Авторитаризм – препятствие или инструмент модернизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических систем является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Оглавление

ЧТО ТАКОЕ АВТОРИТАРИЗМ 3
РОЛЬ АВТОРИТАРНГО РЕЖИМА В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ 9
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ АВТОРИТАРНЫХ МОДЕРНИЗАЦИЙ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

Что такое авторитаризм - копия.doc

— 117.00 Кб (Скачать)
 

По дисциплине: История российских модернизаций

На тему: «Авторитаризм – препятствие или инструмент модернизации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

содержание

 

Что такое авторитаризм

 

      Авторитарный  режим.

      Одним из наиболее распространенных в истории  типов политических систем является авторитаризм. По своим характерным  чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

      Автократизм (самовластие) или небольшое число  носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

      Неограниченность  власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править    с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.

      Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

      Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное  однообразие не всегда результат  законодательных запретов и противодействия  со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но при условии их подконтрольности властям.

      Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические  сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

      Рекрутирование  политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

      К числу общих черт всех авторитарных режимов относят также следующие:

    • для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;
    • в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;
    • во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

      Все эти характеристики дают в сумме  явление авторитаризма только в  том случае, если наличествует его  духовный и практический стержень —  авторитет. Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние  отдельной личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. В более узком смысле авторитет — одна из форм осуществления власти, стоящей выше права. М. Бебер выделял три типа авторитета: 1) основанный на рациональном знании, 2) на традиции, 3) на харизме вождя. В первом случае носителем авторитета является учитель-пророк, во втором - проповедник, в третьем - вождь. Без личности такого рода авторитаризм невозможен. Она является знаком, символизирующим единство нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее и будущее.

      Учитывая  эти признаки авторитаризма, его  можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).

      Способы легитимизации власти.

      Авторитарные  политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование необходимостью национального освобождения и возрождения.

      В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто  используют некоторые демократические  институты — выборы, плебисциты и т.п. — для предания себе респектабельности  в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, Казахстане, России и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

      В период после второй мировой войны и, особенно, в последние десятилетия авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.  

      Сильные и слабые стороны  авторитаризма.

      В конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических государств мира. Попытки многих из них, в том числе и России, быстро, в духе большевистских “кавалерийских атак” ввести демократию без наличия необходимых для неё общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные последствия.

      В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть — со свободной экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным плюрализмом.

      Авторитаризм  иногда определяют как способ правления  с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.  

      Природа авторитаризма и  условия его возникновения 

      Авторитаризм  — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим с различными по природе общественными и политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.

      Каковы  условия возникновения режима авторитарной власти?

      1. Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного-двух поколений.

      2. С ломкой исторического уклада  жизни общества связано размывание  наличной социально-классовой структуры,  происходит маргинализация основной  массы населения. Появление больших  масс людей, «выбитых» из традиционных «гнезд» существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства.

      3. В сфере социальной психологии  и идеологии нарастают настроения  заброшенности и отчаяния, стремление  к «восстановлению» социальной справедливости путем установления поголовного равенства, потребительское отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса.

      4. В большой степени возрастает  роль исполнительных органов  государственной власти и основной  военной силы - армии, обращаемой  внутрь общества. Особое значение  приобретает бюрократия, без которой  невозможно функционирование – более или менее успешное – исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом.

      5. Наконец, решающим условием возникновения  авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, решающая спор между партиями и вождями.

      Поскольку режим авторитарной власти появляется не столько в результате случайного стечения обстоятельств, но всегда в той или иной мере выражает историческую необходимость, постольку он не может оцениваться однозначно. Наряду с авторитарными режимами консервативного (Сулла в Древнем Риме) или откровенно реакционного толка (Гитлер, например), были и такие, которые играли прогрессивную роль в историческом развитии своей страны, например Наполеон, Бисмарк, Петр I.

 

 РОЛЬ АВТОРИТАРНГО РЕЖИМА В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ

 

      В ХХ веке нигде в мире быстрая, скачкообразная социально-экономическая модернизация общества не осуществлялась в условиях развитой демократии. Авторитарная власть, существенно ограничивающая политическую жизнь, везде являлась необходимым, но недостаточным условием качественного преобразования общества.

      Для успеха модернизации власть должна быть конструктивно умной в ряде важных сфер. Она должна быть способна четко  позиционировать цели и место  страны в международном разделении труда, жестко бороться с отрицательными последствиями ограничения демократии. Власть должна способствовать честному обсуждению реального положения дел и решительно пресекать любые попытки дестабилизации обстановки, а при необходимости блокировать претензии разных групп населения на доходы и социальную защищенность, неадекватную реальному уровню развития страны.

      Примеры успеха у всех перед глазами. В  Европе это прежде всего пиренейские  диктатуры: почти сорокалетнее правление  Салазара в Португалии, похожий срок руководства Франко в Испании. Еще не забудем: военная хунта правила в Греции на рубеже 1960 – 1970-х гг. Целый ряд успешных модернизаций проведен авторитарными режимами в Азии: в Тайване, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии и др.

      Также достигнуты впечатляющие результаты авторитарными режимами в Турции и ряде ближневосточных государств. В Латинской Америке хрестоматийным примером качественного рывка является Чили.

Информация о работе Авторитаризм – препятствие или инструмент модернизации