Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является и изучение и сравнительный анализ дискреционной и автоматической фискальной политики .
В процессе достижения данной цели решаются следующие задачи:
Раскрывается сущность, цели и определяются инструменты фискальной политики;
Рассматриваются особенности дискреционной фискальной политики;
Введение…………………………………………………………………………..
Понятие, виды и инструменты фискальной политики…..………...........
Инструменты фискальной политики в современном
макроэкономическом регулировании………………………….…...........
3. Фискальная политика в Республике Беларусь и её типы на
разных этапах..……......................................................................................
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………............
Приложение
«Меры, осуществлeнные
правительствами в последнее
время, были направлены на
Например, в рамках представления нового бюджета в Великобритании было объявлено о внесении ряда поправок в подоходный налог, которые в основном коснутся лиц с высокими доходами. Это говорит о том, что снижению бюджетного дефицита придается возрастающее значение. Венгрия, осуществившая ограниченные меры в области бюджетно-налогового стимулирования, что обусловлено состоянием государственного бюджета, планирует повысить ставку налога на добавленную стоимость с 20% до 25%, снизив при этом ставки подоходного налога, поскольку предполагает сделать основной упор на налогообложение потребления, а не доходов.
Одной из мер борьбы со сложившейся экономической ситуацией в период кризиса латвийское правительство видит повышение НДС. Так, с 1 января 2009 г. введено увеличение стандартного НДС с 18 % до 21 %, пониженного НДС с 5 % до 10 % (детское питание, медикаменты, электричество, отопление и общественный транспорт), НДС особых сфер услуг — с 5 % до 21 % (газеты, книги, кабельное телевидение, водоснабжение, сбор отходов, услуги ритуальных бюро, гостиниц и т. п.). Надо отметить, что с изменением НДС резко упал налоговый сбор в стране, в связи с чем премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис грозил поднять НДС до 24 %. По другим оценкам подобные действия являются непродуманным абсурдом, и повышение налога в кризисное время лишь усугубляет влияние кризиса на общее состояние экономики Латвии. С другой стороны, с 2009 года ставка подоходного налога с населения была снижена с 25 до 23 %. Однако к концу года было принято решение поднять его с 2010 года до 26 %.
Таким образом, инструменты налогово-бюджетной политики активно применяются развитыми странами мира для борьбы с последствиями глобального финансово-экономического кризиса. При сохранении значительных межгосударственных различий, фискальная политика носит стимулирующий характер.
Вывод: основными
инструментами регулирования
Одной из ключевых задач нашего государства на современном этапе его развития является преобразование экономики, адаптация к ней механизмов, созданных мировой практикой к началу XXI века. Важнейшим из них является налоговая система. Можно с уверенностью сказать, что до начала 90-х годов XX века кроме обложения личных доходов граждан и кооперации, играющей скромную роль в системе государственных финансов, у нас не существовало налоговой системы.
Налоговая система Республики Беларусь как суверенного государства начала формироваться в 1991 г. и была введена в действие в 1992 г. в экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило ее несовершенство. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления.
Ориентируясь на ужесточение налогового режима, разработчики налогов не смоделировали своих решений на платежеспособность налогоплательщиков и получили результат обратный ожидаемому: началось массовое уклонение от налогов и сокращение налоговой базы. В белорусской экономике явно обозначилась ситуация, когда по образному выражению оказалось, что «налог убит налогом». Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса [2, с. 32].
Налогообложение, начиная с 1992 г., находится в состоянии постоянного реформирования. Оно корректируется и дополняется. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определения структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли, в выборе ориентации на прямую или косвенную форму обложения и т. д.
Несомненным достижением проведенных преобразований было придание налогово-бюджетной политике законодательного закрепления.
Налоговое законодательство формировалось таким образом, чтобы установленные налоги, сборы и отчисления, с одной стороны, обеспечивали тот уровень централизации средств, который позволит финансировать необходимые государственные расходы и поддерживать приемлемый дефицит бюджета, а с другой — экономические принципы построения новой налоговой системы и правовые основы се регулирования были приближены по образцу западных стран к условиям перехода экономики на рыночные рельсы.
Анализ налогово-бюджетной политики в республике с 1992 г, по настоящее время показывает, что она практически не используется в качестве инструмента антициклического регулирования. Она, прежде всего, направлена на решение текущих задач по мобилизации денежных средств для финансирования государственных расходов. Рост последних сопровождается усилением налогового пресса на предприятия. В 1999 г. налогоплательщики перечисляли государству более 27 видов налогов, сборов и отчислений. Официальная статистика оценивает тяжесть налогового бремени на макроуровне как отношение общей суммы налогов и сборов к валовому внутреннему продукту. В 1993—1994 годах общий уровень нагрузки на экономику Республики Беларусь находился в пределах 49,4—49,6% к ВВП. В дальнейшем налоговое бремя несколько снизилось и в 1999 г. составило 43,1 %. При этом, если до 1996 г. оно систематически снижалось и составило 39,2%, то к 1999 г. оно снова возросло до 43,1 % [11, с. 12]. В 2000 г. произошло объединение некоторых видов платежей. Однако налоговая нагрузка не только не сократилась, но даже возросла.
