Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 15:23, курс лекций

Краткое описание

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.
Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Lektsii.doc

— 586.00 Кб (Скачать)

При исполнении обязательств по государственным  или муниципальным ценным бумагам, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, путем передачи кредиторам указанного имущества размер государственного или муниципального долга уменьшается на величину основного долга по погашаемым таким образом обязательствам.

3. Государственные и муниципальные гарантии

Государственной или муниципальной  гарантией является способ обеспечения  гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Письменная форма государственной  или муниципальной гарантии обязательна.

Несоблюдение письменной формы  государственной или муниципальной  гарантии влечет ее ничтожность.

В государственной или муниципальной  гарантии указываются:

1) сведения о гаранте, включающие его наименование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;

2) определение объема обязательств по гарантии.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

Гарантии в основном предоставляются  на конкурсной основе.

Гарант по государственной или  муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству, а обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии.

Гарант, исполнивший обязательство  получателя гарантии, имеет право  потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг РФ, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.

Предоставление государственных  гарантий РФ

Общая сумма предоставленных государственных  гарантий РФ для обеспечения обязательств в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн минимальных размеров оплаты труда.

Общая сумма предоставленных государственных  гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга РФ как вид долгового обязательства. Отдельно должны утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн долларов США.

При исполнении получателем государственной  гарантии РФ своих обязательств перед  третьим лицом, на соответствующую сумму сокращается внешний или внутренний государственный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов РФ либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями РФ, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.

Государственной Думе, на основе данных этого отчета, представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.

Государственные гарантии РФ предоставляются Правительством РФ. Министерство финансов РФ на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий РФ заключает соответствующие соглашения от имени Правительства РФ.

В случае предоставления государственной  гарантии РФ Министерство финансов РФ обязано провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии РФ.

Предоставление государственных  гарантий субъектов РФ, муниципальных  гарантий

Государственные гарантии субъектов  РФ и муниципальные гарантии предоставляются  субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении государственной или муниципальной гарантии должно быть указано обязательство, которое ею обеспечивается.

Законом о бюджете на очередной финансовый год устанавливается перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 % расходов соответствующего бюджета.

Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав долга субъекта РФ, муниципального долга как вид долгового обязательства.

При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим  лицом на соответствующую сумму сокращается долг субъекта РФ, муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Соответствующий финансовый орган ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям.

На основании данных этого учета  представительному органу власти представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям. Государственные гарантии предоставляются соответствующим органом исполнительной власти.

Муниципальные гарантии предоставляются  уполномоченным органом местного самоуправления.

В случае предоставления государственной  или муниципальной гарантии соответствующий финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии. Представительный орган поручает контрольному органу субъекта РФ, муниципального образования провести проверку финансового состояния получателя государственной или муниципальной гарантии.

ЛЕКЦИЯ № 16. Бюджетная политика РФ

 

 1.Основные задачи бюджетной политики .

При формировании и реализации бюджетной  политики Правительству РФ надлежит предпринять действия по следующим  направлениям.

1. Необходимо превратить федеральный бюджет в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. В перспективе нужно обеспечить снижение инфляции до приемлемого уровня 3–4% в год. Этому должно способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов, темпам роста экономики с учетом планируемого на перспективу снижения налогового бремени, проведение взвешенной политики в сфере использования конъюнктурных сверхдоходов от экспорта углеводородов, регулирование тарифов на продукцию субъектов естественных монополий, а также реализация бюджетных программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений в экономике, провоцирующих дополнительный рост цен.

2. Необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета. На первый план выдвигается задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, при условии, что будет уменьшаться необходимость стерилизации избыточного денежного предложения в целях стабилизации макроэкономических показателей.

Для этого необходимо Стабилизационный фонд Российской Федерации преобразовать  в Резервный фонд и Фонд будущих  поколений.

Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного  снижения цен на нефть в среднесрочной  перспективе.

Объем Резервного фонда, а также  объем доходов от нефти и газа, которые используются для финансирования расходов федерального бюджета, необходимо законодательно зафиксировать в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. При этом необходимо предусмотреть трехлетний период для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами.

