История развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:04, реферат

Краткое описание

Проблемы развития общественной жизни волновал человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали еще древнегреческие философы Платон (427 – 347 до н.э.) и Аристотель (384 –322 до н.э.). Однако самостоятельное развитие социологии началось гораздо позднее. Дело в том, что многие науки в период своего формирования существовали не отдельно, а в рамках философии. Они выходили из-под ее крыла постепенно, по мере того, как накапливали объем знаний и специализировались на определенной сфере исследований.

Файлы: 1 файл

история развития социологии.docx

— 22.72 Кб (Скачать)

история развития социологии

Проблемы развития общественной жизни волновал человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали  еще древнегреческие философы Платон (427 – 347 до н.э.) и Аристотель (384 –322 до н.э.). Однако самостоятельное развитие социологии началось гораздо позднее. Дело в том, что многие науки в период своего формирования существовали не отдельно, а в рамках философии. Они выходили из-под ее крыла постепенно, по мере того, как накапливали объем знаний и специализировались на определенной сфере исследований. Так было и с социологией, которая на самостоятельную дорогу развития вышла лишь в 30 – 40 г.г. 19 века. А в 20 веке процесс специализации и отраслевого деления пошел уже внутри самой этой науки. Появились такие ее отдельные направления, как социология труда, экономическая социология, социология семьи и другие.

Возникновение социологии связывают  с именем французского философа Огюста Конта (1798 – 1857), который ввел в употребление и сам термин «социология». Конт был активным популяризатором наук и точного знания и призывал социологов исследовать общество строго на научной основе. Однако не все согласились со столь однозначным подходом. И поэтому позднее в методологии обществоведения выявились 2 конкурирующих направления: позитивизм и антипозитивизм.

Позитивизм и антипозитивизм в социологии. Суть основанного Контом позитивизма можно свести к следующему. Социологии не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно – такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют объективные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных наук» - биологии, анатомии и др. Она должна применять те же познавательные средства и методы и быть столь же конкретной и доказательной, как они.

Таким образом, позитивисты  выступали за построение обществознания по модели естествознания, за объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая (объясняющая социология), по их мысли, должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных  людей.

Иной подход к науке  об обществе проявили сторонники антипозитивизма и так называемой «понимающей социологии». Основоположником последней был немецкий социолог, философ, историк

 

Макс Вебер (1864-1920). Он и  его последователи выступили  за исследование социальной жизни на основе ее понимания и допустимости субъективных оценок.

Они не согласились с унификацией  наук: науки о природе – это  одно, а наука об обществе – другое. Социология должна применять свой особый метод познания. Природные явления  объективны, существуют независимо от сознания и воли людей. Они более  стандартны и поэтому больше подходят для точных изменений естественно-научными методами и для обобщающих выводов. Общество же – результат человеческих действий, культурный продукт, постоянно изменяемый и совершенствуемый людьми. Оно состоит из во многом неповторимых личностей, что требует индивидуализированных подходов и проникновенного понимания. В то же время полученные на основе такого понимания могут проверяться с помощью методов точных естественных наук.

Контуры развития западной социологии. Центром социологической мысли  в 19 веке была Западная Европа. Помимо Конта и Вебера наиболее значительный вклад в развитие социологии в  этот период внесли немецкий мыслитель-обществовед  Карл Маркс (1818-1883), английский философ  и социолог Герберт Спенсер (1820-1903) и французский социолог Эмиль  Дюркгейм (1858-1917). Эти ученые искали ответы на самые разнообразные обществоведческие  вопросы:

 

· что и как должна изучать  социология

 

· каковы пути развития

 

· как регулировать отношения

 

· что определяет социальное поведение человека

 

При этом у каждого из них  был свой «исследовательский конек», своя «теоретическая изюминка».

 Социальные факты –  это особые общественные явления,  порожденные объединенными действиями  людей и их коллективным сознанием.  Это, в частности, действующие  в обществе моральные и правовые  нормы, определенные традиции  и привычки, сложившееся отношение  к религии, образованию, науке  и иным духовным ценностям.  Именно социальные факты отличают  одно общество от другого. И  они же определяют поведение  индивидов среди других людей. 

 Среди «изюминок» Карл  Маркс – страстный призыв к  ученым не только объяснять  мир, но и изменить его. При чем главным средством такого изменения должна стать революция – крутая ломка и всеохватывающий, принудительный переворот в жизни общества. Только так и через уничтожение одного класса (буржуазии) другим (пролетариатом) можно, по мнению Маркса, разрешить противоречия в обществе.

