Дискреционная и автоматическая фискальная полититка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является и изучение и сравнительный анализ дискреционной и автоматической фискальной политики .
В процессе достижения данной цели решаются следующие задачи:
Раскрывается сущность, цели и определяются инструменты фискальной политики;
Рассматриваются особенности дискреционной фискальной политики;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
Понятие, виды и инструменты фискальной политики…..………...........
Инструменты фискальной политики в современном
макроэкономическом регулировании………………………….…...........
3. Фискальная политика в Республике Беларусь и её типы на
разных этапах..……......................................................................................
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………............
Приложение

Файлы: 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ.docx

— 323.43 Кб (Скачать)

Поиск оптимального сочетания  прямого и косвенного налогообложения  является одной из основных стратегических проблем в налоговой политике.

Представленный анализ структуры  налоговых платежей, их доли в доходах  бюджета и в ВВП позволяет  отметить, что рыночные реформы в  Республике Беларусь выдвигают в  качестве главной задачи бюджетно-налоговой  политики повышения собираемости налогов, то есть приоритетность фискальной функции  налоговой системы в нашей  стране. Прямые налоги пока не являются преобладающими, но в дальнейшем по мере укрепления позиций национальной экономики следует ожидать усиления фискальной функции прямых налогов.

Итак, проведенный анализ налоговой политики государства  в Беларуси доказывает, что она  имеет в своей основе малоэффективный  налоговый механизм, который опираясь на преобладание косвенной формы  налогообложения, на высокие налоговые ставки, высокий общий уровень изъятий доходов, на неравномерность распределения налогового бремени, на сужающуюся налоговую базу, недостаточно обеспечивает, с одной стороны, требуемую доходность бюджету, а с другой стороны, отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

На протяжении всего трансформационного периода и по сей день налогово-бюджетная  политика носит исключительно фискальный характер и не может рассматриваться  в качестве эффективного инструмента  регулирования макроэкономического  цикла.

Вместе с тем каждый год в налогово-бюджетной политике государства появляются все новые  подходы, выражающиеся в изменении структуры, видов и ставок налогов.

В этом направлении правительство, стремясь обеспечить основные потребности государства, исходит не только из принципа формирования государственного бюджета под существующие нужды, но и ищет приемлемый вариант для оставления средств субъектам хозяйствования для инвестирования.

Изменения налогового законодательства, предложенные правительством на очередной  финансовый год, не принесли ожидаемого ощутимого снижение уровня налоговой  нагрузки, что свидетельствует об особом пути развития белорусской экономики, отличном от общемировых тенденций.

Все изменения в фискальной политике за последние годы можно  подразделить на три группы: положительные, условно-положительные и отрицательные.

К безусловно положительным  моментам следует отнести решение  государства о снижении налоговых  ставок по платежам из фонда заработной платы и отчислений из выручки на 1 и 0,25% соответственно. Первые снижают налоговую нагрузку на фонд заработной платы, сокращая тем самым потенциальный рост расходов организации, предопределенный заданием главы государства по увеличению заработной платы. Снижение размера платежей из выручки также должно положительно отразиться на увеличении конкурентоспособности продукции, так как указанный платеж непосредственно включается в цену продута, повышая ее. [3, с. 19]

На стимулирование отечественной автотранспортной отрасли направлено решение правительства о возможности льготного налогообложении НДС лизинговых операций по передаче автотранспортных средств для междугородних, городских и пригородных перевозок пассажиров. [15, с. 5]

Данные положительные  решения правительства по снижению налоговой нагрузки во многом нивелируются другими изменениями в области налогообложения.

Условно-положительным изменением в фискальной политике является установление принципа взимания косвенных налогов по стране назначения с Российской Федерацией. Положительное решение о применении к экспорту в Россию общемировой практики взимания косвенных налогов в условиях отсутствия таможенной границы привело к трудностям в реализации соглашения на практике. Так, для применения нулевой ставки необходимо не только предоставить дополнительные документы в налоговые органы, но и в течение 90 дней в документальном и электронном виде подтвердить налоговым органам факт уплаты импортером НДС в стране регистрации организации. [3, с. 19]

Это максимально усложняет  процесс применений нулевой ставки при экспорте товаров в Россию и дополнительно ведет к необходимости учета возможных рисков, связанных с отсутствием своевременного подтверждения оплаты НДС импортером в России. Размер данных рисков составляет 18% стоимости экспортируемой продукции, что, видимо, требует введения нового вида добровольного страхования от недобросовестных российских покупателей или риска сбоя электронной системы связи между налоговыми органами Беларуси и России. Кроме того, как и по всем нововведениям, организации для избежания нарушений законодательства потребуются дополнительные расходы на аудиторов и покупку всевозможной разъяснительной литературы, издаваемой авторами нововведений.

