История становления и развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 00:09, реферат

Краткое описание

На протяжении многих веков книга «Лунь-юй» оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.
Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства.

Оглавление

1. Предыстория общей и политической социологии

2. Становление социологии как научной дисциплины

3. Классический период в развитии общей и политической социологии

4. Основные парадигмы современной социологии

5. Развитие социологии в России

Файлы: 1 файл

01. История социологии.ppt

— 5.43 Мб (Скачать)

 

МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦИРОН 

106 – 43 гг. до н.э.

Древнеримский политический  деятель, философ, выдающийся оратор.

Главные работы: «О государстве», «Законы», «Об обязанностях».

 

Основные идеи: 

 

1.Справедливость и законность  – основа стабильности общества.

2. Религиозное сознание  (идеология) и наличие общего  интереса – главные условия  стабильности государства.

3. О наилучшей форме  государства (смешенное устройство)  и образе идеального правителя.

4. О роли и значении  права в функционировании государства.

 

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ

354 – 430 гг.

Епископ Гиппонский, один  из создателей христианской политической  теории, представитель западной  патристики.

Главные работы: «О граде Божием», «Исповедь».

 

Основные идеи:

1. Государство – часть  универсального порядка, созданного  и управляемого Богом.

2. О разделении церковной  и государственной властей.

3. Об ответственности  и обязанностях христиан перед  обществом и государством.

4. О предопределении  человека.

ФОМА АКВИНСКИЙ (АКВИНАТ)

1224 – 1274 гг.

 

Католический теолог и  философ, крупнейший представитель  схоластики, основатель томизма.

Главные работы: «Сумма теологии», «О правлении государей»

 

Основные идеи:

1. О вечном, естественном,    человеческом и Божественном  законах.

2. О происхождении, предназначении   государства и его формах

3.О власти духовной  и роли Церкви в жизнедеятельности  общества.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

  • В истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (в Италии – 14-16 вв., в других странах – конец 15-16 вв.).

 

  • Наиболее отличительные черты культуры Возрождения – светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, как бы «возрождение» его (отсюда и название «Возрождение»). Были подвергнуты критическому пересмотру  авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралась средневековая мораль; провозглашено право на свободу научного исследования. Возникли светская наука, литература и искусство.

 

  • С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей был связан и антропоцентризм (от греч. Ánthrōpos - человек) нового мировоззрения. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый отныне как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой («универсальной») творческой личности. 

 

  •  Эпоха Возрождения отмечена возникновением нового взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и право. Крупнейшие политические мыслители 16 в. (Н. Макиавелли, Ж. Боден) порвали с их феодально-теологической трактовкой как божественно-сверхъестественных установлений и стали рассматривать их как результат деятельности самих людей, поставили вопрос о закономерностях исторического развития, Боден подчеркивал влияние естественной среды на формирование общества, Макиавелли считал политическую борьбу и материальный интерес главной движущей силой общественной жизни. Проблемы государства, наилучшей формы государственного устройства, стали играть первостепенную роль в политических теориях. Поиски основ национального объединения, выступления против сепаратизма феодальной знати, засилья папства и католической церкви нашли отражение в произведениях Макиавелли (Италия), У. фон Гутгена (Германия), А. Моджевского (Польша).  В эпоху Возрождения возникли первые произведения утопического социализма (Т. Мор в Англии, Т. Кампанелла в Италии).

 

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ

1275/80 – 1342 гг.

 

Итальянский политический  мыслитель.

 

Главный труд: «Защитник  мира».

 

Основные идеи:

1. О соотношении церковной  и светской власти (светская  власть выше духовной)

2. О возникновении государства  в результате общественного договора. 

3. О социальных конфликтах  в обществе и способах их  регулирования.

4.  О народном суверенитете.

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

1469 – 1527 гг.

 

Итальянский политический  мыслитель, общественный деятель, историк.

Главные работы: «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции».

 

Основные заслуги:

1. Создал новый «научный  метод», основанный на прагматическом  и рациональном подходе к политике,  анализу общественной жизни.

2. Заложил основы доктрины  моральной целесообразности.

3. Разработал теорию  политического управления.

4. Заложил основы теории  политического республиканизма.

 

РЕФОРМАЦИЯ

 

  • Разнородное социально-политическое и идеологическое движение XVI – XVII вв. в большинстве стран Западной и Центральной Европы, направленное против власти католической Церкви.

 

  • В узком смысле – пересмотр основных догматов, который привел к возникновению нового направления христианства – протестантизма.

 

  • Важнейшая идея Реформации – необходимость личной ответственности человека перед Богом без посредства церковной иерархии.

 

  • Результатом Реформации был отказ от принципов каталитического теократизма и централизма, государство освободилось от церковной опеки, а сама религия стала орудием государственной власти.

 

  • Результатом религиозных реформ явились свобода совести, отделение Церкви от государства, мирское признание христианина.

