ТЕМА: История становления
и развития социологии
1. Предыстория общей
и политической социологии
2. Становление социологии
как научной дисциплины
3. Классический период
в развитии общей и политической
социологии
4. Основные парадигмы
современной социологии
5. Развитие социологии
в России
1. Предыстория общей
и политической социологии
Основные этапы
Особенности и характерные
черты
Основные представители
Социально-политические учения
Древнего Востока (Вавилон, Ассирия,
Египет, Иран, Индия, Китай)
Социально-политическая мысль
не выделялась в самостоятельную
область знания, выражалась в
мифологической форме, господствовало
божественное происхождение человека,
общества, государства и власти.
Хаммурапи, Заратустра, Куатильи,
Конфуций, Шан Ян, Лао Цзы
Социально-политические учения
Древней Греции и Древнего
Рима
Постепенное освобождение
социально-политических взглядов
от мифологической формы. Анализ
устройства государства, классификация
его форм, социальной структуры
общества.
Гомер, Пифагор, Гераклит, Демокрит,
Протагор, Сократ, Платон, Аристотель,
Лукреций, Полибий, Цицерон
Социально-политические учения
средневековья
Развитие социально-политической
мысли в основном усилиями
религиозных деятелей. Обоснование
теологической теории общества
и политической власти
Аврелий Августин,
Фома Аквинский
Социально-политические учения
эпохи Возрождения и Реформации
Развитие гуманистических
начал в представлениях об
обществе, государстве и власти
М. Падуанский,
Н. Макиавелли, М. Лютер,
Ж. Боден, Т. Гоббс, Дж. Локк
Социально-политические учения
Нового времени
Формирование либеральной
политической идеологии, концепций
гражданского общества и правового
государства, прав и свобод человека,
народного суверенитета
Э. Бёрк, Ш. Монтескье,
Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Б. Франклин, Т. Мэдисон,
А. Толквит.
КОНФУЦИЙ
(КУН ЦЗЫ)
551 – 479 гг. до н.э.
Основатель этического
учения, философ, знаменитый древнекитайский
педагог
Изречения собраны в
книге «Лунь-юй» («Суждения и беседы»).
Основные идеи:
1. В основе управления
и регулирования общественных
отношений – морально-нравственные
нормы.
2. Патерналистская концепция
государства.
3. Идеи меритократии
и легитимности.
На протяжении многих веков
книга «Лунь-юй» оказывала значительное
влияние на мировоззрение и образ жизни
китайцев. Ее заучивали наизусть дети,
к ее авторитету апеллировали взрослые
в делах семейных и политических.
Опираясь на традиционные
воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую
концепцию государства. Государство
трактуется им как большая
семья. Власть императора («сына
неба») уподобляется власти отца,
а отношения правящих и подданных
– семейным отношениям, где младшие
зависят от старших. Изображаемая
Конфуцием социально-политическая
иерархия строится на принципе
неравенства людей: «темные люди»,
«простолюдины», «низкие», «младшие»
должны подчиняться «благородным
мужам», «лучшим», «высшим», «старшим».
Тем самым Конфуций выступал
за аристократическую концепцию
правления, поскольку простой народ
полностью отстранялся от участия
в управлении государством.
ШАН ЯН
390 – 338 гг. до н.э.
Древнекитайский мыслитель,
государственный деятель, основатель
школы легистов.
Мысли его изложены
в трактате
«Книга правителя области
Шан»
Основные идеи:
1. В основе управления и регулирования
общественных отношений – закон и система
строгих регламентов и наказаний.
2. Государство, осуществляющее
систематический контроль за
поведением и умонастроением
людей, – смысл и цель существования
общества.
ЛАО ЦЗЫ
(ЛИ ЭР)
VI в. до н.э
Древнекитайский мыслитель,
основатель даосизма, ему приписывается
книга
«Дао дэ цзин».
Основые идеи:
1. Жизнь человека и
общества должна строится в
гармонии с дао – первопричиной
и законом развития Вселенной.
2. Основной метод достижения
этого – недеяние, бездействие
(у-вэй).
3. В этой связи –
резкая критика государства и
власти, осуждение богатства,
знатности, достижений цивилизации.