Все указанные расходы  является дополнительными издержками организации по уплате платежей в  бюджет. Так же, как и все прочие расходы, данные издержки будут относиться на себестоимость продукции, снижая конкурентоспособность белорусских товаропроизводителей по ценовому фактору. Единственным выгодоприобретателем в данной ситуации становится государство с возможностью дополнительных поступлений в бюджет. [3, с. 19]

Половинчатым решением выглядят и изменения в Законе «О платежах за землю», предоставляющие льготы только по спортивным сооружениям, используемым, национальными сборными Республики Беларусь. Поддерживая спорт высших достижений, государство забывает о массовом любительском спортивном движении, которое является основой профессионального спорта. Без развития последнего государственная поддержка профессионального спорта в скором времени может оказаться бесполезной ввиду отсутствие достойной замены [15, с. 5].

К отрицательным изменениям в направлении фискальной политики, которые приведут к ухудшению  делового климата в государстве, относится фактически заблокированная возможность выхода акционеров из состава организации, так как с нынешнего года данные операции облагаются НДС и налогом на прибыль. То есть современные инвесторы (по аналогии с сельским хозяйством) практически закрепляются за своими предприятиями без права изъятия своего капитала для его использования в других видах деятельности. Отсутствие возможности по привлечению новых инвестиций компенсируется правительством максимальными препятствиями для «бегства» капитала. [13, с. 92]

На сокращение инвестиционной активности, по сути, направлены решения  правительства по отмене ряда льгот  по налогу на прибыль. Так, теперь не льготируется деятельность, связанная с природоохранными и противопожарными мероприятиями, научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и опытно-технологическими работами. Кроме того, отменены трехлетние налоговые каникулы для предприятий с иностранными инвестициями независимо от вида производимой продукции. Ранее данным организациям дополнительно в части производства особо важной для страны продукции льгота по налогу на прибыль продлевалась еще на 3 года. Также для иностранных организаций отменена возможность за счет прибыли формировать резервный фонд в сумме 25% от налогооблагаемой прибыли. [15, с. 5]

Установление равных условий  хозяйствования для отечественных  и иностранных организаций можно  было бы приветствовать, если бы оно  было направлено не на ухудшение условий деятельности иностранных инвестиций, а на улучшение условий для отечественных товаропроизводителей. В противном случае государство рискует не получить и прогнозируемого уровня привлечения иностранного капитала.

На сокращение размера  рынка услуг направлено изменение  законодательства, связанное с введением  с 2008 г. НДС по образовательной деятельности, предоставляемой коммерческими учебными заведениями. Повышение цен на образовательные услуги негосударственных заведений сократит возможности населения для получения образования (государственные учебные заведения вряд ли смогут принять всех дополнительных абитуриентов), что, в свою очередь, снизит долю сферы услуг в формировании валового внутреннего продукта. Это прямо противоречит мировой тенденции развитых стран, связанной с построением постиндустриального общества, основой которого является сфера услуг. [3, с. 19]

В 2009-2011 гг. в связи с  усилением кризисных явлений  в экономике страны также был  реализован ряд нововведений в направлении  совершенствования фискальной политики.

Так, в законе о бюджете  на 2009 г. было запланировано снижение ставки сбора в сельскохозяйственный фонд с 2% до 1% от выручки. Второе нововведение – установление единой ставки местного налога с продаж товаров и услуг в размере 5% (раньше было 15% для импортных и 5% для отечественных товаров и 10% на услуги). Третье нововведение – исключение из обложения налогом на недвижимость активной  части основных производственных фондов (станки, оборудование). Отныне налог на недвижимость стал таким, каким он должен быть по определению – на здания, сооружения, передаточные устройства. Четвертая новость – уменьшение с 5% до 3% размера ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств. Наконец, пятое долгожданная налоговая инновация – введение плоской ставки шкалы подоходного налога с физических лиц в размере 12%.

Чтобы не пострадали малообеспеченные граждане, которые до сих пор платили  подоходный налог по минимальной  ставке, правительство предложило увеличить  стандартный налоговый вычет  на каждого работника с 1 базовой  величины (около 35 тыс. Br) до 250 тыс. Br. Эта  сумма прогнозного бюджета прожиточного минимума не облагается налогом. Воспользоваться  этим вычетом могут только те граждане, у которых среднемесячный доход  не превышает 1,5млн.Br. На доходы индивидуальных предпринимателей закон о бюджете  устанавливает единую ставку в размере 15%, что, по мнению Минфина, «соответствует уровню налоговых изъятий, когда  предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения или  уплачивает единый налог по ставкам  в абсолютных суммах в зависимости  от вида деятельности». Правительство решилось также на отмену налога на операции с ценными бумагами и включило доходы по ним в общую систему обложения налогом на прибыль [12, с. 6].  

