Развитие социологии в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:26, реферат

Краткое описание

Этапы развития социологии в США. Чикагская и Колумбийская школы.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

 

 

     Академическая социология вплоть до начала XX в. имела  очень мало общего с социальными  исследованиями, которые проводились не столько с научными целями, сколько для того, чтобы привлечь внимание общественности к социальным проблемам, требующим безотлагательных реформ.

     В первой половине XX столетия на Западе, прежде всего в Европе и Америке, быстро развивалась эмпирическая социология. Она представляет собой современное  проявление социологического позитивизма, начало которому положили О. Конт, Г. Спенсер  и Э. Дюркгейм. Однако в отличие от своих предшественников представители современной эмпирической социологии отказались от исследования фундаментальных проблем социальной философии, в том числе от изучения общества как целостного социального организма, законов его развития. Они сосредоточили свое внимание на отдельных явлениях общественной жизни. Четко прослеживается установка на то, чтобы превратить социологию в точную и по сути прикладную научную дисциплину.

     Эмпирическая  социология - это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).

     Эмпирическая  социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашего столетия как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логики развития. Хотя се роль в становления социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась прежде всего потребностями общества.

     Появление эмпирической социологии было связано  с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск  объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов.

     Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в  США. На процесс "прагматизации" социологии оказало влияние превращение  прагматизма в национальную философию  США. Прагматизм, в самом широкой смысле слова, был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Восприняв некоторые идеи Г.Спенсера, американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию не между биологическими и социальными явлениями и процессами

     Характерными  чертами эмпирической социологии являются:

     1) отождествление научной социологии  с эмпирической социологией;

     2) разрыв между теоретическими  и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;

     3) увлечение математическими методами  анализа данных, приводящее в  некоторых случаях к сужению  горизонта исследования и отказу  от теоретических обобщений.

     Внутри  эмпирической социологии выделяют две  ветви - академическую и прикладную.

     Задача  академической усматривается в  создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологи» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.

     Прикладные  эмпирические исследования, в отличие  от академических, направлены на решение  четко определенных практических задач  и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70-80-е тт. произошло резкое увеличение объема прикладных исследований.

     Для эмпирической социологии в целом  остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом.

     Особенности развития эмпирических исследований в США:

     1. По четко поставленной проблеме проводится масштабное исследование и тщательно разработанными методами получения информации.

     2. Исследования проводились на  базе университетских подразделений,  на основе проектов, которые субсидировались  государством.

      3. Результаты исследований, как правило, содержали практические рекомендации, которые воплощались в жизнь (утилитаризм).

     4. Важнейшая черта исследований  – прагматизм.

     Cоциальные обследования первоначально проводились без какой-либо связи с университетской научной традицией. Одна из первых такого рода разработок - обследование В. Дюбуа “Филадельфийский негр”. В течение 15 месяцев Дюбуа собирал сведения о жилищных условиях, работе, доходах и образовании негров в Филадельфии. Суммарное количество обследованных составило 9 тыс. человек. Это была первая работа по расовой проблематике, открывшая важное направление социальных обследований. Широкую известность получило социальное обследование Питтсбурга, проведенное в 1909 - 1914 гг. Полом Келлогом. Им были собраны подробные сведения о занятости рабочих в сталелитейной промышленности Питтсбурга, их доходах, состоянии здоровья, условиях труда и быта, качестве жилища, образовании, уплате налогов, преступности, отдыхе. В 1912 г. Фонд Расселл Сейдж создал Отдел социальных обследований и общественного наблюдения. За 3 месяца до опроса в Спрингфилде (штат Иллинойс) развернулась шумная газетная кампания по выявлению “социальных проблем”. В проект включились все жители города, каждый из которых внес в фонд проекта 10 центов. Кроме того, в работе участвовали тысячи добровольцев. Характерно, что никто из «сервейеров» не ставил вопрос об искажающем влиянии исследовательского энтузиазма на качество данных. Наоборот, целью обследования было вызвать общественный резонанс. В ранней американской социологии обследование (survey) связывалось преимущественно с инженерной ориентацией и воплощало идеалы «Американской мечты». Социальное обследование служило своеобразной формой артикуляции социальной утопии. 

     Чикагская школа эмпирической социологии представляла собой существование в первой половине XX столетия специфическое подразделение университета с довольно рано сложившимися традициями исследовательской деятельности и огромным влиянием на деятельность социологов всей страны, а затем и всего мира.