4. Призыв к уходу
от политики, к простоте первозданной
природы, естественному существованию.
Взгляды Лао-цзы (VI в. до н.э.). изложены в произведении «Дао
дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).
В отличие от традиционно-теологических
толкований дао как проявления
«небесной воли» Лао-цзы характеризует дао как
независимый от небесного владыки естественный
ход вещей, естественную закономерность.
Дао определяет законы неба, природы и
общества. Оно олицетворяет высшую добродетель
и естественную справедливость. В отношении
к дао все равны.
- Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т.д. Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. «Небесное дао,– утверждал он,– напоминает натягивание лука. Когда Лао-цзы (VI в. до н.э.). понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято».
- В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.
- Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда обусловило не только рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Кроме того, активное развитие политических теорий было востребовано самим полисом - уникальной формой организации общественной жизни.
- Полис - это город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В таком государстве занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были для них весьма актуальны.
ПЛАТОН
427 – 347 гг. до н.э.
Древнегреческий философ,
родоначальник платонизма.
Главные работы: «Государство», «Политик», «Законы».
Основные идеи:
1. О существовании единого
закона Вселенной, крупицей которой
является личность и государство.
2. Об идеальном государстве,
действующим в интересах общего
блага и всего общества.
3. О необходимости жесткой
регламентации всех сторон жизни.
4. О необходимости законности
как важнейшем атрибуте политической
организации.
Одним из выдающихся
мыслителей античности был Платон
(427-347 гг. до н.э.). Свои политические
идеи он изложил в диалогах
“Государство”, “Политик”, “Законы”.
Платон был объективным идеалистом:
он полагал, что сам по себе,
объективно существует вечный
и неизменный мир идей, а мир
явлений представляет собой лишь
его искаженную копию. Общество
Платон понимал как отражение
вечных идей, которые существуют
независимо от людей и окружающей
их действительности. Наиболее важной
и непосредственной формой существования
общества является государство.
Философ стремился дать картину
идеальных общества и государства.
В труде “Государство”
он нарисовал образ идеального
общества, которое состоит из
трех сословий: правителей - философов,
воинов-стражей, ремесленников и
земледельцев. Иерархия сословий
основана на их соответствии
трем началам человеческой души
- разумному, яростному и деловому.
Каждое сословие занято своим
делом: философы-мудрецы осуществляют
справедливое правление, поскольку
только им доступно истинное
знание; стражи защищают общество,
а ремесленники и земледельцы
создают материальные средства
жизни. Первые два сословия не
имеют ни собственности, ни семьи.
- Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал современную аристократию - правление философов-мудрецов. Именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества. Другие четыре формы государства - тимократия (правление военных), олигархия (правление богатых), демократия, тирания - являются несовершенными. Важно отметить, что Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства и социальных изменений (разделения труда, появление классов, неравенства).
АРИСТОТЕЛЬ
384 – 322 гг. до н.э.
Древнегреческий ученый-энциклопедист,
основатель перипатетической школы.
Главные работы: «Политика», «Никомахова этика».
Основные идеи:
1. Человек – «животное
политическое».
2. Государство - продукт
естественного развития.
3. Обусловленность форм
государства социальными различиями
и общественным разделением труда.
4. О роли среднего
класса в жизнедеятельности общества.
5. О необходимости использования
эмпирических методов в изучении
политики.
- Аристотель был учеником Платона. Его учение более реалистично, чем учение Платона, поскольку он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Свои выводы он изложил в работе “Политика”.
- Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, так как полагал, что государство результат естественного развития, а не божественного промысла. Философ считал город - государство высшей формой общения людей, отражением сущности человека как “политического животного”, в котором заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, отражением чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение “лучшей жизни”, общего блага для всех граждан.
- Государство Аристотеля менее едино, чем у Платона. В нем есть место частной собственности, семье. По Аристотелю, государство - воплощение справедливости, закона, сфера выражения общего интереса свободных граждан. Однако не все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц. Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1) количество правящих и 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он считал правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан. Неправильные формы государства (тирания, олигархия, демократия) служат корыстным интересам правителей. Лучшей формоф государства Аристотель называл политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития была конкретной формой воплощения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Говоря современным языком, полития - это правление в интересах среднего класса.