Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:08, реферат
Анализ особенностей государственного регулирования цен в США и Франции, а также сходств и различий ценообразования.
Введение……………………………………………………………………...………3
1. Основы государственного регулирования цен……………………….…………5
2. Государственное регулирование и ценообразование в зарубежных странах……………………………………………………………………………..…9
2.1. Особенности государственного регулирования цен в США………………..11
2.2. Особенности ценообразования во Франции……………………………..…..15
3. Сходства и различия государственного регулирования ценообразования в развитых странах (США и Франции)…………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….....25
Список литературы……………………………………………………………...….
В 1960-1962 гг. осуществлена почти полная либерализация цен на промышленные товары, но уже с середины 1963 года правительство приняло решение о новой блокировке цен, в связи с новой экономической политикой («развитие без инфляции»). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.
С 1965 по 1972 гг. государственное регулирование цен осуществлялось через так называемые контракты стабильности, программные контракты и контракты против повышения цен.
В соответствии с контрактами стабильности государство заключало с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие товары. Основная цель такого механизма государственного регулирования цен – поддержание стабильности общего уровня цен. Программные контракты были направлены на то, чтобы способствовать эволюции цен, отвечающей условиям международной конкуренции. Этот механизм государственного регулирования цен распространялся на все товары и услуги, которые в соответствии с контрактами стабильности ранее подвергались контролю. Согласно программным контрактам предприятия предоставляли государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки, а также подробную информацию, связанную с формированием цен, в том числе по анализу рынка и конкуренции, технико-экономическим параметрам товаров, производительности труда, методам финансового управления и т.д.
Контракты против повышения цен имели целью обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы роста инфляции. При принятии предприятиями таких контрактов правительство принимало на себя обязательства не применять меры, ведущие к росту издержек производства.
В
70-х годах правительство
Между тем стало ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием принципа блокировки цен исчерпала себя. Французские экономисты пришли к выводу, что подобный контроль за ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг. Одновременно затрудняется процесс инвестирования и расширяются рамки бюрократизации хозяйственной деятельности. Ученые обратили также внимание на низкую эффективность контроля над ценами в борьбе против инфляции, указывая на то, что темпы инфляции во Франции в середине 70-х годов (9-10% в год) были значительно выше, чем в странах, где цены регулируются не административными, а косвенными, экономическими методами. В мае 1973 года правительство объявило о либерализации цен на промышленную продукцию, в соответствии с которой блокировка цен была отменена в большинстве секторов экономики. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно осторожно. На первом этапе либерализации цен были отобраны отрасли, где имелась достаточно сильная конкуренция (например, часовая и шарикоподшипниковая промышленность), а также отрасли, где в силу специфики производимых товаров не наблюдалось резких скачков в ценах (например, молочно-консервная и кондитерская промышленность), и, наконец, такие отрасли, которые благодаря системе социального обеспечения имели стабильный рынок (например, фармацевтическая промышленность).
В течение первой половины 80-х годов процесс либерализации продолжился и к 1986 году из-под государственного контроля было освобождено около 90% цен на промышленную продукцию.
Либерализация цен не означало полного прекращения всякого вмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (на уровне макроэкономики) к системе глобального регулирования (на уровне макроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формы вмешательства – переход от жестко «дирижистских» методов к методам косвенного воздействия на рынок и цены. Поэтому одновременно с решением о либерализации цен было принято и другое решение о ценовой конкуренции в промышленности, которым запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Одновременно запрещалось заключение любых соглашений о «минимальных ценах», либо о «рекомендуемых ценах» на промышленную продукцию, товары народного потребления и услуги.
Жесткий контроль над ценами, существовавший во Франции в течение почти 40 лет, способствовал на этапе инфляционного развития экономики и низкой общемировой конъюнктуры стабилизации экономики страны.
Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных органов по регулированию цен. До 1986 г. в составе Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, а затем он был преобразован в департамент по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулированию цен ценовой конкуренции.
Франция – экономически высокоразвитая капиталистическая страна. Широкое развитие получили такие прогрессивные отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная, электротехническая и электронная, производство строительных материалов. Ряд отраслей завоевали международное признание: ядерная энергетика, информатика, ракетостроение.
За последние 30 лет укрепились позиции сферы обслуживания в городах Франции. В абсолютных показателях сократилось число рабочих мест в производстве и увеличилось на предприятиях сферы обслуживания. Непроизводственная сфера расширилась, разнообразилась и укрепилась.
