Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

Оглавление

Введение
Глава 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Экономическое содержание бюджета и его функции
1.2 Бюджетная система Российской Федерации: структура и принципы
1.3 Бюджетная политика Российской Федерации
Глава 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПОКАЗАТЕЛЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010г. И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012гг.
2.1 Анализ основных характеристик федерального бюджета на 2010г и на плановый период 2011-2012 гг.
2.2 Оценка и прогноз показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 – 2012 гг.
Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ИЗ КРИЗИСА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 201.78 Кб (Скачать)

Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую политику: увеличивает  расходы и сокращает налоги, что  вызывает рост совокупного спроса и  положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей политики.

Также в зависимости от проводимой финансовой политики бюджетный  дефицит может быть активным или  пассивным.

Активный дефицит обусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Бюджетный дефицит оказывает  влияние на кредитно-денежное хозяйство  и функционирование экономики в  целом. В условиях существования  бюджетного дефицита правительство  вынужденно искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и государственные заимствования.

Эмиссия денег является самым  простым методом покрытия бюджетного дефицита. Избыточная эмиссия широко применяется в настоящее время  во многих развивающихся странах, а  также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для  долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итоге всё это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.

Для сохранения экономической  и социальной стабильности правительства  стараются всячески избегать неоправданной  эмиссии денег. С этой целью в  систему рыночной экономики встроен  специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран  независимость эмиссионного банка  от законодательной и исполнительной власти. Он не обязан финансировать  правительство, таким образом ставится преграда неконтролируемой инфляции, которая могла бы начаться если бы деньги печатались по желанию правительства.

Наиболее надежным источником финансирования дефицита бюджета являются государственные займы, которые  подразделяются на краткосрочные (до 1 года или 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5лет). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они оказывают негативное влияние на экономику. Во-первых, в некоторых случаях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг, что искажает действие рыночных механизмов и мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. Во-вторых, даже при свободном размещении, когда правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами государственных ценных бумаг, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. При этом происходит сокращение предложения кредитных ресурсов, так как государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств. Вместе с этим повышение спроса со стороны государства на денежные средства ведет к росту процентных ставок, а следствием этого является сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. В результате возникает "эффект вытеснения" частных инвестиций. Однако, как подтверждают эмпирические данные, этот эффект имеет наиболее явное и отрицательное проявление при ограниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при избыточных ресурсах и соответствующей денежной политике вместо "эффекта вытеснения" может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности.

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических  проблем путем государственных  заимствований порождает государственный  долг. Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный  долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных  займов. Они оформляются путем  выпуска и продажи государственных  ценных бумаг. Основными держателями  государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и  фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных бумаг  приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран.

Внешний долг возникает при  мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации.

Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего  долга. Для покрытия внешнего долга  стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать  экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение  долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходимость  управления им. Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия и консолидация государственного долга являются важнейшими приемами, используемыми в процессе управления государственным долгом

Конверсия государственных  займов предполагает изменение их первоначальных условий, например срока, процента и  др. Как правило, правительства стремятся  максимально отодвинуть во времени  выплату задолженности, поэтому  чаще всего конверсия сводится к  превращению краткосрочных займов в средне - и долгосрочные обязательства.

Консолидация государственного долга производится путем продления  срока действия кратко - и среднесрочных  займов или путем унификации ранее  выпущенных кратко - и среднесрочных  займов в один долгосрочный заем. Так  формируется консолидированный  долг как часть общей суммы  государственной задолженности  в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что  отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой государственной  задолженности с помощью выпуска  новых займов называется рефинансированием.

Огромное значение для  регулирования госбюджета имеет  налоговая ре - форма, которая призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему  и повысить качество налогового администрирования. Это в конечном итоге должно способствовать улучшению собираемости налогов  и увеличить поступления в  бюджет.

  1. Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году.

Исполнение федерального бюджета в 2010 г. осуществлялось в соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2010 год". По оперативным данным Счетной палаты, доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного на девять месяцев 2010 года Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год". При этом расходы федерального бюджета составили 928903,6 млн. рублей, или 77,8 % от годового бюджета и 93,8 % - от задания, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года.

Анализ основных характеристик  федерального бюджета свидетельствует  о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в  объеме ВВП. Если в 2008 году он составлял 18,6 %, то в 2010 году - 17,2 %, а в 2009 году - 13,5 процента. В январе - сентябре 2010 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным  законом "О федеральном бюджете на 2010 год". Причем в общем объеме расходов федерального бюджета возрастает доля процентных расходов, которая составила в январе - июне 2010 года 21,8 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год", в январе - сентябре 2010 года - 22,7 процента.

Несколько иная динамика доходов  федерального бюджета. Если удельный вес  доходов федерального бюджета в  объеме ВВП в 2010 году составлял 15,1 %, в 2008 году - 14,9 %, а в 2010 году даже снизился до 11,9 %, то в 2009 году он составил 16,0 %, а  в январе - июне 2010 года - 17,6 % при 15,4 %, представленных в расчетах к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год", в январе - сентябре 2010 года - 16,9 процента.

Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2010 года на счетах по учету средств  федерального бюджета составляли 173923,7 млн. рублей. В доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2010 года поступило 1106514,4 млн. рублей. Осуществлены заимствования в объеме 56241,6 млн. рублей. Все поступления, включая  входящие остатки, заимствования, поступления  от продажи имущества и реализации государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, составили 1348647,3 млн. рублей. За счет этих средств  исполнены расходы федерального бюджета в объеме 928903,6 млн. рублей, погашена основная сумма государственного долга в объеме 157360,5 млн. рублей, осуществлены расходы на пополнение государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней в  сумме 3826,9 млн. рублей.

Доходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной палаты, в январе - сентябре 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного  на указанный период 2010 года Федеральным  законом "О федеральном бюджете на 2010 год". Сверх утвержденного объема получено 222741,3 млн. рублей. Поступления в федеральный бюджет по налоговым доходам за январь - сентябрь 2010 года составили 1024947,3 млн. рублей, или 91,9 % от годовых бюджетных назначений, неналоговым доходам - 71853,9 млн. рублей, или 111,8 %, целевым бюджетным фондам - 9713,2 млн. рублей, или 69,9 процента.

Налоги и иные платежи, контролируемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, поступили в федеральный бюджет в сумме 667130,7 млн. рублей, что составляет 60,3 % от общего объема поступивших в  январе - сентябре 2010 года доходов федерального бюджета, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации - 362533,2 млн. рублей (32,8 %), Министерством имущественных отношений Российской Федерации - 18082,8 млн. рублей (1,6 процента).

По сравнению с соответствующим  периодом прошлого года доходы федерального бюджета в январе - сентябре 2010 года в номинальном выражении увеличились  на 323336,2 млн. рублей, или на 41,3 процента. В сопоставимых ценах они возросли соответственно на 15,2 процента. При  этом их доля в объеме ВВП выросла  на 1,6 процента.

Анализ основных характеристик  федерального бюджета за ряд лет  свидетельствует о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. В январе - сентябре 2010 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП  составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных  Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год". Причем в общем объеме расходов федерального бюджета нарастает доля процентных расходов, которая составила в январе - сентябре 2010 года 22,7 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год".

Наличие остатков средств  федерального бюджета в объеме 173923,7 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2010 года), доходы федерального бюджета в объеме 1106514,4 млн. рублей позволяли исполнить установленные бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года расходы федерального бюджета в полном объеме.

Однако расходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной  палаты, исполнены лишь в объеме 928903,6 млн. рублей, что составляет 77,8 % от показателя, утвержденного федеральным  бюджетом на год, и 93,8 % от показателя, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года.

Исполнение расходов федерального бюджета осуществлялось неравномерно и непропорционально как по разделам и подразделам функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации, так и по субъектам ведомственной структуры расходов федерального бюджета.

Уровень исполнения расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение внутренней и внешней  безопасности страны, воспроизводство  научного потенциала, социальную сферу, не позволяет считать их приоритетными, как это было определено Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике на 2010 год и на среднесрочную перспективу". Расходы бюджета на развитие реального сектора экономики составили всего 80,6 % от соответствующего показателя бюджетной росписи на девять месяцев 2010 года.

На недостаточном уровне осуществлено финансирование отдельных  федеральных целевых программ и  федеральных программ развития регионов.

В ходе исполнения бюджета  кредиторская задолженность возросла по сравнению с 1 января 2010 года на 8,8 млрд. рублей и составила по состоянию  на 1 июля 2010 года 92,8 млрд. рублей. При  этом дебиторская задолженность  бюджетополучателей на 1 января 2010 года составляла 61,8 млрд. рублей.

Анализ объемов финансирования расходов федерального бюджета и  их исполнения в январе - сентябре 2010 года позволяет сделать вывод  о том, что средства федерального бюджета, полученные распорядителями  и получателями бюджетных средств, в полном объеме не использованы, и  их остатки находятся в основном на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в территориальных органах  федерального казначейства (по состоянию на 1 апреля 2010 года - 51162,8 млн. рублей, на 1 июля 2010 года - 67331,7 млн. рублей, на 1 сентября 2010 года - 85524,8 млн. рублей).

Наличие значительных остатков средств федерального бюджета на всех счетах по учету средств федерального бюджета (258556,3 млн. рублей по состоянию на 1 октября 2010 года), а также практика внесения в отчеты об исполнении федерального бюджета корректировок сумм этих остатков по состоянию на начало года свидетельствуют об имеющихся возможностях совершенствования системы управления государственными финансами, в том числе повышения качества бюджетного планирования и организации исполнения федерального бюджета, наведения порядка в учете средств федерального бюджета.

2.3 Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах

 

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса  и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной  стабильности.

Основными целями бюджетной  политики в 2010-2012 годах являются:

1) Использование бюджета  в качестве одного из важнейших  инструментов стимулирования экономики  в период выхода из кризиса.

Россию кризис коснулся сразу  по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен  на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими  странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение  притока дешевых иностранных  займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

Информация о работе Бюджетная система