Фонд будущих поколений должен аккумулировать доходы от нефти и  газа, образованных в результате превышения доходов от нефтегазового сектора  над отчислениями в Резервный фонд, и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета.

Правительству РФ необходимо разработать  механизмы и соответствующие  изменения в бюджетное законодательство, которые смогут обеспечить увеличение доходов от размещения накопленных средств.

3. Необходимо увеличить горизонт бюджетного планирования.

В качестве основы для перехода к  долгосрочному финансовому планированию можно рассматривать формирование и утверждение федерального бюджета  на трехлетний период. Требуется практический опыт разработки и использования долгосрочных (на период до 10–15 лет и более) бюджетных прогнозов, которые включают в себя количест-венные критерии устойчивости бюджетной системы, приемлемость налоговой и долговой нагрузок и оценки рисков для бюджетной системы.

Необходимо сделать оценку объемов  публичных обязательств Российской Федерации, прежде всего пенсионных, и основных бюджетных программ на долгосрочную перспективу с учетом влияющих на них устойчивых факторов и тенденций.

У субъектов Российской Федерации и муниципальных образований уже в 2007 г. появилась возможность формирования и утверждения своих бюджетов на трехлетний период.

4. Необходимо обеспечить исполнение расходных обязательств.

Решения об отмене действующих обязательств, их прекращение или реструктуризация должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета.

Необходим взвешенный подход к увеличению и принятию новых расходных обязательств с учетом имеющихся ресурсов. Нужно  сформировать четкий механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут быть приняты только при наличии полной уверенности в возможности их финансового обеспечения.

5. Необходимо провести анализ эффективности всех расходов бюджета. Нужно ввести в практику деятельности Правительства РФ современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, при этом требуется обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов. Так как задача бюджетной политики – это последовательное повышение качества жизни граждан, то необходимы не только отчеты о предоставлении медицинских и образовательных услуг, а достижение результатов по снижению заболеваемости и смертности, повышению конкурентоспособности наших школьников и студентов. Именно поэтому уже на этапе разработки отдельных мероприятий и комплексных программ Правительству РФ следует определять конечные цели реализуемых действий и процедуры оценки последствий этих действий.

Необходимо расширять состав и  улучшать качество информации, которая  предоставляется законодательным органам, общественности, гражданам о достигнутых и планируемых целях бюджетной политики и результатах использования бюджетных ассигнований, в том числе об эффективности реализации бюджетных программ.

Необходимо усилить статистическое наблюдение за результатами осуществляемых программ, внедрение регулярных специализированных статистических обследований, призванных обеспечить оценку эффективности бюджетных расходов.

6. Необходимо перейти на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений. Основным документом, который регламентирует взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, может стать контракт, который заключается на весь период реализации инвестиционного проекта. При этом в данном контракте должны быть четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства по финансированию. Расходы на весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен государственный контракт, подлежат включению в расходные обязательства государства и не могут быть пересмотрены. Сметные расчеты, которые проводятся при проектировании объекта государственных капитальных вложений, должны опираться на реальную оценку стоимости необходимых работ, оборудования и материалов и рассчитываться в ценах соответствующих лет. При этом смету необходимо рассматривать исключительно как составную часть конкурсной документации при проведении подрядных торгов, а в дальнейшем подрядчик должен обладать свободой выбора наиболее эффективных и экономичных способов реализации проекта.

7. Необходимо применять механизмы, которые стимулируют бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, а также механизмы, стимулирующие расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг.

Главные распорядители бюджетных  средств должны иметь полномочия, которые позволили бы самостоятельно определять формы финансового обеспечения и способы предоставления государственных услуг, включая предоставление государственной услуги непосредственно бюджетным учреждением на основе государственного задания или закупку услуги на рынке на основе государственного заказа. Те же принципы должны распространяться и на предоставление муниципальных услуг.

Правительству РФ необходимо принять  меры по реализации системы одноканального финансирования в сфере здравоохранения и системы нормативно-подушевого финансирования в сфере образования с учетом результатов проводимых в 2007 г. экспериментов по внедрению соответствующих механизмов финансирования в ряде субъектов РФ.

Информация о работе Бюджетная система РФ