 В 20 веке более плодотворно  социология развивалась в США.  При чем если в Европе она шла вперед благодаря инициативе и энтузиазму отдельных ученых, то исследования американцев с самого начала были хорошо организованы, финансированы и стали составной частью университетского

 

 

образования. Широкое использование  математики и статистики, методов  моделирования и эксперимента сделали  социологию в США точной наукой.

 Особенно примечательно,  что главные усилия американских  ученых всегда фокусировались  на решении практических задач

 

· каковы мотивы поведения  людей

 

· как лучше осуществлять социальный контроль и управление

 

· как преодолевать конфликты  и поддерживать стабильность общества

 

· как обеспечить дух сотрудничества людей в производстве, рост производительности труда, повышение благосостояния граждан

 

Система Тейлора, или тейлоризм. Своим название эта система обязана  американскому инженеру и исследователю  Фредерику Тейлору (1856-1915). Тщательно  проанализировав производство, Тейлор пришел к выводу, что оно зачастую недостаточно эффективно, т.к. рабочие  проявляют пассивность, лень и «работу  с прохладцей». Чтобы исправить  положение, исследователь впервые  разработал систему научной организации  труда (НОТ) и рационального управления производство (менеджмента).

В системе управления производством, считал Тейлор, не должно быть никакой  филантропии. Необходимо, чтобы каждый человек сам отвечал за собственное  благополучие. Процесс труда должен быть предельно рациональным, а нормы выработки – высокими. Кто не справляется с нормами, получает меньше других. Оплата труда работника должна точно соответствовать его личному вкладу в производство.

Теория «человеческих  отношений». Критики Тейлора упрекали его в чрезмерной жестокости и  преувеличении роли физических и  материальных факторов в производстве. Они предложили иные пути повышения  эффективности производства. Так, на рубеже 20 – 30-х годов 20 века американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880-1949) и его сторонники провели многочисленные эксперименты и разработали теорию «человеческих отношений». В ней они предложили поставить в центр внимания самого человека-работника, заявив, что с ним надо обращаться как с «социально-психологическим существом», а не как с «биологической машиной».

Для повышения хозяйственной  эффективности важны не только материальные стимулы. Огромное значение для работника  имеют и психосоциальные факторы 

1. сплоченность группы, в  которой работает индивид

2. благоприятный моральный  климат в ней 

3. хорошие взаимоотношения  с руководством

4. учет интересов работника 

5. удовлетворенность его  своим трудом 

Отсюда, управляя производством  необходимо

 

· проявлять заботу о людях

 

· создавать атмосферу  гармонии в отношениях индивидов  и групп

 

· дополнять индивидуальное вознаграждение за труд коллективным

 

· развивать демократический  стиль руководства

 

 

Теория иерархии потребностей. Эта теория американского психолога  Абрахама Маслоу (1908-1970) рисует еще более хитрый механизм воздействия запросов людей на их поведение. Согласно ей, многообразные человеческие потребности объединяются в группы и располагаются шаг за шагом по степени их насущности и очередности влияния на поведение людей. Так в одном из вариантов этой концепции выделяются следующие 6 уровней потребностей.

Главная идея здесь в том, что потребности каждого более  высокого уровня становится насущным для людей и могут определять их поведение лишь после того, как  удовлетворены потребности нижних уровней. И действительно, человеку, как говорится, «не до театра», если он голоден или не имеет крыши  над головой. Идеи Маслоу нашли практическое применение в программах по улучшению стиля управления и обогащению труда, а также в сфере воспитания.

Основная идея бихевиоризма. Бихевиоризм представляет собой  одну из ведущих направлений в  американской психологии конца 19 –  начала 20 века. Родоначальники бихевиоризма американские психологи Эдуард Торндайк (1874-1949) и Джон Уотсон (1878-1958) и их сторонники действительно стремились создать научно обоснованную «технологию поведения» человека.

При этом, при аналогии с животными, понятие поведения сводилось простейшей формуле «стимул-реакция». Есть стимулы, т.е. те или иные побудительные воздействия на людей, и есть реакция (ответные действия) на них. К примеру, начавшийся дождь (стимул) заставляет нас раскрыть зонт (реакция). Некоторые «схемы поведения» даны человеку от рождения (дыхание, глотание, откашливание и т.д.). Другим реакциям можно научить, а соответствующие упражнения помогут довести их до автоматизма. Тем самым открывается возможность регулировать поведение людей и создать гармонию в обществе.

