ТЕМА: История становления 
и развития социологии
 
1. Предыстория общей 
и политической социологии
 
2. Становление социологии 
как научной дисциплины
 
3. Классический период 
в развитии общей и политической 
социологии
 
4. Основные парадигмы 
современной социологии
 
5. Развитие социологии 
в России
 
1. Предыстория общей 
и политической социологии
 
 
 
Основные этапы
 
Особенности и характерные 
черты
 
Основные представители
 
Социально-политические учения 
Древнего Востока (Вавилон, Ассирия, 
Египет, Иран, Индия, Китай)
 
Социально-политическая мысль 
не выделялась в самостоятельную 
область знания, выражалась в 
мифологической форме, господствовало 
божественное происхождение человека, 
общества, государства и власти.
 
Хаммурапи, Заратустра, Куатильи, 
Конфуций, Шан Ян, Лао Цзы
 
Социально-политические учения 
Древней Греции и Древнего 
Рима
 
Постепенное освобождение 
социально-политических взглядов 
от мифологической формы. Анализ 
устройства государства, классификация 
его форм, социальной структуры 
общества.  
 
Гомер, Пифагор, Гераклит, Демокрит, 
Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, 
Лукреций, Полибий, Цицерон
 
Социально-политические учения 
средневековья
 
Развитие социально-политической 
мысли в основном усилиями 
религиозных деятелей. Обоснование 
теологической теории общества 
и политической власти
 
Аврелий Августин, 
Фома Аквинский
 
Социально-политические учения  
эпохи Возрождения и Реформации
 
Развитие гуманистических 
начал в представлениях об 
обществе, государстве и власти
 
М. Падуанский, 
Н. Макиавелли, М. Лютер, 
Ж. Боден, Т. Гоббс, Дж. Локк
 
Социально-политические учения  
Нового времени
 
Формирование либеральной 
политической идеологии,  концепций 
гражданского общества и правового 
государства, прав и свобод  человека, 
народного суверенитета
 
  Э. Бёрк, Ш. Монтескье, 
Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Б. Франклин, Т. Мэдисон, 
А. Толквит.
 
 
КОНФУЦИЙ 
(КУН ЦЗЫ)
551 – 479 гг. до н.э.
 
Основатель этического 
учения, философ, знаменитый древнекитайский 
педагог  
 
Изречения собраны в 
книге «Лунь-юй» («Суждения и беседы»).
 
Основные идеи: 
 
1. В основе управления 
и регулирования общественных 
отношений – морально-нравственные 
нормы.
2. Патерналистская концепция 
государства.
3. Идеи меритократии 
и легитимности.
 
  На протяжении многих веков 
книга «Лунь-юй» оказывала значительное 
влияние на мировоззрение и образ жизни 
китайцев. Ее заучивали наизусть дети, 
к ее авторитету апеллировали взрослые 
в делах семейных и политических.
Опираясь на традиционные 
воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую 
концепцию государства. Государство 
трактуется им как большая 
семья. Власть императора («сына 
неба») уподобляется власти отца, 
а отношения правящих и подданных 
– семейным отношениям, где младшие 
зависят от старших. Изображаемая 
Конфуцием социально-политическая 
иерархия строится на принципе 
неравенства людей: «темные люди», 
«простолюдины», «низкие», «младшие» 
должны подчиняться «благородным 
мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». 
Тем самым Конфуций выступал 
за аристократическую концепцию 
правления, поскольку простой народ 
полностью отстранялся от участия 
в управлении государством.
 
ШАН  ЯН 
390 – 338 гг. до н.э.
 
Древнекитайский мыслитель, 
государственный деятель, основатель 
школы легистов.
 
Мысли его изложены 
в трактате 
«Книга правителя области 
Шан»
 
Основные идеи:
 
1. В основе управления и регулирования 
общественных отношений – закон и система 
строгих регламентов и наказаний.
2. Государство, осуществляющее 
систематический контроль за 
поведением и умонастроением 
людей, – смысл и цель существования 
общества. 
ЛАО ЦЗЫ
(ЛИ ЭР)
VI в. до н.э
 
Древнекитайский мыслитель, 
основатель даосизма, ему приписывается 
книга 
«Дао дэ цзин».
 
Основые идеи:
 
1. Жизнь человека и 
общества должна строится в 
гармонии с дао – первопричиной 
и законом развития Вселенной.
2. Основной метод достижения 
этого – недеяние, бездействие 
(у-вэй).
3. В этой связи – 
резкая критика государства и 
власти, осуждение богатства, 
знатности, достижений цивилизации.
4. Призыв к уходу 
от политики, к простоте первозданной 
природы, естественному существованию.
 
