Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:26, реферат
Этапы развития социологии в США. Чикагская и Колумбийская школы.
1. Использование анкетного опроса вместо интервью.
2.
Статистическая проверка
3.
Особое внимание к
4.
Были предложены методы
5.
Был использован метод
В 40 - 50-е гг. эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т.Парсоном и его последователями. Но и сам структурный функционализм рождался вполне эмпирически ориентированной социологии, учитывавшей важную роль и значение теории в эмпирических исследованиях. С появлением структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем. Но при этом сохраняется внимание к точке зрения субъекта действия, хотя она утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане "принцип понимания" вытесняется "принципом объяснения". Но чем тщательнее разрабатывался понятийный аппарат в "теории социального действия" Т.Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурного функционализма, которую начал в конце 40-х гг. Р.Мертон и которая продолжается и в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, которых добились социологи самых различных школ и направлений.
Структурно-
Толкотт Парсонс (1902—1979). Классик мировой социологии, основоположник системно-функциональной парадигмы. Разработал метатеорию — теорию действия, на её основе — теорию систем. Предложил структуру элементарного акта действия:
Основные черты функционализма для самого общества таковы:
Основные функции, которые должны выполняться в любой социальной системе:
Теорию дорабатывал Роберт Мертон (1910—2003). Ввел в социологию понятие «ТСУ» — (Теория среднего уровня), понятие явных и латентных функций. Построение всеобъемлющей теории считал преждевременным, так как для этого нет материалов. Теория Парсонса по его мнению не применима к практике, потому нужна альтернатива — ТСУ. ТСУ — теории, ориентированные на ограниченный круг явлений и подкрепленные эмпирическими данными (например, изучение преступности дает материал для теории девиации и т. п.). Основная теорема функционального анализа Роберта Мертона: «Точно также, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции — так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями»
Рассмотрение развития эмпирической социологии в США в 20-50-хх гг. XX в. было бы неполным без рассмотрения такого направления как «человеческие отношения в промышленности», сформировавшегося в конце 20-х гг. и существующего по настоящее время (представители — Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др.). Так Элтон Мэйо (1880—1949) с коллегами в ходе хоторнских экспериментов на предприятиях компании «Дженерал электрик», положивших начало доктрине «человеческих отношений», В результате этого эксперимента исследователи открыли и обосновали явление неформальной организации трудовых коллективов.
Также, рассматривая развитие эмпирической социологии в 20-50-х гг. XX в., нельзя не упомянуть исследования малых групп Джекобом Морено (1892—1979), автора такого направления, как социометрия, отличительной чертой которого является акцент на характере межличностных отношений в группе. Морено с помощью опроса участников группы (как они относятся к своим товарищам, кто им нравится или не нравится, с кем бы они хотели или не хотели работать) делалось графическое изображение структуры социально-психологических отношений (проводился количественный анализ внутригрупповых процессов). Данные исследования позволили Дж. Морено сделать вывод, что социальная напряженность и разного рода конфликты путем перегруппировки людей для того, чтобы в одной группе оказывались люди, симпатизирующие друг другу.
В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблем. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в ряде стран еще и в научных институтах.