История становления и развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 00:09, реферат

Краткое описание

На протяжении многих веков книга «Лунь-юй» оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.
Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства.

Оглавление

1. Предыстория общей и политической социологии

2. Становление социологии как научной дисциплины

3. Классический период в развитии общей и политической социологии

4. Основные парадигмы современной социологии

5. Развитие социологии в России

Файлы: 1 файл

01. История социологии.ppt

— 5.43 Мб (Скачать)

ТЕМА: История становления  и развития социологии

 

1. Предыстория общей  и политической социологии

 

2. Становление социологии  как научной дисциплины

 

3. Классический период  в развитии общей и политической  социологии

 

4. Основные парадигмы  современной социологии

 

5. Развитие социологии  в России

 

1. Предыстория общей  и политической социологии

 

 

 

Основные этапы

 

Особенности и характерные  черты

 

Основные представители

 

Социально-политические учения  Древнего Востока (Вавилон, Ассирия, Египет, Иран, Индия, Китай)

 

Социально-политическая мысль  не выделялась в самостоятельную  область знания, выражалась в  мифологической форме, господствовало  божественное происхождение человека, общества, государства и власти.

 

Хаммурапи, Заратустра, Куатильи, Конфуций, Шан Ян, Лао Цзы

 

Социально-политические учения  Древней Греции и Древнего  Рима

 

Постепенное освобождение  социально-политических взглядов  от мифологической формы. Анализ  устройства государства, классификация  его форм, социальной структуры  общества. 

 

Гомер, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Полибий, Цицерон

 

Социально-политические учения  средневековья

 

Развитие социально-политической  мысли в основном усилиями  религиозных деятелей. Обоснование  теологической теории общества  и политической власти

 

Аврелий Августин,

Фома Аквинский

 

Социально-политические учения  эпохи Возрождения и Реформации

 

Развитие гуманистических  начал в представлениях об  обществе, государстве и власти

 

М. Падуанский,

Н. Макиавелли, М. Лютер,

Ж. Боден, Т. Гоббс, Дж. Локк

 

Социально-политические учения  Нового времени

 

Формирование либеральной  политической идеологии,  концепций  гражданского общества и правового  государства, прав и свобод  человека, народного суверенитета

 

  Э. Бёрк, Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Б. Франклин, Т. Мэдисон, А. Толквит.

 

 

КОНФУЦИЙ 

(КУН ЦЗЫ)

551 – 479 гг. до н.э.

 

Основатель этического  учения, философ, знаменитый древнекитайский  педагог 

 

Изречения собраны в  книге «Лунь-юй» («Суждения и беседы»).

 

Основные идеи:

 

1. В основе управления  и регулирования общественных  отношений – морально-нравственные  нормы.

2. Патерналистская концепция  государства.

3. Идеи меритократии  и легитимности.

 

  На протяжении многих веков книга «Лунь-юй» оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.

Опираясь на традиционные  воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую  концепцию государства. Государство  трактуется им как большая  семья. Власть императора («сына  неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных  – семейным отношениям, где младшие  зависят от старших. Изображаемая  Конфуцием социально-политическая  иерархия строится на принципе  неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие»  должны подчиняться «благородным  мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем самым Конфуций выступал  за аристократическую концепцию  правления, поскольку простой народ  полностью отстранялся от участия  в управлении государством.

 

ШАН  ЯН 

390 – 338 гг. до н.э.

 

Древнекитайский мыслитель, государственный деятель, основатель  школы легистов.

 

Мысли его изложены  в трактате 

«Книга правителя области  Шан»

 

Основные идеи:

 

1. В основе управления и регулирования общественных отношений – закон и система строгих регламентов и наказаний.

2. Государство, осуществляющее  систематический контроль за  поведением и умонастроением  людей, – смысл и цель существования  общества. 

ЛАО ЦЗЫ

(ЛИ ЭР)

VI в. до н.э

 

Древнекитайский мыслитель, основатель даосизма, ему приписывается  книга 

«Дао дэ цзин».

 

Основые идеи:

 

1. Жизнь человека и  общества должна строится в  гармонии с дао – первопричиной  и законом развития Вселенной.