Однако критики бихевиоризма усмотрели в нем упрощение  человека и его поведения, неправомерное  отождествление жизни животных и  социального бытия людей. Из формулы  «стимул-реакция», в частности, выпадают фактор сознания человека и влияние на него общества, окружающих людей. И в самом деле, как без учета сознания объяснить, скажем, разное поведение людей в одинаковых ситуациях?

Почему, например. один человек откликается на крик о помощи со стороны жертвы бандитского нападения, а другой – нет? Или почему одни люди берут предлагаемую взятку, другие – брезгливо и с достоинством отворачиваются? Стимулы (зов о помощи, взятка) одни и те, же, а реакции разные. Наконец, какой стимул движет летчиком, который ценой своей жизни уводит падающий самолет подальше от жилья?

Подобные «нестыковки» впоследствии подорвали популярность бихевиоризма, хотя в 1930-е годы он самообновился и был преобразован в необихевиоризм (новый). В то же время такие достоинства бихевиоризма, как - научность, строгость и точность исследований;

- широкая опора на математику  и статистику;

- новые методики экспериментов  и т.д.

все это позволило социологам и психологам использовать его для  решения многих практических задач. Кроме того, сегодня в ходу и  еще один термин – бихевиоральные науки. Он подразумевает как самостоятельную поведенческую науку, так и соответствующие разделы психологии, социологии и других наук, в которых изучаются различные аспекты(точка зрения) поведения живых организмов.

 

 Основные вехи развития  социологии в России.

 

 В России из-за революции  1917 года идеологических запретов  и ограничений со стороны коммунистов  социология в 20 веке развивалась  крайне неравномерно. В целом  в ее российской истории можно  выделить четыре основных периода. 

 Первый этап (с середины 19 в. до 1920-х г.г.) был наиболее разнообразным и плодотворным. Российская социологическая мысль продвигалась здесь по целому ряду направлений.

 

· В чем состоит социальный прогресс?

 

· Какова роль личности и  широких народных масс в истории?

 

· Какие факторы (географические, социально-экономические, психологические  и т.д.) оказывают наибольшее воздействие  на развитие общества?

 

Эти и другие проблемы волновали  наших отечественных обществоведов  в предреволюционный период.

 Так, например, русский  социолог, историк и правовед  Максим Ковалевский (1851-1916) видел  прогресс общества в росте  человеческой солидарности (от франц.  – действующий заодно), во все  большем единстве людей и социальной  гармонии. Он не принял идею  Карла Маркса о том, что противоречия  в обществе разрешимы лишь  через классовую борьбу. На смену  разобщенности между трудом и  капиталом, полагал он, постепенно  идет сотрудничество. Неизбежные  конфликты можно улаживать мирно,  с помощью государства. В связи  с этим и революцию Ковалевский  рассматривал как противоестественную  форму развития общества, как  случайное или даже патологическое (болезненное, нездоровое) явление  – следствие ошибок правительства.

 Оппоненты Ковалевского, в частности, русский марксист  Владимир Ленин (1970-1924), напротив, видели выход из социальных  противоречий только в непримиримой  борьбе пролетариата с буржуазией  и в революции. Совершенный  ленинцами октябрьский (1917) переворот  в России предопределил и новые  ориентиры социологических исследований.

 На втором этапе  развитие социологии было направлено  по одному теоретическому руслу  – руслу коммунистической идеологии,  и подчинялось потребностям строительства  социализма в России (с 1922 –  в СССР) и стимулирования рабочего  и коммунистического движения  в мире.

 На третьем этапе,  в условиях коммунистической  диктатуры (неограниченная власть), социология была практически  ликвидирована. 

 

Тоталитарный (основанном на полном контроле) режим коммунистов  не нуждался в праведной информации, научных исследованиях реальных социальных процессов. Ему нужны были пропаганда «преимуществ и успехов социализма», утверждение в обществе единой марксистско-ленинской идеологии и подчинение ей всей научной и культурной жизни страны (так называемая идеологизация).

 Четвертый этап в  жизни отечественной социологии  – этап ее постепенного возрождения  (наступлением «хрущевской оттепели»). В Советском Союзе стали появляться  специализированные социологические  учреждения, объединения ученых, журналы,  вузовские кафедры, лаборатории  и т.д. Однако наиболее широко  и свободно социологические исследования  развернулись на волне «горбачевской  перестройки» (вторая половина 1980-х). В нынешней России, начавшей двигаться  в направлении демократии, для  социологов открывается все новые  и новые сферы исследований.

Информация о работе История развития социологии