Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 19:37, курс лекций
С давних времен человека интересовали проблемы, связанные с ее собственным существованием среди других людей. Почему люди стремятся жить среди других людей, а не отдельно?
1. Предпосылки возникновения социологии.
2. Античный период.
3. Новое время.
4. Современный этап. Классический период в развитии социологии. (2-а половина19в - нач.20в).
5. Современные социологические школы.
6. История социологии в Украине.
Тема: Этапы и тенденции развития социологической мысли. Зарождение социологии как науки. История развития социологии.
1. Предпосылки возникновения социологии.
2. Античный период.
3. Новое время.
4. Современный этап. Классический период в развитии социологии. (2-а половина19в - нач.20в).
5. Современные социологические школы.
6. История социологии в Украине.
1. Предпосылки возникновения социологии.
С давних времен человека интересовали проблемы, связанные с ее собственным существованием среди других людей. Почему люди стремятся жить среди других людей, а не отдельно? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним разрешено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и другие вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором она существует. Примером таких размышлений служат книги философов даосской школы Моцзи, с которых начинались первые попытки на основе наблюдений и соображений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты "Махабхараты", например, определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех людей.
2. Античный период.
Античный период развития протосоциологических знаний охватывает I тыс. до н.э. - IV в. н. э. Наиболее характерные его особенности в политико-социальных учениях древних Египта, Двуречья, Индии, Китая, Рима, Греции. Главными были вопросы политического управления, функционирования власти и правосудия.
Первых социологов античности называют социальными философами.
Одним из самых известных античных обществоведов является Платон, настоящее имя - Аристокл (427 - 347 до н.э.). Размышляя над тем, каким должно быть идеальное государство, утверждал, что большинство людей лишь благодаря собственным усилиям не могут приблизиться к совершенству, что влечет необходимость в государстве и законах.
Идеальное государство, по мнению Платона, создается не в интересах индивида или отдельного слоя, а ради целого, то есть самого государства, вне которой индивид существовать не может.
В античности "общество" и "государство" не различались, оба понятия употреблялись как синонимы.
Платон в труде "Государство" подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на 3 класса:
- высшее; состоящий из мудрецов, что управляют государством;
- средний включает воинов, охраняющих государство от смуты и беспорядки.
- низкий; там числились ремесленники и крестьяне.
Чтобы высший класс не злоупотреблял властью, его нужно лишить частной собственности, которая развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых, что ведут суровый образ жизни.
Государство Платона - это идеократия. Ради социальной справедливости он предлагал отменить семью как социальный институт и подчинял семейные отношения людей государстве. . считал, что индивидуального счастья его государство не предусматривает - члены идеального государства счастливы вместе.
Аристотель (387-322 до н. э.) считал, что первым элементом любой исторической единицы родовая община. Государство является объединение родовых общин.
Другой основной элемент любой исторической государства - рабство. Ни одно государство, за Аристотелем, немыслима без господ и рабов.
Аристотель считал, что
- опора порядка - средний класс. Кроме него существуют:
- богатая плутократия;
- лишен собственности пролетариат.
Государство лучше всего управляется в том случае, если:
1. Масса бедняков не была отстранена от участия в управлении;
2. Эгоистические интересы богатых ограничены;
3. Средний класс более многочисленное и сильнее, чем два других.
Аристотель учил, что:
- Несовершенство общества исправляется не сравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенства, а до выравнивания шансов.
- Частная собственность развивае
Греческая мысль античного
периода воспринимала и изображала
человека как существо, созданную
для жизни в государстве. Человек
идентифицировать с гражданином - взаимозависимым,
неразрывным элементом в
3. Новое время (15--17 ст.)
Николо Макиавелли (1469-1527 гг.)
В произведении "Государь" ставил акцент не на структуру общества, а на поведение политического лидера.
Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.
1-й закон гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти.
Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили.
2-й закон: умный правитель не должен выполнять все свои обещания, иначепопадешь в зависимость от подчиненных. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, но зло - признак твердости. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо быть добрым, а чтобы ее удержать, надо быть злым.
3-й закон: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказание же нужно проводить сразу и в больших дозах. Одноразовая жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянута во времени
Заслугой Макиавелли является преодоление теологических идей и исследования государства как общественного явления.
Томас Гоббс(1588-1679 гг.)
Разработал теорию общественного договора, которая послужила основой учения о гражданское общество. Все люди рождаются равными, и каждый имеет одинаковое с другими "право на все". Взаимные опасения побуждает людей создавать общество, помогая выжить в конкуренции.
