Этапы и тенденции развития социологической мысли. Зарождение социологии как науки. История развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 19:37, курс лекций

Краткое описание

С давних времен человека интересовали проблемы, связанные с ее собственным существованием среди других людей. Почему люди стремятся жить среди других людей, а не отдельно?

Оглавление

1. Предпосылки возникновения социологии.

2. Античный период.

3. Новое время.

4. Современный этап. Классический период в развитии социологии. (2-а половина19в - нач.20в).

5. Современные социологические школы.

6. История социологии в Украине.

Файлы: 1 файл

История социологии.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Тема: Этапы  и тенденции развития социологической  мысли. Зарождение социологии как науки. История развития социологии.

1. Предпосылки возникновения социологии.

2. Античный период.

3. Новое время.

4. Современный этап. Классический период в развитии социологии. (2-а половина19в - нач.20в).

5. Современные социологические школы.

6. История социологии в Украине.

 

1. Предпосылки  возникновения социологии.

С давних времен человека интересовали проблемы, связанные с  ее собственным существованием среди  других людей. Почему люди стремятся жить среди других людей, а не отдельно? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним разрешено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и другие вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором она существует. Примером таких размышлений служат книги философов даосской школы Моцзи, с которых начинались первые попытки на основе наблюдений и соображений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты "Махабхараты", например, определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех людей.

 

2. Античный  период.

Античный период развития протосоциологических знаний охватывает I тыс. до н.э. - IV в. н. э. Наиболее характерные его особенности в политико-социальных учениях древних Египта, Двуречья, Индии, Китая, Рима, Греции. Главными были вопросы политического управления, функционирования власти и правосудия.

Первых социологов античности называют социальными философами.

Одним из самых известных  античных обществоведов является Платон, настоящее имя - Аристокл (427 - 347 до н.э.). Размышляя над тем, каким должно быть идеальное государство, утверждал, что большинство людей лишь благодаря собственным усилиям не могут приблизиться к совершенству, что влечет необходимость в государстве и законах.

Идеальное государство, по мнению Платона, создается не в интересах индивида или отдельного слоя, а ради целого, то есть самого государства, вне которой индивид существовать не может.

В античности "общество" и "государство" не различались, оба  понятия употреблялись как синонимы.

Платон в труде "Государство" подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на 3 класса:

- высшее; состоящий из  мудрецов, что управляют государством;

- средний включает воинов, охраняющих государство от смуты и беспорядки.

- низкий; там числились  ремесленники и крестьяне.

Чтобы высший класс не злоупотреблял властью, его нужно  лишить частной собственности, которая  развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых, что ведут суровый образ жизни.

Государство Платона - это идеократия. Ради социальной справедливости он предлагал отменить семью как социальный институт и подчинял семейные отношения людей государстве. . считал, что индивидуального счастья его государство не предусматривает - члены идеального государства счастливы вместе.

Аристотель (387-322 до н. э.) считал, что первым элементом любой исторической единицы родовая община. Государство является объединение родовых общин.

Другой основной элемент  любой исторической государства - рабство. Ни одно государство, за Аристотелем, немыслима  без господ и рабов.

Аристотель считал, что

- опора порядка - средний  класс. Кроме него существуют:

- богатая плутократия;

- лишен собственности  пролетариат.

Государство лучше всего  управляется в том случае, если:

1. Масса бедняков не  была отстранена от участия  в управлении;

2. Эгоистические интересы  богатых ограничены;

3. Средний класс более  многочисленное и сильнее, чем два других.

Аристотель учил, что:

- Несовершенство общества  исправляется не сравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенства, а до выравнивания шансов.

- Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не жалуются друг на друга, так как каждый занят своим делом. Если в обществе есть такие, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, а получает много.

Греческая мысль античного  периода воспринимала и изображала человека как существо, созданную  для жизни в государстве. Человек  идентифицировать с гражданином - взаимозависимым, неразрывным элементом в обществе.

 

3. Новое время  (15--17 ст.)

Николо  Макиавелли (1469-1527 гг.)

В произведении "Государь" ставил акцент не на структуру общества, а на поведение политического  лидера.

Макиавелли говорил, что  правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

1-й  закон гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти.

Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они  накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили.

2-й  закон: умный правитель не должен выполнять все свои обещания, иначепопадешь в зависимость от подчиненных. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, но зло - признак твердости. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо быть добрым, а чтобы ее удержать, надо быть злым.

3-й  закон: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказание же нужно проводить сразу и в больших дозах. Одноразовая жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянута во времени

Заслугой Макиавелли является преодоление теологических идей и исследования государства как общественного явления.

Томас Гоббс(1588-1679 гг.)

Разработал теорию общественного  договора, которая послужила основой  учения о гражданское общество. Все  люди рождаются равными, и каждый имеет одинаковое с другими "право на все". Взаимные опасения побуждает людей создавать общество, помогая выжить в конкуренции.

До возникновения государства  люди находились в состоянии общей  войны, постоянного соперничества, жестокой конкуренции. Догромадянське общество: война всех против всех или социальная борьба за выживание.

