Ценообразование и регулирование в развитых странах (США, Франция)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:08, реферат

Краткое описание

Анализ особенностей государственного регулирования цен в США и Франции, а также сходств и различий ценообразования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...………3
1. Основы государственного регулирования цен……………………….…………5
2. Государственное регулирование и ценообразование в зарубежных странах……………………………………………………………………………..…9
2.1. Особенности государственного регулирования цен в США………………..11
2.2. Особенности ценообразования во Франции……………………………..…..15
3. Сходства и различия государственного регулирования ценообразования в развитых странах (США и Франции)…………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….....25
Список литературы……………………………………………………………...….

Файлы: 1 файл

Ценообразование(США, Франция).doc

— 136.00 Кб (Скачать)

     Одной из важнейших задач  государства является обеспечение такого соотношения монополии  и конкуренции, которое  не приводит к разрушительным последствиям в экономике. Эта задача решается  помощью антимонопольного законодательства, впервые принятого в США в конце прошлого столетия. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т.д.  Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен. Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования.

     Государственное регулирование цен  в странах с  рыночной экономикой является попыткой государства  с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены уравнивать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

     Меры  воздействия государства  на производителей могут  быть как прямыми (установление определенных правил ценообразования), так  и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение). Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в сферах транспорта, связи, электроэнергетики, водоснабжения и т.д.

     Среди прямых методов государственного регулирования необходимо назвать, прежде всего, административное установление цен. Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а, в конечном счете – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке.4

     На  способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение страны в мировом разделении труда. Теперь рассмотрим, с помощью каких мер и методов осуществляется государственное регулирование цен в отдельных странах (США, Франция). 

2.1. Особенности  государственного регулирования цен в США 

     Заметное  ускорение темпов роста оптовых  и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной  инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 года по инициативе администрации Р. Никсона в США впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль за ценами. Хотя президент Р. Никсон и был против прямого установления прямого контроля над ценами и заработной платой, однако сложное экономическое положение страны и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры. Этому способствовали следующие обстоятельства:

    • в сложившейся экономической ситуации снижение уровня инфляции могло вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего увеличение масштаба безработицы;
    • доминировала точка зрения, что инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости в случае, если будет введен контроль над ценами. Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы.

     Следует отметить, что в краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны: к осени 1972 года снизились темпы повышения оптовых и розничных цен, несколько увеличилась занятость, стал быстро расти ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 года администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.

     Попытки прямого регулирования цен предпринимались  и в последующие годы. Они затрагивали, прежде всего, внутренние цены на энергоносители, которые, отражая рост импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, росли в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали.

     Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 года увеличиваться высокими темпами.

     Р. Рейган после своего избрания президентом  в январе 1981 года отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. «Контроль над ценами сдержал производство, стимулировал потребление, подавлял технологические достижения и делал США более зависимыми от энергетического импорта», так комментировал Рейган свое решение. В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход оказал стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие:

    • рестриктивная кредитно-денежная политика, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;
    • сокращение дефицита государственного бюджета;
    • федеральные закупки товаров и услуг;
    • налоговая политика.

     Эти направления государственной макроэкономической политики оказывают влияние на изменение  соотношения спроса и предложения  на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.

     Прямое  государственное  регулирование цен применяется сейчас лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги. Самой регулируемой отраслью производства в Соединенных Штатах было и остается сельское хозяйство. На протяжении ХХ века государственное регулирование сельского хозяйства и агробизнеса США отличали две характерные черты: 1) государство своим вмешательством «не подавляет» активность фермеров и агропромышленных фирм, но – создает равно конкурентные возможности для всех предприятий агробизнеса; 2) эволюционный характер преобразований.

     В сельском хозяйстве  США государством регулируется от 5 до 10% цен. Цены поддерживаются в отраслях, которые сильно подвержены дестабилизирующему влиянию мирового рынка и занимают важное место в структуре фермерских доходов. К их числу относятся производство пшеницы, риса, фуражных зерновых (кукурузы, сорго, овса, ячменя), хлопка, сои, табака, арахиса. Своеобразные формы и методы регулирования сложились в производстве молока, фруктов, овощей, говядины и мяса птицы. В целом система поддержания цен охватывает примерно 50% производимой сельскохозяйственной продукции, в том числе 33% сборов пшеницы, 100% кукурузы, 55–60% риса, 45–50% сбора хлопка.

     В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки.

     Если  рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, то фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку. Основным методом поддержания фермерских доходов в США является система компенсационных платежей. Производители зерна и хлопка получают от правительства специальные выплаты, покрывающие разницу между «целевыми» и рыночными ценами. Размеры «целевых» цен устанавливаются конгрессом расчетным путем.

     Они должны гарантировать минимальный  уровень доходов фермерам. Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет «справедливый» уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то государство скупает продукты и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам.

     В США правительство  контролирует цены на энергоносители, сельскохозяйственную продукцию, важнейшие  виды машин и оборудования, бытовые услуги.

     Это позволяет сдерживать рост цен, но остановить его невозможно, а в случае появления новых товаров и услуг и не нужно. Поэтому в США, как и в других индустриально развитых странах, как предлагал Кейнс, осуществляется директивное (прямое) повышение оплаты труда и социальных выплат. Для этого в законодательном порядке устанавливаются гарантированные ставки почасовой оплаты труда, принимаются другие меры.5

     В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские  управления Министерства юстиции и Федеральная  торговая комиссия.

2.2. Особенности  ценообразования во Франции 

       Экономика Франции, как и других, промышленно  развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства  и торговли. В наше время Франция  живет в условиях рыночного хозяйственного механизма, однако степень свободы ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием.

     Не  смотря на действие принципа свободного установления цен  в условиях рыночного  хозяйства роль государства  сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению контроля за ценами в условиях конкуренции.

     Государственный сектор в экономике Франции занимает небольшой удельный вес в ВНП  и включает отрасли-монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт), а также некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы).

     В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплаты труда и цены на готовую продукцию.

     Во  втором – государство  оказывает минимальное  воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Такая специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования. Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим  государственного регулирования цен, который частично сохранился до нашего времени.

     На  протяжении 40 лет (1947-1987гг.) государственное  регулирование цен  являлось составной  частью политики «дирижизма» (государственного регулирования экономики). Сложная экономическая  ситуация в стране, сложившаяся к 1947 году, резкое снижение покупательной способности франка, его девальвация обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами.

     В конце 1947 года с учетом некоторого повышения  темпов восстановления экономики, была введена политика «контролируемой свободы цен»: предприниматели получили возможность изменять цены, предупредив об этом государственные органы, которые могли отменить такие изменения. Однако уже в начале 1948 года цены на товары были переведены на режим полной или частичной свободы установления.

     Вместе с тем в течение последующих лет (1949-1957гг.) правительством Франции были приняты 6 законов о блокировке цен, что привело к постепенному ужесточению ценового контроля.

Информация о работе Ценообразование и регулирование в развитых странах (США, Франция)