До возникновения государства люди находились в состоянии общей войны, постоянного соперничества, жестокой конкуренции. Догромадянське общество: война всех против всех или социальная борьба за выживание.
Гражданское общество: высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен защиту государства
С появлением государства прекращается война всех против всех.
Одним из первых в европейской науке к идее разделения государства и общества пришел Джон Локк (1632-1704рр.). Он считал, что власть - это производная от общества, которая призвана выполнять его волю. Если же она узурпирует права, угрожает жизни, имуществу граждан, то она не только не нужна, но и вредна. Поэтому народ имеет право на замену такой власти на ту, которая ему по душе.
4. Современный этап (сер.19 - начале xx ст.)
Классический период в развитии социологии. (2-а половина19ст. - поч.20ст.)
Европейское общество вступает на путь капиталистического развития. О. Конт и
К. Маркс застали начальную стадию капитализма. Э. Дюркгейм и М. Вебер - продвинутую. Естественно, что первые и вторые описывали абсолютно разные общества. Отсюда и различие их взглядов.
Основателем социологии был известный французский ученый Огюст Конт.
Огюст Конт (1798 - 1875) выразил в своем творчестве идеалы прогресса политической и экономической свободы, надежды на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. О. Конт вывел закон трех стадий развития социального разума:
- теологического;
- метафизического;
- научного (положительного);
Это значит, что человеческий разум через свою природу пользуется сначала теологическим, потом метафизическим и, наконец, научным методом мышления.
Саму социологию Конт подразделял на 2 основные части:
- социальная статика призвана
изучать условия существования
и законы функционирования
- социальная динамика изучает законы развития и изменения общества.
Социальная статика, по Конту - это анатомия общества, теория общественного порядка, достижения социальной гармонии.
Социальная динамика - это позитивная теория общественного развития.
Характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяется в Конта "по Состоянию человеческого разума".
В социологии английского ученого Герберта Спенсера (1820 - 1883) общество уподобляется биологическому организму, что развивается по законам общей эволюции. Спенсер развивает учение о социальные институты как о механизме самоорганизации совместной жизни людей, разрабатывает типологии обществ.
Спенсер - признанный в мире теоретик органицизма, эволюционизма как направлений в социологии и один из основателей структурно-функционального подхода к анализу общественных явлений.
Ученый пытался создать
систему синтетической
Одним из центральных
понятий в взглядах Спенсера есть
понятие эволюция. Он отстаивает принцип
свободного развития общества от вмешательства
правительств и реформаторов. В основу
своей философии мыслитель
Ученый первым начал систематически использовать в социологии понятие "система", "функция", "структура", "институт".
Карл Маркс(1818 - 1883) выдвинул совершенно другой подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное - стабилизация общества, то для Маркса - его уничтожения и замена на новый, более справедливый. Маркс выступал за революционный способ изменения общества, а все другие социологи - за реформистский.
Эмиль Дюркгейм(1858 - 1917) предлагал опираться на социальные факты и изучать статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения. Главным в человеческом обществе, что цементирует и объединяет его, Дюркгейм считал социальную солидарность, а силой, образующей общественное, считал разделение труда т.е. специализацию и распределение людей по профессиям.
Макс Вебер(1864 - 1920) превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Мотивы других людей раскрываются благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступает одинаково.
5. Современные социологические школы.
Развитие общества социологи-позитивисты
рассматривали как
Географическая школа. Она охватывала натуралистические учение, главную роль в развитии обществ, народов отводили их географическому положению и природным условиям.
Школа немецкой геополитики. Определяющими считала чисто естественные причины географически детерминированные тенденции политического развития и экспансии государств-организмов. Из арсенала геополитики были почерпнуты эти аргументы относительно дефицита "жизненного пространства" и неестественности политических границ Германии для оправдания фашистской агрессии.
Расово-антропологическая школа. Ее представители интерпретировали общественное развитие в понятиях наследственности, "расового отбора", борьбы "высших" и "низших" рас.
Органическая школа. Рассматривал общество как живой организм, а социальную дифференциацию общества - аналогично распределению функций между различными органами.
Социал - дарвиновская школа. Опиралась на учение Г.Спенсера, сводя закономерности развития человеческого общества к закономерностей биологической эволюции и принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных организмов.
Новыми направлениями теоретизирования в современной социологии является исследование глобальных проблем мирового развития, в частности неравномерности темпов социального развития отдельных регионов нашей планеты, социальных аспектов национального развития и развития демократических институтов, проблем социальной защиты отдельных групп, положения молодежи и женщин.