Гражданское общество: высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен защиту государства

С появлением государства прекращается война всех против всех.

Одним из первых в европейской науке  к идее разделения государства и  общества пришел Джон Локк (1632-1704рр.). Он считал, что власть - это производная  от общества, которая призвана выполнять  его волю. Если же она узурпирует права, угрожает жизни, имуществу граждан, то она не только не нужна, но и вредна. Поэтому народ имеет право на замену такой власти на ту, которая ему по душе.

4. Современный этап (сер.19 - начале xx ст.)

Классический период в развитии социологии. (2-а половина19ст. - поч.20ст.)

Европейское общество вступает на путь капиталистического развития. О. Конт и

К. Маркс застали начальную стадию капитализма. Э. Дюркгейм и М. Вебер - продвинутую. Естественно, что первые и вторые описывали абсолютно  разные общества. Отсюда и различие их взглядов.

Основателем социологии был известный  французский ученый Огюст Конт.

Огюст Конт (1798 - 1875) выразил в своем творчестве идеалы прогресса политической и экономической свободы, надежды на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. О. Конт вывел закон трех стадий развития социального разума:

- теологического;

- метафизического;

- научного (положительного);

Это значит, что человеческий разум  через свою природу пользуется сначала  теологическим, потом метафизическим и, наконец, научным методом мышления.

Саму социологию Конт подразделял  на 2 основные части:

- социальная статика призвана  изучать условия существования  и законы функционирования социальных  систем (обществ).

- социальная динамика изучает  законы развития и изменения общества.

Социальная статика, по Конту - это  анатомия общества, теория общественного  порядка, достижения социальной гармонии.

Социальная динамика - это позитивная теория общественного развития.

Характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяется в Конта "по Состоянию человеческого разума".

В социологии английского  ученого Герберта Спенсера (1820 - 1883) общество уподобляется биологическому организму, что развивается по законам общей эволюции. Спенсер развивает учение о социальные институты как о механизме самоорганизации совместной жизни людей, разрабатывает типологии обществ.

Спенсер - признанный в  мире теоретик органицизма, эволюционизма как направлений в социологии и один из основателей структурно-функционального подхода к анализу общественных явлений.

Ученый пытался создать  систему синтетической философии, которая объединяла бы современные  на то время достояние всех теоретических  наук, без чего, по его мнению, социология существовать не может.

Одним из центральных  понятий в взглядах Спенсера есть понятие эволюция. Он отстаивает принцип  свободного развития общества от вмешательства  правительств и реформаторов. В основу своей философии мыслитель положил  модные в то время дарвиновские и мальтузианские идеи о естественный отбор и борьбу за существование.

Ученый первым начал  систематически использовать в социологии понятие "система", "функция", "структура", "институт".

Карл  Маркс(1818 - 1883) выдвинул совершенно другой подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное - стабилизация общества, то для Маркса - его уничтожения и замена на новый, более справедливый. Маркс выступал за революционный способ изменения общества, а все другие социологи - за реформистский.

Эмиль Дюркгейм(1858 - 1917) предлагал опираться на социальные факты и изучать статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения. Главным в человеческом обществе, что цементирует и объединяет его, Дюркгейм считал социальную солидарность, а силой, образующей общественное, считал разделение труда т.е. специализацию и распределение людей по профессиям.

Макс  Вебер(1864 - 1920) превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Мотивы других людей раскрываются благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступает одинаково.

5. Современные социологические школы.

Развитие общества социологи-позитивисты  рассматривали как прямолинейную  эволюцию, а его структуру сводили  к механического подчинения различных  элементов. В зависимости от того, что они выдвигали на передний план- природные факторы, движущие силы социального развития, методологические образцы определенной естественной науки, формировались определенные натуралистические школы в социологии.

Географическая  школа. Она охватывала натуралистические учение, главную роль в развитии обществ, народов отводили их географическому положению и природным условиям.

Школа немецкой геополитики. Определяющими считала чисто естественные причины географически детерминированные тенденции политического развития и экспансии государств-организмов. Из арсенала геополитики были почерпнуты эти аргументы относительно дефицита "жизненного пространства" и неестественности политических границ Германии для оправдания фашистской агрессии.

Расово-антропологическая  школа. Ее представители интерпретировали общественное развитие в понятиях наследственности, "расового отбора", борьбы "высших" и "низших" рас.

Органическая  школа. Рассматривал общество как живой организм, а социальную дифференциацию общества - аналогично распределению функций между различными органами.

Социал - дарвиновская школа. Опиралась на учение Г.Спенсера, сводя закономерности развития человеческого общества к закономерностей биологической эволюции и принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных организмов.

Новыми направлениями  теоретизирования в современной  социологии является исследование глобальных проблем мирового развития, в частности  неравномерности темпов социального  развития отдельных регионов нашей  планеты, социальных аспектов национального развития и развития демократических институтов, проблем социальной защиты отдельных групп, положения молодежи и женщин.

Информация о работе Этапы и тенденции развития социологической мысли. Зарождение социологии как науки. История развития социологии