Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

Оглавление

Введение
Глава 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Экономическое содержание бюджета и его функции
1.2 Бюджетная система Российской Федерации: структура и принципы
1.3 Бюджетная политика Российской Федерации
Глава 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПОКАЗАТЕЛЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010г. И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012гг.
2.1 Анализ основных характеристик федерального бюджета на 2010г и на плановый период 2011-2012 гг.
2.2 Оценка и прогноз показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 – 2012 гг.
Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ИЗ КРИЗИСА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 201.78 Кб (Скачать)

В период 2010-2012 годов в  рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего  спроса и решения острых социальных проблем.

б) Поддержка реального  сектора экономики в условиях рецессии и после кризисного периода.

2) Обеспечение среднесрочной  и долгосрочной макроэкономической  и бюджетной устойчивости.

В ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением  ресурсов - это касается текущих  доходов и накопленных ранее  резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области  расходов, которая бы, с одной  стороны, стимулировала рост внутреннего  спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

3) Повышение эффективности  расходов бюджета

Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей  стране остается низким. Необходимо принять  целенаправленные меры по повышению  эффективности государственных  расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики  и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

а) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно в  социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений  по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту  и развитию социальной сферы, но ложится "тяжёлым грузом" на бюджетную систему.

б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В  рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную  систему распределения бюджетных  средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение  его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.

г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых  программ и отдельных проектов. Без  такого сотрудничества, особенно в  текущих условиях, многие важные программы  не могут быть реализованы.

4) Повышение эффективности  налоговой системы

В период экономического кризиса  соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для  правительства первоочередной задачей.

На сегодняшний день государственная  политика в области расходов привела  к ситуации, когда в условиях кризиса  среднесрочные задачи налоговой  политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о  снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями  предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось  с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники  его финансирования, в том числе  рассматривая варианты повышения налогов.

5) Создание пенсионной  системы, обеспечивающей достойный  уровень жизни пенсионерам

Одним из источников дополнительного  финансирования пенсий станет повышение  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых  будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма  валоризации - переоценки денежной стоимости  пенсионных прав, которые были приобретены  гражданами до начала пенсионной реформы  в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный  пенсионный капитал будет проиндексирован  на 10% плюс по 1% за каждый год "советского" трудового стажа до 1991 года.

6) Разработка и реализация  совместно с Банком России  мер по поддержанию стабильности  банковской системы

В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности  в портфелях банков, а также  существенным ограничением доступа  к ресурсам с международных рынков капитала.

В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства  Российской Федерации совместно  с Банком России по-прежнему останется  поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения  Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах (таблица 4.1).

В 2010-2012 годах сохраняется  тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средств Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 годах - иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 4.2).

В связи с использованием большей части накопленных в  Резервном фонде ресурсов на обеспечение  сбалансированности федерального бюджета  в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица 4.3)

Для сохранения бюджетных  резервов в форме средств Фонда  национального благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных  заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем  иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом  прогнозируемого ВВП. В целях  обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составить в 2010 году 2,0 % к  ВВП, в 2011 году - 2,7% к ВВП, в 2012 году - 1,6 % к ВВП.

2.4 Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита

 

В текущем году практически  весь объем дефицита финансируется  за счет средств Резервного фонда. Большая  часть дефицита следующего года также  финансируется за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств  Фонда национального благосостояния.

Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета приведена  на рис.4.1 и 4.2.

Использование Резервного фонда  на финансирование дефицита федерального бюджета приведет к тому, что он окажется практически полностью  исчерпан. В 2011-2012 годах фонд пополняться  не будет. Все средства, которые должны были бы поступать в него в течение  года, будут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Предполагаемое использование  средств Фонда национального  благосостояния на финансирование части  трансферта из федерального бюджета  в Пенсионный фонд при отсутствии пополнения фонда также ведет  к постепенному снижению объемов  фонда. При дальнейшем использовании  фонда в таких объемах он может  быть исчерпан полностью уже в 2014-2015 годах, что вновь обострит проблему обеспечения пенсионной системы. В этой связи необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность пенсионной системы при одновременном достойном уровне пенсионного обеспечения.

Политика в области  государственного долга Российской Федерации на 2010 - 2012 годы будет направлена на:

обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

развитие национального  рынка государственных ценных бумаг;

активное использование  инструмента выдачи государственных  гарантий Российской Федерации.

Ключевыми задачами в области  государственных внутренних заимствований  станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего  долга, выраженного в государственных  ценных бумагах, и сохранение оптимальной  дюрации и доходности на рынке  государственных ценных бумаг.