Однако технически и финансово услуги сконцентрированы неравномерно. Предприятия сферы обслуживания имеют тенденцию к развитию в центральных районах городов, больших городах и городах-спутниках. Непроизводственный сектор сегодня один из самых активных в перестройке городского хозяйства крупных центров индустриальных стран.
В 1990 г. предприятия, оказывающие услуги другим предприятиям, группировали в среднем 6% активного населения, Париж - 13%, Канны, Ницца, Лион - 11%. Чем больше город, тем более важное место в занятости населения занимают услуги предприятиям: различные службы помощи, технологических и информационных советов, службы изучения. Локализация услуг предприятиям зависит от уровня развития других служб города, региональной специфики.
Наибольшее значение для развития Франции имеет сельское хозяйство. Сельское хозяйство – одно из важнейших направлений международной специализации – реализует на внешнем рынке более 1/3 производимой продукции. В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера.
В 1996 г. продукция агропромышленного комплекса составила 15% экспорта и менее 10% импорта. По объему сельскохозяйственного экспорта страна отстает только от США, занимая первое место в Западной Европе. Тем не менее, во французской внешней торговле аграрной продукцией имеются уязвимые места: увеличение экспорта во многом происходило благодаря сырью, а не переработанной продукции; ухудшился баланс торговли со странами ЕС, которые также добились самообеспеченности или даже стали экспортерами. Товарный экспорт превратился в один из самостоятельных и решающих факторов экономического развития Франции.6
По
объему экспорта и импорта Франция
занимает 4-е место в мире –
после США, ФРГ, Японии. В 1996 г. внешнеторговые
показатели Франции достигли высокого
уровня: экспорт составил 1485,8 млрд.
фр., импорт – 1363,5 млрд., а положительное
сальдо возросло до 122,3 млрд. фр. Франции
удалось добиться существенного улучшения
внешнеторгового баланса за последние
пять лет после длительного периода, характеризующегося
дефицитом внешней торговли. В
настоящее время во
Франции имеется около 3000
государственных контролеров
по ценам, которые являются
сотрудниками отдела
по государственному
регулированию цен и
ценовой конкуренции
департамента по конкуренции
Министерства планирования
и финансов, отраслевых
министерств и 100 департаментов (в
больших городах штат
контролеров составляет 10-12
человек). Основные задачи
государственных контролеров
– наблюдение за государственной
дисциплиной цен. Контролеры
имеют право составлять
акты по нарушению правил
ценообразования и передавать
их в финансовый трибунал,
который принимает решения
о санкциях к юридическим
лицам, связанным с нарушением
законодательства по
ценам.
3. Сходства
и различия государственного регулирования
цен в развитых странах (США и Франции)
Важнейшая
составляющая управления рыночной экономикой
– эффективная ценовая политика
государства с характерным
С
помощью цен сглаживаются, как
правило, циклические колебания
процессов воспроизводства, что
с учетом конкретной хозяйственной
конъюнктуры приобретает
Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в сферах транспорта, связи, электроэнергетики, водоснабжения и т. д. Среди прямых методов государственного регулирования наиболее признано административное установление цен.
Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в конечном счете - на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке. Способы и методы государственного регулирования цен зависят от национальных и климатических факторов, сырьевых и политических условий, места страны в мировом разделении труда.
Рассмотрим основные сходства государственного регулирования цен во Франции и США:
1. Прямое регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию и электроэнергию.
2. Прямое регулирование цен на молочную продукцию.
По
сравнению со сходствами у данных
стран наблюдается большее
Таблица 1. Различия государственного регулирований цен в развитых странах
США | Франция |
1. Прямое государственное регулирование цен в высокомонополизированных отраслях попавших юрисдикцию антитрестовского регулирования | 1. 20 % цен регулируется государством, а остальные 80 % - находятся в режиме свободного рыночного ценообразования |
2. Предпочтение косвенному регулированию цен, способствующих общему оздоровлению экономики страны | 2. Прямое регулирование цен на газ |
3. Снижение
залоговых ставок в аграрной
отрасли и снижение цен на 20%
в целях повышения |
3. Запрет на заключение любых соглашений о "минимальных ценах" либо о "рекомендательных ценах" на промышленную продукцию, товары народного потребления и услуги |
4. Наличие в стране около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Основные их обязанности - наблюдение за государственной дисциплиной цен |
Информация о работе Ценообразование и регулирование в развитых странах (США, Франция)