Модернизация Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:51, реферат

Краткое описание

Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………..................................................................................................................3
РЕФОРМЫ ПЕТРА I……………………………………………………………………….5
1. Военные реформы…………………………………………………………………………………..5
2. Реформа государственного управления………………………………………………………..6
3. Реформа сословного устройства……………………………………………………………….8
3.1. Служивое сословие……………………………………………………………….8
3.2. Городское сословие (посадские и городские люди) …………………………....9
3.3. Крестьянство……………………………………………………………………….9
4. Церковная реформа……………………………………………………………………………….10
5. Экономические преобразования………………………………………………………………..11
6. Реформы в области культуры и быта………………………………………………………..14
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ……………....16
Досоветская историография. Западники ….........…………………………………………..17
Ключевский о реформах Петра I…….………………………………………………………18
Досоветская историография. Славянофилы……………….……..…………………………23
Советские историки…………………………………………………………………….…….24
Современные историки…………………………………………………………………….....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…..31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

РЕФЕРААААТ - копия.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

Министерство  образований и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО  «Уральский федеральный университет

Имени первого  Президента России Б.Н. Ельцина»

Кафедра «Металлорежущие станки и инструменты» 
 
 

Реферат 

«МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕТРА I,

  ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  ДЛЯ РОССИИ

  С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ

ИСТОРИЧЕСКИХ  КОНЦЕПЦИЙ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент: группа  

Преподаватель: 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………..................................................................................................................3

РЕФОРМЫ ПЕТРА I……………………………………………………………………….5

1. Военные реформы…………………………………………………………………………………..5

2. Реформа государственного  управления………………………………………………………..6

3. Реформа сословного  устройства……………………………………………………………….8

     3.1. Служивое сословие……………………………………………………………….8

    3.2. Городское сословие (посадские и  городские люди) …………………………....9

    3.3. Крестьянство……………………………………………………………………….9

4. Церковная реформа……………………………………………………………………………….10

5. Экономические преобразования………………………………………………………………..11

6. Реформы в области культуры и быта………………………………………………………..14

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ  ИСТОРИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ……………....16

Досоветская историография. Западники ….........…………………………………………..17

Ключевский  о реформах Петра I…….………………………………………………………18

Досоветская историография. Славянофилы……………….……..…………………………23

Советские историки…………………………………………………………………….…….24

Современные историки…………………………………………………………………….....29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…..31

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..32 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени.

      Все эти изменения происходили  на основе феодально-крепостнического  строя, который постепенно становился  главным тормозом для прогрессивного  развития страны, вступал в стадию своего разложения. В стране всё более отчётливо проявлялись симптомы зарождения и развития новых капиталистических отношений.

    В связи с этим уже в первой четверти XVIII века прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали развития производительных сил, активного содействия развитию промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической отсталости страны. Но для решения этих задач было необходимо сокращение сферы деятельности крепостничества, образование рынка вольнонаёмного труда, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вглубь и вширь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Поэтому развитие промышленности, товарных отношений, укрепление мощи государства сопровождалось резким ростом крепостнической эксплуатации, помещичьего произвола, укреплением власти дворян и чиновничье-бюрократического аппарата самодержавия. Это обостряло основное противоречие между господствующим классом и различными категориями крепостного крестьянства, составлявшего более 90% населения страны. Замедленность формирования буржуазии и превращения её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводило к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

      Сложность и противоречивость исторического развития страны в это время определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществлённых им реформ. С одной стороны, они имели огромное прогрессивное значение, шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию её отсталости.

      С другой стороны - осуществлялись  крепостниками, крепостническими  методами и были направлены  на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали всё сильнее и, вместо того, чтобы ликвидировать отсталость, консервировали её. В результате петровских преобразований Россия быстро догоняла те европейские страны, где сохранялось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла ликвидировать отсталость от стран, вставших на капиталистический путь развития.

      В своих реформах Пётр не  мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон.

 

     РЕФОРМЫ ПЕТРА I 

    1. Военные реформы 

      Военные реформы занимают особое  место среди Петровских преобразований. Сущность военной реформы состояла  в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

      Задачи создания современной  боеспособной армии и флота  занимали юного царя еще до  того, как он стал полновластным  государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной.

    "Игра  в солдатики", которой отдавал  все свое время юный Петр, с  конца 1680-х гг. становится все  более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

    Семеновский и Преображенский полки стали  ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время  Азовских походов 1695-1696 гг. Большое  внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

    Начало  Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Кардинальным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

      Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

     -создание  боеспособной регулярной армии,  одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность  воевать со своими основными  противниками и побеждать их;

     -появление  целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

     -создание  мощного военного флота;

    -гигантский  рост военных расходов и покрытие  их за счет жесточайшего выжимания  средств из народа. 

     2. Реформа государственного  управления. 

      Из всех преобразований Петра центральное положение занимала именно эта реформа. Старый приказной аппарат был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Сущность же реформы сводилась к формированию дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

      С 1708 года начинается ломка  старых учреждений и замена  их новыми. В результате к концу  первой четверти XVIII века складывается  следующая система органов власти  и управления.

      Вся полнота законодательной,  исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках царя. В 1711 году Боярская дума была заменена высшим органом исполнительной и судебной власти - Сенатом. Члены Сената назначались царём по принципу служебной пригодности. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал постановления - указы, имевшие силу закона. В 1722 году во главу Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений, он должен был выполнять функции “ока и уха государева”. Этот контроль он выполнял через прокуроров, назначаемых во всех правительственных учреждениях. К ним добавлялась система фискалов, возглавлявшихся обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение о всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц и нарушении ими “казенного интереса”.

    В 1717-1718 годах устаревшая система приказов была сменена коллегиями. Каждая коллегия ведала определённой отраслью или сферой управления. Главными считались три  коллегии: Иностранная, Военная и  Адмиралтейство. Вопросами торговли и промышленности ведали: Коммерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии. Последняя из них ведала металлургией и горной промышленностью. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступление доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, Вотчинная, учреждённая несколько позднее, - дворянским землевладением. К ним добавлялся Главный магистрат. Особое место занимала Духовная коллегия, или Синод, управляющая церковью. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которыми они ведали.

Информация о работе Модернизация Петра 1