Усиление налогового пресса продолжилось и в 2001 году, за счет повышения ставки налога на прибыль с 25,0 до 30,0%, налога с продаж автомобильного топлива — с 10,0 до 20,0%, временного повышения норматива отчислений в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и в дорожный фонд с 2,0 до 2,4% [10, с. 16].
Снижение удельного веса непосредственно налогов в ВВП произошло за счет уменьшения ставок платежей: по налогу на добавленную стоимость с 28% до 20%, чрезвычайному чернобыльскому налогу с 18% до 4%.
Состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды подвергались более существенным изменениям. Сокращение их общего количества с 12 в 1992 до 3 видов в 1998 г. произошло за счет объединений ведомственных централизованных фондов в единый инновационный фонд и за счет изменения состава платежей. Были отменены отчисления на развитие здравоохранения, снижены нормы платежей в фонд социальной защиты с 40,8% до 35%. Одновременно были введены новые формы целевых сборов: на содержание и ремонт жилищного фонда, на содержание детских дошкольных учреждений, на поддержку производителей сельхозпродукции и продовольствия, а в 1999 г. к ним добавился еще и местный фонд стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и продовольствия [2, с. 32].
С целью усиления
контроля за использованием государственных
средств большинство
Официальная статистика оценивает тяжесть налогового бремени на макроуровне как отношение общей суммы налогов и сборов к ВВП.
Таблица 3.1. – Динамика налоговой нагрузки по Республике Беларусь (% ВВП)
Показатели |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Темпы роста ВВП |
92,4 |
105,8 |
104,7 |
105,0 |
107,0 |
111,4 |
109,2 |
110,0 |
108,6 |
110,0 |
100,2 |
107,6 |
Налоговая нагрузка без ФСЗН |
39,3 |
40,1 |
32,1 |
28,5 |
31,2 |
31,4 |
31,2 |
33,4 |
26,3 |
26,3 |
26,4 |
25,7 |
Налоговая нагрузка с ФСЗН |
49,6 |
50,3 |
46,9 |
46,7 |
41,9 |
41,1 |
42,4 |
42,2 |
41,5 |
41,4 |
41,5 |
40,6 |
[3, с. 19]
В 1999 году после введения в действие новой, ориентированной системы налогообложения, общий уровень налоговой нагрузки составлял 39,9 % ВВП, а с учетом отчислений в ФСЗН – 49,6 %. В дальнейшем этот показатель постепенно снижался и к настоящему времени составляет 25,7% (или 40,6 % - с учетом ФСЗН).
Последующее снижение налоговой нагрузки в позитивно отразилось на темпах экономического роста. Однако следует признать, что доля налогов и отчислений на уровне 40-42 % характеризует достаточно высокий уровень налоговых изъятий.
В 2008-2010 гг. снижение налоговой нагрузки произошло в первую очередь за счет уменьшения платежей из выручки и применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте продукции в дальнее зарубежье.
Происходящие изменения в фискальной политике республики оказывают влияние на структуру и динамику налоговых поступлений (см. табл. 3.2).
Таблица 3.2 – Динамика поступлений в бюджет Республики Беларусь налогов, доходов и темпы роста ВВП в 2000-2009 гг., % к предыдущему году в сопоставимых ценах
Показатель |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Темп роста ВВП Доходы консолидированного бюджета Налоговые поступления |
105,8
105,7 110,0 |
104,7
100,4 98,3 |
105,0
100,9 99,5 |
107,0
115,1 113,4 |
111,0
117,9 118,7 |
110,0
112,7 110,8 |
108,0
114,8 112,5 |
109,0
116,7 114,6 |
110,0
117,1 114,3 |
100,2
115,1 113,2 |
107,6
113,6 112,8 |
Источник: www.nalog.by - Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РБ. дата доступа 6.09.2011
Анализ доходной части республиканского бюджета за последние 5 лет показывает, что основную долю в ней занимают налоговые поступления.
Как видно из таблицы приложения, в нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании доходной части бюджета за последние годы стабилизируется на уровне 27 – 28 %. Динамика косвенных налогов определяет рост их доли с 41,7 до 55,8 % дохода бюджета. Удельный вес прочих налогов и сборов уменьшился за последние 5 лет с 8,3 до 5,2 % [4, с. 32].
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в налоговой системе Республики Беларусь с момента ее создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Главной особенностью косвенных налогов, действующих в нашей республике, является их целевая направленность.
Лидирующее положение по количеству занимают так называемые оборотные налоги или платежи из выручки без НДС. Причем четко прослеживается тенденция к постоянному увеличению их доли как в доходах консолидированного бюджета с 12,1% 2004 г. до 20,6 % 2010 г., так и в ВВП – соответственно с 4,3 до 7,2 %. В целом прослеживается увеличение потока косвенных налоговых платежей как в доходе бюджета с 49,9 % в 2004 г. до 55,7 % в 2010 г., так и в ВВП – соответственно с 17,7 до 19,5% [4, с. 32].
Информация о работе Дискреционная и автоматическая фискальная полититка