на цикл не только масштабами, но и содержанием. С точки зрения воздействия на цикл она может быть либо поощрительной, экспансионистской, либо сдерживающей, реструктурной.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит в  том, чтобы ликвидировать безработицу  или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о стимулирующей фискальной политике. Она включает: (1) увеличение государственных расходов, или (2) снижение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Другими словами, если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: (1) уменьшение правительственных расходов, или (2) увеличение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.

Стабилизационное  воздействие налогов и государственных  расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают  прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные  расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и  множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор  государственных расходов (МРr) рассчитывается по формуле:

     (1.1)

где МРС –  предельная склонность к потреблению.

Он показывает приращение ВВП в результате роста  государственных расходов на закупку  товаров и услуг.

При значительном уровне безработицы государство  проводит стимулирующую политику в  форме сокращения налогов. Более  низкие налоги вызывают увеличение доходов  домашних хозяйств, что ведет к  увеличению расходов и к росту  совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного  предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют  рост сбережений домашних хозяйств и  увеличение прибыльности предпринимательских  инвестиций. Это способствует повышению  нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы  и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

Мультипликатор  чистых налогов – это отношение  величины изменения совокупного  спроса к величине заданного изменения  реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

МР налогов = МРr – 1     (1.2)

Если в эту  формулу подставить значение мультипликатора  расходов, то получится:

МР налогов = МРС (1 – МРС)     (1.3)

Налоги по сравнению  с государственными расходами в  меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора  государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные  расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление –  одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров  и услуг, оказывает прямое воздействие  на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов  семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит в  сбережения.

Выделяют дискреционную  и недискреционную налогово-бюджетную политику.

Под дискреционной  налогово-бюджетной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. [5, с. 243]

Налоги выступают  одним из главных инструментов дискреционной  фискальной политики. Рассмотрим их роль на примере.

Для простоты предположим, что правительство вводит единовременно  выплачиваемый аккордный (паушальный) налог, который представляет собой  налог постоянной величины, или, более  точно, налог, который даст одну и  ту же сумму налоговых поступлений  при любой величине чистого национального  продукта (ЧНП). Предположим, что величина этого налога составляет 20 млрд. дол. Налоговых поступлений при каждой и любой величине ЧНП.

Для наглядности  рассмотрим таблицу 1.1 и проанализируем её. Вводятся налоги (колонка2), и по данным колонки 3 видно, что величина располагаемого после уплаты налогов  дохода отличается от ЧНП на величину налогов. Доход после уплаты налогов (DI) сократился на величину налогов (20 млрд. дол.) для каждого уровня ЧНП. И  поскольку DI состоит из потребительских  расходов и сбережений, можно ожидать, что снижение располагаемого дохода вызовет снижение потребления и  сбережения.

Мультипликаторы личного потребления (МРС) и личного  сбережения (МРS)  показывают каким  будет это снижение. МРС показывает, какая часть падения дохода после  уплаты налогов (DI) произойдёт за счёт потребления, а МРS показывает какая  часть падения DI будет происходить  на падение сбережений.

 

 

Таблица 1.1 – Влияние налогов  на макроэкономические пропорции

 

Реальный национальный  продукт и доход

ЧНП = NI = PI

Налоги, Т

Доход после уплаты налогов, DI

Потребление, Ca

Сбережение, Sa

Инвестиции, In

Чистый экспорт, Xn

Государственные закупки, G

Совокупные расходы Ca+In+Xn+G

Экспорт, Х

Импорт, М

 

1

2

3=2–1

4

5=3–4

6

7

8

9

1

370

20

350

360

- 10

20

10

10

20

400

2

390

20

370

375

- 5

20

10

10

20

415

3

410

20

390

390

0

20

10

10

20

430

4

430

20

410

405

5

20

10

10

20

445

5

450

20

430

420

10

20

10

10

20

460

6

470

20

450

435

15

20

10

10

20

475

7

490

20

470

450

20

20

10

10

20

490

8

510

20

490

465

25

20

10

10

20

505

9

530

20

510

480

30

20

10

10

20

520

10

550

20

530

495

35

20

10

10

20

535

Информация о работе Дискреционная и автоматическая фискальная полититка