В 2010 - 2012 годах показатели доходности по государственным ценным бумагам ожидаются на уровне, близком  к сформировавшемуся в настоящее  время. Возможный рост доходности по рублевым инструментам может быть вызван факторами, связанными с изменением курса рубля к иностранным  валютам, изменением объемов валютных резервов, корректировкой цены на нефть  и ростом процентных ставок на долговых рынках за рубежом.

Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации составят в 2010 году 333,2 млрд. рублей, в 2011 году - 487,3 млрд. рублей и в 2012 году - 602,9 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета  увеличится при этом с 2,4% в 2009 году до 6,2% в 2012 году (рис.4.3).

Законопроект предлагает установить в Бюджетном кодексе  РФ норму зачисления в федеральный  бюджет 100 % доходов от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефти и газового конденсата). Централизация доходов от НДПИ на углеводородное сырье приведет к увеличению доходов федерального бюджета в 2010 году не менее чем на 46,5 млрд руб., в 2011 году - не менее чем на 50,9 млрд руб., в 2012 году - не менее чем на 55 млрд руб., отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, законопроектом вносятся изменения в закон "О Центральном банке РФ", касающиеся увеличения в 2010-2012 годах нормы перечисления в федеральный бюджет прибыли, полученной Банком России, с 50 % до 75 %. Это, по данным Минфина России, позволит получать ежегодно 20 млрд руб. доходов в федеральный бюджет.

Также правительство РФ предлагает в период с 1 января 2010 года по 1 февраля 2012 года зачислять доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния в  федеральный бюджет, а не направлять их на формирование этих фондов, как  предусмотрено действующим законодательством. Эта мера дополнительно принесет 77,9 млрд руб. в 2010 году, 86,4 млрд руб. в 2011 году и 25,6 млрд руб. в 2012 году.

Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти может быть увеличена с 2012 года на 6,5%, с 2013 года - на 5,4.

Данная мера позволит сгладить последствия для бюджета от различных  льгот и налоговых каникул  по НДПИ на нефть и при этом осуществить "реальную дифференциацию этого налога, которая подразумевает не только снижение налога для месторождения, где разработка связана с повышенными затратами, но и увеличение налога для месторождений, где затраты не столь высоки".

Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемая при добыче природного газа, с 2011 года может быть увеличена на 61%.

Принятие мер в области  НДПИ на газ приведет к росту доходов  бюджета в 2011 году на 51,2 млрд рублей, в 2012 году - на 60,4 млрд рублей, в 2013 году - на 69,1 млрд рублей.

В соответствии с материалами  Минфина о дополнительных доходах  федерального бюджета в 2011-2013 годах, ставка НДПИ на газ в 2011 году увеличится в 1,61 раза, в 2012 году - в 1,06 раза, в 2013 году - в 1,054 раза.

Акцизы на бензин в РФ могут  быть увеличены на 1 рубль на 1 литр в 2011, 2012 и 2013 годах.

Увеличение будет идти к тем ставкам, которые установлены  сейчас в Налоговом кодексе. Акцизы на бензин третьего класса повысятся  с 4 тыс.302 рублей за тонну до 5 тыс.672 рублей за тонну. Повышение акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин даст дополнительные доходы бюджета в 2011 году в размере более 80 млрд рублей, в 2012 году - 105 млрд рублей, в 2013 году - более 105 млрд рублей.

Дополнительные доходы федерального бюджета РФ от принятия налоговых  и неналоговых мер, которые предлагает Минфин, в 2011-2013 годах могут составить  более 1 трлн рублей, сообщил глава  департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин журналистам  в среду.

Акцизы на табачные изделия  в 2011-2013 годах будут расти на 30-40% в год.

Как отмечается в материалах Минфина РФ, в 2011 году ставка акциза на сигареты с фильтром может быть установлена на уровне 280,4 рубля  за 1 тыс. штук, в 2012 году - 360 рублей, в 2013 году - 460 рублей. На сигареты без фильтра  ставки акцизов могут быть установлены  на уровне 250 рублей за 1 тыс. штук, 360 рублей и 460 рублей соответственно.

В результате выполнения этих предложений в федеральный бюджет в 2011 году поступит дополнительно 20,1 млрд рублей, в 2012 году - 34,7 млрд рублей, в 2013 году - 49,6 млрд рублей.

 

Заключение

 

Бюджет Российской Федерации  является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством. Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой.

Процесс преобразования бюджетной  системы - сложный, длительный, порой  весьма болезненный. Тем не менее  начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит  будущее всей российской экономики.

 

Список литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2008.
  2. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. - М.: Флинта, 2009.
  3. ФЗ № 186-ФЗ от 23 декабря 2003 года "О Федеральном Бюджете на 2004 год".
  4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2009.
  5. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  6. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.
  7. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009.
  8. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: "Перспектива": ИНФРА-М, 2008.
  9. Финансы, денежное обращение и кредит. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2008.
  10. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. - М.: Финансы и статистика, 2008.

Информация о работе Бюджетная система