Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:51, курсовая работа
Управление персоналом – это управление наиболее сложным и перспективным, потенциально неисчерпаемым ресурсом предприятия, в решающей степени определяющим эффективность деятельности,конкурентоспособность и выживаемость организации
1 Кадровая политика предприятия в условиях рыночной экономики
1.1 Современные требования к кадровой политике предприятия
1.2 Основные положения концепции кадровой политики
1.3 Формирование и организация служб персонала на предприятии
2 Диагностика кадрового потенциала ОАО«КамПРЗ»
2.1 Экономическая характеристика ОАО «КамПРЗ»
2.2 Анализ кадрового потенциала ОАО «КамПРЗ»
2.3 Пути совершенствования кадровой политики предприятия
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Программирование. Цель — разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр,оказывающий влияние на разработку таких программ, — представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации. Например, в ситуации закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать программы интенсивного набора персонала через кадровые агентства, средства массовой информации. В этом случае при наборе важно обращать внимание на знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений. Для корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры, культивирующей дух “единой семьи”, нецелесообразно при наборе использовать строгие, а зачастую и жестокие психологические тесты, большее внимание следует уделять процедурам собеседований, групповым мероприятиям, моделированию реальных производственных ситуаций и т.д.
Мониторинг персонала. Цель — разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки.
Для предприятий, проводящих постоянный
мониторинг персонала, множество отдельных
программ кадровой работы (оценка и
аттестация, планирование карьеры, поддержание
эффективного рабочего климата, планирование
и т.д.) включаются в единую систему
внутренне связанных задач, способов
диагностики и воздействия, способов
принятия и реализации решений. В
рамках подобной мега-программы в
организации могут быть решены не
только кадровые задачи, но и реализованы
способы диагностики
В построении кадровой политики можно выделить 4 основные фазы:
- хаотическое реагирование на
постоянные изменения во
- стратегическое планирование
в узком смысле – предвидение
новых осложнений во внешних
условиях деятельности
- управление стратегическими
- управление стратегическими
В зависимости от фазы построения,а также уровня планирования можно выделить кадровые программы разного типа, ориентированные на решение оперативных, тактических или стратегических задач. Программы включают в себя различные кадровые мероприятия, отдельные направления работы и проекты, направленные на повышение качества персонала, развитие его способности решать задачи, диктуемые этапом развития организации.
Существуют такие стадии развития организации, на которых преимущественно реализуется стратегия:
- предпринимательская (стадия
- динамического роста (стадия интенсивного роста);
- прибыльности (стадия стабилизации);
- ликвидационная (стадия кризиса);
В зависимости от типа кадровой политики
мероприятия будут иметь
1.3 Формирование и организация служб персонала на предприятии
На современном этапе развития общества, практически каждое предприятие,имеет собственную кадровую службу. Которая занимается подбором, обучением персонала для своей фирмы. Служба персонала на предприятии выполняет важную функцию, т.е.подбор персонала, так как от человеческих способностей и умений зависит процесс функционирования целого предприятия. Поэтому к этапу подбора и обучения будущего персонала сотрудники кадрового отдела должны подходить с особой тщательностью.
Очевидно, что планирование потребности в персонале – часть общего процесса планирования в организации. В конечном итоге успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на следующие вопросы:
1. сколько работников, какой квалификации,когда и где потребуется;
2. каким образом можно привлечь
нужный и сократить или
3. как лучше использовать
4. каким образом обеспечить
5. каких затрат потребуют
Оценка потребности
Определить необходимую
Расчет численности персонала может быть текущим или оперативным и долговременным или перспективным.
Обладая информацией о стратегии
организации, ее структуре, основных направлениях
деятельности и приемлемой организационной
культуре, служба персонала может
начать поиск и отбор необходимых
работников. Различают внутренние и
внешние источники
Выбор кандидатом той или иной организации
связан с его собственными целями,
планами и особенностями,а
В крупных организациях набор персонала
осуществляет отдел по управлению персоналом.