Взгляды Лао-цзы (VI в. до н.э.). изложены в произведении «Дао 
дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).
В отличие от традиционно-теологических 
толкований дао как проявления 
«небесной воли» Лао-цзы характеризует дао как 
независимый от небесного владыки естественный 
ход вещей, естественную закономерность. 
Дао определяет законы неба, природы и 
общества. Оно олицетворяет высшую добродетель 
и естественную справедливость. В отношении 
к дао все равны.
  - Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т.д. Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. «Небесное дао,– утверждал он,– напоминает натягивание лука. Когда Лао-цзы (VI в. до н.э.). понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято».
- В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.
 
 
  - Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда обусловило не только рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Кроме того, активное развитие политических теорий было востребовано самим полисом - уникальной формой организации общественной жизни.
- Полис - это город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В таком государстве занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были для них весьма актуальны.
 
ПЛАТОН
427 – 347 гг. до н.э.
Древнегреческий философ, 
родоначальник платонизма. 
Главные работы: «Государство», «Политик», «Законы».
 
Основные идеи:
 
1. О существовании единого 
закона Вселенной, крупицей которой 
является личность и государство.  
2. Об идеальном государстве, 
действующим в интересах общего 
блага и всего общества.
3. О необходимости жесткой 
регламентации всех сторон жизни.
4. О необходимости законности 
как важнейшем атрибуте политической 
организации.
Одним из выдающихся 
мыслителей античности был Платон 
(427-347 гг. до н.э.). Свои политические 
идеи он изложил в диалогах 
“Государство”, “Политик”, “Законы”. 
Платон был объективным идеалистом: 
он полагал, что сам по себе, 
объективно существует вечный 
и неизменный мир идей, а мир 
явлений представляет собой лишь 
его искаженную копию. Общество 
Платон понимал как отражение 
вечных идей, которые существуют 
независимо от людей и окружающей 
их действительности. Наиболее важной 
и непосредственной формой существования 
общества является государство. 
Философ стремился дать картину 
идеальных общества и государства.
В труде “Государство” 
он нарисовал образ идеального 
общества, которое состоит из 
трех сословий: правителей - философов, 
воинов-стражей, ремесленников и 
земледельцев. Иерархия сословий 
основана на их соответствии 
трем началам человеческой души 
- разумному, яростному и деловому. 
Каждое сословие занято своим 
делом: философы-мудрецы осуществляют 
справедливое правление, поскольку 
только им доступно истинное 
знание; стражи защищают общество, 
а ремесленники и земледельцы 
создают материальные средства 
жизни. Первые два сословия не 
имеют ни собственности, ни семьи.
  - Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал современную аристократию - правление философов-мудрецов. Именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества. Другие четыре формы государства - тимократия (правление военных), олигархия (правление богатых), демократия, тирания - являются несовершенными. Важно отметить, что Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства и социальных изменений (разделения труда, появление классов, неравенства).
 
АРИСТОТЕЛЬ
384 – 322 гг. до н.э.
 
Древнегреческий ученый-энциклопедист, 
основатель перипатетической школы.
Главные работы: «Политика»,   «Никомахова этика».
Основные идеи:
 
1. Человек – «животное 
политическое».
2. Государство - продукт 
естественного развития.
3. Обусловленность форм 
государства социальными различиями 
и общественным разделением труда. 
4. О роли среднего 
класса в жизнедеятельности общества.
5. О необходимости использования 
эмпирических методов в изучении 
политики.
  - Аристотель был учеником Платона. Его учение более реалистично, чем учение Платона, поскольку он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Свои выводы он изложил в работе “Политика”.
- Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, так как полагал, что государство результат естественного развития, а не божественного промысла. Философ считал город - государство высшей формой общения людей, отражением сущности человека как “политического животного”, в котором заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, отражением чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение “лучшей жизни”, общего блага для всех граждан.
 
  - Государство Аристотеля менее едино, чем у Платона. В нем есть место частной собственности, семье. По Аристотелю, государство - воплощение справедливости, закона, сфера выражения общего интереса свободных граждан. Однако не все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц. Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1) количество правящих и 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он считал правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан. Неправильные формы государства (тирания, олигархия, демократия) служат корыстным интересам правителей. Лучшей формоф государства Аристотель называл политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития была конкретной формой воплощения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Говоря современным языком, полития - это правление в интересах среднего класса.