2. Основной метод достижения  этого – недеяние, бездействие  (у-вэй).

3. В этой связи –  резкая критика государства и  власти, осуждение богатства,  знатности, достижений цивилизации.

4. Призыв к уходу  от политики, к простоте первозданной  природы, естественному существованию.

 

Взгляды Лао-цзы (VI в. до н.э.). изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).

В отличие от традиционно-теологических  толкований дао как проявления  «небесной воли» Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

  • Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т.д. Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. «Небесное дао,– утверждал он,– напоминает натягивание лука. Когда Лао-цзы (VI в. до н.э.). понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято».
  • В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.

 

 

  • Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда обусловило не только рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Кроме того, активное развитие политических теорий было востребовано самим полисом - уникальной формой организации общественной жизни.
  • Полис - это город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В таком государстве занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были для них весьма актуальны.

 

ПЛАТОН

427 – 347 гг. до н.э.

Древнегреческий философ, родоначальник платонизма.

Главные работы: «Государство», «Политик», «Законы».

 

Основные идеи:

 

1. О существовании единого  закона Вселенной, крупицей которой  является личность и государство.  

2. Об идеальном государстве,  действующим в интересах общего  блага и всего общества.

3. О необходимости жесткой  регламентации всех сторон жизни.

4. О необходимости законности  как важнейшем атрибуте политической  организации.

Одним из выдающихся  мыслителей античности был Платон (427-347 гг. до н.э.). Свои политические  идеи он изложил в диалогах  “Государство”, “Политик”, “Законы”. Платон был объективным идеалистом: он полагал, что сам по себе, объективно существует вечный  и неизменный мир идей, а мир  явлений представляет собой лишь  его искаженную копию. Общество  Платон понимал как отражение  вечных идей, которые существуют  независимо от людей и окружающей  их действительности. Наиболее важной  и непосредственной формой существования  общества является государство. Философ стремился дать картину  идеальных общества и государства.

В труде “Государство”  он нарисовал образ идеального  общества, которое состоит из  трех сословий: правителей - философов, воинов-стражей, ремесленников и  земледельцев. Иерархия сословий  основана на их соответствии  трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим  делом: философы-мудрецы осуществляют  справедливое правление, поскольку  только им доступно истинное  знание; стражи защищают общество, а ремесленники и земледельцы  создают материальные средства  жизни. Первые два сословия не  имеют ни собственности, ни семьи.

  • Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал современную аристократию - правление философов-мудрецов. Именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества. Другие четыре формы государства - тимократия (правление военных), олигархия (правление богатых), демократия, тирания - являются несовершенными. Важно отметить, что Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства и социальных изменений (разделения труда, появление классов, неравенства).

 

АРИСТОТЕЛЬ

384 – 322 гг. до н.э.

 

Древнегреческий ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы.

Главные работы: «Политика», «Никомахова этика».

Основные идеи:

 

1. Человек – «животное  политическое».

2. Государство - продукт  естественного развития.

3. Обусловленность форм  государства социальными различиями  и общественным разделением труда. 

4. О роли среднего  класса в жизнедеятельности общества.

5. О необходимости использования  эмпирических методов в изучении  политики.

  • Аристотель был учеником Платона. Его учение более реалистично, чем учение Платона, поскольку он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Свои выводы он изложил в работе “Политика”.
  • Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, так как полагал, что государство результат естественного развития, а не божественного промысла. Философ считал город - государство высшей формой общения людей, отражением сущности человека как “политического животного”, в котором заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, отражением чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение “лучшей жизни”, общего блага для всех граждан.

 

  • Государство Аристотеля менее едино, чем у Платона. В нем есть место частной собственности, семье. По Аристотелю, государство - воплощение справедливости, закона, сфера выражения общего интереса свободных граждан. Однако не все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц. Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1) количество правящих и 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он считал правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан. Неправильные формы государства (тирания, олигархия, демократия) служат корыстным интересам правителей. Лучшей формоф государства Аристотель называл политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития была конкретной формой воплощения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Говоря современным языком, полития - это правление в интересах среднего класса.

Информация о работе История становления и развития социологии