Дискреционная и автоматическая фискальная полититка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является и изучение и сравнительный анализ дискреционной и автоматической фискальной политики .
В процессе достижения данной цели решаются следующие задачи:
Раскрывается сущность, цели и определяются инструменты фискальной политики;
Рассматриваются особенности дискреционной фискальной политики;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
Понятие, виды и инструменты фискальной политики…..………...........
Инструменты фискальной политики в современном
макроэкономическом регулировании………………………….…...........
3. Фискальная политика в Республике Беларусь и её типы на
разных этапах..……......................................................................................
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………............
Приложение

Файлы: 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ.docx

— 323.43 Кб (Скачать)

Вопрос: как могло  повлиять сокращение налогов на величину совокупного предложения? Некоторые экономисты сторонники экономики предложения убеждены, что сокращение налогов приведет к сдвигу кривой совокупного предложения значительно вправо. Это означает, что более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом, увеличат сбережения домашних хозяйств. Аналогично, сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Коротко, сниженные налоги увеличат объемы сбережений и инвестиций, увеличивая, таким образом, норму накопления капитала. Иначе говоря, масштабы производственных мощностей будут расти более быстрыми темпами, чем ранее. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимулы к труду. Многие из тех, кто все еще не входит в состав рабочей силы, будут стремиться предложить свои услуги в условиях более высокой зарплаты после уплаты налогов. Те, кто уже входит в состав рабочей силы, будут иметь стимул работать более длинную рабочую неделю и сокращать свой отпуск. Сниженные ставки налога — это также хороший толчок тем, кто мог бы рисковать. Частные лица и предприниматели будут иметь куда большее желание рисковать своей энергией и финансовым капиталом ради внедрения новых производственных методов и новых товаров, если сниженные налоговые ставки гарантируют им более значительное вознаграждение после уплаты налогов. Короче говоря, по всем этим каналам снижение налогов переместит кривую совокупного спроса направо от AS1 к AS2 на рисунке 1.3, что сократит инфляцию и обеспечит дальнейший рост реального ЧНП. 

Сторонники концепции  экономики предложения признают также, что более низкие ставки налогов  не обязательно должны приводить  к сокращению налоговых поступлений. В действительности можно ожидать, что снижение ставок налогов обеспечит  рост налоговых поступлений за счет значительного роста национального  выпуска и дохода. Эта расширившаяся налоговая база обеспечит рост налоговых доходов даже при более низких ставках. Таким образом, в то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

Большинство экономистов  с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позиций экономики предложения. Во-первых, они чувствуют, что ожидаемое позитивное воздействие сокращения налогов на стимулы к труду, сбережению и инвестициям, а также стимулы к риску могут быть на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники экономики предложения. Во-вторых, любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда как воздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее.

Таким образом, основой  налогово-бюджетной политики выступает  фискальная функция налогов, которая  обеспечивает формирование доходов  государства, создаёт материальную основу государственной политики. Мобилизируя  через налоги часть национального  дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками  процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.

Вывод: Итак, в  любом обществе государство в  той или иной степени воздействует на экономическую жизнь общества. Наиболее эффективно это воздействие  реализуется посредством фискальной политики, основанной на системе налогообложения. Совокупность мер, предпринимаемых  правительственными органами по изменению  государственных расходов и налогообложения  для достижения поставленных перед  экономикой целей составляют основу фискальной политики. Реализация государством налогово-бюджетной политики является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно-правовой формы  предприятия.  Посредством изменения налогового бремени государство регулирует величину чистого национального продукта, уровень потребления и сбережений, совокупных расходов и др.

Финансовое воздействие  на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает  прежде всего для регулирования  развития районов с высокой концентрацией  производства и населения. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственной  активности ведет к обострению проблем  окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. В основе сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления лежит дополнительное налогообложение или лицензирование предпринимательской деятельности. Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком "горячую" конъюнктуру. Еще один метод — отмена налоговых льгот. Иногда введение новых налогов преследует чисто регулирующие цели.

 

2. ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ  РЕГУЛИРОВАНИИ 

 

 

Современная налогово-бюджетная  политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся  способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

а) затраты на расширенное воспроизводство;

б) непроизводительные расходы государства;

в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

г) проведение структурной  политики;

д) содержание военно-промышленного комплекса и т.п. [1, с. 79]

С помощью косвенных  методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов, содействующих  накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в  амортизационный фонд. Так, в ФРГ  в начале 70-х годов по ряду отраслей промышленности на амортизацию разрешалось  списывать до 20—30% стоимости основного  капитала в год. В Великобритании в первый год введения в эксплуатацию нового оборудования можно было отчислять в фонд амортизации 50% стоимости новых орудий производства. [17, с. 12]

Однако в этих случаях амортизация списывается  в размерах, значительно превышающих действительный износ основного капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого оборудования продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудшает условия реализации продукции и сокращает покупательную способность населения.

