Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:04, реферат
Проблемы развития общественной жизни волновал человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали еще древнегреческие философы Платон (427 – 347 до н.э.) и Аристотель (384 –322 до н.э.). Однако самостоятельное развитие социологии началось гораздо позднее. Дело в том, что многие науки в период своего формирования существовали не отдельно, а в рамках философии. Они выходили из-под ее крыла постепенно, по мере того, как накапливали объем знаний и специализировались на определенной сфере исследований.
история развития социологии
Проблемы развития общественной жизни волновал человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали еще древнегреческие философы Платон (427 – 347 до н.э.) и Аристотель (384 –322 до н.э.). Однако самостоятельное развитие социологии началось гораздо позднее. Дело в том, что многие науки в период своего формирования существовали не отдельно, а в рамках философии. Они выходили из-под ее крыла постепенно, по мере того, как накапливали объем знаний и специализировались на определенной сфере исследований. Так было и с социологией, которая на самостоятельную дорогу развития вышла лишь в 30 – 40 г.г. 19 века. А в 20 веке процесс специализации и отраслевого деления пошел уже внутри самой этой науки. Появились такие ее отдельные направления, как социология труда, экономическая социология, социология семьи и другие.
Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798 – 1857), который ввел в употребление и сам термин «социология». Конт был активным популяризатором наук и точного знания и призывал социологов исследовать общество строго на научной основе. Однако не все согласились со столь однозначным подходом. И поэтому позднее в методологии обществоведения выявились 2 конкурирующих направления: позитивизм и антипозитивизм.
Позитивизм и антипозитивизм в социологии. Суть основанного Контом позитивизма можно свести к следующему. Социологии не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно – такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют объективные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных наук» - биологии, анатомии и др. Она должна применять те же познавательные средства и методы и быть столь же конкретной и доказательной, как они.
Таким образом, позитивисты выступали за построение обществознания по модели естествознания, за объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая (объясняющая социология), по их мысли, должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.
Иной подход к науке об обществе проявили сторонники антипозитивизма и так называемой «понимающей социологии». Основоположником последней был немецкий социолог, философ, историк
Макс Вебер (1864-1920). Он и его последователи выступили за исследование социальной жизни на основе ее понимания и допустимости субъективных оценок.
Они не согласились с унификацией наук: науки о природе – это одно, а наука об обществе – другое. Социология должна применять свой особый метод познания. Природные явления объективны, существуют независимо от сознания и воли людей. Они более стандартны и поэтому больше подходят для точных изменений естественно-научными методами и для обобщающих выводов. Общество же – результат человеческих действий, культурный продукт, постоянно изменяемый и совершенствуемый людьми. Оно состоит из во многом неповторимых личностей, что требует индивидуализированных подходов и проникновенного понимания. В то же время полученные на основе такого понимания могут проверяться с помощью методов точных естественных наук.
Контуры развития западной социологии.
Центром социологической мысли
в 19 веке была Западная Европа. Помимо
Конта и Вебера наиболее значительный
вклад в развитие социологии в
этот период внесли немецкий мыслитель-обществовед
Карл Маркс (1818-1883), английский философ
и социолог Герберт Спенсер (1820-1903)
и французский социолог Эмиль
Дюркгейм (1858-1917). Эти ученые искали
ответы на самые разнообразные
· что и как должна изучать социология
· каковы пути развития
· как регулировать отношения
· что определяет социальное поведение человека
При этом у каждого из них был свой «исследовательский конек», своя «теоретическая изюминка».
Социальные факты –
это особые общественные
Среди «изюминок» Карл Маркс – страстный призыв к ученым не только объяснять мир, но и изменить его. При чем главным средством такого изменения должна стать революция – крутая ломка и всеохватывающий, принудительный переворот в жизни общества. Только так и через уничтожение одного класса (буржуазии) другим (пролетариатом) можно, по мнению Маркса, разрешить противоречия в обществе.
В 20 веке более плодотворно социология развивалась в США. При чем если в Европе она шла вперед благодаря инициативе и энтузиазму отдельных ученых, то исследования американцев с самого начала были хорошо организованы, финансированы и стали составной частью университетского
образования. Широкое использование математики и статистики, методов моделирования и эксперимента сделали социологию в США точной наукой.
Особенно примечательно,
что главные усилия
· каковы мотивы поведения людей
· как лучше осуществлять социальный контроль и управление
· как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность общества
· как обеспечить дух сотрудничества людей в производстве, рост производительности труда, повышение благосостояния граждан
Система Тейлора, или тейлоризм. Своим название эта система обязана американскому инженеру и исследователю Фредерику Тейлору (1856-1915). Тщательно проанализировав производство, Тейлор пришел к выводу, что оно зачастую недостаточно эффективно, т.к. рабочие проявляют пассивность, лень и «работу с прохладцей». Чтобы исправить положение, исследователь впервые разработал систему научной организации труда (НОТ) и рационального управления производство (менеджмента).
В системе управления производством, считал Тейлор, не должно быть никакой филантропии. Необходимо, чтобы каждый человек сам отвечал за собственное благополучие. Процесс труда должен быть предельно рациональным, а нормы выработки – высокими. Кто не справляется с нормами, получает меньше других. Оплата труда работника должна точно соответствовать его личному вкладу в производство.