В частности сектор, по набору на
работу (отдел кадров). Запрос на подбор
специалистов могут поступать и
от линейных менеджеров. Важно, что
при проектировании процедур приема
и осуществлении самого набора менеджеры
по персоналу работают в тесном контакте
с линейными менеджерами. Внутренние
источники привлечения
Внутренний конкурс. Служба персонала может разослать во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях, известить об этом всех работающих, попросить их порекомендовать на работу своих друзей и знакомых.
Внутренний источник набора персонала может быть использован в трех случаях:
- при стремлении к формированию
минимальной численности
- при перераспределении
- при перемещении персонала,
например, уход человека, находившегося
на определенной ступени
Совмещение профессий. В этих случаях целесообразно использовать и совмещение должностей самими работниками организации (если исполнитель требуется на короткое время, для выполнения небольшого объема работы).
Ротация.Весьма эффективным для
некоторых организаций, особенно находящихся
в стадии интенсивного роста, считается
такое использование внутренних
источников комплектования управленческих
кадров, как перемещение руководителей.
Возможны следующие варианты перемещений
руководителей:повышение (или понижение)
в должности с расширением (или
уменьшением) круга должностных
обязанностей, увеличением (уменьшением)
прав и повышением (понижением) уровня
деятельности;повышение уровня квалификации,
сопровождающееся поручением руководителю
более сложных задач, не влекущим
за собой повышения в должности,
о сопровождающимся повышением зарплаты;
смена круга задач и
Такого типа ротации, как правило, приводят к расширению кругозора, повышению управленческой квалификации и, в конечном счете, сопровождаются должностным ростом работников организации.
К внешним источникам подбора персонала относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Среди них могут быть как люди, с которыми руководители организации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства, так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят.
Центры занятости.Как правило, через
службу занятости устраиваются на работу
специалисты, которые потеряли из-за
банкротства своих прежних
Агентства по найму (кадровые агентства). Многие менеджеры по персоналу пользуются услугами агентств по найму, чтобы сэкономить время и избежать трудностей при поиске нового персонала.
Самостоятельный поиск через средства массовой информации. Многие серьезные фирмы предпочитают самостоятельно искать и отбирать кандидатов на работу. В этом случае очень важно хорошо представлять себе, к каким средствам массовой информации они обращаются.
Необходимо правильно
Исследовав внутренние и внешние источники комплектования организации кадрами были проанализированы следующие преимущества и недостатки организации кадров, которые представлены в таблица1.
Таблица 1.– Достоинства и недостатки источников комплектования организации кадрами
Источники |
Преимущества |
Недостатки |
Внутренние |
Примером возможности самореализации внутри Организации воспринимается как поощрение успешной работы. Для организации продолжается работа с сотрудниками, которые уже известны, а также сокращаются финансовые затраты на подбор персонала. |
Возможен риск осложнении личных взаимоотношении между сотрудниками, может возникнуть «семейственность». |
Внешние |
Возможность выбора из большого числа кандидатов. Новые люди – новые идеи и приемы работы. |
Адаптация нового сотрудника. возможно
ухудшение морально – психологического
климата среди давно |
Прежде чем принимать решение о подборе новых сотрудников, целесообразно определить, все ли средства, являющиеся своеобразной альтернативой найму, использованы в организации.К ним относятся:
- сверхурочная работа, повышение интенсивности труда;
- структурная реорганизация или
использование новых схем
- временный наем;
- привлечение
Прежде чем осуществлять подбор
персонала, в финансовых планах организации
следует учесть затраты.Так, если организация
использует для подбора сотрудников
агентство по найму, то ее затраты
будут не менее чем двухнедельная
зарплата этого сотрудника, а если
интересующий организацию человек
является специалистом, то затраты
будут приблизительно равны его
месячному или
Информация о работе Диагностика кадрового потенциала предприятия