При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству: налогообложения, кредитования, инвестирования, государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности. Таким образом, в условиях циклического развития экономики, в течение последних десятилетий  в экономически развитых странах фискальная политика носит исключительно дискреционный характер.

Ниже приведём примеры регулирования налогово-бюджетной  политики некоторых стран с развитой рыночной экономикой.

Роль налогов  в жизни общества даже в государствах, находящихся в достаточно схожих географических и климатических условиях, имеющих практически адекватный уровень экономического развития, значительно отличается, следствием чего является существенное различие в уровнях налоговых нагрузок государств (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Значения налоговой нагрузки в европейских государствах с  развитой

 рыночной экономикой

Страна

Налоговая нагрузка, % от ВВП

Германия

42,9

Бельгия

46,4

Дания

52,8

Франция

46,3

Италия

42,9

Нидерланды

44,8

Австрия

45,5

Швеция

54,2

Великобритания

33,9

Испания

35,5


                     [17, с. 12]

Как видно из таблицы 2.1, наиболее высокий уровень  налоговой нагрузки, как правило, характерен для государств с социально ориентированной моделью рыночной экономики. Иначе говоря, важным фактором, определяющим приемлемость той или иной налоговой нагрузки, является степень возврата государственных средств. То есть, для государств с развитой экономикой у которых качество государственного администрирования имеет практически одинаковые высокие оценки, величина налоговой нагрузки определяется фактически одним важнейшим фактором — уровнем социальной ориентации политики государства.

Неуклонно возрастающая роль государства объясняется дальнейшим развитием общественных потребностей и необходимостью их удовлетворения. В результате от реализации базовых функций (содержания армии для защиты от внешних врагов, охраны личной безопасности, имущества граждан и т.п.) государство переходит к расширению своих функций — социальному обеспечению.

В этой связи  представляется возможным говорить о существовании достаточно выраженной зависимости величины налоговой  нагрузки от объема решаемых государством социальных задач. Именно социально  ориентированным государствам (Дания, Швеция) отвечает наиболее высокий уровень налоговой нагрузки (табл. 2.1).

То есть, величина налоговой нагрузки является функцией объема решаемых государством социальных задач:

      (2.1)

где: W — уровень  налоговой нагрузки в государстве;

Q — объем социальных  задач решаемых государством.

Представляется  логичным объем социальных задач, решаемых в государстве, выражать средним  значением количества средств, выделяемых для решения социальных задач, приходящихся на одного жителя данного государства, например, в долларах США. В этом случае численное значение Q может быть определено по формуле:

      (2.2)

где: q — количество средств, выделяемых государством для решения социальных задач, приходящихся на одного жителя данного государства в долл. США;

Si — количество  средств, выделяемых государством  для решения i соц. задачи;

к — общее  количество социальных задач, решаемых в государстве;

N — численность  населения в государстве.

Для расчета требуемых  показателей были использованы статистические данные из ежегодных изданий Yearbook of Labour statistics. Полученные значения вышеуказанных показателей представлены в таблице 2.2.

                                                                                                               Таблица 2.2

Исходные данные для определения зависимости  величины налоговой нагрузки от затрат, выделяемых государством на решение  социальных задач

Страна

ВВП, млн.

ДОЛЛ.

Население, млн. чел.

Гос. расходы  на образование, % от ВВП.

Расходы на образование  на душу населения, долл. США

Германия 
Бельгия 
Дания 
Франция

Италия

Нидерланды 
Австрия 
Швеция 
Великобритания 
Испания

2415764

26908

172220

1536089

1086932

395900

233427

228679

1105822

558617

81,87

10,5

5,22

58,06

57,2

15,46

8,05

8,83

58,53

39,2

4,7

5,7

8,3

5,9

4,9

5,3

5,5

8

5,5

5

1387

1461

2738

1561

931

1357

1595

2072

1039

713


[17, с. 13]

Для простоты изложения  в качестве социально ориентированных расходов государств в качестве примера был взят один из наиболее важных показателей — государственные расходы на образование на душу населения.

Проведенные расчеты  по формуле 2.2 при к= 1 позволили построить график функции W = f(g), представленный на рисунке 1.


Налоговая нагрузка, % от ВВП

Информация о работе Дискреционная и автоматическая фискальная полититка