     Важной  чертой чикагского методологического стиля является стремление к точному эмпирическому описанию процесса социальной дезорганизации на индивидуальном и социальном уровнях. Впервые в истории науки чикагские социологи стали систематически использовать включенное наблюдение, неструктурированное интервью, личные документы и т.п. Комплекс многообразных описаний какого-либо фрагмента городского сообщества получил название case study - исследование случая. При этом “микроскопический” анализ мотивов поведения человека совмещался с теоретической концепцией города как функциональной системы, которую развивал лидер школы Роберт Парк. Case study напоминало сенсационное журналистское расследование. В 1920-е гг. “интервью” отчетливо отделялось от вопросника. Неструктурированные методы сбора данных в сочетании с экспериментом использовали в пригороде Чикаго Хоуторне Ф. Ретлисбергер и Дж. Диксон. Р. Ликерт, П. Лазарсфельд, Р. Мертон и П. Кендалл изучали с помощью неструктурированного интервью установки, потребительское поведение и массовую коммуникацию. 
 

       Характерны объекты исследовательского интереса чикагских социологов:

     жизнеописание польского эмигранта (У. Томас и Ф. Знанецкий), ставшее классическим образцом «истории жизни»;

     положение негров в Чикаго (Ч. Джонсон);

     бродяги-сезонные рабочие, мигрирующие на Запад (Н. Андерсен);

     дезорганизация  семьи (Э. Маурер);

     молодежные  группировки и банды (Ф. Трешер);

     самоубийства (Р. Кейвен);

     еврейское гетто (Л. Вирт);

     социально-территориальная стратификация города – «Золотой берег и трущобы» (X. Зорбау);

     платные танцзалы (П. Кресси);

     внутренняя  жизнь гостиниц (Н. Хайнер),

     организованная  преступность в Чикаго (Дж. Ландеско),

     история жизни преступника - <Джек-роллер> (К. Шау);

     забастовка (Э. Хиллер),

     община русских молокан (П. Юнг).

     Таинственный мир социальных проблем открывался чикагским исследователям примерно так же, как экзотическая культура антропологу.

     Другая  линия получила развитие уже в  Колумбийской социологической школе. Статистические методы в инструментарии социологических исследований окончательно возобладали в 1940-е гг. В 1941 г. вышел первый учебник статистики для социологов, большое значение стало придаваться и оценке репрезентативности данных. Case studies были оттеснены на периферию социологической методологии. Эталоном научного социологического исследования со временем стал планируемый эксперимент, планы которого были разработаны Дональдом Кэмпбеллом. В конце XX в. «исследования случая» обрели новую жизнь. Дж. Митчелл определяет «исследование случая» как подробное изучение события, которое иллюстрирует общий принцип. В монографии Дж. Фиджина, А. Орума и Г. Сьоберга «исследование случая» трактуется как глубинное, всестороннее изучение единичного социального феномена с использованием качественной методологии. Качественно обогащенная, жизненная социология проти-вопоставляется стандартной современной «журнальной социологии» американского образца. Одна из причин популярности «исследований случая» связана с распространением паранауки и ослаблением внутреннего нормативного контроля в профессиональном сообществе. 

     Можно выделить такие исследования (по их результатам были написаны работы), ознаменовавшие вехи развития американской эмпирической социологии 20-50-хх гг. XX в., являющийся достижениями:

     1. Пятитомная работа (2 тома – письма поляков из Польши в Америку и из Америки в Польшу; 1 том – развернутая биография одного поляка; 2 тома – теоретические размышления по поводу социологии, личности, адаптации личности, ситуации) этого периода Чикагской школы «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (1918 — 1920), опубликованная Уильямом Айзеком Томасом (1863 — 1947) и Флорианом Витольдом Знанецким (1882 — 1958). Изученные в ней процессы миграции и социальной адаптации впервые строились на основе строгого качественного и количественного анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий поляков, как переехавших в США, так и остающихся в Польше).

