Ценообразование и регулирование в развитых странах (США, Франция)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:08, реферат

Краткое описание

Анализ особенностей государственного регулирования цен в США и Франции, а также сходств и различий ценообразования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...………3
1. Основы государственного регулирования цен……………………….…………5
2. Государственное регулирование и ценообразование в зарубежных странах……………………………………………………………………………..…9
2.1. Особенности государственного регулирования цен в США………………..11
2.2. Особенности ценообразования во Франции……………………………..…..15
3. Сходства и различия государственного регулирования ценообразования в развитых странах (США и Франции)…………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….....25
Список литературы……………………………………………………………...….

Файлы: 1 файл

Ценообразование(США, Франция).doc

— 136.00 Кб (Скачать)

     В 1960-1962 гг. осуществлена почти полная либерализация цен на промышленные товары, но уже с середины 1963 года правительство приняло решение о новой блокировке цен, в связи с новой экономической политикой («развитие без инфляции»). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.

     С 1965 по 1972 гг. государственное регулирование цен осуществлялось через так называемые контракты стабильности, программные контракты и контракты против повышения цен.

     В соответствии с контрактами  стабильности государство заключало с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие товары. Основная цель такого механизма государственного регулирования цен – поддержание стабильности общего уровня цен. Программные контракты были направлены на то, чтобы способствовать эволюции цен, отвечающей условиям международной конкуренции. Этот механизм государственного регулирования цен распространялся на все товары и услуги, которые в соответствии с контрактами стабильности ранее подвергались контролю. Согласно программным контрактам предприятия предоставляли государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки, а также подробную информацию, связанную с формированием цен, в том числе по анализу рынка и конкуренции, технико-экономическим параметрам товаров, производительности труда, методам финансового управления и т.д.

     Контракты против повышения  цен имели целью  обеспечить высокую  конкурентоспособность  французских товаров  и замедлить темпы  роста инфляции. При принятии предприятиями таких контрактов правительство принимало на себя обязательства не применять меры, ведущие к росту издержек производства.

     В 70-х годах правительство Франции  стало вновь применять систему  мер по блокировке и регулированию  цен. Так, во второй половине 1975 года были временно заблокированы цены на все товары и услуги государственного и частного секторов экономики, а в мае 1976 года цены в госсекторе могли повышаться только на заданное количество процентов. При этом государство заключило контракты с предприятиями, по которым последние обязывались ограничивать рост цен на свою продукцию. На отдельных этапах развития экономики блокировка охватывала все цены, те замораживались 100% цен. В случае если прибыль предприятия росла быстрее, чем цены, то они облагались специальным антиинфляционным налогом.

     Между тем стало ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием принципа блокировки цен исчерпала  себя. Французские экономисты пришли к выводу, что подобный контроль за ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг. Одновременно затрудняется процесс инвестирования и расширяются рамки бюрократизации хозяйственной деятельности. Ученые обратили также внимание на низкую эффективность контроля над ценами в борьбе против инфляции, указывая на то, что темпы инфляции во Франции в середине 70-х годов (9-10% в год) были значительно выше, чем в странах, где цены регулируются не административными, а косвенными, экономическими методами. В мае 1973 года правительство объявило о либерализации цен на промышленную продукцию, в соответствии с которой блокировка цен была отменена в большинстве секторов экономики. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно осторожно. На первом этапе либерализации цен были отобраны отрасли, где имелась достаточно сильная конкуренция (например, часовая и шарикоподшипниковая промышленность), а также отрасли, где в силу специфики производимых товаров не наблюдалось резких скачков в ценах (например, молочно-консервная и кондитерская промышленность), и, наконец, такие отрасли, которые благодаря системе социального обеспечения имели стабильный рынок (например, фармацевтическая промышленность).

     В течение первой половины 80-х годов процесс либерализации продолжился и к 1986 году из-под государственного контроля было освобождено около 90% цен на промышленную продукцию.

     Либерализация цен не означало полного прекращения  всякого вмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (на уровне макроэкономики) к системе глобального регулирования (на уровне макроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формы вмешательства – переход от жестко «дирижистских» методов к методам косвенного воздействия на рынок и цены. Поэтому одновременно с решением о либерализации цен было принято и другое решение о ценовой конкуренции в промышленности, которым запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Одновременно запрещалось заключение любых соглашений о «минимальных ценах», либо о «рекомендуемых ценах» на промышленную продукцию, товары народного потребления и услуги.

     Жесткий контроль над ценами, существовавший во Франции в течение почти 40 лет, способствовал на этапе инфляционного развития экономики и низкой общемировой конъюнктуры стабилизации экономики страны.

     Либерализация цен привела к  необходимости изменения  структуры государственных органов по регулированию цен. До 1986 г. в составе Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, а затем он был преобразован в департамент по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулированию цен ценовой конкуренции.

     Франция – экономически высокоразвитая капиталистическая  страна. Широкое развитие получили такие прогрессивные  отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная, электротехническая и электронная, производство строительных материалов. Ряд отраслей завоевали международное признание: ядерная энергетика, информатика, ракетостроение.