Теория «человеческих отношений». Критики Тейлора упрекали его в чрезмерной жестокости и преувеличении роли физических и материальных факторов в производстве. Они предложили иные пути повышения эффективности производства. Так, на рубеже 20 – 30-х годов 20 века американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880-1949) и его сторонники провели многочисленные эксперименты и разработали теорию «человеческих отношений». В ней они предложили поставить в центр внимания самого человека-работника, заявив, что с ним надо обращаться как с «социально-психологическим существом», а не как с «биологической машиной».
Для повышения хозяйственной
эффективности важны не только материальные
стимулы. Огромное значение для работника
имеют и психосоциальные
1. сплоченность группы, в которой работает индивид
2. благоприятный моральный климат в ней
3. хорошие взаимоотношения с руководством
4. учет интересов работника
5. удовлетворенность его своим трудом
Отсюда, управляя производством необходимо
· проявлять заботу о людях
· создавать атмосферу гармонии в отношениях индивидов и групп
· дополнять индивидуальное вознаграждение за труд коллективным
· развивать демократический стиль руководства
Теория иерархии потребностей. Эта теория американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970) рисует еще более хитрый механизм воздействия запросов людей на их поведение. Согласно ей, многообразные человеческие потребности объединяются в группы и располагаются шаг за шагом по степени их насущности и очередности влияния на поведение людей. Так в одном из вариантов этой концепции выделяются следующие 6 уровней потребностей.
Главная идея здесь в том,
что потребности каждого более
высокого уровня становится насущным
для людей и могут определять
их поведение лишь после того, как
удовлетворены потребности
Основная идея бихевиоризма. Бихевиоризм представляет собой одну из ведущих направлений в американской психологии конца 19 – начала 20 века. Родоначальники бихевиоризма американские психологи Эдуард Торндайк (1874-1949) и Джон Уотсон (1878-1958) и их сторонники действительно стремились создать научно обоснованную «технологию поведения» человека.
При этом, при аналогии с животными, понятие поведения сводилось простейшей формуле «стимул-реакция». Есть стимулы, т.е. те или иные побудительные воздействия на людей, и есть реакция (ответные действия) на них. К примеру, начавшийся дождь (стимул) заставляет нас раскрыть зонт (реакция). Некоторые «схемы поведения» даны человеку от рождения (дыхание, глотание, откашливание и т.д.). Другим реакциям можно научить, а соответствующие упражнения помогут довести их до автоматизма. Тем самым открывается возможность регулировать поведение людей и создать гармонию в обществе.
Однако критики бихевиоризма усмотрели в нем упрощение человека и его поведения, неправомерное отождествление жизни животных и социального бытия людей. Из формулы «стимул-реакция», в частности, выпадают фактор сознания человека и влияние на него общества, окружающих людей. И в самом деле, как без учета сознания объяснить, скажем, разное поведение людей в одинаковых ситуациях?
Почему, например. один человек откликается на крик о помощи со стороны жертвы бандитского нападения, а другой – нет? Или почему одни люди берут предлагаемую взятку, другие – брезгливо и с достоинством отворачиваются? Стимулы (зов о помощи, взятка) одни и те, же, а реакции разные. Наконец, какой стимул движет летчиком, который ценой своей жизни уводит падающий самолет подальше от жилья?
Подобные «нестыковки» впоследствии подорвали популярность бихевиоризма, хотя в 1930-е годы он самообновился и был преобразован в необихевиоризм (новый). В то же время такие достоинства бихевиоризма, как - научность, строгость и точность исследований;
- широкая опора на математику и статистику;
- новые методики экспериментов и т.д.
все это позволило социологам и психологам использовать его для решения многих практических задач. Кроме того, сегодня в ходу и еще один термин – бихевиоральные науки. Он подразумевает как самостоятельную поведенческую науку, так и соответствующие разделы психологии, социологии и других наук, в которых изучаются различные аспекты(точка зрения) поведения живых организмов.
Основные вехи развития социологии в России.
В России из-за революции
1917 года идеологических запретов
и ограничений со стороны
Первый этап (с середины 19 в. до 1920-х г.г.) был наиболее разнообразным и плодотворным. Российская социологическая мысль продвигалась здесь по целому ряду направлений.
· В чем состоит социальный прогресс?
· Какова роль личности и широких народных масс в истории?
· Какие факторы (географические, социально-экономические, психологические и т.д.) оказывают наибольшее воздействие на развитие общества?
Эти и другие проблемы волновали
наших отечественных
Так, например, русский
социолог, историк и правовед
Максим Ковалевский (1851-1916) видел
прогресс общества в росте
человеческой солидарности (от франц.
– действующий заодно), во все
большем единстве людей и
Оппоненты Ковалевского,
в частности, русский марксист
Владимир Ленин (1970-1924), напротив,
видели выход из социальных
противоречий только в
На втором этапе
развитие социологии было
На третьем этапе,
в условиях коммунистической
диктатуры (неограниченная
Тоталитарный (основанном на полном контроле) режим коммунистов не нуждался в праведной информации, научных исследованиях реальных социальных процессов. Ему нужны были пропаганда «преимуществ и успехов социализма», утверждение в обществе единой марксистско-ленинской идеологии и подчинение ей всей научной и культурной жизни страны (так называемая идеологизация).
Четвертый этап в
жизни отечественной