На первый взгляд, данные налоговые изменения очень существенные. Введение плоской шкалы подоходного  налога является, безусловно, позитивной мерой, положительно зарекомендовавшей  себя в зарубежной практике.

Однако анализ налоговой  нагрузки на 2010 г., охлаждает оптимизм от заявленных нововведений. Если сравнивать налоговые поступления, как долю к ВВП, то на 2010 г. было запланировано их больше (33,27%), чем в 2009 г. (33,24%). 

Мизерными остаются доходы от коммерческой деятельности государства. В 2010г. они принесли доходов в  эквиваленте только 0,47% ВВП. Объем  дивидендов по акциям, принадлежащих  государству, составляет только 1,24% ВВП  или около $900млн. Если взять чрезвычайно  консервативную оценку стоимости акций  государства в $50млрд., то правительство  на данный капитал получает только 1,8% дохода (в то время как в  рыночных экономиках минимальная доходность по акциям частных корпораций составляет 5 - 7%). 2/3 этой суммы дают предприятия  «Белнефтехима». Без их учета доходность по акциям государства в остальных  АО составляет мизерные 0,5%. В доходной части консолидированного бюджета  не отмечен рост поступлений от приватизации. Данная статья доходов составляет лишь 0,11% ВВП или около 80млн. Практически  не предусмотрено бюджетных поступлений  от продажи земли (0,02% ВВП) [21, с. 4].

В 2011 г. реализованы следующие нововведения в области фискальной политики (см. табл. .3.3)

Таблица 3.3 – Изменения  в налоговом законодательстве в 2011 году

 

2010 год

2011 год

Сбор на развитие территорий

3%

отмена

Налог на услуги

5%

отмена

Платежи в составе  экологического налога:

- за перемещение по  территории РБ нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

- за переработку нефти  и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

- за производство  и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более % летучих органических соединений.

в твердых суммах в зависимости от объекта налогообложения

отмена

Подача налоговой  декларации по налогу на прибыль

квартальная

годовая

Авансовые платежи  по НДС и акцизам

до 6 раз в месяц

отмена

Периодичность уплаты НДС

ежемесячно или  ежеквартально в зависимости от размера выручки

ежемесячно или  ежеквартально по выбору плательщика


Источник: http://www.minfin.gov.by/rmenu/nalogi2011/

Ожидается, что перечисленные  меры будут способствовать оживлению  деловой активности в стране и  либерализации бизнес-климата. По оценке Министерства финансов, в результате данных мер в распоряжении хозяйствующих субъектов останется 721,2  млрд. руб. [23]

Итак, процесс совершенствования  налоговой системы в Республике Беларусь оставляет двоякое впечатление. Суммарный эффект от принятых правительством решений в области фискальной политики свидетельствует скорее о  снижении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, что, в свою очередь, сокращает потенциал роста валового внутреннего продукта государства – основного приоритета экономической политики страны.

При переходе к более совершенной налогово-бюджетной политике, по мнению автора, целесообразным является следующее:

    • рассмотреть вопрос о постепенной отмене сборов и отчислений, взимаемых непосредственно из выручки от реализации продукции;
    • при разработке проекта бюджета предусмотреть снижение налогового давления на фонд оплаты труда;
    • изучить российский опыт по переходу к пропорциональному подоходному налогообложению и общему преобразованию социальных платежей в увязке с намечаемой реформой системы пенсионного и социального обеспечения;
    • усилить инвестиционные возможности предприятий путем сокращения числа налогов и снижения их ставок;
    • создать единую систему местных платежей, построенную на общих принципах и методологии взимания;
    • с целью избежания перераспределения финансовых потоков усилить самостоятельность местных бюджетов;
    • более четко разграничить общегосударственные (республиканские) и местные налоги и сборы;
    • поскольку реструктуризация задолженности перед бюджетом не оказывает должного воздействия на оздоровление экономики, возможно, следовало бы поручить Государственной комиссии при Совете Министров Республики Беларусь по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве рассмотреть вопрос о списании безнадежной задолженности по платежам в бюджет. Порядок ликвидации этой «черной дыры» в бюджете могли бы разработать Министерство экономики, Министерство финансов Республики Беларусь и другие заинтересованные государственные органы;
    • ускорить процесс создания согласованного гармонизированного налогового законодательства с Российской Федерацией;
    • более полно регламентировать правовые налоговые взаимоотношения с сопредельными государствами с учетом выполнения обязательств, вытекающих из международных и межправительственных соглашений.

Информация о работе Дискреционная и автоматическая фискальная полититка