       За  последние 30 лет укрепились позиции сферы  обслуживания в городах  Франции. В абсолютных показателях сократилось число рабочих мест в производстве и увеличилось на предприятиях сферы обслуживания. Непроизводственная сфера расширилась, разнообразилась и укрепилась.

       Однако  технически и финансово услуги сконцентрированы неравномерно. Предприятия сферы обслуживания имеют тенденцию к развитию в центральных районах городов, больших городах и городах-спутниках. Непроизводственный сектор сегодня один из самых активных в перестройке городского хозяйства крупных центров индустриальных стран.

       В 1990 г. предприятия, оказывающие услуги другим предприятиям, группировали в  среднем 6% активного населения, Париж - 13%, Канны, Ницца, Лион - 11%. Чем больше город, тем более важное место  в занятости населения занимают услуги предприятиям: различные службы помощи, технологических и информационных советов, службы изучения. Локализация услуг предприятиям зависит от уровня развития других служб города, региональной специфики.

     Наибольшее  значение для развития Франции имеет  сельское хозяйство. Сельское хозяйство – одно из важнейших направлений международной специализации – реализует на внешнем рынке более 1/3 производимой продукции. В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера.

     В 1996 г. продукция агропромышленного комплекса составила 15% экспорта и менее 10% импорта. По объему сельскохозяйственного экспорта страна отстает только от США, занимая первое место в Западной Европе. Тем не менее, во французской внешней торговле аграрной продукцией имеются уязвимые места: увеличение экспорта во многом происходило благодаря сырью, а не переработанной продукции; ухудшился баланс торговли со странами ЕС, которые также добились самообеспеченности или даже стали экспортерами. Товарный экспорт превратился в один из самостоятельных и решающих факторов экономического развития Франции.6

     По  объему экспорта и импорта Франция  занимает 4-е место в мире –  после США, ФРГ, Японии. В 1996 г. внешнеторговые показатели Франции достигли высокого уровня: экспорт составил 1485,8 млрд. фр., импорт – 1363,5 млрд., а положительное сальдо возросло до 122,3 млрд. фр. Франции удалось добиться существенного улучшения внешнеторгового баланса за последние пять лет после длительного периода, характеризующегося дефицитом внешней торговли. В настоящее время во Франции имеется около 3000 государственных контролеров по ценам, которые являются сотрудниками отдела  по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов, отраслевых министерств и 100 департаментов  (в больших городах штат контролеров составляет 10-12 человек). Основные задачи государственных контролеров – наблюдение за государственной дисциплиной цен. Контролеры имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования и передавать их в финансовый трибунал, который принимает решения о санкциях к юридическим лицам, связанным с нарушением законодательства по ценам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Сходства и различия государственного регулирования цен в развитых  странах (США и Франции) 

     Важнейшая составляющая управления рыночной экономикой – эффективная ценовая политика государства с характерным сочетанием различных видов цен: свободных, регулируемых и устанавливаемых  государством. Государственное регулирование  цен может носить судебный, законодательный, бюджетно-финансовый и административный характер. Используя эти рычаги управления, государство воздействует на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом и ее отдельных хозяйствующих субъектов.

     С помощью цен сглаживаются, как  правило, циклические колебания  процессов воспроизводства, что  с учетом конкретной хозяйственной  конъюнктуры приобретает эффективный  антикризисный и антимонопольный  характер.

     Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в сферах транспорта, связи, электроэнергетики, водоснабжения и т. д. Среди прямых методов государственного регулирования наиболее признано административное установление цен.

     Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в конечном счете - на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке. Способы и методы государственного регулирования цен зависят от национальных и климатических факторов, сырьевых и политических условий, места страны в мировом разделении труда.

     Рассмотрим  основные сходства государственного регулирования цен во Франции и США:

     1. Прямое регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию и электроэнергию.

     2. Прямое регулирование цен на  молочную продукцию.

     По  сравнению со сходствами у данных стран наблюдается большее число  различий (таблица 1).

     Таблица 1. Различия государственного регулирований  цен в развитых странах

США Франция
1. Прямое  государственное регулирование цен в высокомонополизированных отраслях попавших юрисдикцию антитрестовского регулирования 1. 20 % цен регулируется государством, а остальные 80 % - находятся в режиме свободного рыночного ценообразования
2. Предпочтение косвенному регулированию цен, способствующих общему оздоровлению экономики страны 2. Прямое регулирование  цен на газ
3. Снижение  залоговых ставок в аграрной  отрасли и снижение цен на 20% в целях повышения конкурентоспособности  американской продукции на мировом рынке 3. Запрет на  заключение любых соглашений о "минимальных ценах" либо о "рекомендательных ценах" на промышленную продукцию, товары народного потребления и услуги
  4. Наличие в стране около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Основные их обязанности - наблюдение за государственной дисциплиной цен

Информация о работе Ценообразование и регулирование в развитых странах (США, Франция)