     Томас и Знанецкий «Польский  крестьянин в Европе и Америке» 
Уильям Исаак Томас (1863-1947). В 1895 г. У. И. Томас стал сотрудником Чикагского отделения социологии, где в 1896 г. написал свою диссертацию. Благодаря тому, что Томас подчеркивал необходимость проведения научных иссле-дований по социологическим вопросам (Lodge, 1986), его влияние на социологию не ослабевало долгое время. Хотя он много лет защищал эту позицию, главное его слово прозвучало в 1918 г., когда была опубликована книга «Польский крестьянин в Европе и Америке», соавтором Томаса по которой стал Флориан Знанецкий. Эта книга стала результатом восьмилетнего ис¬следования, проводившегося в Европе и Соединенных Штатах и явилась, прежде всего, анализом социальной дезорганизации среди польских переселенцев. Сами данные вскоре потеряли свое значение, однако в первую очередь была важна методология. Она включала разнообразные источники, в том числе автобиографический материал, выписки об оплате, письма родственникам, газетные подшивки, официальные документы и деловую корреспонденцию. Хотя «Польский крестьянин» был, главным образом, макросоциологическим исследованием социальных институтов, по мере продвижения в своей профессии Томас стал тяготеть к микроподходу, социально-психологической ориентации. Он наиболее известен следующим своим социально-психологическим утверждением (сделанным в книге, написанной совместно с Дороти Томас): «Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям» (Thomas and Thomas, 1928, p. 572). Акцент был сделан на важности того, что думают люди и как это влияет на то, что они делают. Пятитомная работа Уильмана Томаса и Флориана Знанецкого, посвященная изучению положению польских иммигрантов крестьянского происхождения в условиях американской цивилизации.

     Поставили своей целью исследовать, как  присущие первичным группам польского  крестьянства формы интеграции терпят в новых условиях кризис, который  ведет к дезорганизации этих групп. Групповая дезорганизация-это состояние, когда члены группы в своем  подавляющем большинстве начинают ориентироваться на иные ценности, чем ей присущи традиционно. Тогда возникает потребность в институциональном оформлении новых установок, в реорганизации группы. Основное внимание авторов и сосредоточено именно на исследовании процессов изменений в крестьянском иммигрантской среде на уровне групповой организации.

     Первичные группы выступают элементами более сложных структурных образований, прежде всего, классовой организации. Авторы сосредотачивают внимание на изменениях между традиционной и современной структурой польского общества. Традиционные классы этого общества имели две иерархических структуры: первую- основную-связанную с сельским населением, вторую-производную-типичную для городского населения. В современном польском обществе старая классовая структура постепенно теряла свое значение. Увеличивается количество людей, которые порвали со своим классом или окружением. По сравнению со старой новая иерархия общественных слоев является значительно более мобильной, она открывает перед личностью намного большие возможности для изменения своего статуса. Исследователи приходят к выводу, что проблема взаимосвязи между индивидуальной организацией жизни и социальной структурой лежит прежде всего в согласовании стабильности социальной системы с реальностью индивидуалистических начинаний; заметной чертой современного общественного развития выступает как раз удерживание стабильных социальных связей в условиях, когда индивидуальная активность приобретает все больший вес во всех участках нашей культурной жизни.  

     2. Исследование супругов Линд (Роберт  и Лена) «Мидлтаун». В этом исследованиив  течение многих лет изучался  небольшой американский городок, а именно: особенности жизни людей, их трудовая деятельность, формы досуга, взаимоотношения старшего и младшего поколения и т.д.

     Сходное исследование проводилось П. Лазарсфельдом в городке Мариенталь, но проект Лазарсфельда был посвящен социальным и психологическим последствиям безработицы.  
3. Исследование Самуэла Стауффера «Американский солдат», в ходе которого было опрошено около 500 тыс. американских солдат и офицеров, на основании чего были предложены мероприятия по реорганизации американской армии. В июне 1941г в министерстве обороны был издан указ, запрещающий проводить исследования личного состава армии, так как они содержат критические замечания, расшатывающие воен организацию. Но через 5 месяцев в качестве исключения группе социологов и психологов было разрешено исследовать 1 из пехотных дивизий спустя день после бомбардировки Перл-Харбора. В результате - доклад относительно некоторых методов и системы руководства в армии. В итоге был введен целый ряд изменений в принципах и методах руководства в военных частях. 2-й результат — организация систематических исследований в армии, главным образом - социально-психологического характера. До конца войны было проведено около 200 социологических исследований, 0,5 миллиона человек охвачено различными видами опросов. Предметом исследования является моральный климат, настроения в частях, установки военных и др. 
Стауффер предложил проводить в армии социальный мониторинг – систему постоянного слежения за психическим состоянием солдат. Полученные результаты вскрыли социальные закономерности поведения людей в боевых действиях, факторы, влияющие на эффективность поведения солдат в бою. Установлена взаимосвязь между характером военной подготовки солдат и их социальными установками, между установками и аф-фективным ведением боевых действий. Подход, предложенный Стауффером характеризуется следующими чертами:

Информация о работе Развитие социологии в США