 

  • Реформация была подготовлена выступлениями Дж. Уиклифа и Я. Гуса. Идейное оформление она получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина и Т. Мюнцера.

 

ГЛАВНЫЕ       ИДЕОЛОГИ          РЕФОРМАЦИИ

ГЛАВНЫЕ   ИДЕОЛОГИ   РЕФОРМАЦИИ

ПРОСВЕЩЕНИЕ

 

  • Политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества

 

  • По своему существу это рационалистическое движение XVIII – начала XIX в. в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, права, религии, искусства, морали и вере в возможность широкого использования человеческого разума для реализации социального прогресса.

 

  • Возникнув в Англии (Дж. Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции (Ш. Монтескье, Гельвеций, Гольбах, Вольтер), развивается в Северной Америке (Б. Франклин, Гамильтон, Дж. Мэдисон), Германии (Лессинг, Кант), России (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Я.П. Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы.

Представители гражданской концепции общества, государства и политики (Ж. Боден, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье) концентрировали свое внимание на таких понятиях, как «общественный договор», «естественные права», «разделение властей», «народный суверенитет», «конституционализм», «права и свободы человека». 
Данная концепция содействовала процессу образования современных европейских государств  

 

 

 

 

Представители социальной концепции политики (Ж.Ж. Руссо, Э. Бёрк, И. Бентам, Дж. Мэдисон, А. Толквит Дж. Милль) главное внимание уделяли роли социальных групп в политическом процессе, роли государства в экономической и социальной жизни общества

Становление социологии  как научной дисциплины  
связано с именами Огюста Конта (1798 - 1857)  
и Герберта Спенсера (1820 - 1903)

Главные положения своего  учения О. Конт изложил в работе  
«Курс позитивной философии» (1830 - 1842), в которой он

 

  • Ввел в научный оборот термин «социология», сформулировал предмет новой науки, обосновал необходимость использования эмпирических методов в изучении общества, дал классификацию наук, в структуре социологии выделил две взаимосвязанные части: «социальную статику» и «социальную динамику»

 

  • Социальная статика рассматривает общество с точки зрения его строения, выделения основных элементов структуры общества и их взаимосвязей, определения условий оптимальной организации общества, достижения социальной гармонии и общественного порядка

 

  • Социальная динамика формулирует теорию общественного развития, в основе которой лежит «прогресс духа» или «состояние человеческих умов». Конт полагал, что поскольку «идеи управляют и переворачивают мир», то прогресс человеческого разума составляет исходную основу социального развития.

Закон трёх стадий О. Конта

 

Стадии развития знания

 

Стадии развития общества

 

1. Теологическая 

(греч. mеос — бог)

 

1. Эпоха охватывающая  Древний мир и Средневековье 

 

 

Знание имеет мифологический, религиозный характер и основано  на вере. «Человеческий дух… воображает, что явления (социальные) производятся  воздействием… сверхъестественных  факторов, произвольное вмешательство  которых объясняет все кажущиеся  явления мира» 

 

 

Она делится на три  периода: • фетишизм. Здесь люди видели богов во внешних предметах, им же приписывалась жизнь • политеизм. Жизнью наделялись «фиктивные существа», боги. Их вмешательством и объяснялись все явления • монотеизм. Христианство изменяет мораль, мировоззрение людей. Жизнь определяет единый Бог

2. Метафизическая 

 

2. Эпоха революций 

 

Знание оторвано от  реальной жизни, имеет абстрактный  характер. «В метафизическом состоянии (человеческого духа) сверхъестественные  факторы заменены абстрактными  силами, которые могут сами собой  производить все наблюдаемые  явления, объяснение которых состоит  только в подыскании соответствующей  сущности»

 

Абстрактное знание приобретает  критический характер, наблюдается  кризис, распад социальных связей. Эта стадия длилась примерно  с XIV до начала XIX в. и охватывает  собой эпоху Реформации, Возрождения, эпоху Великих географических  открытий, становление и развитие  капитализма. 1-й и 2-й стадиям соответствует  общество, нацеленное на войну, имеющее  военно-авторитарный режим правления

 

3. Позитивная 

 

3. Промышленное и мировое  общество 

 

Знание основано на  опыте, эксперименте и имеет научный  характер. В положительном состоянии  «человеческий дух познает невозможность  достижения абсолютных знаний, стремится, правильно комбинируя рассуждения  и наблюдения, к познанию действительных  законов явлений, т. е. их неизменных  отношений, последовательности и  подобия»

 

Начало этой стадии, т. е. индустриализацию общества, стабилизирующую  все социальные процессы и  делающую бессмысленной войну (ибо  с помощью массового производства  можно достичь во всех сферах  общества гораздо большего, чем  завоеваниями), и наблюдал О. Конт  в первой половине XIX в.

Главные положения своего  учения Г. Спенсер изложил в  работах «Научные, политические  и философские опыты» (1891),  
«Система синтетической философии» (1862 - 1896),  
«Основания социологии» (1896), в которых он

Информация о работе История становления и развития социологии